Использование компьютерных технологий на уроках английского языка в 5 - 11 классах

Статья "Использование компьютерных технологий на уроках английского языка в 5 - 11 классах" является представлением опыта по данной теме. На каждой ступени обучения использование компьютерных технологий способствует быстрому освоению материала, экономит время интегрированному обучению предмета; в корни изменяет качество и содержание урока; -расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности студентов, особенно при исследовании и систематизации явлений иностранного языка; -привит...
Раздел Иностранные языки
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Использование компьютерных технологий

на уроках английского языка








Горбацевич Надежда Сергеевна

учитель английского языка

второй квалификационной категории

МОУ «СОШ № 77 с углубленным

изучением английского языка»

Свердловского района г. Перми




Пермь 2008


Оглавление


  1. Введение

2. Информационно-компьютерные технологии

на уроках иностранного языка.

3. Описание опыта работы.

а) Использование компьютерных технологий

при создании фильмов и презентаций на уроках

практикума «Проекты на английском языке» в 8 - 9 классах.

б) Использование компьютерных технологий

при создании фильмов и презентаций на уроках

практикума по допрофессиональной подготовке

по специальности «Переводчик» в 10 - 11 классах.

в) Использование компьютерных технологий

на уроках перевода в 9 классах.

г) Использование компьютерных технологий

на уроках английского языка в 5, 9, 10 классах.

Этапы работы с компьютерными обучающими программами

и презентациями на уроках иностранного языка.

4. Заключение

5. Список литературы.



Введение


На сегодняшний день уже очень много написано и сказано о применении новых информационных технологий в средней школе, в том числе и на уроках иностранного языка. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, и самое главное, интерес и желание учиться. Существуют такие современные педагогические технологии, как проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов, которые помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении. Все это побудило меня изменить свое отношение к предмету и использовать информационные технологии на уроках английского языка.

Урок с использованием компьютерных технологий занимает отнюдь не последнее место среди других видов уроков в моей учебной деятельности. С одной стороны, это одна из возможностей для самопроявления учащихся (презентация, создание Интернет-странички, проекты), а также привлечение их к использованию альтернативных путей поиска информации при подготовке к уроку (через Интернет-ресурсы). С другой стороны, информационно-компьютерные технологии помогают мне в конструировании дидактического материала разного типа, вида, формы.

На своих уроках я использую как специальные программы, предназначенные для изучения английского языка, так и типовое прикладное программное обеспечение. Существующие сегодня CD-ROM-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес у учащихся, которые используют программы Power Point, текстовой редактор Word для составления презентаций, проектов на заданную тему.

В 2003 году, когда я начала использовать компьютерные технологии на уроках английского языка, мною были поставлены следующие цели;

- построение отношений с учащимися на принципах сотрудничества и совместного творчества;

- формирование устойчивой мотивации иноязычной деятельности учащихся на уроке;

- повышение качества обученности учащихся.

Критериями, которые позволили бы оценить полученный результат, являются работы учащихся (презентации, ролики, фильмы) и учителя (презентации, проведение внеклассных мероприятий с использованием компьютерных технологий), а также показатели качества обученности учащихся.





Информационно-компьютерные технологии

на уроках иностранного языка.


С 1985 года компьютеры вошли в наши школы как средство изучения, с середины 90-х годов 20 века - как средство обучения. Компьютерная технология, основанная на эффективности организации и управления процессом обучения, тесно взаимосвязана с технологией обучения на основе конспектов и опорных сигналов В.Ф.Шаталина, способствующей активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Внедрение компьютерных образовательных технологий в массовую школу показывает, что роль педагога по-прежнему остается весьма существенной. Несмотря на огромное преимущество компьютера, по сравнению с другими техническими и наглядными средствами обучения, именно учитель может обеспечить целостность и системность в обучении.

В условиях информатизации образования учитель выступает в роли режиссера, который призван направить информационный поток в целях наиболее эффективного обучения. Учитель должен прагматично подходить к использованию компьютерных и информационно-компьютерных технологий, и смотреть на компьютер не как на своего конкурента, а как на более совершенный по сравнению с другими средствами обучения инструмент.

Существует несколько компьютерных образовательных технологий, наиболее часто применяющихся на уроках английского языка для решения разных задач:

  1. использование Интернет-ресурсов;

Очень часто Интернет позволяет найти интересующий ученика и учителя наглядный материал, причем высокого качества. Ресурсы Интернета помогают сделать освоение учебного материала эффективным и вовлечь учащихся в самостоятельное обучение.

