- Преподавателю
- Иностранные языки
- Организация работы с одаренными детьми в школе
Организация работы с одаренными детьми в школе
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Черткова Э.П. |
Дата | 10.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Организация работы с одаренными детьми в школе
Большой талант требует большого трудолюбия.
П.И. Чайковский
Развитие системы поддержки и сопровождения талантливых детей является одним из значимых направлений модернизации и развития школы XXI века. Совершенствование образовательного пространства школы, предусмотренное новыми образовательными стандартами, ведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными школьниками. Одним из главных направлений работы нашей Гимназии является создание условий для максимального развития одарённых детей, а также просто способных детей, чьи таланты на настоящий момент, ещё не проявились.
Под одаренностью мы понимаем качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов в выполнении той или иной деятельности. Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов.
Одаренность ребенка складывается из многих составляющих, в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспекты. В теоретических исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкии, Б. Кларк, Дж. Репзулли, С. Риз и др.). Одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), которая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных возрастных периодах детства.
Потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует небольшая часть детей.
В практике школьного обучения одаренными принято называть детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др.
Важнейшее положение современной психологии одаренности заключается в том, что ее развитие не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и социального окружения. При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходимы: адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным учащимся в решении их проблем.
В школе можно выделить следующие категории детей:
-
учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в младшем школьном возрасте);
-
учащиеся с признаками специальной, умственной одаренности в определенной области науки или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте);
-
учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).
Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.
Для создания в школе комплексной системы работы с одаренными детьми мы рекомендуем использовать разработанную отечественными психологами классификацию детской одаренности, которая включает четыре основных вида одаренности.
1.Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка).
2. Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо специальной деятельности).
3.Актуальная или явная одаренность (показатели успешности, уже имеющейся в наличии).
4. Потенциальная или скрытая одаренность (показатели возможности реализации неких способностей при соблюдении определенных условий)
Среди методов выявления и поддержки одаренных детей относятся необходимо отметить следующие:
-
наблюдение;
-
общение с родителями;
-
работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
-
предметные олимпиады;
-
интеллектуальные игры, конкурсы;
-
научно-практические конференции;
-
олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
-
интернет - проекты;
Данная структура дает возможность учащимся уже с начальной школы проявить себя, продемонстрировать свои интеллектуальные способности, успешно учиться и постоянно обогащать опыт творческой деятельности.
Свои личные достижения - грамоты, дипломы, благодарности, творческие работы, достижения в социальной практике учащиеся формируют в банке индивидуальных достижений - "Портфолио учащегося", которое является важным средством воспитания у школьников стремления совершенствоваться, преодолевать трудности, выстраивать свою будущую жизнь и быть конкурентноспособными в современном мире.