Программа по развитию актерских навыков у учащихся по классу эстрадного вокала

   Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Пение всегда отражало, прежде всего, общественное бытиё, мысли и чувства, самые личные, глубоко индивидуальные переживания человека. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, э...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Восприятие искусства через пение - важный элемент эстетического наслаждения. Пение всегда отражало, прежде всего, общественное бытиё, мысли и чувства, самые личные, глубоко индивидуальные переживания человека. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей.

Большую роль в этом играют:

- концертная деятельность;

- участие в фестивалях, конкурсах.

Полезны хорошо продуманные и подготовленные концертные выступления, на которых удается установить живую непосредственную связь с аудиторией.

Одной из главных задач преподавателя является - выявить в каждом ученике самые лучшие его физические и человеческие качества. В контакте с ним с первых минут общения необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а так же необходимость их в творческом процессе. Неординарные проявления должны иметь поддержку. Повышая самооценку, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выявить себя через голос. Здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надёжным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма.

Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему ( а она тесна связана с сердечно - сосудистой системой ), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей. В первом классе закладываются основы певческой культуры, в каждом последующем классе вокальные навыки развиваются и совершенствуются.

Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров.

Эстрадное пение, несмотря на существенные различия с академическим вокалом, базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата.

Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения являются: близость к речевой фонетике, плотное звучание в грудном регистре, отсутствие выраженного прикрытия «верхов».

Стоит отметить, что предмет «эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений. В свою очередь актёрское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Ученик, обучающийся на отделении эстрадного пения должен стать художником, создающим сценический образ, перевоплощаясь на сцене. Его действия выражены в слове, пении, мимике, жесте, пластике, танце. Задача педагога заключается в том, чтобы научить ученика владеть собой как средством для создания сценического образа, знающего основные законы сценического искусства, умеющего пользоваться своим внутренним аппаратом и, безусловно, владеющего всеми музыкальными средствами: правильным, осмысленным пением, выразительностью, музыкальностью, пластикой, подчиненными сквозному действию и управляемыми сверхзадачей музыкально-сценического образа.

Привитие интереса к предмету « Эстрадное пение » может проходить не только через урок, но и через внеклассные мероприятия, такие как: конкурсы, концерты, постановка мюзикла.

Петь хочет практически каждый ребёнок за очень большим исключением. А для того, чтобы дети захотели петь, нужно педагогу показать красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определённом трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.

2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Основной целью является певческое развитие ребенка, формирование его сценической культуры.

Из цели вытекают следующие задачи:

1. Разработка процесса обучения в музыкально-эстетическом, исполнительском, сценическом развитии учащихся любого возраста в соответствии с их индивидуальными особенностями.

2.Активизация интереса учащихся не только к искусству вокальному, но и к искусству вообще, к разным его видам.

3.Улучшение психологической атмосферы в классе и в школе. Это - новый уровень взаимоотношений между учениками, между учителями и детьми.

4. Формирование раскованного, общительного человека, владеющего вокалом, телом, словом, умеющего слушать и понимать окружающих.

5. Развитие фантазии, памяти, внимания, чувства ритма, чувства пространства и времени, чувства слова и других психологических составляющих личность ученика.

6. Развитие познавательных интересов учащихся, новый качественный уровень обучения предметам - вокальное искусство и сценическое мастерство.


Необходимо также расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка.

3.ПРИНЦИПЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПРОГРАММОЙ

Принципы педагогического процесса:
1.принцип единства художественного и технического развития пения;
2.принцип гармонического воспитания личности;
3. принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
4. принцип успешности;
5. принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
6.принцип творческого развития;
7. принцип доступности;
8. принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
9. принцип индивидуального подхода;
10. принцип практической направленности.

Важно подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.

Развитие сценических, вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Отсюда желание автора обобщить и систематизировать личный педагогический опыт, накопленный за период практической деятельности. Так как при составлении программы использовались уже имеющиеся методические наработки, а также автор ориентировался на различные авторские программы по предмету «Эстрадное пение» авторская образовательная программа для учащихся ДМШ и ДШИ, автор Горностаева А.В.(Казань 2009), авторская программа «Вокал-эстрадное пение» Г.Г.Филипова (Анапа 2008), рабочая программа «Эстрадный вокал» Рогачева Л.М. (Егорьевск 2011), образовательная программа по вокалу «Палитра детских голосов» Н.Усачева (Волгоград 2007), «Основные принципы сценического мастерства на отделении эстрадное пение» pandia.ru


4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

На основании учебного плана программа предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей на групповых и индивидуальных занятиях. Индивидуальные уроки проводятся 2 раза в неделю по 45 минут, ансамбль 1 раз в неделю, также 45 минут.

