Доклад на тему Использование ИКТ на уроках

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ

на уроках гуманитарного цикла


Выступление подготовил: Гамбирова Р.М.

Использование ИКТ на уроках гуманитарного цикла открывает перед учителями широкие возможности: структурирование большого объема информации, вовлечение учащихся в учебную деятельность, возможность увидеть процессы, которые невозможно воспроизвести в реальности. Поиск и обработка информации с помощью компьютера имеет ряд преимуществ. Но также применение этих технологий на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки. Выделяют несколько уровней ИКТ:

  1. базовый - инвариант знаний, умений и опыта, необходимый педагогу для решения образовательных задач средствами ИКТ и технологий общего назначения;

  2. предметно-ориентированный - освоение и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета. Именно этот уровень позволяет повысить качество преподаваемого предмета.

Компьютерные технологии являются мощным средством обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. При этом сами компьютеры и многие учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.

Среди возможных на сегодня (т.е. реально используемых учителями почти всех предметных областей) направлений внедрения ИТ в практическую деятельность учителя нашего ШМО представляются следующие:

  1. проведение занятий в компьютерном классе школы;

  2. опора на домашний ПК (персональный компьютер) учителя;

  3. использование домашних ПК учащихся.

ИКТ - технологии на уроках естественно - гуманитарного цикла можно применять с различными целями:

  1. при объяснении учителем нового материала в качестве интерактивной иллюстрации, демонстрируемой с помощью мультимедийного проектора на экран (в настоящее время это актуально вследствие того, что не всегда таблицы и схемы, карты есть в наличие у учителя);

  2. при самостоятельном изучении учебного материала учащимися на уроке в ходе выполнения компьютерного эксперимента по заданным преподава- телем условиям (в виде рабочих листов или компьютерного тестирования) с получением в итоге вывода по изучаемой теме;

  3. при организации исследовательской деятельности. При этом следует отметить, что при использовании компьютера учащийся получает намного больше возможностей самостоятельного планирования исследований, их осуществления и анализа результатов;

  4. при повторении, закреплении и контроле знаний на уровнях узнавания, понимания и применения. При выполнении учениками самостоятельных действий, повышается мотивация учащихся - они видят, как могут пригодиться полученные знания в реальной жизни;

  5. домашние задания могут быть выполнены учеником по рабочему листу и при наличии дома учебного диска по данному курсу.

Большое значение имеет использование на уроках интерактивных моделей. Они позволяют ученику увидеть процессы в упрощенном виде, представить себе схемы того или иного процесса или явления.

Интернет-ресурсы предоставляют возможность учащимся быстро и качественно найти необходимый материал.

  1. Электронные пособия по предметам гуманитарного цикла содержат не только текстовые файлы, но и звуковые, видео- и фотоматериалы, которые помогут учащимся сделать проектную работу интересной и содержательной.

  2. Материалы, собранные в результате проектной деятельности, оформляются учащимися с использованием компьютерных приложений Microsoft Power Point (презентации), Publisher (буклеты и бюллетени).

Реализация проектов в рамках учебных программ по литературе, иностранным языкам, истории с использованием регионального компонента, позволяет учащимся познакомиться с особенностями истории, географических особенностей и природы родного края.

Преподавание предметов гуманитарного цикла в школе подразумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным материалом. Но порой проведение демонстрационных уроков часто затруднено из-за недостатка учебного времени, отсутствия современного материально-технического оснащения, и потребности значительно большего времени, как на подготовку и проведение, так и на анализ результатов работы. Разработанные по всем предметам электронные учебники, энциклопедии помогают решать следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету,

  • систематизировать усвоенные знания,

  • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием компьютера,

  • сформировать навыки самоконтроля,

  • сформировать мотивацию к учению в целом и к предмету в частности,

  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,

  • подготовить учащегося к экзамену, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.

Но к сожалению в настоящее время работа с этими электронными пособиями во время уроков потеряла свою значимость, так как установка на всех ученических ПК новой операционной системы «Linuх» не позволяет их использовать. Учителю остаётся только работать с ними самому, используя для разработки уроков, которые можно проводить с использованием интерактивной доски SMART. Интерактивная доска даёт массу возможностей педагогу разнообразить задания на уроке, активизировать учащихся для их выполнения, повысить мотивацию к обучению.

На сегодняшний день педагоги, входящие в ШМО гуманитарных наук еще не достаточно широко применяют все эти новшества в своей практике, в силу различных причин. Одной из ведущих причин является низкий уровень информационной компетентности педагогов, на втором месте - отсутствие условий для проведения уроков, а порой отсутствие желания применять ИТ, даже там где есть все условия, потому что по старинке проще, быстрее и уже все моменты урока на сто раз опробованы на практике, а разработка урока с применением ИТ требует не только, и даже не столько знаний и навыков работы с ПК, сколько временного ресурса.

Хотя применение мультимедиа технологии в обучении способствует повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение ИТ стало новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. К наиболее эффективным формам представления материала, следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока и во внеурочное время.

В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без четко поставленной цели посещение Интернета может оказаться неэффективным. При этом главное - нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет решать следующие задачи:

Во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её для последующего многократного использования разными пользователями или использована для оформления стендов в кабинете.

Во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, отличающуюся от той, которая предложена в учебнике, сопоставить её и сделать соответствующие выводы.

В-третьих, учащиеся могут самостоятельно найти необходимый материал для рефератов, докладов, презентаций и др.

Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл в том, чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. Технически организовать работу с ресурсами Интернет на уроке в нашей школе невозможно из-за низкой скорости интернета и отсутствия локальной сети. Поэтому работу с интернет источниками можно только организовывать как домашнюю, заранее проверяя доступность интересующих материалов. Следует отметить, что использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению.

А кроме того Интернет имеет большое значение для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам презентаций.

За последние годы значительно увеличилось число информационных ресурсов по всем школьным предметам. Учителя полезные обзорные материалы могут найти в многочисленных рефератах, подготовленных студентами и школьниками. Их поиск можно осуществлять через справочные серверы рефератов или поисковые системы.

Кроме этого через Интернет можно приобрести программно-методическую литературу по своему предмету.

Использование ИКТ в обучении обеспечивает:

  • интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса

  • многоаспектное развитие школьника

  • подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества

  • реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.



© 2010-2022