• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Обобщение опыта по теме: Развитие коммуникативных умений и навыков на основе использования технологий личностно-ориентированного обучения на уроках иностранного языка»

Обобщение опыта по теме: Развитие коммуникативных умений и навыков на основе использования технологий личностно-ориентированного обучения на уроках иностранного языка»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта педагогической деятельности учителя английского языка МОУСОШ№7

Шевчук Наталии Валентиновны

Тема: «Развитие коммуникативных умений и навыков на основе использования технологий личностно-ориентированного обучения на уроках иностранного языка»

Условия возникновения опыта:

За последние годы в связи с возросшей потребностью в изучении иностранных языков появились разные направления обучения языкам. Необходимость постоянного совершенствования системы и практики обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка. Отсутствие преемственности в изучении иностранного языка, а иногда и системы требует подбора таких методов обучения, которые позволили быть успешным каждому ученику. Вместе с тем именно на старшей ступени обучения иностранному языку на первый план выступает самостоятельное использование языка как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в решении коммуникативных задач. Поэтому я вижу свою основную задачу в создании таких условий, чтобы каждый учащийся, используя свой субъектный опыт, сумел реализовать себя в учебной деятельности и в общении.

Актуальность опыта:

Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно получать нужную информацию, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом и конструктивностью. Поэтому, я считаю целесообразным развивать коммуникативные навыки на уроках английского языка, так как язык способствует развитию не только иноязычного общения, но и их навыков коммуникации. Чтобы достичь этого не существует одного уникального метода или приема обучения. Современный личностно-ориентированный подход в обучении предлагает целый ряд технологий, методов и приемов, позволяющих учитывать личностно-значимый опыт ученика, его интересы, склонности и особенности каждого ученика. Я выбрала в качестве одного из главных направлений своей деятельности развитие коммуникативных умений и навыков учащихся с помощью технологии «обучение в сотрудничестве» и метода проектов, как наиболее эффективных в реализации выделенной задачи. Технологии и методы личностно-ориентированного обучения позволяют мне создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, дать возможность каждому ученику проявить свою активность, творчество. Повысить качество знаний учащихся, уровень развития их коммуникативных умений и навыков можно только при условии опоры на реальный уровень их возможностей. Следовательно, большая часть ребят способна к развитию коммуникативных умений и навыков, но испытывает затруднения в связи с пробелами в знаниях и недостаточной сформированности умений организовать свою учебную деятельность.

Все учащиеся должны усвоить минимальный уровень знаний, приобрести умения и навыки. Передо мной стоят «вечные» вопросы:

  • Как пробудить интерес ученика к своему предмету?

  • Как создать условия для проявления учебно-познавательной активности?

  • Как развивать взаимоуважение и сотрудничество учителя и ученика?

  • Как сделать урок посильным для каждого ученика, чтобы вызывать желание приобрести знания?

  • Какая деятельность способствует развитию личности ребенка?

Основное условие решения проблемы я вижу в том, чтобы создать на уроке атмосферу общения и взаимодействия, эмоционально положительный настрой класса на работу. Для этого я создаю педагогические ситуации, способствующие раскрытию своеобразия личности ученика и направленные на развитие речевой коммуникативной компетентности, включающей коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письму).

В данном опыте решаются противоречия:

  • между растущим социальным заказом современного общества к образованию и содержанием образования.

  • между реальным умением решать коммуникативные задачи на иностранном языке и недостаточно реализованным интеллектуальным и коммуникативным потенциалом учащихся.

Гипотеза

  • Если вести обучение иностранному языку на основе содержания образования, то развитие коммуникативных умений и навыков на основе использования технологий личностно-ориентированного обучения (обучение в сотрудничестве, метод проектов), выступает сегодня в качестве доминанты в процессе обучения.

Ведущая педагогическая идея.

Таким образом, окончательно оформилась тема, над которой я работаю «Развитие коммуникативных умений и навыков на основе использования технологий личностно-ориентированного обучения на уроках иностранного языка». Возникает вопрос каких именно технологий?

Результаты практической деятельности убеждают, что более эффективно использование различных технологий и методов в зависимости от содержания учебного материала. Я использую технологии сотрудничества, метода проектного обучения, технологии дифференцированного обучения и других. Опыт направлен на решение следующих проблем:

  • отсутствие культуры языкового общения у учащихся;

  • несовершенство учебных программ, не обеспечивающих достаточный уровень речевой деятельности.

Обозначенные выше проблемы и противоречия наиболее эффективно решаются при условии использования новых способов организации процесса обучения на уроке.

Ведущей педагогической идеей данного опыта является педагогика сотрудничества, которая позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика.

Я работаю над этой проблемой около 1года. Диапазон опыта определяется системой уроков по каждой теме.

Теоретическая основа опыта.