  1. мультимедийная презентация Power Point;

Овладев программой составления презентаций Power Point, учитель может использовать технологию проектной деятельности в обучении английскому языку в решении какой-либо образовательной проблемы. На уровне творческого применения знаний возможна организация самостоятельного проектирования учебных задач учащимися.

  1. Использование компьютерных образовательных программ;

Применение компьютерных программ в обучении английскому языку, никоим образом, не мешает решению коммуникативной задачи, а наоборот, повышает ее эффективность, так как учитель может сконструировать такой урок, который мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели.

Гораздо эффективнее продемонстрировать небольшой фрагмент, нежели показывать полностью учебный видеофильм, рассчитанный на целый урок, а иногда и более. Учитель может произвести своеобразный монтаж мультимедийного занятия, причем рассчитать его с точностью до секунды, с учетом особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности. Современная мультимедийная продукция позволяет копировать часть материала, вывести определенный отрывок на большой экран, использовать необходимый видеосюжет или аудио на уроке английского языка, при наличии проектора.

Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными образовательными технологиями.



Описание опыта работы.

Использование компьютерных технологий при

создании фильмов и презентаций на уроках

практикума «Проекты на английском языке»

в 8 - 9 классах.


В 2003 - 2004 учебном году я начала вместе с детьми восьмого класса осваивать новый для меня и для них спецкурс «Проекты на английском языке». Количество времени на аудиторную разработку проектов было мало - 1 час в неделю, учащимся предоставлялось больше самостоятельности и инициативной предприимчивости. Разрабатывались исследовательские проекты на английском языке с применением серьезных научных знаний ("The Price of Electricity") по физике и ("The Eyes of the Law") элементарных законов, прав и обязанностей гражданина России. В основной своей массе проекты были представлены в форме красочно-оформленных листов с фотографиями, анализом, проведенных опросов, заметками, интересными статьями. Когда же дело дошло до проекта "Unknown"(«Неизведанное»), мною было предложено создать свой фильм или презентацию. Учащиеся встретили это с воодушевлением. За два месяца работы (один проект в четверть) одна креативная группа сняла фильм о вампирах ("Bloody Sunday"), другие творческие объединения использовали компьютерные программы для создания своих презентаций. Во время презентации фильма и других проектов с использованием компьютерных программ, я поняла, что не ошиблась, и нашла именно то, что помогло мне в дальнейшем делать уроки более увлекательными, вовлекать в различные проекты всех учащихся, потому что каждый вносил лепту в создание того или иного проекта.

Создание презентаций учащимися подтолкнуло меня на мысль, что я и сама могу использовать компьютерные технологии для создания обучающих проектов. До этого я использовала возможности компьютера только лишь для написания тестов, создания дифференцированных заданий. В школе у меня были возможности проводить уроки в компьютерном классе и использовать проектор для отображения презентации на экране. С этого момента я начала создавать презентации, направленные на активизацию новой лексики в различных ситуациях: учащиеся с удовольствием делали фонетическую зарядку, использовали фразы и клише, появляющиеся на экране для создания диалогов, смотрели и обсуждали представленные фильмы. Когда урок проходил в компьютерном классе, я старалась придумывать такие задания (15 - 20 минут), чтобы вовлечь детей в творческий процесс. Учащиеся в группах составляли рекламу своего фитнес-центра (проект "Body and Soul"); придумывали рекламный проспект турагенства, специализирующегося на экскурсиях по городу Перми (проект Progress and Changes"); составляли меню своего кафе("Food") и многое другое. Затем следовала защита мини-презентаций своих проектов. Учащиеся активно задавали и отвечали на вопросы. Всем такие уроки очень нравились, так как каждый мог проявить себя, и гордиться тем, что в той или иной мере он сопричастен к данному проекту.




Использование компьютерных технологий при создании фильмов и презентаций на уроках практикума по допрофессиональной подготовке по специальности «Переводчик» в 10 - 11 классах.


