- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья Использование ИКТ на уроках немецкого языка
Статья Использование ИКТ на уроках немецкого языка
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Юдина В.Н. |
Дата | 10.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Использование информационных технологий
на уроках немецкого языка.
Возрастание требований к общекультурному и профессионально-личностному уровню учителя вызывает необходимость овладения учителем всё большими объёмами информации, обновление профессиональных знаний, рост стремления учителя к полной реализации своих личностных качеств. Эти требования заставили меня несколько лет назад освоить компьютер.
А затем самая элементарная задача, но очень актуальная для учителей немецкого и французского языков, - это мотивировать учащихся на изучение именно этих языков - заставила использовать в своей педагогической деятельности информационные технологии.
Кроме того, известно, что мотивация - одно из важнейших условий успешности или неуспешности учения ребёнка. Не секрет, что менее способный ученик (а таких в немецких группах к сожалению больше ) , но с высоким уровнем мотивации может достичь более высоких результатов в учёбе, чем очень способный, но с низким уровнем мотивации.
А вторая задача, более широкая, это то, что современное коммуникативно- ориентированное обучение готовит учащихся к использованию иностранного языка в реальной жизни.
Использование информационных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку значительно повышает качество подачи материала и эффективность усвоения этого материала учащимися. Как показывает практика, использование и внедрение современных технологий, мультимедийного оборудования обогащает содержание образовательного процесса, и наблюдается тесное сотрудничество между учителем и учащимися.
Работая три года над темой «Использования ИКТ на уроках немецкого языка», по мере овладения информационными технологиями, моя работа условно разделилась на 3 этапа:
- 1год - использование обучающих дисков;
- 2год- создание презентаций, фильмов с помощью программ Power Point и Movie Maker;
- 3год - использование Интернета, работа с образовательными сайтами, с поисковыми системами Интернета.
А теперь более подробно о каждом из этих видов работы.
1. Обучающие диски
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- предоставляют возможность ребёнку работать в своём темпе;
- дают возможность избежать субъективности оценки;
- улучшают качество усвоения материала;
- усиливают процессы запоминания визуального образа Л.Е.;
- ускоряют процесс обучения;
- стимулируют деятельность учащихся;
- предоставляют возможность отработать любой вид речевой деятельности;
- формируют позитивную мотивацию к учению;
- развивают инициативную речь.
С сообщениями об использовании обучающих дисках я выступала на заседании председателей ШМО весной 2008г. и на августовской конференции учителей немецкого языка 25 августа 2008г.
Такие обучающие программы как «Deutsch Platinum", "Teach Pro Немецкий язык 5-9 классы", Deutsch Platinum De Luxe», "Немецкий для малышей» я применяла на рабочих уроках во 2-м классе, 5-м классе, 6-м классе и 8-м классе. В рамках методической недели в 2007г. на уроке в 6 классе по теме «Берлин» для контроля усвоения грамматического материала учащиеся выполняли упражнения, взятые из обучающей программы «Теach Pro Немецкий язык 5-9 классы»
2. Создание презентаций с помощью программ Power Point и Movie Maker
- осуществляет личностно-ориентированное обучение (учитель создаёт презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности);
- повышается визуализация материала ( концентрация внимания учащихся на вводимом материале приближается к 100%);
- увеличивается скорость и качество усвоения темы ( обычно на следующем уроке учащиеся почти безошибочно работают по пройденной теме);
- позволяет повторить тот или иной этап урока;
- ведёт к лучшему усвоению материала (возможность анимации, изменение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, добавление фотографий, схем, таблиц)
Об использовании программы Movie Maker для создания презентаций и фильмов я я уже рассказывала на январском педсовете 2009г.
С помощью программы Power Point вместе с учащимися 6-го класса делали презентации «Наша группа», «Берлин», а с помощью программы Movie Maker с учащимися 7-го класса - презентации «Вена», «Aвстрийские композиторы» для урока в рамках городского семинара для учителей иностранных языков «Вена и знаменитые венцы» ноябре 2008г., с учащимися 9 класса создали фильм «Мы против курения».