Индивидуальная и работа в ансамбле в течении учебного года ведется по намеченному плану, утверждаемому администрацией школы. В плане указывается годовой репертуар, определяется примерное количество концертных выступлений, участие в конкурсах и фестивалях.

Структура урока

№п/п

Задачи

Кол-во времени

Пояснения

Примечания

1

Выполнение комплекса упражнений на развитие и поддержание диафрагмального дыхания, а так же дикционная гимнастика и мимический тренинг и др.


5-10 мин.

Необходимо систематически выполнять дыхательные упражнения, чтобы довести до совершенствования технику дыхания и владение ей.

Дикционные упражнения дают возможность тренировать весь речевой аппарат и, как в тренажёрном зале, постепенно развивать мышцы органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок) необходимых для произнесения звуков. Дикционные упражнения необходимы т. к. близость к речевой фонетике - основное свойство, характерное для эстрадной манеры пения.

Важна системность занятий. Определённые упражнения должны даваться детям в качестве домашней работы и проверятся на каждом последующем уроке. Упражнения можно комбинировать по урокам.


2

Выполнение вокальных упражнений - распевок.

10-15 мин.

Основная функция вокальных упражнений - систематическое совершенствование вокальных данных : постановка правильной опоры и атаки звука, стремление к развитию и выравниванию диапазона, а так же к подвижности, лёгкости и гибкости голоса и т. д.

Кроме того, выполнение вокальных упражнений помогает разогреть и подготовить голосовой аппарат для дальнейшей вокальной работы.

Упражнения могут подбираться как индивидуально для каждого ученика, так и для групп учеников с одинаковыми вокальными задачами или проблемами. С каждым последующим годом обучения педагог усложняет данные упражнения, либо предлагает новые на уровень сложнее.


3

Работа над репертуаром.


25- 30 мин.

В работе над репертуаром можно выделить следующие этапы:

- разучивание песни ( точность мелодии, ритма, расстановка дыхания ,стилистические моменты).

- работа по тексту ( дикция,идея произведения, характер, актёрские задачи )

- исполнение песни под аккомпанемент фор-но или минусовую фонограмму (контроль за процессом впевания , работа с микрофоном)

- сценическое движение (жест, мимика, раскрытие образа ).

Репертуар за полгода обучения должен включать в себя от 1 - 4 музыкальных произведений в зависимости от года обучения ученика . Сложность и уровень произведений определяет педагог в зависимости от поставленных задач в обучении ученика и его возможностей на момент подбора песни.



Учебно-тематический план

3 год обучения

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

теория

практика

1

Вводное занятие (техника безопасности, правила поведения)

1

0,5

0,5

2

Певческая установка, голосовой аппарат

4

1

3

3

Дыхание (ключичное, среднереберное, нижнереберное, брюшное)

8

2

6

4

Звукообразование (атака звука, резонанс, пение в речевой позиции, фонация, фразировка, филирование звука)

8

2

6

5

Артикуляционный аппарат (внешняя, внутренняя артикуляция)

6

3

3

6

Певческий диапазон (регистры, тесситура, тембр), микстовое звучание

8

2

6

7

Работа над интонационной устойчивостью пения

6

1

5

8

ТСО в развитии навыков эстрадного вокала

4

2

2

9

Подбор репертуара

4

2

2

10

Работа над исполняемым произведением

16

4

12

11

Занятия по индивидуальной программе

4

4

12

Подготовка концертных номеров

2

2

13

Итоговое занятие

1

1

всего

72

20,5

51,5

Цель:

  • расширение параметров вокального исполнительства(расширение певческого диапазона, выравнивание звучности голоса на всём диапазоне);

Задачи:

  • развитие певческого дыхания(развитие навыка «пение на опоре»);

  • развитие навыков артикуляции(отнесение внутри слова согласных к последующему слогу);

  • закрепление навыка интонационно чистого пения в певческом диапазоне от «ля» малой октавы до «фа» 2-ой октавы;

  • работа над высокой певческой позицией;

  • сглаживание переходных звуков;

  • формирование ощущения головного и грудного резонирования;

  • развитие навыков звуковедения: пение на легато,стаккато,нонлегато;

  • развитие навыка свободного пения без эмоциональной перегрузки, ведущей к форсировке;

  • целенаправленная работа над выразительностью исполнения - фразировкой, агогикой(сопоставление двух темпов, замедление, ускорение, фермата),динамической нюансировкой;

  • работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;

  • работа с микрофоном под минусовую фонограмму;

Содержание учебного материала


В этом классе можно вводить гаммы и арпеджио. Продолжается работа над переходными нотами и выравниванием регистров. Значительное внимание уделяется работе над атакой звука, которая очень важна для эстрадной манеры пения. Атака бывает мягкой, придыхательной, твёрдой. Основной атакой является мягкая атака. Придыхательная и твёрдая участвуют в формировании специфических приёмов эстрадно-джазового пения.

