Статья Проблемно-диалогический подход на уроках английского языка

Автор статьи предлагает описание возможности применения проблемно-диалогического подхода к процессу формирования языковой компетентности у подростков на уроках английского языка. В статье представлен как теоретический материал, являющийся результатом теоретичекого анализа проблемы исследования, так и результаты опытно-экспериментальной деятельности по формированию языковой компетентности подростков. Данная статья может быть интересна как учителям-филологам, так и психологам, осуществляющим сопро...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Проблемно-диалогический подход
в формировании языковой компетентности
на уроках английского языка

Реформирование системы образования в современной России ставит своей целью воспитание интеллектуальной, высокопрофессиональной личности, умеющей проявлять инициативу, находить оптимальное решение в неординарных ситуациях, что отражено в требованиях, предъявляемых к системе российского образования, сформулированных в «Концепции модернизации российского образования». Особенно важным условием реализации этих требований, предъявляемых к современному человеку, является его интеллектуальное развитие, которому в образовательном процессе может способствовать проблемное обучение.

Характерные для конца XX - начала XXI века изменения в направленности, целях, содержании образования вызваны вхождением России в мировое образовательное пространство. Свободное развитие человека, его творческого потенциала, самостоятельности, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов в настоящее время связывают с владением, по крайней мере, одним из европейских языков.

В связи с этим возникла необходимость пересмотра старых и создания новых подходов в плане повышения качества и действенности иноязычного образования. Этим целям наиболее полно соответствует концепция формирования номенклатуры компетентностей будущего специалиста в рамках соответствующего подхода, который определяется как «компетентностный».

В последние десять лет был выполнен ряд исследований компетентностного подхода посвященных:

- коммуникативно ориентированному обучению и формированию иноязычной коммуникативной компетенции по видам речевой деятельности (Г.К.Борозенец, С.И.Гусева, И.В.Леушина, М.В.Мазо, И.А.Мегалова, О.Ю.Левченко, О.В.Федорова);

- формированию отдельных видов компетенций (Н.И.Алмазова, Л.М.Босова, А.В.Гетманская, Л.А.Карева, Т.В.Литвинова, О.В.Сыромясов и);

- развитию профессиональной языковой компетенции (А.П.Петрова, А.Н.Кузнецов, Я.Е.Кузнецов, Т.С.Макарова, М.В.Маткова, М.В.Озерова ).

Значение, которое сегодня придается коммуникативным связям и отношениям, как между странами, так и в межличностном взаимодействии, актуализирует проблему формирования языковой компетентности. Это обусловливает необходимость организации современного образования в рамках проблемно-диалогического подхода (А.П. Валицкая, Б.С. Гершунский, Э.Ф. Зеер, М.П. Карпенко, Ф.Т. Михайлов, Г.И. Петрова, Г.Л.Тульчинский, В.А.Тюпа, А.А. Цукер, Ю.В. Шатин). С его разработкой и реализацией связаны надежды на решение проблемы формирования «человека коммуникации» (И.В. Кузнецов) - личности, которая, наряду с большим багажом научных знаний, обладает активным, гибким мышлением и поведением, умением грамотно взаимодействовать с окружающими, согласовывать, понимать, адекватно действовать в любых жизненных ситуациях.

Формирование языковой компетентности становится ключевой задачей современного образования. В настоящее время особенности социокультурной ситуации, усиление значимости не только выбора человеком своих поведенческих стратегий, но и его компетентности во взаимодействии с другими выводит задачу формирования языковой компетентности в число приоритетных. Однако решение этой задачи сталкивается с неразработанностью проблемно-диалогического подхода в образовании.

Проблемное обучение получило достаточно полное отражение в работах отечественных исследователей (А.В. Брушлинский, А.А. Вербицкий, Т.А. Ильина, Е.В. Ковалевская, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов) путем разработки его теоретических основ. Основателем данного подхода является американский философов, психолог и педагог Д. Дьюи.

