Рабочая программа по немецкому языку по ФГОС (6 класс)

Раздел Иностранные языки
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














































Пояснительная записка


Рабочая программа по немецкому языку для 6 класса создана на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ гимназии №1 города Кузнецка по иностранным языкам. Программа составлена с учетом содержания и методической системы учебно-методического комплекса автора Л.Н Яковлевой «Мозаика», учебника для 6 класса школ с углубленным изучением немецкого языка, Москва, «Просвещение» 2010.

Немецкий язык в 6 классе изучается при 5 часах в неделю. Основной задачей данного УМК является систематизация знаний, расширение языкового, межкультурного и лингвострановедческого багажа учащихся. Данный УМК готовит школьников к сдаче экзаменов на аттестат зрелости, вступительным экзаменам в ВУЗы, а также соответствует актуальным требованиям сертификата «Немецкий язык как иностранный» института им. Гёте и Немецкого языкового диплома Центрального управления зарубежных школ ФРГ. Данный УМК содержит материалы, побуждающие проводить межкультурное сравнение различных аспектов жизни, в том числе и молодежные культуры немецкоязычных стран и России. УМК «Мозаика» для 6 класса отвечает требованиям современного общества, предъявляемым к выпускнику основной школы.

Данный УМК помогает ученику стать не объектом образования, а субъектом процесса обучения немецкому языку.


Цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета «Немецкий язык»

Изучение немецкого языка на углубленном уровне в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

  • речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

  • языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

  • социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся 6 класса; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

  • компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

  • учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитиеобщих и специальных учебныхумений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

  1. развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в ременном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.


Общая характеристика учебного предмета «Немецкий язык»

Немецкий язык входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «Немецкий язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.

Основное назначение немецкого языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Немецкий язык как учебный предмет характеризуется

  • межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);

  • многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);

  • полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

Являясь существенным элементом культуры народа - носителя данного языка и средством передачи ее другим, немецкий язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение немецким языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

Немецкий язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и деятельностного подходов к обучению иностранному языку.

В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.

Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.

Основные содержательные линии. Первой содержательной линией учебного предмета «Немецкий язык» являются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй - языковые средства и навыки оперирования ими, третьей - социокультурные знания и умения.

Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, что обусловлено единством составляющих коммуникативной компетенции как цели обучения: речевой, языковой, социокультурной.

Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными знаниями, которые составляют предмет содержания речи и обеспечивают взаимопонимание в социокультурной межкультурной коммуникации. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Немецкий язык».


Место учебного предмета «Немецкий язык» в учебном плане МБОУ гимназии №1 города Кузнецка

Учебный план МБОУ гимназии №1отводит 175 часов для обязательного изучения учебного предмета в 6 классе из расчета 5 учебных часов в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Немецкий язык»

Ценностные ориентиры составляют содержание, главным образом, воспитательного аспекта. Воспитание связано с культурой и понимается как процесс обогащения и совершенствования духовного мира обучающегося через познание и понимание новой культуры. Факты культуры становятся для обучающегося ценностью, т.е. приобретают социальное, человеческое и культурное значение, становятся ориентирами деятельности и поведения, связываются с познавательными и волевыми аспектами его индивидуальности,

определяют его мотивацию, его мировоззрение и нравственные убеждения, становятся основой формирования его личности, развития его творческих сил и

способностей. Будучи связанным с культурой, основанный на ней, воспитательный аспект вытекает из сущности коммуникативной технологии, которая основана на системе функционально взаимообусловленных принципов, объединенных единой стратегической идеей: принципов овладения иноязычной

культурой через общение, речемыслительной активности, личностной индивидуализации, ситуативности, функциональности и новизны. Воспитательный потенциал реализуется через культуроведческое содержание

используемых материалов.


Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета «Немецкий язык»

Личностные результаты, формируемые при изучении немецкого языка:

• формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Немецкий язык»;

• осознание возможностей самореализации средствами немецкого языка;

• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;

  • развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, дисциплинированность;

  • формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

  • стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира;

  • готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические ценности), свою гражданскую позицию.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование

универсальных учебных действий (УУД), включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Предметные результаты изучения немецкого языка в 6 классе:

  • развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

  • развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими выполняя разные социальные роли;

  • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

  • развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

  • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессекоммуникативной деятельности на немецком языке.

Предметные результаты освоения учениками 6 класса программы по немецкому языку:

  1. В коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как средством общения)

Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:

говорении:

  • вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

  • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;

  • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;

  • сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;

  • описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного;

аудировании:

  • воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;

  • воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотескто, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);

чтении:

  • читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;

  • читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и пользованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов;

  • читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;

письменной речи:

  • заполнять анкеты и формуляры;

• писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета принятых в стране изучаемого языка;

Языковая компетенция (владение языковыми средствами):

• применение правил написания слов, изученных в 6 классе;

• адекватное произношение и различение на слух всех звуков немецкого языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;

  • соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное);

  • распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);

• понимание и использование явлений многозначности слов немецкого языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;

  • распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций немецкого языка; знание признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);

  • знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков.

Социокультурная компетенция:

• знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и стране изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

• распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в стране изучаемого языка;

• знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);

• знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;

  • представление об особенностях образа жизни, быта, культуры страны изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);

• представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и страны изучаемого языка;

• понимание роли владения иностранными языками в современном мире.

Компенсаторная компетенция:

умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.

  1. В познавательной сфере:

• умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;

• владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтетения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);

• умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики 6 класса;

• готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;

• умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);

• владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения немецкого языка.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

• представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;

  • достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями немецкого языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;

  • представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и немецкого языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;

  • приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на немецком языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах.

  1. В эстетической сфере:

• владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на немецком языке;

• стремление к знакомству с образцами художественного творчества на немецком языке и средстваминемецкого языка;

  • развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи,музыке,литературе.

  1. В трудовой сфере:

  • умение рационально планировать свой учебный труд;

  • умение работать в соответствии с намеченным планом.

  1. В физической сфере:

стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).


Содержание учебного предмета «Немецкий язык»

Лексика: Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К лексическим единицам, усвоенным в начальной школе, добавляются лексические единицы, включающие устойчивые словосочетания, оценочную лексику и реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру немецкоязычных стран.

Развитие навыков их распознавания и употребления в речи.

Грамматика: Расширение объема значений грамматических средств, изученных в начальной школе и овладение новыми грамматическими явлениями.

Морфология

Имя существительное -типы склонения имен существительных, систематизация множественного числа существительного.

Имя прилагательное -степени сравнения имен прилагательных.

Глагол -видо-временны формы глагола, PräsensPassiv , PräteritumPassiv, Futur I Passiv, Infinitivgruppenmitzuundohnezu , PräsensStativ , PräteritumStativ, управлениеглаголов.

Числительное -Grundzahlwörter, чтение дат.

Синтаксис.

Infinitivgruppen mit zu und ohne zu ,Finalsätze , Temporalsätze , zweigliedrige

Konjunktionen entweder …oder , nicht …nur , sodern auch , weder … oder , Nebensätze.

Аудирование: Обучение аудированию предполагает овладение различными стратегиями аудирования: а)с пониманием основного содержания,б) с выборочным пониманием и в) с полным пониманием услышанного. При этом предусматривается овладение следующими умениями:

  • выделить основную информацию в воспринимаемом на слух тексте и прогнозировать его содержание;

  • понимать тему и факты сообщения;

  • вычленять смысловые вехи;

  • понимать детали;

  • выделять главное,отделять второстепенное;

  • выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.

