Статья Использование ИКТ на уроках немецкого языка

Использование информационных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку значительно повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.использование обучающих дисков;создание презентаций, фильмов с помощью программ Power Point и Movie Maker;использование Интернета, работа с образовательными сайтами, с поисковыми системами Интернета.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование информационных технологий

на уроках немецкого языка.

Возрастание требований к общекультурному и профессионально-личностному уровню учителя вызывает необходимость овладения учителем всё большими объёмами информации, обновление профессиональных знаний, рост стремления учителя к полной реализации своих личностных качеств. Эти требования заставили меня несколько лет назад освоить компьютер.

А затем самая элементарная задача, но очень актуальная для учителей немецкого и французского языков, - это мотивировать учащихся на изучение именно этих языков - заставила использовать в своей педагогической деятельности информационные технологии.

Кроме того, известно, что мотивация - одно из важнейших условий успешности или неуспешности учения ребёнка. Не секрет, что менее способный ученик (а таких в немецких группах к сожалению больше ) , но с высоким уровнем мотивации может достичь более высоких результатов в учёбе, чем очень способный, но с низким уровнем мотивации.

А вторая задача, более широкая, это то, что современное коммуникативно- ориентированное обучение готовит учащихся к использованию иностранного языка в реальной жизни.

Использование информационных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку значительно повышает качество подачи материала и эффективность усвоения этого материала учащимися. Как показывает практика, использование и внедрение современных технологий, мультимедийного оборудования обогащает содержание образовательного процесса, и наблюдается тесное сотрудничество между учителем и учащимися.

Работая три года над темой «Использования ИКТ на уроках немецкого языка», по мере овладения информационными технологиями, моя работа условно разделилась на 3 этапа:

- 1год - использование обучающих дисков;

- 2год- создание презентаций, фильмов с помощью программ Power Point и Movie Maker;

- 3год - использование Интернета, работа с образовательными сайтами, с поисковыми системами Интернета.

А теперь более подробно о каждом из этих видов работы.

1. Обучающие диски

- позволяют индивидуализировать процесс обучения;

- предоставляют возможность ребёнку работать в своём темпе;

- дают возможность избежать субъективности оценки;

- улучшают качество усвоения материала;

- усиливают процессы запоминания визуального образа Л.Е.;

- ускоряют процесс обучения;

- стимулируют деятельность учащихся;

- предоставляют возможность отработать любой вид речевой деятельности;

- формируют позитивную мотивацию к учению;

- развивают инициативную речь.

С сообщениями об использовании обучающих дисках я выступала на заседании председателей ШМО весной 2008г. и на августовской конференции учителей немецкого языка 25 августа 2008г.

Такие обучающие программы как «Deutsch Platinum", "Teach Pro Немецкий язык 5-9 классы", Deutsch Platinum De Luxe», "Немецкий для малышей» я применяла на рабочих уроках во 2-м классе, 5-м классе, 6-м классе и 8-м классе. В рамках методической недели в 2007г. на уроке в 6 классе по теме «Берлин» для контроля усвоения грамматического материала учащиеся выполняли упражнения, взятые из обучающей программы «Теach Pro Немецкий язык 5-9 классы»

2. Создание презентаций с помощью программ Power Point и Movie Maker

- осуществляет личностно-ориентированное обучение (учитель создаёт презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности);

- повышается визуализация материала ( концентрация внимания учащихся на вводимом материале приближается к 100%);

- увеличивается скорость и качество усвоения темы ( обычно на следующем уроке учащиеся почти безошибочно работают по пройденной теме);

- позволяет повторить тот или иной этап урока;

- ведёт к лучшему усвоению материала (возможность анимации, изменение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, добавление фотографий, схем, таблиц)

Об использовании программы Movie Maker для создания презентаций и фильмов я я уже рассказывала на январском педсовете 2009г.