В репертуар рекомендуется включать произведения зарубежных авторов и исполнять их на языке оригинала (английском, французском, итальянском и т. д.) Это развивает фонетический слух, знакомит с иной стилистикой. Помогает освоить ту или иную манеру исполнения. Учащийся должен уметь работать с микрофоном: отводить подальше от себя микрофон при высокой, громкой кульминационной ноте и приближать при исполнении речитатива или низких нотах. Большое внимание должно уделяться сценическому движению - оно должно быть поставлено стильно, органично и красиво.

При переходе в 4 класс исполняются 2 произведения, одно из них - на иностранном языке.

Репертуар

  1. «Детский джаз» сл и муз И.Хрисаниди

  2. «Песенка про длинные косы» сл и муз И.Хрисаниди

  3. «Рождество» муз И.Хрисаниди

  4. «Незнайка» муз. Я.Дубравина

  5. «Рыжий» сл и муз Т.Охомуш

  6. «Где же сказка» муз Минкова

  7. «В городе родном живем» сл и муз Т.Охомуш

  8. «Мандолина» муз С.Садыковой

  9. «Матур кон» муз А.Салиховой

  10. «Нэни димэгез мина» сл. Л.Лерон муз.А.Салиховой

Учебно-тематический план

4 год обучения

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

теория

практика

1

Вводное занятие (техника безопасности, правила поведения)

1

0,5

0,5

2

Певческая установка, голосовой аппарат

2

2

3

Дыхание (ключичное, среднереберное, нижнереберное, брюшное)

6

1

5

4

Звукообразование (атака звука, резонанс, пение в речевой позиции, фонация, фразировка, филирование звука)

10

2

6

5

Артикуляционный аппарат (внешняя, внутренняя артикуляция)

6

3

3

6

Певческий диапазон (регистры, тесситура, тембр), микстовое звучание

8

1

7

7

Работа над интонационной устойчивостью пения

4

1

3

8

ТСО в развитии навыков эстрадного вокала

6

2

4

9

Подбор репертуара

4

2

2

10

Работа над исполняемым произведением

16

4

12

11

Занятия по индивидуальной программе

4

4

12

Подготовка концертных номеров

2

2

13

Итоговое занятие

1

1

всего

72

17,5

54,5


Цель:

  • расширение параметров сольного эстрадного вокального исполнительства (выявление технических и выразительных исполнительских возможностей учащихся);

Задачи:

  • развитие навыков певческого дыхания (увеличение продолжительности фонационного выдоха);

  • развитие навыков артикуляции (формирование свободы и подвижности артикуляционного аппарата);

  • развитие тембровых возможностей голоса;

  • развитие динамических возможностей голоса;

  • работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;

  • работа над стилистическими особенностями произведений;

  • работа с микрофоном под минусовую фонограмму;

Содержание учебного материала

В этом классе большое место отводится упражнениям, вырабатывающим кантилену: восходящие и нисходящие гаммы, арпеджио. Необходимо следить за правильной артикуляцией и чёткой дикцией, фразировкой.

Активизируется работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения. Продолжается работа с микрофоном.

При переходе в 5 класс исполняются 3 произведения, желательно разные по жанру.

Репертуар

  1. «Зачем мальчишкам карманы» муз.Д.Тухманова

  2. «Белая береза» тат.нар.песня

  3. «Казаным» из репертуара Алсу

  4. «It Is You» саундтрек к мультфильму Шрек

  5. «Коробка с карандашами» муз. Г.Гладкова

  6. «Время бежит» муз и сл Е.Аникеева

  7. «Жырчы булам» муз и сл Е.Аникеева

  8. «Мое метро» муз А.Ермолова


Учебно-тематический план

6 год обучения

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

теория

практика

1

Вводное занятие (техника безопасности, правила поведения)

1

0,5

0,5

2

Певческая установка, голосовой аппарат

2

2

3

Дыхание (ключичное, среднереберное, нижнереберное, брюшное)

6

1

5

4

Звукообразование (атака звука, резонанс, пение в речевой позиции, фонация, фразировка, филирование звука)