3. Использование Интернета. А что такое Интернет для меня и многих из здесь сидящих? Это:
- самый большой , постоянно обновляемый и пополняемый информационный ресурс в мире;
- высокая скорость манипулирования огромными массивами данных;
- доступ к имеющейся в Сети информации не зависит от географического местонахождения баз данных и пользователей, а также времени суток;
- поиск данных необходимых конкретному пользователю;
- доступ к современным исследованиям во многих отраслях науки;
- возможность для передачи разнообразных видов текста, изображения, звука.
Всё это способствует:
- повышению познавательной активности и мотивации учения;
- формированию умений работать с информацией;
- расширению и углублению знаний, умений, навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельности;
- стимулированию интереса учащихся к изучению предмета;
- развитию речевой, мыслительной деятельности, кругозора и эмоционально-чувствительной сферы учащихся через музыкальные, анимационные заставки, фотографии, картинки;
- снижению утомляемости;
- повышению индивидуализации обучения.
Интернет мы используем для подготовки к любому уроку с использованием ИКТ:
Будь это поиск данных, создание презентаций или использование образовательных сайтов для контроля знаний и умений учащихся.
Как практическое подведение итогов первой ступени моей работы с ИКТ был мастер-класс для учителей нашей школы в рамках методической недели в феврале 2009г., где была продемонстрирована важность использования ИКТ, в том числе и Интернета.
А также видеоматериал с открытых уроков с применением ИКТ был использован в городском круглом столе «Новейшие технологии».
Главная цель, которую я ставила перед собой, применяя ИКТ в обучении немецкому языку - это показать, как технологии могут быть эффективны для повышения качества обучения иностранному языку.
Желая отследить эффективность применения ИКТ на уроках немецкого языка, в апреле 2009г. я провела анкетирование учащихся 7-9 классов. Целью данного анкетирования было выяснить отношение учащихся к применению ИКТ на уроках. В анкетирование приняли участие 43 учащихся. Детям были предложены следующие вопросы:
-1кв.- Легче ли вам усвоить материал, если на уроке используется ИКТ?
Положительный ответ -85%
-2кв.-Повышается ли ваша активность на уроке, если используется ИКТ?
Положительный ответ -64%
-3кв.- В какой форме вы предпочитаете выполнять домашнее задание: в традиционной или электронной?
Положительный ответ -61%
-4кв.- На каком уроке вы устаете меньше: на традиционном или с использованием ИКТ?
Положительный ответ -99%
Результаты анкетирования отражены в диаграмме.
Как видно из результатов анкетирования большинству учащихся на уроках с использованием ИКТ легче усваивать материал. Такие уроки повышают активность учащихся и снижают их утомляемость, что является немаловажным фактором повышения учебной мотивации.
К тому же 100% качественная успеваемость по немецкому языку у учащихся 8б класса, где я активно применяю ИКТ, ещё раз доказывает, что внедрение компьютерных технологий создаёт предпосылки для интенсификации образовательного процесса.
Они позволяют на практике осуществлять переход от механического усвоения знаний к овладению умений приобретать новые знания, практически их применять, что способствует развитию коммуникативной и информационной компетенций учащихся.
Обобщая всё выше сказанное, следует заметить, что я конечно же не претендую на то, что мой опыт является полностью верным и правильным. Я не могу похвастаться тем, что всё в моей работе получается и идёт гладко и без ошибок, однако гору осилит идущий, а не ошибается тот, кто ничего не делает.
Любые мои ошибки и непреодолимые проблемы - это опыт, а он динамичен и постоянно преобразует нашу деятельность. Анализ своего опыта позволяет понять нам его суть, управлять его развитием, а значит управлять собственным профессионально-личностным ростом.