Начиная с 2003-2004 учебного года на уроках практикума по допрофессиональной подготовке по специальности «Переводчик» в 10 - 11 классах я начала использовать компьютерные технологии. Цель спецкурса - обучение учащихся новому интеллектуальному труду с использованием преимуществ углубленного изучения иностранного языка; приобретение учащимися социальных знаний и практических умений и навыков; обеспечение адаптации личности к социально-экономическим условиям; формирование представления о специальности. Исходя из цели проводилась подготовка учащихся к осуществлению устного двустороннего перевода как средству общения между людьми в условиях гуманитарных, деловых, общественно-политических и научных контактов России с англо-говорящими странами; грамотного оформленного письменного перевода основных документов, принятых в деловом мире. Мне хотелось построить учебный процесс таким образом, чтобы максимально активизировать речевую деятельность учащихся. И здесь мне также на помощь пришли компьютерные технологии. На уроках я использовала проектор для выведения презентации на экран.

При отработке лексики я составляла слайды, в которых и были отображены сложные лексические единицы. Иногда я намеренно делала орфографические ошибки, чтобы привлечь внимание к сложным для написания словам (см.пример ниже). Фонетическая зарядка проводилась вначале урока и обычно занимала 2-3 минуты. Один ученик подходил к компьютеру и исправлял орфографические ошибки, в то время как все остальные делали то же самое в тетрадях.

Слайд 1

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка в 5 - 11 классах.

(Пример по теме «Структура компании»)

Затем осуществлялась работа по активизации пройденной лексики. Я, например, предлагала назвать синонимичные структуры к выражению. "to be responsible for". После того как учащиеся справлялись с заданием, я выводила на экран синонимы и просила составить свои собственные примеры с использованием данной лексики. Обычно на такие задания уходило 10 - 15 минут в зависимости от объема изучаемого материала, но это оправдывало себя в дальнейшем, когда в коммуникативных ситуациях речь учащихся была лексически-насыщенной, и практически отсутствовали произносительные ошибки.

Слайд 1

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка в 5 - 11 классах.

(пример по теме «Основные должностные лица компании и их обязанности»)

Конечно, я не только занималась составлением лексических тренингов, но и уделяла внимание презентациям по различным темам, чтобы проиллюстрировать учащимся на своем примере как это можно в дальнейшем сделать. Обычно я включала в презентацию элемент грамматического тренинга. Было бы слишком просто для учащихся 10 класса воспроизвести все то, что они видят на экране.

Слайд 3

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка в 5 - 11 классах.

Пример по теме «История создания компании»

Ребята также выполняли ряд грамматических упражнений в тетрадях, а затем сверяли с правильными вариантами на экране. По желанию один ученик работал на компьютере. В последующем учащиеся могли использовать все клише, предложения для создания и представления своей собственной презентации. Может возникнуть вопрос о необходимости составлять грамматические задания на компьютере когда в классе есть доска. Но я считаю, что у учителя не всегда хватает времени все подготовить во время перемены, и, наверное, все согласятся, что если это будет эстетически красиво оформлено, то у детей не будет возникать вопросов о «непонятно» написанных словах.

Слайд 2

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка в 5 - 11 классах.

Пример по теме «История создания компании»

Слайд 1

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка в 5 - 11 классах.

Пример по теме «Основные должностные лица компании и их обязанности»

В соответствии с учебным планом на спецкурс отводилось 2 часа в неделю. Мне не хотелось проводить контрольные работы в традиционной форме и тратить сначала урок на проведение, а затем на коррекцию. Я нашла выход в создании тестовых заданий в Microsoft Power Point и дальнейшем их отображении на экране. Работа обычно была рассчитана на 15 - 20 минут Учащиеся были ограничены во времени выполнения каждого задания, так как происходила смена слайдов. Задание, требующее большего времени на выполнение (обычно творческого характера) размещалось на последнем слайде. После проведения теста, мы вновь возвращались к первому слайду и выполняли все задания вместе.

Слайд 3

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка в 5 - 11 классах.

И, на мой взгляд, самыми интересными и познавательными уроками являлись те, на которых учащиеся представляли свои проекты. На первых занятиях по спецкурсу учащиеся делились на группы, придумывали название своей будущей компании, виды деятельности, распределяли должности и обязанности. Это были рекламные агентства, нефтяные компании, фирмы, предлагающие программное обеспечение, агентство по проведению свадебных церемоний, а также были и случаи индивидуального предпринимательства. В процессе прохождения материала по спецкурсу учащиеся создавали рекламу своей компании, ее продуктов, учились писать официальные письма, вели переговоры друг с другом по предоставлению услуг или приобретении продукции и многое другое. Таким образом, все, что мы изучали на уроке, учащиеся «переносили» на свои компании и очень часто их проекты были выполнены в форме компьютерных презентаций. Защита своей презентации по теме не сводилась только к ее воспроизведению на экране. Качество материала, умение в интересной форме донести информацию, компетентно отвечать на вопросы одноклассников и учителя - все это также принималось во внимание при оценивании работы.