10

2

6

5

Артикуляционный аппарат (внешняя, внутренняя артикуляция)

6

3

3

6

Певческий диапазон (регистры, тесситура, тембр), микстовое звучание

8

1

7

7

Работа над интонационной устойчивостью пения

4

1

3

8

ТСО в развитии навыков эстрадного вокала

6

2

4

9

Подбор репертуара

4

2

2

10

Работа над исполняемым произведением

16

4

12

11

Занятия по индивидуальной программе

4

4

12

Подготовка концертных номеров

2

2

13

Итоговое занятие

1

1

всего

72

17,5

54,5

Цель:

  • расширение параметров сольного эстрадного вокального исполнительства: целенаправленная работа над средствами выразительности в пении, формирование ровности и силы звукав разных регистрах.

Задачи:

  • развитие навыков певческого дыхания (работа над дыханием как, важнейшим фактором выразительного исполнения);

  • развитие навыков артикуляции (дикционной ясности, четкости при пении в умеренных и быстрых темпах);

  • развитие тембровых возможностей голоса;

  • развитие навыков импровизации в джазовых композициях;

  • работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;

  • работа над стилистическими особенностями произведений;

  • работа с микрофоном под минусовую фонограмму;

Содержание учебного материала

-уверенно владеть всеми навыками, пройденными за предыдущий период;

-владеть вокальными навыками в эстрадно-джазовой манере;

-владеть всеми видами атак звука, уметь пользоваться ими

-владеть богатой нюансировкой в пении;

-овладеть приемами микстового звучания;

-уметь свободно обращаться с микрофоном.

Продолжается работа над развитием диапазона, над выравниванием звучности голоса на всем его протяжении. Совершенствуется владение специфическими приемами: опевание, мелизмы, вибрато. Продолжается работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащегося. Работа с микрофоном, фонограммой. На экзамене в конце года обучающийся должен продемонстрировать владение голосом, ощущение стиля исполняемых произведений.

Репертуар

  1. «Devil may care» Diana Krall

  2. «Маккавити» муз Э.Л.Уебер из мюзикла Кошки

  3. «Море» муз Хрисаниди

  4. «47 минут» муз Семенова

  5. «Рождение звезд» муз А.Ермолова

  6. «Старый рояль» муз Минкова

  7. «Изге жиреем-боек Болгарым» муз А.Салихова

  8. «Олы юлнын тузаны» тат.нар.песня










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные принципы сценического мастерства на отделении

эстрадное пение

Многие ДШИ воспитывают будущих музыкантов и исполнителей, иногда в большей, иногда в меньшей степени, придерживаясь основных положений в вокально-исполнительском искусстве на сцене. Наше отделение эстрадного пения в ДШИ существует сравнительно недавно, и, опираясь на небольшой опыт, я, как педагог сценического мастерства могу утвердить свои принципы развития и воспитания сценического мастерства у юных исполнителей эстрадного пения.

Ученик, обучающийся на отделении эстрадного пения должен стать художником, создающим сценический образ, перевоплощаясь на сцене. Его действия выражены в слове, пении, мимике, жесте, пластике, танце. Задача педагога заключается в том, чтобы научить ученика владеть собой как средством для создания сценического образа, знающего основные законы сценического искусства, умеющего пользоваться своим внутренним аппаратом и, безусловно, владеющего всеми музыкальными средствами: правильным, осмысленным пением, выразительностью, музыкальностью, пластикой, подчиненными сквозному действию и управляемыми сверхзадачей музыкально-сценического образа.

С первых же уроков необходимо прививать будущим исполнителям эстрадного пения понимание того, что сценические выразительные средства в эстраде не могут быть самоцелью, а должны быть тесно связаны с мыслью и эмоциональной наполненностью роли в песне, во вступлении, в проигрыше, этюде, эпизоде, каждого отдельного момента сценического существования.

Создание подлинно правдивого музыкально-сценического образа возможно только на основе изучения природы детского творчества, законов сценического искусства. По этому одним из основных принципов воспитания будущего эстрадного исполнителя является неразрывность специфических выразительных средств, и овладение законами природы сценического творчества, когда одно невозможно без другого. Такое слияние всех компонентов сценического мастерства учащихся нашего отделения возможно только в условиях единой творческой мастерской - вокал, сольфеджио, сценическое движение, ансамбль, владение инструментом - все это объединяет и корректирует работу всех педагогов специальных дисциплин на отделении.