Говорение:

Диалогическая речь: продолжается развитие речевых умений диалога этикетного характера, диалога-расспроса, диалога -обмена мнениями с соблюдением норм речевой культуры, принятых в стране изучаемого языка на основе новой тематики и расширения ситуаций официального общения. Учащиеся продолжают совершенствовать умения ведения диалога этикетного характера в стандартных ситуациях общения ,используя адекватные речевые клише - приветствовать, начинать, поддержать разговор, деликатно выйти из него, заканчивать общение. На данном этапе предполагается вариативное использование известных типов диалогов, их комбинирование.

Монологическая речь: используются такие типы речи как повествование, сообщение, описание; изложение основного содержания прочитанного с опорой на лексику текста и его структуру, умение выразить свое мнение в связи с прочитанным и прослушанным текстом; рассуждение о фактах и событиях, сопоставление явлений культуры контактируемых языков.

Чтение: понимание текстов с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от вида чтения: с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием (изучающее чтение), с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое чтение).

Чтение текстов осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание речи для 6 класса, отображающее особенности культуры стран изучающего языка.

Письменная речь: На данном этапе происходит совершенствование сформированных навыков письма и дальнейшее развитие умений:

  • делать выписки из текста;

  • составлять план текста:

  • писать поздравления с праздниками(включая адрес);

  • заполнять анкеты, бланки, излагать сведения о себе;

  • составлять план, тезисы устного или письменного сообщения;

  • писать личное письмо (расспрашивать адресата о его жизни, делах, здоровье, сообщать о себе).


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

  1. Книги (24ч.)

Подростки о книгах; От автора к читателю; Книги вчера и сегодня; Писатель информирует; Пассив.

  1. Школа (20ч.)

Для чего нужна школа?; Домашние задания: за и против; Я хожу в школу, чтобы учиться; Школьные истории; Инфинитивный оборот um…zu.

  1. Ярмарка (21ч.)

Выходной день; На ярмарке; Когда у меня свободное время; Воскресный визит; Придаточные предложения времени.

  1. Спорт (20ч.)

Спорт доставляет удовольствие; Все для спорта; Спорт и даты; Командная игра; Даты, временные формы глагола.

  1. Немецкоговорящие страны (23ч.)

Немецкоговорящие страны; Земли Германии; Числа; Бавария; Числа.

  1. Путешествия (21ч.)

Куда поехать?; На вокзале; Подготовка к путешествию; Приключения; Пассив состояния.

  1. Окружающий мир (24ч.)

Наша планета в опасности; Вокруг света; Что случится, если…; Защита окружающей среды - дело каждого!; Двойные союзы.

  1. Сказания и легенды (22ч.)

Сказания древних времен; Шильдбюргеры; Барон Мюнхгаузен; Проделки Тиля Уленшпигеля; Временные формы, пассив, придаточные предложения.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


  1. Мозаика, учебник немецкого языка для 6 класса школ с углубленным изучением немецкого языка, Л. Н. Яковлева, М. С. Лукьянчикова, К. Дрейт М., «Просвещение», 2011

  2. Рабочая тетрадь к учебнику немецкого языка для 6кл. школ с углубленным изучением немецкого языка, Мозаика, Л. Н. Яковлева, М. С. Лукьянчикова, К. Дрейт М., «Просвещение», 2011

  3. Книга для учителя 6 кл., Мозаика, пособие для школ с углубленным изучением немецкого языка, Л. Н. Яковлева, М. С. Лукьянчикова, К. Дрейт М., Просвещение, 2009

  4. Справочник по грамматике немецкого языка для 5 - 11 классов школ с углубленным изучением немецкого языка, Н. Б. Соколова, И. Д. Молчанова, Е. И. Гутрова, М., Просвещение, 2001

  5. Сборник упражнений по немецкому языку, Л. Е. Шокова, Н. Я. Шоков, Астрель, М., 2005

  6. «Германия: страна и люди», Панасюк Х. Г.-И., Минск, Высшая школа, 2000

  7. Учебное пособие «Das Deutschmobil» , Mass Media, Москва

  8. Учебное пособие «Hallo, Nachbarn!», Goethe - Institut, Москва

  9. Диск с аудиотекстами

© 2010-2022