Рабочая программа учебной дисциплины «Основы деловой культуры» для профессии 100701. 01

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы деловой культуры»является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 100701.01 Продавец, контролёр-кассир - базовая подготовка  укрупненной группы специальностей 100000 Сфера обслуживания и типовой программы, утвержденной  учебно-методическим центром по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы, протокол №2 от 25 декабря 2012 г.  Рабочая программа учебной дисциплины может бы...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ПИЩЕВОЙ КОЛЛЕДЖ № 33











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы деловой культуры»


100701.01 Продавец, контролёр-кассир






Разработала преподаватель В. А. Бармасова







2013



СОДЕРЖАНИЕ


Стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11


  1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы деловой культуры».


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы деловой культуры» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 100701.01 Продавец, контролёр-кассир - базовая подготовка укрупненной группы специальностей 100000 Сфера обслуживания и типовой программы, утвержденной учебно-методическим центром по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы, протокол №2 от 25 декабря 2012 г.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки, и профессиональной подготовке по рабочим профессиям 17353 Продавец продовольственных товаров, 17351 Продавец непродовольственных товаров.


  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общепрофессиональные дисциплины - ОП.01.

В результате изучения дисциплины будут сформированы общие и профессиональные компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

ПК.1.1. Проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольственных товаров.

ПК 1.2. Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании.

ПК 1.3. Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасной эксплуатации.

ПК 1.4. Осуществлять контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей.

ПК 2.1. Осуществлять приёмку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.

ПК 2.2. Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку.

ПК.2.3. Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.

ПК 2.4. Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов.

ПК 2.5. Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.

ПК 3.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчётные операции с покупателями.

ПК 3.2. Проверять платёжеспособность государственных денежных знаков.

ПК 3.3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

ПК 3.4. Оформлять документы по кассовым операциям.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

- применять правила делового этикета;

- поддерживать деловую репутацию;

- соблюдать требования культуры речи при устном, письменном обращении;

- пользоваться простейшими приёмами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

- определять типы темперамента, основные психологические состояния;

- определять основные психологические типы покупателей;

- выполнять нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;

- налаживать контакты с партнёрами, уметь разрешать конфликты;

- организовывать рабочее место;

знать:

- этику деловых отношений;

- основы деловой культуры в устной и письменной форме;

- нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;

- основные правила этикета;

- характеристику психологических процессов, состояний, свойств личности;

- основы психологии производственных отношений;

- распространенные психотипы покупателей, мотивы покупок;

- основы управления и конфликтологии;

- способы разрешения конфликтов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часа;

самостоятельной работы обучающегося 27 часов.














1.5. Использование часов вариативной части ОПОП:

п/п

Дополнительные знания, умения

, наименование темы

Кол-во часов

Обоснование включения в рабочую программу


2

- Уметь:

определять типы темперамента, основные психологические состояния

- Знать:

характеристику познавательных психологических процессов, состояний, свойств личности.

Тема 1.1

Общие сведения о психологии

12

Необходимость формирования знаний о психологии, основных процессах, состояниях, свойствах, формирования умений использовать эти знания при обслуживании покупателей.

3

- Уметь:

определять основные психологические типы покупателей

- Знать:

распространенные психотипы покупателей, мотивы покупок

Тема 1.2.

Психология торговой деятельности

6

Необходимость формирования знаний о психологических типах покупателей, формирование умений по определению психотипов покупателей, использовании этих знаний и умений в профессиональной деятельности продавца.

4

- Уметь:

разрешать конфликты

- Знать:

способы разрешения конфликтов

Тема 3.3.

Конфликты и их разрешение

4

Углубление знаний будущего торгового работника о конфликтах и способах их разрешения; формирование умений по разрешению конфликтов.

Итого

22

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

81

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

20

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

27

в том числе:


работа с учебником

работа с дополнительной литературой

составление конспектов

подготовка рефератов

разработка таблиц, схем

работа с Интернет-ресурсами


Итоговая аттестация в форме зачёта.


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы деловой культуры»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

2

Общие сведения о предмете «Основы деловой культуры, структура предмета, его задачи, связь с профессиональной подготовкой продавца. Вопросы психологии, этики, делового этикета в процессе изучения предмета.



Раздел 1. Психология общения в торговле

24


Тема 1.1

Общие сведения о психологии

Содержание учебного материала

6

2

Понятие о психологии. Характеристика познавательных процессов. Психологические состояния, Свойства личности: характер, типы темперамента, способности. Индивидуальные особенности личности.




Практическое занятие 1-3

6


  1. Управление вниманием и ощущения в работе продавца.

  2. Развитие профессиональной памяти

  3. Определение типов темперамента



Самостоятельная работа обучающихся

4


Составление конспекта на тему «Ощущения в работе продавца».