Многие учащиеся решили не останавливаться на достигнутом результате и попробовать себя в создании фильмов. Конечно, не у всех получалось, как хотелось бы. Однако, одной творческой группе удалось создать несколько удачных фильмов, а самое главное, привлечь учащихся с пониженной мотивацией к данному спецкурсу к своему проекту. В качестве примера можно назвать рекламный видеоролик компании «Golden Bug».

В конце учебного года у учащихся было сформировано портфолио своей компании, что являлось результатом того, чем они занимались на уроках по данному предмету. Конечно, были и итоговые тесты, и диалоги, и устные монологические высказывания, но все это лишь готовило ребят применить накопленные знания на практике, а именно, на созданной ими компании.

И, на мой взгляд, такой подход на уроках спецкурса помог мне сформировать у учащихся коммуникативные умения в сфере бизнеса, познакомить их с деловым этикетом и научить вести деловую переписку.




Использование компьютерных технологий

на уроках перевода в 9 классах.


В 2006 году на уроках по переводческой компетенции я решила использовать ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) при изучении теории перевода. Рассказывая об истории перевода, я обращала внимание учащихся на различные подходы к переводу произведений, иллюстрируя примерами, и мы вместе решали какой взгляд на перевод ближе им. Также во время моего рассказа, сопровождающегося сменами слайдов, у учащихся была возможность законспектировать основные ключевые моменты.

Слайд 1

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка в 5 - 11 классах.

Дискутируя на тему, что такое перевод и чем он отличается от пересказа, мы приходили к мнению, что это не только то, что выражено подлинником, но и так, как это выражено в нем.

Если речь шла об официальных документах, то необходимо использовать при переводе деловую лексику.

Слайд 2

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка в 5 - 11 классах.

Если же мы имеем дело с художественным текстом, написанным разговорным языком, то необходимо находить соответствующие языковые средства и в языке перевода. Перед показом примера перевода учащиеся сами пытались перевести отрывок.

Таким же способом мы разбирали эквивалентные и вариантные соответствия, находили контекстуальное значение слова (см. слайд 3), рассматривали переводческие трансформации разных типов (см. слайд 4). Учащиеся не отвлекались, их внимание было сосредоточено на нахождение более точного варианта перевода перед показом варианта, предложенного учителем. И были случаи, когда перевод, предложенный учащимся, был более интересным и подходящим, нежели вариант переводчика. Учащиеся воспринимали теоретический материал легко, так как присутствовал дух соревновательности.

Слайд 3

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка в 5 - 11 классах.

Рассказывая о контекстуальном значении слова, о микро- и макро-контексте, учащиеся сами предлагали варианты перевода, перед появлением на экране вариантов переводчика.

Слайд 4

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка в 5 - 11 классах.

Примеры конкретизации слова

"to come".

Также учащиеся осуществляли переводы самостоятельно, но на этапе проверки я также использовала ИКТ, с целью привлечения внимания их на те места (с помощью курсора) где были допущены ошибки (см. слайд 5).

Слайд 5

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка в 5 - 11 классах.

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка в 5 - 11 классах.

Когда же мы, наконец, приступали к практической части перевода, то оказывалось, что большинство учащихся успешно используют все переводческие методы и адекватно переводят отрывки из произведений и статей научно-публицистического характера. Таким образом, можно сделать вывод, что теоретический материал, поданный в интересной и наглядной форме, создает предпосылки для дальнейшего его применения на практике.





Использование компьютерных технологий

на уроках английского языка в 5, 9, 10 классах.

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет мне значительно разнообразить процесс обучения на уроках английского языка в 5, 9, 10 классах, делая его более интересным и интенсивным. К каждой теме урока я стараюсь создать дидактический материал в форме компьютерной презентации для введения и закрепления лексических единиц, наглядных примеров для снятия грамматических трудностей. Сейчас я хотела бы остановиться на различных этапах работы с компьютерными обучающими программами и презентациями на уроках английского языка.

Этапы работы с компьютерными обучающими программами

и презентациями на уроках иностранного языка.