В своих исследованиях ученые:

- рассмотрели сходства и различия проблемного и традиционного обучения (И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, В. Оконь);

- охарактеризовали место и роль ученика и учителя в проблемном и традиционном обучении (Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов);

-исследовали роль мышления и памяти в проблемном и традиционном обучении (А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, В.Т. Кудрявцев, A.M. Матюшкин),

-разработали определения и классификации проблемных ситуаций, проблемных задач и проблемных заданий (И.А. Зимняя, Е.В. Ковалевская, И.Я. Лернер, Т.В. Кудрявцев, В.Т. Кудрявцев, A.M. Матюшкин).

Среди активных методов обучения особое место занимают методы, основанные на вопросно-ответной форме деятельности (диалоге) обучающего и учащегося. Их суть состоит, прежде всего, в том, что они, обеспечивая усвоение учащимися знаний и умений, усиливают воспитательное воздействие педагога, развивают их поисковую активность, создают учащемуся естественные условия для развития его речи и мышления. Эти методы прошли длительный и сложный путь становления и развития. В зарубежной (А.Гербарт, Я.А.Каменский, А.Дистервег) и дореволюционной русской педагогике (К.Д.Ушинский, К.Н.Вентцель, П.Ф.Каптерев) высоко оценивались вопросно-ответные формы обучения, противостоящие догматизму и схоластике.

С развитием теории активизации и зарождения нового, проблемного типа обучения, методы, основанные на диалоге, начинают получать научное обоснование и выделяются как самостоятельные: диалогический, эвристический, частично-поисковый. Среди перечисленных методов диалогический занимает особое место, способствуя созданию благоприятных условий для применения методов высокого уровня проблемности. В теории проблемного обучения диалогический метод выполняет роль ступени для перехода от группы методов изложения к группе методов организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

До развития теории проблемного обучения, ее основных категорий, принципов и правил, диалогический метод не имел достаточного теоретического обоснования ни в аспекте дидактической структуры и содержания, ни в аспекте выбора и реализации. Проблемное обучение "как новая система правил применения ранее известных приемов учения и преподавания, построенная с учетом логики мыслительных операций (анализа, обобщения) и закономерностей поисковой деятельности учащихся (проблемной ситуации, познавательного интереса, и потребностей) вносит существенный вклад в разработку диалогического метода обучения. С развитием теории проблемного обучения, методы, основанные на диалоге (диалогический, эвристический) становятся объектом методологическим обоснованного рассмотрения, позволяющего выявить потенциальные возможности, объективно заключенные в самой природе этих методов.

Значительный вклад в разработку диалогического метода был внесен М.И.Махмутовым. Он впервые выделил диалогический метод как самостоятельный метод, дал ему определение и сформулировал правила его реализации. В данном исследовании мы исходим из интерпретации диалогического метода обучения, изложенного в работах М.И. Махмутова и адаптированного нами, на основе использования на конкретном содержании исходя из выявленных дополнительных признаков этого понятия. Итак, диалогический метод - это система регулятивных правил подготовки учебного материала и организации вопросно-ответного взаимодействия преподавателя и учащихся, на основе предварительно составленной диалоговой конструкции с целью объяснения нового учебного материала, побуждении учащихся к участию в постановке проблемы и их решении, подготовки их к самостоятельной поисковой деятельности.

Вместе с тем, существующий уровень дидактической разработки диалогического метода обучения, понимание его структуры и условий реализации не в полной мере обеспечивает его осознанное применение на практике.

Высокий потенциал проблемно-диалогического подхода как методологической основы для разработки специальных программ по формированию языковой компетентности в области иностранного языка и отсутствие таких программ, ориентированных на подростковый возраст обусловили проблему исследования. Целью исследования является разработать и апробировать программу формирования языковой компетентности в подростковом возрасте на основе проблемно-диалогического подхода. Объектом исследования является языковая компетентность подростков. Предметом исследования: процесс формирования языковой компетентности на уроках английского языка у подростков в рамках проблемно-диалогического подхода.

В отечественной науке нет общего мнения относительно содержания понятия «языковая компетентность». Это подтверждается в работах многих ученых: М.В. Вятютнев; И.Н. Горелов; А.В.Баранников; В.В. Сериков; А.А. Леонтьев; И.А. Зимняя; и Ю.Д. Апресян. В дидактике и методике преподавания языка этим термином, как правило, обозначают совокупность конкретных лингвистических навыков и умений, причем в разных работах даются различные их перечни.