Работа с учебником по вопросу «Способности - залог успеха в профессиональной деятельности».

Составление схемы «Виды памяти».



Тема 1.2 Психология торговой деятельности













Содержание учебного материала

4

2

Психология торговли, её задачи, значение для деятельности продавца. Психологические основы взаимоотношений продавца и покупателя. средства изучения психологии покупателей. Распространенные психотипы покупателей. Психологические факторы покупок. Мотивы покупок.



Практическое занятие 4

2


  1. Ролевая игра « Реакция продавца на поведение покупателя в зависимости от его психотипа».



Самостоятельная работа обучающихся

2


Работа с Интернет-ресурсами на тему «Психологические факторы покупок»

Работа с учебником по вопросу «Основные типы покупателей»



Раздел 2. Деловой этикет



19


Тема 2.1

Деловой этикет.







Содержание учебного материала

7

2

Содержание понятий «этика, мораль, нравственность». Категории этики. Профессиональная этика работников торговли.

Понятие этикета, повседневный этикет. Нормы и правила профессионального поведения в деловой обстановке. Национальный этикет, его особенности.

Умение налаживать контакты с партнёрами. Деловая репутация. Понятие имиджа работника торговли,

его основные составляющие: внешний облик, манеры поведения, речь, умение общаться с людьми. Интерьер рабочего помещения. Умение организовывать рабочее место.







Практические занятия 5-6

4



5. Формирование умений поведенческого этикета.

6. Правила профессионального поведения торгового работника (работа в «малых» группах)




Самостоятельная работа обучающихся

8



Составление презентаций на ПК к разделу «Повседневный этикет»

Работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами « Воздействие цветового оформления интерьера магазина на психику покупателя».

Составление резюме, вопросов для собеседования при приёме на работу.

Работа с учебником по вопросу «Требования к внешнему облику делового человека»



Раздел 3. Культура общения в сфере профессиональной деятельности

34


Тема 3.1

Общие сведения об общении

Содержание учебного материала

5

2

Общение как коммуникация. Факторы эффективной коммуникации. Формы и виды общения. Нормы и уровни общения в коллективе. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления. Средства вербального общения. Невербальные средства общения. Особенности использования различных средств общения в деятельности продавца.


2

Практические занятия 7

2


7. Формирование умений в процессе общения, анализ ошибок во взаимодействии продавца и покупателя.



Самостоятельная работа обучающихся

6


Работа с интернет - ресурсами по вопросу «Коммуникативные барьеры и пути их преодоления»

Составление таблицы « Средства вербального и невербального общения».

Работа с учебником.



Тема 3.2

Культура речи

Содержание учебного материала

4

2

Содержание понятий «культура речи», «речевой этикет». Основные требования к речи торгового работника. Пути достижения выразительности речи продавца: интонация, произношение, артикуляция, точность в подборе слов. Основы деловой культуры в устной и письменной форме. Правильное словоупотребление, соблюдение грамматических норм.



Практические занятия 8 - 9

4


  1. Упражнения по использованию формул речевого этикета (приветствие, представление, обращение, комплимент, благодарность).

  2. Составление деловых диалогов «продавец-покупатель»



Самостоятельная работа обучающихся

4


Изучение профессиональной терминологии.

Творческое задание на темы « Как найти общий язык с покупателем», «Приемы, повышающие эффективность продаж».



Тема 3.3

Конфликты и их разрешение

Содержание учебного материала

4

2

Основы конфликтологии. Правила поведения в конфликте. Способы разрешения конфликтов.



Практическое занятие 10

2


  1. Деловая игра «Способы разрешения конфликтов»



Самостоятельная работа обучающихся

3


Составление конспекта «Стратегия поведения в конфликтах»

Подготовка к зачёту



Зачёт

2


Итого в 5 семестре

81


Всего по предмету

81


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы деловой культуры»

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся

- рабочее место преподавателя;

- персональный компьютер;

- телевизор;

- экран;

- мультимедийная установка;

- комплект раздаточного материала;

- наглядные пособия (таблицы и схемы по темам курса).

Технические средства обучения:

- телевизор;

- мультимедийная установка;

- экран.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Г.М. Шеламова «Этикет делового общения», М., издательский центр «Академия», 2006 г.

Дополнительные источники:

  1. Н.С.Ефимова «Основы общей психологии» ИД «ФОРУМ» - ИНФРА-М, 2007 г.

  2. В.В. Усов «Деловой этикет» М, издат. центр «Академия», 2010 г.

  3. Р.С. Немов «Общая психология», ПИТЕР, 2007 г.

  4. Г.М. Шеламова «Деловая культура и психология общения», М., ACADEMA, 2005 г.

  5. О.Ю.Свергун «Психология успеха» М. «АСТ-ПРЕСС», 2000 г.

  6. В.П. Пугачёва «Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом» - М., Аспект-пресс, 2001 г.