1. При объяснении нового материала.

ИКТ на уроках введения и объяснения нового материала помогают учителю ориентироваться на все группы учащихся - аудиалов, визуалов и кинестетиков. Процент учащихся, которые хорошо воспринимают информацию на слух, составляет около 20%. (по проведенным психологическим исследованиям). В основном урок проходит эффективно, когда присутствуют наглядные материалы и различные игровые ситуации. Поэтому когда рассказ учителя сопровождается демонстрационной версией, то практически все учащиеся вовлекаются в процесс обучения.

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка в 5 - 11 классах.

Пример слайда из презентации по теме «Learning» (9 класс), на котором представлены различные группы студентов в Великобритании. Учащиеся с интересом слушали рассказ учителя, успевали записать ключевые моменты и активно вступали в обсуждение тех или иных проблем, так как тема для них была актуальной.

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка в 5 - 11 классах.

Пример слайда из презентации по теме «Learning» (9класс), на котором представлены интересные факты из жизни известных людей. Учащимся было легче воспринять информацию, так как речь шла о людях, обладающих способностью запоминать большое количество информации

И, конечно, бесспорным фактом является то, что ИКТ необходимо использовать на уроках по страноведению. Учащиеся не только с интересом узнают что-то новое, но и тренируются в использовании лексических единиц представленных на слайдах.

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка в 5 - 11 классах.

Пример слайда из презентации по Австралии. Учащиеся с удовольствием слушали рассказ учителя, так как все географические названия, некоторые факты, представленные на слайдах, «снимали» лексические трудности

На этапе закрепления пройденного материала учащиеся уже сами пробовали себя в качестве рассказчика или создавали свои собственные презентации.

Составление презентации по любой стране требует большого количества времени, поэтому я также пользуюсь презентациями своих коллег или учеников. Также я осуществляю поиск и подготовку материалов в Интернете, в котором сосредоточено большое количество ресурсов для урока иностранного языка. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.

2. При введении и закреплении лексических единиц.

Целесообразно использовать компьютерные презентации при введении и отработке тематической лексики на уроках, которые требуют наглядного материала или большого объема информации, которую нужно записывать на доске.

Пример слайда из презентации по теме «Хобби» (5 класс), на котором представлены различные способы передачи своего отношения к какому-либо виду деятельности.

Все учащиеся приводили свои примеры с использованием выражений, которые наглядно были представлены на слайде, а затем рассказывали об увлечениях людей, изображения которых появлялось на следующих слайдах.

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка в 5 - 11 классах.

И уже на последнем этапе учащиеся используют данные выражения при описании своих увлечений. Очень часто учащиеся готовят компьютерные презентации о своем хобби на следующее занятие, делая его более интересным для одноклассников и учителя. Хочется еще раз подчеркнуть, что ребята рассказывают о себе, используя слайды в качестве иллюстрации, а не воспроизведения материала на слайдах. Практика показывает, что на уроках введения нового лексического материала с помощью ИКТ учащиеся более активно вовлечены в учебный процесс, что обуславливает их дальнейший успех в присвоении полученных знаний.

Очень эффективным способом запоминания слов является решение кроссвордов. Существует программа "Hot popatoes", в которой можно, не затрачивая много времени, составить кроссворд по изучаемой лексике. Затем эти кроссворды можно распечатать или решать, используя возможности интерактивной доски или компьютерного класса.

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка в 5 - 11 классах.

Пример кроссворда по теме "Media", составленный ученицей 9 класса. Учащиеся сначала решали кроссворд, а затем проверяли с помощью следующего слайда, на котором находились ответы.

3. При подготовке к монологическому высказыванию.

На начальной и средней ступенях обучения большое внимание уделяется монологическому высказыванию. Чтобы избежать простой зубрежки текста учащиеся работают с ключевыми словами, которые помогают воссоздать им общую картину прочитанного. Использование ИКТ облегчают труд учителя в плане экономии времени на написание и эстетическое оформление

ключевых слов на доске.

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка в 5 - 11 классах.

Пример слайда из презентации по теме «Мои друзья» (5 класс), на котором представлены ключевые слова с целью описания людей на фотографии.

На последующих этапах работы по теме «Мои друзья» учащиеся приносят свои фотографии на электронных носителях (настоящее время практически все пользуются цифровыми фотоаппаратами) и рассказывают о своих друзьях уже без опоры на ключевые слова. Тем самым можно сделать вывод, что лексико-грамматический тренинг с использованием ИКТ является эффективным средством к достижению учащимися достаточного уровня коммуникативной компетенции.