Личностно ориентированный подход к образованию предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является главным условием его развития. Назначение личностно ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Е.В. Бондаревская отмечает, что образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлечение в этот процесс самого ребенка. Она обращает внимание на то, что речь идет не о формировании каких-либо качеств, заранее заданных педагогом, не о преобразовании ребенка в направлении, определенным педагогом, а о помощи ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально.

Содержательные аспекты личностно ориентированного образования прежде всего акцентирует внимание на развитии личностно-смысловой сферы учащихся, которое происходит в атмосфере интеллектуальных, нравственных, эстетических переживаний, столкновений мнений, взглядов, позиций, научных подходов, проектирование возможных решений познавательных и практических задач. При этом основным условием выступает вовлеченность ученика в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания образования.

Сами по себе содержательные аспекты образования, безусловно, значимы и несут в себе значительный потенциал развития учащихся. Однако считать, что они исчерпывающим образом определяют возможности и характер развития, было бы неверно. Не меньшую роль играют процессуальные аспекты образования, раскрывающие и определяющие отношения участников образовательного процесса. Сравнительно давно декларируется необходимость изменения отношения к ученику, представление его как субъекта образовательного процесса. Такое изменение представления о нем, конечно, в большей степени соответствует парадигме личностно ориентированного образования, но реальный переход от объект -субъектных к субъект - субъектным отношениям в образовании до сих пор остается проблемой.

Субъектность позиции ученика - достаточно сложное понятие уже в силу того, что ученик является участником многих видов деятельности, и не обязательно образовательной. Когда мы имеем дело с ситуацией взаимодействия педагога и учащегося, понятие субъекта требует уточнения.

По мнению С.Д. Полякова может быть принято такое различие:

  • учащийся как субъект своей жизнедеятельности;

  • учащийся как субъект деятельности и общения;

  • учащийся как субъект обучения, воспитания, образования.

Такая позиция возникает преимущественно тогда, когда педагог умеет

создать условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.

Таким образом, изменения содержания и организации образовательного процесса должны быть ориентированы, прежде всего, на личностное развитие учащихся и других участников образовательного процесса.

На основе этой теории Лукьянова М.И выделила психолого - дидактические характеристики, обеспечивающие личностно-ориентированную направленность урока, которые я использую в своем опыте для формирования коммуникативных умений и навыков.

1. Формирование и стимулирование субъектной позиции учащихся

(учащийся как субъект своей жизнедеятельности, создание ситуации выбора, организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала, приоритетность индивидуальных и самостоятельных работ школьников).

2 Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся (опора на субъективный -личностный опыт учеников, применение заданий, позволяющих ученику тип, вид действия с учебным материалом, создание ситуаций, позволяющих ученикам проявить собственные способности).

3 Ориентирование на формирование учебной деятельности школьников (а не на передачу учебной информации).

4.Знание и учет психофизиологических особенностей учащихся (использование приемов внутренней дифференциации, использование тренировочных и проблемных заданий различных трудностей).

5. Ориентация на развитие внутренних мотивов учения; стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.

6 Организация развивающего пространства; ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.

7 Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.

8 Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия. 9.Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга.

10. Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе.

Обозначенные выше характеристики лучше всего реализуются на уроках с использованием новых педагогических технологий. Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания,

применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний.

Существует множество интересных определений сущности «Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В. М. Монахов).

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой либо отвлеченной цели. Таким образом, личностно ориентированные технологии характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разносторонне свободное и творческое развитие ребенка. Для развития коммуникативных навыков и умений на уроках иностранного языка можно отнести технологию сотрудничества, разработанную в 1978 году профессором Элиотом Аронсоном. Автор выделил основные принципы обучения в сотрудничестве:

  • группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трех учащихся). Если группа на протяжении ряда уроков работает слаженно, дружно, нет необходимости менять их состав (это, так называемые, базовые группы). Если работа по каким-то причинам не ладится, то состав группы можно менять от урока к уроку;

  • группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации);

  • оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»). При этом в ряде случаев можно предоставить учащимся возможность самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда;

  • учитель сам выбирает ученика, который должен отчитаться за задания. В ряде случаев это бывает слабый ученик (это касается, главным образом, лингвистических, грамматических и лексических знаний);

  • если слабый ученик в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное / неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы.

К личностно ориентированным технологиям относится и метод проектов. На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так иотечественными авторами: И.Л. Бим, И.А. Зимней, Т.Е. Сахаровой, О.М. Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия проект, его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной проблемы. Широкое применение метод проектов нашел во многих странах мира потому, что он позволяет интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, учитывать способности и возможности каждого ученика, участвующего в разработке проекта. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Для ее решения школьники должны владеть определенными умениями:

интеллектуальными (умение работать с информацией, текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы);

творческими (умение генерировать идеи, находить несколько вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия решения);

коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, высказывать свою точку зрения, умение лаконично излагать свою мысль).

