Статья по английскому языку на тему: ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


Северина Л.Г. учитель английского языка

МКОУ «Средняя общеобразовательная

школа №12 г.Лиски»

Согласно требованиям ФГОС второго поколения важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, к осуществлению осознанной саморегуляции, имеющей непреходящее значение для максимальной реализации возможностей личности.

Центральным звеном осознанной, т.е. произвольной саморегуляции является самооценка, определяющая направление и уровень активности человека, его отношение к миру и людям, к самому себе. При обращении человека к анализу оснований собственных действий и деятельности в целом его самооценка становится более надёжным механизмом саморегуляции. Это и заставило нас на учебных занятиях большое значение уделять организации рефлексивной деятельности.

Рефлексия - самоанализ деятельности и ее результатов. Существует следующая классификация видов рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  • рефлексия содержания учебного материала;

  • рефлексия деятельности.

Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Поэтому мы остановились на рефлексии деятельности. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию - осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае - не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и целеполагания. Рефлексивный подход помогает учащимся вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности - ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цель для дальнейшей работы в соответствии со своими интересами и возможностями.

Многолетние наблюдения показывают, что задачи, предъявляющие к учащемуся требования, значительно опережающие уровень имеющегося у него развития, не могут сыграть положительную роль в учении. Они подрывают у ученика веру в свои силы и способности. При организации рефлексивной деятельности учитель и ученик взаимодействуют не только для того, чтобы ученик усвоил некоторый объём учебного материала, но, прежде всего для самореализации личностных возможностей школьника. Происходит переориентация системы обучения иностранному языку на личность ученика как субъекта этой системы. Необходимым становится развитие способности использовать языковые средства в различных ситуациях общения с целью установления различного рода взаимодействия, а также способности оценить, проанализировать ситуацию общения, субъективно оценить свой коммуникативный потенциал и принять необходимое решение.

Один и тот же материал воспринимается учащимися по-разному. Они анализируют его согласно своему опыту, знаниям и интересам и выбирают задание, которое могут выполнить успешно. При этом учитываются мотивы и цели общения. Каждый ученик чувствует свою причастность к осуществлению общего дела. Этот подход основан на гуманистических воззрениях, личной инициативе учащихся, индивидуально ориентированных учебных программах, самоорганизованном обучении с применением многочисленных альтернативных источников информации и творческих проектных заданий.

Так, при изучении темы охраны окружающей среды предлагаем провести мониторинг экологических проблем своего района или подготовить проект «Что я могу сделать для охраны окружающей среды». Учащиеся знакомятся с полным объемом информации и выбирают посильное для них задание. При этом они должны не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я сделал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? - вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие анализировать свою деятельность.

Для развития рефлексивных способностей у младших школьников применяем следующие приёмы:

1. «Лесенка успеха» - нижняя ступенька (у «человечка» руки опущены) - у меня ничего не получилось; средняя ступенька (у «человечка» руки разведены в стороны) - у меня были проблемы; верхняя ступенька (у «человечка» руки подняты вверх) - мне всё удалось.

2. «Наряди ёлку» - успешно выполнил задание - повесил шарик, были ошибки - шарик остался возле ёлки.

3. «Дерево успеха» - зелёный лист - нет ошибок, жёлтый лист - 1 ошибка, красный лист - 2-3 ошибки.

4 «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика

5. «Поляна». На доске - поляна из цветов, над каждым цветком - этап урока. Перед каждым ребенком - бабочка. Предлагаем детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

В 5-7 классах особенно важным считаем подведение итогов в конце урока, темы с вовлечением детей в самоанализ, в ходе которого они говорят, чему научились, какие умения проявили.

Теперь я знаю

Теперь я умею

рассказывать о …

задавать вопросы

заполнять таблицу

английские традиции

беседовать о…

что нужно сделать для…

В 8-9 классах часто используем приём рефлексии в форме синквейна, когда ученик сам осмысливает то, что он понял и передаёт это в сжатой форме, выделяя основное, главное:

1 .Name the main idea (назовите основную мысль)

2 .Describe it in two adjectives (опишите её двумя прилагательными)

3. Describe it in three verbs (опишите её тремя глаголами)

4. Relation to the topic (отношение к теме)

5. Synonym to the main idea (синоним основной мысли)

Развивается умение анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников по логической схеме. Школьники учатся сравнивать, делать выводы, давать оценку.

На старшей ступени обучения особенно важно побуждать учащихся к развитию информационных умений, связанных с использованием самостоятельного приобретения знаний: осуществлять поиск необходимой информации, использовать справочную литературу, умение выделить нужную информацию из различных источников.

Посредством рефлексивных действий старшеклассник выдвигает цели деятельности и поведения, составляет план их осуществления, осмысливает свои потребности в системе принятых ценностей, прогнозирует последствия совершаемых действий. Это помогает учащимся приобрести навыки исследовательской деятельности: анализировать смысл и характер вопросов, аргументировать свою позицию, пользоваться сокращёнными видами записей (план, тезисы), редактировать свой и чужой текст. В наибольшей степени на старшей ступени на развитие личности школьников, их самостоятельности и творчества нацелено реферирование и аннотирование текстов. Это требует применения следующих приёмов рефлексивной деятельности:

  • анализ отдельных слов, предложений текста для лучшего понимания их значения и смысла текста в целом;

  • поиск смысловых опор;

  • выделение наиболее существенного, главного;

  • сжатие текста;

  • его оценка;

  • прогнозирование (дальнейшего содержания, нахождение в тексте мест, куда подходят пропущенные фразы)

Одним из средств развития рефлексии деятельности является создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развёртывание на их основе активной поисковой деятельности учащихся.

Умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования необходимо также учить детей, как мы учим их предметным знаниям, умениям, самостоятельному мышлению. Поэтому считаем рефлексию необходимым моментом личностно ориентированного урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями они столкнулись на уроке и как их разрешить.

Развитие рефлексивного компонента деятельности учащихся на уроках английского языка формирует у учащихся следующие метапредметные умения:

  1. Способность определять жизненные ценности и приоритеты.

  2. Способность планировать результаты предполагаемых действий в определённых ситуациях.

  3. Способность к осуществлению запланированных действий.

  4. Способность оценить себя и достигнутое.

  5. Способность сотрудничать с другими при достижении своих целей.

  6. Способность к созиданию, творчеству.

В целом эти способности можно свести к четырём «Д»:

  • Думать.

  • Действовать.

  • Добиваться.

  • Дружить.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. Это помогает достичь высоких результатов.


Список литературы


  1. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе.- М.: «Когито-Центр», 2010.

  2. Стеценко И.А - Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности

  3. Статья «Психология сегодня: Сборник научных трудов». - Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 410 с.

  4. Соколова Л.А Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся / А.Л Соколова // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 1. - С. 19-26.


.

© 2010-2022