С помощью программы Power Point вместе с учащимися 6-го класса делали презентации «Наша группа», «Берлин», а с помощью программы Movie Maker с учащимися 7-го класса - презентации «Вена», «Aвстрийские композиторы» для урока в рамках городского семинара для учителей иностранных языков «Вена и знаменитые венцы» ноябре 2008г., с учащимися 9 класса создали фильм «Мы против курения».

3. Использование Интернета. А что такое Интернет для меня и многих из здесь сидящих? Это:

- самый большой , постоянно обновляемый и пополняемый информационный ресурс в мире;

- высокая скорость манипулирования огромными массивами данных;

- доступ к имеющейся в Сети информации не зависит от географического местонахождения баз данных и пользователей, а также времени суток;

- поиск данных необходимых конкретному пользователю;

- доступ к современным исследованиям во многих отраслях науки;

- возможность для передачи разнообразных видов текста, изображения, звука.

Всё это способствует:

- повышению познавательной активности и мотивации учения;

- формированию умений работать с информацией;

- расширению и углублению знаний, умений, навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельности;

- стимулированию интереса учащихся к изучению предмета;

- развитию речевой, мыслительной деятельности, кругозора и эмоционально-чувствительной сферы учащихся через музыкальные, анимационные заставки, фотографии, картинки;

- снижению утомляемости;

- повышению индивидуализации обучения.

Интернет мы используем для подготовки к любому уроку с использованием ИКТ:

Будь это поиск данных, создание презентаций или использование образовательных сайтов для контроля знаний и умений учащихся.

Как практическое подведение итогов первой ступени моей работы с ИКТ был мастер-класс для учителей нашей школы в рамках методической недели в феврале 2009г., где была продемонстрирована важность использования ИКТ, в том числе и Интернета.

А также видеоматериал с открытых уроков с применением ИКТ был использован в городском круглом столе «Новейшие технологии».


Главная цель, которую я ставила перед собой, применяя ИКТ в обучении немецкому языку - это показать, как технологии могут быть эффективны для повышения качества обучения иностранному языку.

Желая отследить эффективность применения ИКТ на уроках немецкого языка, в апреле 2009г. я провела анкетирование учащихся 7-9 классов. Целью данного анкетирования было выяснить отношение учащихся к применению ИКТ на уроках. В анкетирование приняли участие 43 учащихся. Детям были предложены следующие вопросы:

-1кв.- Легче ли вам усвоить материал, если на уроке используется ИКТ?

Положительный ответ -85%

-2кв.-Повышается ли ваша активность на уроке, если используется ИКТ?

Положительный ответ -64%

-3кв.- В какой форме вы предпочитаете выполнять домашнее задание: в традиционной или электронной?

Положительный ответ -61%

-4кв.- На каком уроке вы устаете меньше: на традиционном или с использованием ИКТ?

Положительный ответ -99%

Результаты анкетирования отражены в диаграмме.

Статья Использование ИКТ на уроках немецкого языка

Как видно из результатов анкетирования большинству учащихся на уроках с использованием ИКТ легче усваивать материал. Такие уроки повышают активность учащихся и снижают их утомляемость, что является немаловажным фактором повышения учебной мотивации.

К тому же 100% качественная успеваемость по немецкому языку у учащихся 8б класса, где я активно применяю ИКТ, ещё раз доказывает, что внедрение компьютерных технологий создаёт предпосылки для интенсификации образовательного процесса.

Они позволяют на практике осуществлять переход от механического усвоения знаний к овладению умений приобретать новые знания, практически их применять, что способствует развитию коммуникативной и информационной компетенций учащихся.

Обобщая всё выше сказанное, следует заметить, что я конечно же не претендую на то, что мой опыт является полностью верным и правильным. Я не могу похвастаться тем, что всё в моей работе получается и идёт гладко и без ошибок, однако гору осилит идущий, а не ошибается тот, кто ничего не делает.

Любые мои ошибки и непреодолимые проблемы - это опыт, а он динамичен и постоянно преобразует нашу деятельность. Анализ своего опыта позволяет понять нам его суть, управлять его развитием, а значит управлять собственным профессионально-личностным ростом.


© 2010-2022