Действие ученика, воплощающего образ на сцене, должно быть особенно отчетливо и безукоризненно, поскольку вокализирование и музицирование часто выдаются за действия, и тем самым совершается одна из наиболее типичных ошибок, распространенных на сцене. Когда ученик поет и ему, не ориентирующемуся в подлинной природе сценического действия, кажется, что он действует, а зал, не вовлеченный в процесс действования, остается пассивным и продолжает обвинять эстрадное пение в шаблонности, сухости, а порою и в скуке.

Умение действовать и это действие выразить пением, словом, мимикой, жестом, звуком, пластикой - главная цель предмета сценическое мастерство в воспитании учащихся отделения эстрадного пения.

Планы уроков по каждой возрастной группе составляются педагогом сценического мастерства. Педагог может вносить поправки в программу, исходя из собственной художественной концепции и требований сегодняшнего дня. Вокально-исполнительское искусство связано с хмузыкой во всех ее формах (вокал, соединение пения и пластики, работа с ансамблем, сцен движение). Жанровое и стилистическое разнообразие репертуара музыкальных произведений (мюзиклы, тематические концерты, музыкальные сказки и т. д.) объединяют педагогов эстрадного отделения с учеником и делают совместное обучение необходимым.

Данная программа построена таким образом, что предусматривает возможность воспитания и раскрытия сценических способностей учащихся. Принцип обучения в значительной степени зависит от педагога сценического мастерства, и от его взгляда на данный предмет.

Программа по сценическому мастерству включает в себя развитие отдельных элементов, таких как: внимание, эмоциональность, фантазия, вера, сценическое отношение, оценка и действие. В данном предмете существуют упражнения на развитие звучащего голоса, на внимание и реакцию, на воображение и отношение друг к другу, на память физических действий, на развитие мимики и жеста. Они, безусловно, играют большую и важную роль в процессе воспитания сценических навыков, умений, индивидуальных приемов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЦЕНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

НА ОТДЕЛЕНИИ ЭСТРАДНОГО ПЕНИЯ

ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

1. Разработка процесса обучения в музыкально-эстетическом, исполнительском, сценическом развитии учащихся любого возраста в соответствии с их индивидуальными особенностями.

2.Активизация интереса учащихся не только к искусству вокальному, но и к искусству вообще, к разным его видам.

3.Улучшение психологической атмосферы в классе и в школе. Это - новый уровень взаимоотношений между учениками, между учителями и детьми.

4. Формирование раскованного, общительного человека, владеющего вокалом, телом, словом, умеющего слушать и понимать окружающих.

5. Развитие фантазии, памяти, внимания, чувства ритма, чувства пространства и времени, чувства слова и других психологических составляющих личность ученика.

6. Развитие познавательных интересов учащихся, новый качественный уровень обучения предмету - сценическое мастерство.

Каждый урок по программе лучше всего строить в виде проблемных ситуаций. Здесь все должно быть направлено на поиск решения, открытие, нахождение средств воплощения. Создание этой программы стало возможным, только благодаря современному понимаю эстрадного искусства, утверждающего действие языком вокально-исполнительского искусства открытию и разработке информационной концепции личности.

Задача сценического мастерства заключается в том, чтобы уделить особое внимание развитию специальных сценических способностей.

Основные требования к учащимся по предмету сценическое мастерство:

1.Техника звучащего слова. Звучащее слово является главнейшим выразительным средством вокально-исполнительского искусства.

2.Публичность. Публичность поведения является источником сильного эмоционального воздействия на ученика, т. е. способствует возникновению эмоционального состояния.

3.Действие в условиях вымысла. Это не что иное, как действие не по правде -«как будто» - т. е. как в детской игре, когда ребенок играет какую-то роль. Поэтому можно назвать это требование - ролевая игра.

4.Зависимость от репертуара. Это означает, что исполнительский замысел, план его работы обусловлены предлагаемыми обстоятельствами в песне.

5.Целенаправленное воздействие на зрителя. Его можно рассматривать, как сценическое воплощение вокально-исполнительского замысла.

Таким образом, можно говорить о пяти первоначальных и обязательных сценических способностях:

1.Способность к развитию техники звучащего слова.

2.Способность к продуктивной и продолжительной деятельности.

3.Способность к ролевой игре.

4.Способность к созданию сценического замысла в репертуаре.

5.Способность к осуществлению сценического замысла в песне через действие на сцене.