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка в 5 - 11 классах.

Пример слайда из презентации по теме «Система образования в Великобритании» (4 класс), на котором представлены ключевые слова с целью воспроизведения прочитанного текста на первом этапе.

4. Отработка грамматических явлений.

Всем известно, что большинство учащихся не любят выполнять грамматические упражнения. Им кажется, что и так все понятно, зачем же тратить время на тренировку того или иного грамматического явления. Поэтому, чтобы уроки не были скучными и монотонными, суть которых бы сводилась к проверке сделанных упражнений, я решила использовать ИКТ и на уроках закрепления грамматических явлений.

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка в 5 - 11 классах.

Пример по теме «Сослагательное наклонение» в 9 классе.

Сначала учащиеся, открывая скобки, записывают предложение. Затем , один ученик озвучивает свой вариант, и вместе со всеми проверяет правильное написание, которое появляется на экране. (С помощью клавиатурной мыши я регулирую процесс появления предложений на экране.)

Иногда, в практике перевода с русского на английский язык, я также обращаюсь к информационным технологиям. Осознавая, что не у всех учащихся абсолютный слух, я готовлю слайды, в которых печатаю как русский вариант текста, так и английский. Учащиеся сначала дают свои варианты перевода, а затем я показываю один из возможных, для того чтобы для всех учащихся было понятно использование тех или иных грамматических структур.

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка в 5 - 11 классах.

Пример по теме «Сослагательное наклонение».

На этом этапе идет проверка умений и навыков по данной теме.

Учащиеся активно принимают участие, так как им хочется показать, что они все знают, и после «попадания в яблочко» радуются как маленькие дети.

Все приведенные примеры из опыта работы в 9 классе в 2006 -2007гг. В этом году я уже также использую программное обеспечение к УМК

«Opportunities» в 5 и 10 классах, в котором предусматривается отработка определенных грамматических структур. Большой процент учащихся используют данную программу в качестве языкового тренажера в домашних условиях. Интерес вызван тем, что после выполнения любого задания учащийся сразу же может проверить себя, выбрав соответствующие функции в программе. Если же он допускает ошибки, то дома есть время вновь просмотреть пройденный материал, и попытаться сделать задание снова. Учащиеся охотнее выполняют упражнения, используя компьютер, нежели письменно в тетрадях.

Перед уроками контроля я обычно предлагаю учащимся выполнить задания в форме теста, чтобы они «проверили себя» - как они усвоили материал, что у них вызывает сложности.

Check yourself.


  1. I'd prefer to make/making an appointment now.

  2. I don't think/am not thinking you should invite him.

  3. I slept so bad/badly last night.

  4. She looked angry/angrily at her husband.

  5. I feel/am feeling that I know Present Perfect.

  6. I'd quite like to go for a walk/going for a walk.

  7. This coffee tastes awful/awfully!

  8. Daddy is busy. He has/is having lunch now.

  9. I hate to go to bed/going to bed early on Sundays.

Пример тестового задания по теме «Употребление инфинитива или герундия после глаголов».

Сначала учащиеся выполняют тестовые задания индивидуально, а затем, во время проверки, я показываю курсором допущенные ошибки.

Хочу заметить, что не все уроки грамматического тренинга я провожу с помощью ИКТ. Я стараюсь, чтобы бы присутствовало как можно больше различных форм проведения урока. На мой взгляд, уроки с ИКТ помогают учителю обратить внимание детей к изучаемой грамматической структуре, «оторвать» их взгляд от учебника и тетради и более продуктивно работать, так как уже не звучат такие вопросы и просьбы- «А как пишется это слово?», «Повторите, я не услышал», « Мне непонятно, напишите снова»… .

5. Отработка произношения и интонации.

Во время фонетической зарядки на начальном этапе обучения английскому языку я использую рифмовки, пословицы, стихи, которые по мере возможности вывожу на экран в начале урока посредством ИКТ.

Where were you born?

I'd rather not say.

Where are you from?

I'd rather not say.

How tall are you?

How old are you?

How much do you weigh?

I'd rather not say….

Did you stay out late?

Did you come home alone?

Did you have a good time?....

Отрывок из стихотворения, который демонстрирует разницу интонационного рисунка у общих и специальных вопросов.