  7. В.С. Герасимов «Методика преподавания психологии» (курс лекций), М., Ось - 89, 2004 г.

  8. Краткий толковый словарь русского языка/ Под ред. В.В.Розановой.- М.: Русский язык, 1982.

  9. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.Панов.- М.: Педагогика, 1984.

Интернет-ресурсы:

  1. Справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ

  2. Учительский портал.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение применять правила делового этикета

ОК 1 -7

ПК 1.3, 2.3

Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы

Умение поддерживать деловую репутацию

ОК 1- 4, 6,7 ПК 1.3, 2.3

Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы

Умение соблюдать требования культуры речи при устном, письменном обращении

ОК 2, 4,6 ПК 1.3, 2.3

Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы

Умение пользоваться простейшими приёмами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

ОК 1-3, 6 ПК 1.1, 1.2, 1.3, 2.2 2.3, 3.3

Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы

Умение выполнять нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке

ОК 1 - 7 ПК 1.3, 2.3, 3.1, 3.2

Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы

Умение налаживать контакты с партнёрами

ОК 3, 6

ПК 1.3, 2.3, 3.3

Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы

Умение определять типы темперамента, основные психологические состояния;

ОК 3, 6

ПК 1.3, 2.3, 3.3

Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы

Умение определять основные психологические типы покупателей;

ОК 3, 6

ПК 1.3, 2.3, 3.3

Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы

Умение организовывать рабочее место

ОК 1-3

ПК 1.2 1.3, 2.1, 2.3, 3.1

Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практических работ

Знание этики деловых отношений

ОК 1 - 7 ПК 1.3, 2.3

Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы

Знание основы деловой культуры в устной и письменной форме

ОК 2, 4, 6 ПК 1.1, 1.3, 2.1, 2.3, 3.2

Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы

Знание норм и правил поведения и общения в деловой профессиональной обстановке

ОК 1 - 7 ПК 1.1, 1.3, 2.1, 2.3, 3.2

Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы

Знание основных правил этикета

ОК 1 - 7 ПК 1.3, 2.3

Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы

Знание основ психологии производственных отношений

ОК 2, 3, 6 ПК 1.2, 1.3, 2.3, 2.2

Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, защите выступлений к уроку-семинару

Знание характеристик психологических процессов, состояний, свойств личности

ОК 1 - 7 ПК 1.3, 2.3

Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы

Знание распространенных психотипов покупателей, мотивов покупок;

ОК 2, 3, 6 ПК 1.2, 1.3, 2.3, 2.2

Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, защите выступлений к уроку-семинару

Знание основ управления и конфликтологии

ОК 2, 3, 4, 6,

ПК 1.3, 1.4, 2.3, 2.4, 3.4

Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы

Знание способов разрешения конфликтов

ОК 2, 3, 6 ПК 1.2, 1.3, 2.3, 2.2

Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, защите выступлений к уроку-семинару


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ПИЩЕВОЙ КОЛЛЕДЖ №33

«Утверждаю»

Руководитель структурного

подразделения по УР

_________________Д.Б. Лукошкина

Вопросы к зачету по предмету
«Основы деловой культуры »
(5 семестр)


1. Основные разделы психологии.
2. Характеристика познавательных процессов.
3. Психический процесс «ощущение», их виды, пороги ощущений.
4.психических процесс «память», ее виды, процессы памяти.
5.Психический процесс «внимание», его виды, свойства внимания.
6. Психологические состояния (настроение, страсть)
7.Психологические состояния (стресс, аффект)
8.Понятие о личности (работа с опорным конспектом).
9. Темперамент , общая характеристика, история возникновения учения о темпераментах
10.Характеристика типа темперамента «холерик»
11. Характеристика типа темперамента «сангвиник»
12. Характеристика типа темперамента «флегматик»
13. Характеристика типа темперамента «меланхолик»
14. Свойство личности - характер, 4 фактора, определяющие характер.
15. Способности - залог успеха профессиональной деятельности.
16.Психологические основы взаимоотношений продавца и покупателя.
17. Распространенные психотипы покупателей.
18. Задачи психологии торговли.
19. Психологические факторы покупок, мотивы покупок.
20. Понятие об этике, морали, нравственности.
21.Профессиональная этика работников торговли, правила профессионального поведения.
22. Понятие этикета, повседневный этикет.
23. Имидж делового человека.
24. Общение, его формы и виды.
25. Средства вербального и невербального общения.
26. Основы конфликтологии (определение конфликта, конфликтогены)
27. Способы разрешения конфликтов.
28. Правила поведения в конфликте.

Подготовил преподаватель В.А. Бармасова

Рассмотрено на заседании ПЦК

спецдисциплин

Протокол №__ от «_____»__________

Председатель ПЦК ________ М.А.Морозова


6


© 2010-2022