Техника звучащего слова

Интонации, которыми окрашивается голос исполнителя вокалиста превращают его мысли в тексте песни в живые картины реальной или воображаемой жизни на сцене голосовые интонации не теряя всей своей жизненной достоверности и правды как бы укрупняются, делаются более яркими, правдивыми. Вокальное исполнение на сцене должно быть более четким по артикуляции, более звучным по голосу, более заостренным по интонации. Данный раздел ставить задачу развить, обогатить голоса учеников, усовершенствовать дикционную чистоту и четкость, сделать голосо - речевой аппарат послушным инструментом, способным передавать внутреннюю жизнь ребенка. Определяя деятельность вокалиста, можно выделить три особо важных умения: организовать восприятие своего исполнения слушателями; захватив внимание зрителя удерживать его до конца выступления; произвести определенное речевое воздействие. Сущность деятельности слушающих, заключается в восприятии содержания и мелодии песни. Слушающие оценивают выступление, что-то принимают, а с чем-то не соглашаются (например, в отношении репертуара).

Первая функция голоса состоит в том, что бы обеспечить слышимость звучащего со сцены голоса. Для этого необходимо развивать голосовую гибкость, подвижность, способность голоса «рисовать мысль». Вторая функция голоса - быть выразителем мысли текста песни. Ученик должен слышать мелодический рисунок, повествование, побуждение, восклицание и другие музыкальные предложения, должен слышать мелодические выделения логических центров фраз, точное интонирование. Третья функция - быть проводником чувств. Если ученик захочет, чтобы его исполнение вызвало у зрителя не только сомыслие, но и сопереживание, он непременно будет развивать средства речевой выразительности. Именно по интонациям: повышение или понижение голоса, увеличению или уменьшению силы звука, возникновению и характеру пауз, изменению темпа ритма и тембральной окраски голоса зритель угадывает чувства вокалиста, через интонации соприкасаясь с душой исполнителя. Таким образом, в воспитании техники владения голосом необходимо учитывать не только работу всего фонационного аппарата в целом, но и очень многое в человеческом поведении, общении, психики, настроении.

Упражнение на развитие дыхания. Насос, пылесос, натереть пол щеткой, пульверизатор, сухие листья, мотоцикл, сорока-сплетница, стон и др.

Упражнение на развитие диапазона голоса. Кончил дело - гуляй смело, эхо, скачки, переполох, трап, этажи, чудо-лесенка, скалолаз, батут и др.

Упражнение на развитие силы голоса. Добьюсь цели, я так хочу, необычный базар, у микрофона и др.

Упражнение на развитие темпо-ритма речи. Скороговорки, спринтер, репортаж, Алла-меняла, словарь и тд.

Упражнение на развитие эмоциональных функций речи. Тембрирование, контрасты, луна, в чужом огороде, на самом дне, влюбленные и др.

Упражнение на развитие голосового аппарата в движении. Хватай мяч, земляника, иголка, яблочко, в огороде, за грибами, солнце, кто сильней, чемодан, скакалка, зарядка и др.

Публичность

На основании психологического анализа способность к публичному действию следует рассматривать как сохранение способности к целенаправленному поведению в условиях эмоционального состояния ребенка. Педагог сценического мастерства должен знать, что так называемый зажим возникает часто не от того, что ребенок не владеет вниманием, а совсем наоборот: он не в состоянии сосредоточить внимание, потому что физиологические и психологические функции человека в экстремальных обстоятельствах работают совсем иначе, чем в обычных. Наиболее важным и существенным в процессе сценического поведения ученика является владение вниманием. Внимание является организующим фактором способности публичного действия. В данных упражнениях, перечисленных ниже, важно помнить, что только в ситуации эмоционально значимой может идти речь о сценическом внимании. Упражнение на внимание вне экстремальной ситуации имеют отношение к будничному, несценическому вниманию. Выполнение каждого упражнения предполагается в двух вариантах. Первый вариант - индивидуальная форма занятий. Второй - в присутствии группы, где группа выступает как зритель. Сравнение результатов выполнения упражнений в этих вариантах позволяет выявить насколько, условие публичности оказывает влияние на эмоциональную сферу ученика. Таким образом, публичность позволит нам более целенаправленно подойти к развитию способности, обуславливающей свободу сценического действия.

Упражнение на быстроту и внимание. Живой алфавит, цифры, секундомер, маятник, круг, хлопки и др.

Упражнение на общее внимание. Повтори, я твоя тень, угадай чего не стало, нос - пол-потолок и др.

Упражнение на развитие интелектуальной деятельности. Брито-стрижено, угадай кто это, кто не успел, тот опоздал, выбор и др.

Упражнение на образно-ассоциативное мышление. Так и не так, урок, тело в деле, я колесо, японская машина и др.