С помощью курсора я показываю интонационный рисунок, и учащиеся безошибочно воспроизводят стихотворение.

Это удобно тем, что учащиеся не ищут в тетрадях слова, если забыли текст, а повторяют со всеми, отрабатывая технику произношения тех или иных звуков и интонации. А также, если речь идет об отработке конкретного звука, то перед учащимися наглядно представлены слова, которые они и повторяют осознанно за учителем.

В программном обеспечении к УМК «Opportunities» в 5 и 10 классах предусматривается отработка произношения и интонации. Учащиеся 5 класса с удовольствием тренируются дома, так как у них есть все необходимые условия (компьютер, микрофон). После прослушивания слова или фразы они повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности. Учащиеся стремятся добиться графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу. В данный момент таких возможностей в школе нет, да и по времени этот процесс очень затратный, поэтому я оставляю часть фонетических упражнений для самостоятельной работы дома.

Применение компьютерных учебных средств целесообразно на различных этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков. Практика показала, что использование компьютерных технологий наиболее эффективно на «зачетных занятиях» (завершающие уроки по теме) - в форме созданной детьми презентации, ролика, фильма (см. приложение). Учащиеся демонстрируют все то, что они усвоили по пройденному материалу в интересной форме. Такие уроки можно назвать праздниками, потому что они дарят хорошее настроение всем, и учащимся, и учителю.

Кроме этого, я стараюсь использовать возможности компьютера и при проведении внеклассных мероприятий. Например, при организации праздника всех влюбленных ("St Valentine's Day") для параллели 4 классов я использовала компьютерные презентации для составления конкурсных заданий (см. приложение).

Применение компьютерных технологий я рассматриваю как один из эффективных способов организации учебного процесса, который помогает мне оживить атмосферу на уроке и сделать общение с учащимися более интересным.

























Заключение


Большой интерес к современным компьютерным системам как средству обучения действительно является мотивационной основой учебной деятельности даже в среде младших школьников. Дети, у которых не всегда все получается на уроке, сделав какое-либо задание на компьютере (например, презентацию), получают ситуацию успеха, и это в дальнейшем стимулирует их к получению знаний и созданию новой работы.

Групповая работа учащихся в среде информационных технологий носит соревновательный характер, что в свою очередь вызывает интерес к предмету и желание работать. Каждый ученик работает над учебной задачей в индивидуальном ритме, решая посильные задачи, поэтому такая ситуация создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении.

При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе мною выявлены следующие дидактические возможности компьютера:

- способствует быстрому освоению материала, экономит время интегрированному обучению предмета; в корни изменяет качество и содержание урока;

- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности студентов, особенно при исследовании и систематизации явлений иностранного языка;

- привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;

- развитие познавательных способностей студентов;

- способствует развитию мотивации у учащегося;

- помогает быстрому усвоению сложного материала.

Эти дидактические возможности компьютера доказывают эффективность и актуальность использования компьютера на уроках иностранного языка. Опыт работы в данном направлении доказывает, что использование компьютерных технологий на уроках дает высокие результаты. Развитие научно-технического прогресса, информатизация общества требует от нас умения работать на компьютере, а использование компьютера на уроке иностранного языка развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность.

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет мне значительно разнообразить процесс обучения. Этот метод помогает мне лучше оценить способности и знания учащихся, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей, как для учителя, так и для учащихся.

Большой отклик со стороны детей, удовольствие от работы с презентациями, являются для меня стимулирующими факторами для продолжения работы в том же направлении.





Список литературы



1. ГалиулинаТ.Н. «Обучение иностранному языку с помощью новых

информационных технологий». Материалы Региональной Научно-практической конференции "Английский язык в системе «Школа - Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003г.

2. Латышев В.Л. «Психолого-педагогические проблемы развития мышления и личности учащихся в условиях информатизации образования»//Информатика и образование, №6, 2003

3. Новиков С.П. «Применение новых информационных технологий в образовательном процессе»//Педагогика, №9, 2003

4. Петрова Л.П. «Использование компьютера на уроках иностранного языка - потребность времени»//Иностранные языки в школе , №5, 2005

5. Разинкина Е.М. «Информационные технологии как средство становления профессионального потенциала будущего специалиста»// Информатика и образование, №6, 2003

6. Якиманская И.С. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе». М.,1996




© 2010-2022