- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья по теме самообразования Использование метода проектов при обучении иностранному языку
Статья по теме самообразования Использование метода проектов при обучении иностранному языку
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Спиридонова Я.И. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование метода проектов при обучении иностранному языку.
Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи- так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
Е. С. Полат
В настоящее время каждый учитель, желающий дать качественные знания, сталкивается с проблемой, как правильно организовать работу на уроке, чтобы достичь лучшего результата. В преподавании иностранного языка происходит переориентация системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели, которая подразумевает в системе наличие определённых знаний и умение ими пользоваться по назначению. Важнейшими задачами для учителя являются : формирование у школьников умений ориентироваться в современном информационном пространстве; способность добывать и применять знания; использовать добытые знания для решения познавательных и практических задач. Приобретение опыта проектной деятельности способствует достижению этих целей обучения.
Проектная методика является одним из методов интерактивного и коммуникативного обучения. Цель данного обучения имеет четыре функции: познавательную, регулятивную, ценностно-ориентационную, этикетную. Другими словами, проектная методика - это практические творческие задания, требующие применения иностранного языка в реальных условиях. Они предполагают индивидуальную, групповую и коллективную деятельность с обязательным представлением проекта. Проектная методика является также и исследовательским методом (исследуется реальное положение дел в какой-либо сфере жизни людей). В большей степени этот метод актуален при подготовке проектов по страноведению.
Подготовка и реализация проекта имеют определенные этапы:
-
Подготовительный (создание рабочих групп, обсуждение темы, планирование проекта)
-
Организация работы (постановка индивидуальных задач, определение целей, определение источников информации)
-
Этап реализации проекта (обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации, самостоятельная работа учащихся над задачами проекта)
-
Завершающий этап (оформление проекта, защита проекта)
-
Этап оценивания проекта (актуальность выдвинутых проблем, активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными особенностями, межпредметные связи, эстетика оформления, креативность, умение отвечать на вопросы)
-
Этап практического использования результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках).
Проекты могут быть:
По характеру конечного продукта проектной деятельности при изучении
иностранного языка (Коряковцева, 2002):
1. Конструктивно-практические проекты.
2. Игровые / ролевые проекты.
3. Информационные и исследовательские проекты. 4. Проекты конкретного социологического обследования.
5. Издательские проекты.
6. Сценарные проекты.
7. Творческие проекты .
По содержанию:
-
Монопроект (в рамках одной области знаний, например, только по предмету «английский язык»)
-
Межпредметный проект (иностранный язык, история, страноведение, география, технология, информатика и ИКТ)
По количеству участников:
-
Индивидуальный
-
Парный
-
Групповой
-
Массовый
В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения учитель имеет возможность оценить овладение учащимися определённым учебным материалом. На уроках английского языка учителя чаще всего используют информационные и поисковые проекты. Проектом может стать подготовка доклада на страноведческую тему или коллективная подготовка различных мероприятий. Общей характеристикой для любого вида проекта является вовлечение ученика в активную работу, сотрудничество и ответственность.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, выражением учащимися своих собственных мнений, чувств, активным включением в реальную деятельность. В данном процессе улучшается иноязычная речевая подготовка учащихся, активизируется их познавательная деятельность. Метод проекта также позволяет решать некоторые практические задачи, как, например, развитие навыков работы с книгой, аудио-, видеоматериалами и материалами из сети Интернет, навыков обобщения и схематизации коммуникативно-познавательной информации.
Роль учителя при использовании метода проектов.
При использовании метода проектов меняется роль учителя. Она разная на различных этапах работы над проектом. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.
Главная задача учителя заключается не в передаче конкретных знаний, а в обучении формам работы для получения знаний.
Учитель должен уметь спрогнозировать все проблемы и неудачи, которые могут возникнуть при работе над проектом.
Из опыта работы над проектом.
В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в ходе работы над темой.
Всегда стараюсь использовать данный метод в своей работе для обобщения и систематизации знаний и умений по изученной теме, но и при такой форме работы наряду с её достоинствами имеются определенные трудности. Они зависят от следующих факторов:
-
недостаточным уровнем языковой подготовки отдельных учащихся;
-
недостатком времени;
-
непривычностью этой формы работы;
-
трудностью вовлечения слабых учащихся в активную дискуссию.
У меня небольшой опыт работы в этой области, но я хочу предложить лучшую проектную работу моих учащихся. Тема проекта выбрана учащимися : "London's Places of Interest" (7 класс )
Цели:
-
социокультурный аспект- изучение основных достопримечательностей Лондона, их культурная значимость;
-
развивающий аспект- развитие воображения, внимания;
-
воспитательный аспект- воспитание уважительного отношения к стране изучаемого языка;
-
учебный аспект-развитие речевого умения;
Речевой материал: материал цикла.
-
Подготовка проекта. Подготовка проекта ведется с самого первого урока. Учащимся представлены названия проектов на первом уроке, чтобы они могли постепенно накапливать материал для своего проекта.
-
Защита проекта. Проект был представлен на последнем уроке по теме "Великобритания". Ученики сами выбирали форму проекта.
-
Оценка проекта. Проект был оценен на "отлично". Моя роль заключалась в организации обсуждения содержания и формы представленной работы, обсуждении промежуточных результатов, корректировке ошибок.
-
. Контроль. После защиты проекта был проведен анализ выполненной работы.
Роль учителя: проанализировать ответы учащихся, проследить за тем как усвоена ими лексика.
Выполнение разнообразных учебных проектов позволяет реализовать не только образовательные задачи, стоящие перед учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на реалии, историю и культуру своей страны и, конечно, узнать многое из того, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. А междисциплинарные связи, прослеживающиеся в каждой изучаемой теме, способствуют развитию более широкого взгляда на проблемы природы, истории, общества и жизни, способствуют более глубокому пониманию роли России в нашем изменяющемся мире, формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого.
Список литературы.
-
Душеина Т. В. «Проектная методика на уроках иностранного языка» ИЯШ. 2003 № 5.
-
Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. - 1991. - №3
-
Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. - М., 2003.
-
Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык.- М.: АРКТИ, 2002.
-
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка . ИЯШ 2000. №2, 3.