На основе общих положений теории деятельности, сформулированными А.Н. Леонтьевым, И.А. Зимней, я пришла к выводу, что речевая деятельность, как и всякая другая, должна основываться на коммуникативно-познавательной потребности учащихся высказать свою мысль. Эта потребность, как подчеркивает И.А. Зимняя, входит в общую систему учебной мотивации. Учебный проект является важным средством формирования мотивации изучения иностранного языка и развития коммуникативной компетенции. Я выделила важнейшие факторы, способствующие формированию внутреннего мотива речевой деятельности:

  • связь идеи проекта с реальной жизнью: идея всякого проекта должна быть связана с созданием конкретного продукта или решения отдельной, значимой для учащегося проблемы, взятой из реальной жизни в процессе практической деятельности;

  • наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников;

  • ведущая роль консультативно координирующей функции преподавателя.

Технология опыта

Главная цель, которую я поставила, начиная работу над опытом использования современных технологий обучения для развития коммуникативных умений и навыков на уроках английского языка состоит в развитии коммуникативных способностей. Исходя из обозначенной цели, я поставила перед собой следующие задачи:

  • повысить уровень развития коммуникативных умений и навыков.

  • формировать умение организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты (метод проектов);

  • научить школьников грамотно работать с информацией(умению собирать, анализировать, сопоставлять, обобщать, устанавливать закономерности, формулировать выводы).

Большинство исследователей рассматривают технологии обучения как один из способов реализации на занятиях личностно-ориентированного подхода к обучению, благодаря которому учащиеся выступают как активные творческие субъекты учебной деятельности.

Использование технологии обучения в сотрудничестве.

Применение этой технологии позволяет наиболее эффективно развивать коммуникативные навыки в области аудирования, чтения и говорения. Обучение в сотрудничестве я использую как на этапе работы с новым материалом, так и на этапе закрепления.

Одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной методики является обучение устному общению. Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса - задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении. Недостаток активной устной практики на уроке английского языка, стремление повысить эффективность обучения, побудило меня использовать групповую работу (обучать в сотрудничестве) учащихся. Так как в процессе обучения они обмениваются идеями, мнениями, информацией, учатся друг у друга.

В настоящее время в естественных коммуникативных ситуациях человек гораздо чаще сталкивается с диалогической и полилогической формами общения. Поэтому я отвожу значительное место в учебном процессе работе в парах и группах. При таких формах работы мои ученики добиваются поставленной цели, сотрудничая друг с другом. Замечу, на таких уроках работают все учащиеся. Они учатся слушать и слышать. Каждый чувствует себя раскованно. Работая в малых группах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других. Сотрудничая, мои ученики учатся работать без контроля с моей стороны, совместно с товарищами, стремясь к поставленной цели. Обучение групповому взаимодействию на моих уроках стало не только методом обучения устной речи, а естественным компонентом учебного процесса.

Моя работа в этом направлении и наблюдения показали, что групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит урок. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников, даже если я не даю такого задания. Чтобы групповое речевое сотрудничество было эффективным, я пришла к выводу о необходимости целенаправленно обучать школьников технологии общения, чётко соблюдая основные принципы обучения в сотрудничестве.

Организацию группового общения я начинаю с формирования речевых групп с учётом психологической совместимости детей. Оптимальный состав группы - четыpе-пять человек. При этом в каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики, обязательно девочки и мальчики. Если группа на протяжении нескольких уроков работает слаженно, то она работает в этом составе постоянно.

Практика показала, что наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки.

Участие в речевом общении предполагает владение мотивом деятельности, задаваемым коммуникативным заданием, и совершение речевого поступка в соответствии с этим мотивом.

Если всем группам предстоит обсуждать одну и ту же проблему, то я сообщаю о цели задания после организации речевых групп. (Для обсуждения разных проблем задания лучше объявлять до формирования групп, тогда учащиеся, интересующиеся одной темой, смогут объединиться для совместного творчества.) Роли обычно распределяют сами ученики, но в некоторых случаях я делаю это сама.

Обычно оцениваю работу не одного ученика, а всей группы. На таких уроках я оцениваю не столько знания, сколько старания и усилия учеников. Очень часто на промежуточном этапе работы результаты труда каждого члена группы оценивает лидер группы.

Как правило, я сама выбираю учащегося из каждой группы, который должен отчитаться за выполненную работу

Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. При обучении я стараюсь придерживаться индивидуально-группового варианта. Но иногда пытаюсь разнообразить этот вариант творческим подходом применительно к своим ученикам.

На примере пяти уроков, которые я прилагаю к описанию своего опыта, попытаюсь изложить систему своей работы по формированию у учащихся навыков чтения с извлечением основной информации, совершенствованию навыков чтения, обучению письму, монологической, диалогической и полилогической речи при обучении в сотрудничестве.

