- Преподавателю
- Иностранные языки
- Воспитательные задачи на уроках английского языка
Воспитательные задачи на уроках английского языка
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фахртдинова Ю.К. |
Дата | 28.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Воспитательные задачи на уроках английского языка
Педагогический процесс - целостное явление, нераздельно включающее как обучение, так и воспитание. Соотношение и воспитания, безусловно, вневременная фундаментальная педагогическая проблема. Принцип воспитывающего обучения был введен в педагогику психологом И.Ф. Гербартом, который утверждал, что «из мыслей вытекают чувствования, а из них - принципы и поступки». И что воспитывать можно тем же способом, что и учить. Стержнем системы образования всегда выступал процесс воспитания гармонично развитой личности. Главная задача учителя, проектирующего и осуществляющего педагогический процесс - обеспечить единство действия механизмов воспитания и обучения. Механизм обучения нельзя замыкать на передаче суммы научных знаний, умений, навыков. Необходимо выработать на этой основе у обучающихся способность к практическому использованию знаний на благо человека и общества. Поэтому сегодня бесспорна актуальность осмысления существующих проблем, подходов, путей и возможностей в реализации воспитательной функции урока, а также существующего опыта обучения, приводящего к формированию у учащихся определенных отношений к обществу, природе, собственной личности и деятельности.
Казахстан - многонациональная страна. А это значит, что система образования страны является многоязычной. В этой связи встает еще один вопрос о том, как воспитывать духовно-нравственную, свободную, ответственную, толерантную, граждански активную, развитую и здоровую личность в наших условиях. Отсюда вытекает педагогическая необходимость проектирования воспитательной системы школы, которая учитывала бы не только фундаментальные казахстанские традиции воспитания подрастающего поколения, но и традиции и ценности народов мира.
Программами общеобразовательной школы РК предусмотрены главные направления воспитания в процессе обучения: социальная адаптация, формирование прочных нравственных принципов, гражданской ответственности на основе общепринятых духовных ценностей, передача духовных богатств отечественной и мировой культуры, навыков общежития с представителями иных наций.
На первом месте при этом стоят предметы гуманитарного содержания. Изучение и освоение этих предметов рассматривается как противоядие от жестокости, черствости. Предметы естественно-математического цикла формируют материалистическое мировоззрение. Содержание обучения выступает в качестве педагогической модели социального заказа школе. Каждый учебный предмет выполняет свою специфическую функцию в формировании у учащихся нравственности, эстетических ценностей, мировоззрения.
Иностранные языки как учебная дисциплина имеет огромный воспитательный потенциал, который необходимо использовать сегодня для решения многих воспитательных задач, среди которых приобщение школьников к осознанию культурного наследия своего народа и народа других стран, поддержание стремления учащихся к осуществлению межличностного общения. Изучение английского языка позволяет осуществить социокультурное обогащение мировосприятия и мировидения, изучающих язык в процессе совершенствования их иноязычной коммуникативной компетенции.
Для наиболее эффективного использования воспитательного потенциала урока английского языка необходимо, чтобы тематика уроков и содержание используемых материалов определялись, прежде всего, проблемами личности ребенка, его интересами, правилами, обязанностями.
Успешность воспитательного процесса зависит от нескольких фактов, главными из которых являются: 1) содержание используемых материалов; 2) методическая система обучения; 3) личность учителя и его стиль поведения.
Значимость английского языка как учебного предмета состоит в том, что в ходе обучения изучению подлежат разнообразные темы, затрагивающие всевозможные стороны жизнедеятельности человека. Значительное внимание акцентируется на культурообразующем характере содержания образования, в котором наряду с ценностями духовной и материальной культуры, познавательной культуры в области основных наук, ведущих сфер искусства, экономической культуры и культура труда, политической и правовой культуры, культуры семейных отношений, представлены коммуникативные и информационные культуры.
Английский язык как предмет охватывает в основном все стороны жизни людей. Содержание действующих учебников английского языка дает возможность заострять внимание учеников на нормах поведения дома, в общественных местах, на природе, вести переписку с друзьями и близкими и что следует понимать под культурой поведения. Человек живет среди людей, и он должен вести себя так, чтобы общение с ним было приятно другим. Знакомство с правилами поведения должно побуждать школьников задуматься над своим поведением, стремиться к самовоспитанию и вести себя так, как бы он хотел, чтобы окружающие вели себя по отношении к нему: быть вежливым, приветливым, доброжелательным.
Обучение английскому языку, организованное путем межличностного общения на этом языке, помогает формированию личности в коллективе и через коллектив, способствует развитию ее самопознания, проявлению разных склонностей и способностей, превращает учение в радость.
Таким образом, с помощью английского языка как общеобразовательного предмета в средней школе осуществляется комплексный подход к нравственному воспитанию школьников, к их всестороннему гармоническому развитию.