В исследованиях А.В.Баранникова языковая компетентность определяется как интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешность коммуникативной деятельности. Этот ресурс включает не только компоненты, измеряемые с помощью языкового тестирования, но и иные
составляющие. Эти составляющие не входят в конструкт языкового тестирования и не могут измеряться с помощью языковых тестов. Они обнаруживаются на более высоком - личностном уровне и включают интеллект, общий кругозор, систему межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал личностного развития и роста в овладении языком и коммуникативной деятельностью.

Языковая компетентность, по мнению Н. Хомского, активизирует имеющиеся знания, умения, ценности, поиск путей решения конкретных учебных задач, включение творческого мышления и логического анализа, следовательно, одним из ее свойств можно считать проблемность.

Определяющим условием для формирования языковой компетентности учащихся, по мнению А.В. Федорова, является организация в учебном процессе коммуникативных ситуаций, при которых педагог создает коммуникативное взаимодействие с учениками и между учениками, оценивая результаты работы через учебный продукт - текст или высказывание (в устной и письменной формах).

Выделяют четыре компонента языковой компетентности, которые находятся в диалектической взаимосвязи: мотивационно - ценностный; когнитивный; операционно - деятельностный и рефлексивно - оценочный.

В контексте тематики настоящий статьи наибольший интерес представляет проблемно-диалогический подход в обучении. Проблемность в обучении рассматривалась как одна из закономерностей умственной деятельности учащихся.

По мнению ряда ученых, таких как О.М. Моисеевой; С.В. Юткиной; П.Б. Гуревич; Г.И. Гондарь и Д.В. Драгановой, одна из важных целей проблемно-диалогического обучения - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

Перейдем к рассмотрению понятия проблемно-диалогического обучения.

Проблемно - диалогическое обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В исследованиях Е.Л. Мельниковой определяется сущность проблемного - диалогичного обучения в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы».

При проблемно-диалогическом обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению закрепленного и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

Для проверки сформированности уровня языковой компетентности были разработаны следующие этапы работы. На первом констатирующем этапе проводилась диагностика выделенных компонентов языковой компетентности в двух группах испытуемых. Значимые различия в двух группах оценивались методом математической статистики U-критерий Манна Уитни.

На формирующем этапе исследования была разработана психолого-педагогическая программа формирования языковой компетентности подростков на основе проблемно-диалогического подхода на уроках иностранного языка. Программа содержит комплекс мероприятий с логичной структурой по формированию высокого уровня языковой компетентности.

Констатирующий этап исследования проводился этап с целью проверки сформированности языковой компетентности подростков на основе использованного подхода на уроках английского языка. Результаты сдвига были просчитаны с помощью методики Т-критерия Вилкоксона.

Таким образом, по результатам формирующего этапа эксперимента было доказано, что проблемно-диалогический подход является наиболее продуктивным и эффективным в формировании языковой компетентности подростков на уроке иностранного языка, чем традиционные подходы в обучении.


Литература

  1. Дудина, Е.Н. Формирование коммуникативной компетенции при интенсивном обучении младших школьников иностранному языку [Текст]/ Е.Н.Дудина // Вестн. Том. гос. пед ун-та. 2009. Вып. 2(80). С. 80-85.

  2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А.Зимняя. - М. : Исслед. центр по проблемам качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.

  3. Ильина, Т.А. Проблемное обучение понятие и содержание// Вестник высшей школы. [Текст]/Т.А. Ильина - М., 1976. - №2. - С.39-48.

  4. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. [Текст]/М.И. Махмутов - М.: Педагогика, 1975. С.5-164.

  5. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предмет, специфика// Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сб. материалов. [Текст]/Е.Л. Мельникова - М., Баласс. 2006. С.144-180.

  6. Шавель, О.М. Языковая компетентность как одна из ключевых в содержании компетентностного образования. [Текст]/О.М. Шавель, 2007-54с.



© 2010-2022