Упражнение на развитие логического мышления. Цепочка, шифонер, моя квартира, ремонт, техника, картинка за окном, зоопарк и др.

Ролевая игра

Речь пойдет о самой обычной ролевой игре. Ведь ролевая игра - это одно из проявлений детскости, которой должны обладать не только дети, но и взрослые. Этот раздел очень нравится учащимся и они готовы играть весь урок независимо от возраста детей. Упражнения данного раздела должны содействовать освобождению от будничных, повседневных забот, стать беззаботным и спокойным. К. С.Станиславский утверждал: "Когда вы дойдете в искусстве до правды и веры детей в играх, тогда вы сможете стать великим актером"

Игры и упражнения на беглость, ловкость, легкость ассоциативной памяти, аналогий и противопоставлений, а также на развитие воображение, свободы фантазии, смелости и непосредственности.

Упражнения - игры. Кривые зеркала, я не тормоз, испорченный телефон, месим тесто, голова великана, глухой телефон, смешной телефон, черно-белое, телеграмма, упражнение с мячом и др.

Создание сценического замысла в репертуаре

Говоря о способности о создании творческого сценического замысла стоит прислушаться к происхождению слова замысел, замысливать, мыслить, конечно, оно исходит от общего слова мысль. В психологии и педагогике процесс мышления изучен достаточно хорошо. Еще И. А.Павлов разделял людей на два типа: мыслительный и художнический. Мыслительный тип соответствовал преобладанию в организации деятельности человека второй сигнальной системы (речевой). У представителей художнического типа преобладает первая сигнальная система: чувственно-эмоциональная. Данный раздел поможет педагогу научить ребенка вслушиваться и понимать смысл данного репертуара. Текст песен должен восприниматься им как стимул для самостоятельного поиска в заданных условиях. Ребенок должен иметь богатое активное воображение. Особенность мышления и воображения его в том, что оно находится в непосредственной связи и зависимости друг от друга. Подобранный репертуар педагогом сопоставляется с внутренними и внешними данными ученика. Предметом исследования для ребенка является - песня. Необходимо научить ребенка доносить смысл, текст исполняемого репертуара до зрителя с помощью упражнений.

Основными факторами способности создания сценического замысла являются: восприятие, воображение, память, мышление, эмоциональность, непосредственность, выразительность. Рождение замысла в песне является специфичным, глубоко внутренним процессом в творчестве ребенка. По этому над песней лучше всего работать индивидуально, но некоторые песни (ансамблевый репертуар) должен быть согласован с педагогом сценического движения.

Упражнения. Шляпа старухи Шапокляк; о чем рассказывает песня; интересная тема; сантики-фантики-лимпопо; телепат; чертенок или мальчик наоборот; сиамские близнецы; юный композитор; я певец и др.

Воплощение сценического замысла

Прежде всего, способность к сценическому воплощению сценического замысла в песне объединяет в себе все предыдущие способности: способность к звучащему слову, к публичному действию, к ролевой игре, к замыслу. Эту способность к воплощению можно выразить как условную ролевую игру, проходящую в соответствии со сценическим замыслом, с целью направленного воздействия на зрителя. Выбранная песня, которую предстоит исполнить ученику, может быть веселой и грустной, лирической и патриотической, и сюжетной. К сценическому замыслу относится так же выбор соответствующего костюма к песне. Таким образом, педагог сценического мастерства должен использовать все упражнения по данным разделам для воплощения сценического замысла в песне через действие на сцене.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа рассчитана на учащихся детских школ искусств, обучающихся на отделении «Эстрадное пение». В программу включены следующие разделы: техника звучащего слова; публичность поведения; действие в условиях вымысла; создание сценического замысла; осуществление сценического замысла.

Предмет «Сценическое мастерство» - системное, планомерное развитие творческих вокально-исполнительских способностей детей. Чуткое, тонкое, эмоционально-художественное восприятие сценического действия учебного и концертного репертуара. Предмет «Сценическое мастерство» органично вплетается в основной курс обучения «Эстрадное пение». Учебный материал выстроен по принципу от простого к сложному. Преподавателю сценического мастерства следует помнить, что уроки, как и объяснение любой из предлагаемых тем проводить в форме игры, конкретного образного показа, при этом обязательно учитывается возраст обучающихся. Преподавателю данного предмета необходимо объединить работу над репертуаром вокалистов и ансамблей с элементами сценического мастерства и сценического движения.

Таким образом, работа над сценическим мастерством, наряду со всеми остальными предметами нашего отделения, должна быть скоординирована с программой основного предмета - «Эстрадное пение».

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Младшая возрастная группа

1-2 класс

Задача обучения: Раскрытие творческих возможностей ребенка, воспитание чувства жизненной правды. Элементарное представление о сценическом мастерстве.

т

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

II.

Введение. Сценическое мастерство, как предмет на отделении «Эстрадное пение».

2 часа

2.

Речевая и эмоциональная выразительность. Жест, мимика.

4 часа

3.

Игры на развитие воображения и внимания.

3 часа

4.

Игры на развитие сценической свободы.

4 часа

5.

Игры на координацию движения

3 часа

6.

Сюжетно-ролевые игры. Отношение к воображаемому

5 часов

7.

Коллективные игры-импровизации.

3 часа

8.

Этюды по элементам внутренней техники ученика.

3 часа

9.

Коллективное сочинение сказок.

5 часов

10.

Искусство быть исполнителем. Контрольный урок.

5 часов

ИТОГО:

37 часов 1

Средняя возрастная группа

3-4 класс

Задача обучения: Определение природы сценической игры. Воспитание свободы в сценическом пространстве, а также коллективных принципов творчества и индивидуальных (вокальных).

1 № п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1.

Введение. Беседа о сценической культуре исполнителя.

3 часа

2.

Темпо-ритм речи. Диапазон. Речевая выразительность.

5 часов

3.

Эмоциональные функции выразительности речи и действия. Мимика. Жест.

5 часов

4,

Упражнения с элементами действия на развитие ассоциативного мышления, воображения, внимания, мышечной свободы.

6 часов

5.

Импровизационное сочинение сказок и их разыгрывание с использованием пения, слова, танца, ансамблевого исполнения.

5 часов

6.

Сценическое действие, как важнейший компонент вокального исполнительства

6 часов

7.

Искусство быть исполнителем. Контрольный урок.

5 часов

8.

Контрольный урок. Переводной экзамен.

2 часа

ИТОГО:

37 часов

Старшая возрастная группа

5-6-7 классы

Задача обучения: Создание сценического образа и репертуарного замысла. Раскрытие эмоционального и творческого значения вокального искусства. Практическое осмысление пройденного материала (концерты, конкурсные программы).

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1.

Понятие о сценическом образе и специфических средствах их художественной и эмоциональной выразительности (действие, стиль, ппостпанство и впемя. движение и слово, музыка и

4 часа

\ 2.

Песня в действии. Слово, как результат действия. Действие, как

ИМПУЛЬС К СЛОВУ.

4 часа

1 3.

Память физических действий. Действие с воображаемым предметом.

4 часа

4.

Проверка самостоятельности воображения: импровизационное решение поставленных задач (вокальных, словесных, ттттяотичестшх. мимических nfvnawwx. ^мпттипнятткиътхЛ

4 часа

5.

Сценическое пространство: композиция, темпо-ритм, цвет, свет, звук и т. д.

3 часа

6,

Темпо-ритм речи. Сила голоса. Подача звука.

5 часов

7.

Коллективная игра-импровизация (современные музыкальные сказки, мюзиклы, тематические концерты)

4 часа

8.

Упражнения с применением всех полученных знаний и навыков сценического мастерства.

4 часа

9.

Искусство быть исполнителем. Воплощение замысла сценического образа в песне

3 часа

10.

Контрольный урок. Экзамен по сценическому мастерству.

2 часа \

ИТОГО:

37 часов 1

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Вербовая Н., Головина О., Урнова В. Искусство речи. - М.: Искусство, 1977.

2.Гиппиус СВ. Гимнастика чувств. - Л., М.: Искусство, 1967.

3.Дмитриева Л. В. Основы вокальной методики, - 3VL: Музыка, 1968.

4.Изард, Кэрол Е. Эмоции человека. Изд. МГУ, 1981.

5.Кнебель М. О. Слово о творчестве актера. - М.: ВТО, 1979.

6.Короленко Ц. П., Фролова Г. В. Чудо воображения. Новосибирск, Наука, 1978.

7.Морозова Г. В. Сценическое движение - в книге «Сценический бой». - М.: Искусство, 1975.

8.Никитин Б. Развивающие игры. - М.: 1982.

9.Рутберг И. Г. Пантомима, движение и образ. - М.: Советская Россия, 1981.

10.Ю. Савкова З. В. Как сделать голос сценическим. - М.: Искусство, 1975.

11.Савкова З. В. Средства речевой выразительности. - Л.: Знание, 1982.

12.Шильгави В. Начнем с игры. - М.: 1980.

13.Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младших школьников.-М.: 1974.


© 2010-2022