На первом уроке я обучаю детей чтению с извлечением основной информации из текста, который ляжет в основу монологического высказывания, а в дальнейшем диалогического и группового общения. Ребята уже привыкли работать в трёх группах постоянным составом. Они прекрасно знают своих «учителей», помнят названия своих групп. Ученики занимают свои места и начинают один за другим по вертушке читать и переводить текст в трёх группах одновременно. Консультанты («учителя») координируют работу, исправляют ошибки при чтении, при затруднении в переводе помощь оказывают все члены группы. После завершения этой работы, каждая из трёх групп отвечает на основной вопрос текста: «Почему английский язык преподают и изучают почти во всех странах мира?» Оценки получает та группа, которая первой смогла ответить на поставленный перед чтением текста вопрос. Затем следует более детальное извлечение информации из текста. Ребята отвечают на вопросы упражнения, следующего после текста. Весь первый урок из пяти, описанных мною, учащиеся обучаются в сотрудничестве. (Домашнее задание,письменно ответить на вопросы.)

На втором уроке мы совершенствуем навыки чтения и учимся письму, продолжая работать над текстом. Вначале урока проводим контроль домашнего задания. Дети читают вопросы и проверяют свои ответы на них, работая в парах. Затем, опираясь на ключевые фразы (записанные мною на доске), они письменно излагают основное содержание текста. Работают снова в парах. Остальную часть урока ребята работают в группах. Они работают над чтением и переводом основного содержания текста, изложенного письменно. (Домашнее задание: чтение и перевод текста). Как видите, весь второй урок ученики работают в сотрудничестве.

Цель третьего урока - обучение учащихся монологической речи. Ученики весь урок работают в группах, обучаясь в сотрудничестве. Они получают на отдельных листах целую серию упражнений, которые помогут им к концу третьего урока пересказать текст. Работая в группах, ребята отвечают на вопросы, пытаются закончить предложения, имея перед глазами лишь их начало, затем они составляют предложения, опираясь на ключевые слова, играют в игру «Вы знаете, что…» (излагают факты из текста).

На следующем этапе работы учащиеся, опираясь на ключевые русские слова, пытаются в группах пересказать текст.

В конце урока группы делятся на пары, и пытаются пересказать друг другу текст, опираясь на ключевые русские слова.(Домашнее задание: пересказ текста.)

На четвёртом уроке мы обучаемся диалогической речи по теме, работая снова в парах и группах.Вначале урока проводим контроль домашнего задания. Ребята играют в игру «Учитель - ученик» (взаимопроверка, выставление оценок).Затем начинается работа в группах, каждая группа получает задания со специально разработанными упражнениями, которые в конце урока помогут детям уметь задавать вопросы по теме и даже составить диалог. На первом этапе ребята составляют вопросы из данных слов. Затем они проверяют их по ключу, записанному на доске, при наличии ошибок, исправляют их, потом отвечают на эти вопросы. После этого ребята должны представить, что они находятся на уроке по истории английского языка. Они должны задать своим «учителям», то есть лидерам групп, как можно больше вопросов. В конце ребята представляют, что они находятся на научной конференции по истории английского языка. В качестве учёных на этой конференции выступают лидеры групп (их три). Они занимают места перед аудиторией, а все остальные ребята задают им вопросы.(Домашнее задание: уметь разыграть диалог.)Весь четвёртый урок ребята обучаются в сотрудничестве.

На пятом уроке ученики обучаются общению в группах, то есть они обучаются полилогу.

Вначале урока контроль домашнего задания: учащиеся в парах воспроизводят диалог. Я прохожу, слушаю пары, оцениваю их.

Затем предлагаю поработать в группах.

Вне всякого сомнения, самым сложным является обучение групповому общению. Считаю, что для начального этапа обучения иностранным языкам наиболее эффективными и доступными являются такие формы группового общения, как драматизация и ролевая игра.

Еще одной формой группового общения, близкой к подлинному общению, является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы.

Каждый учащийся выбирает удобную для себя роль и высказывается от имени выбранного им персонажа. Таким образом, снимается психологический барьер страха перед языковой ошибкой, и предоставляется возможность высказать свое мнение.

Содержанием таких дискуссий обычно служит любая проблема реальной жизни. Например, выбор профессии, планы на будущее, отношения с родителями, защита окружающей среды, роль женщин в обществе и другие.Дискуссия как форма работы считается сложной и требует проявления многих качеств коммуникантов, от которых требуется владение достаточным уровнем речевой компетентности, т.е. готовности включиться в реальную коммуникацию. С помощью специальных упражнений я учу школьников запрашивать информацию, уточнять полученную информацию, вступать в разговор, вовлекать в него других участников, адекватно эмоционально реагировать на реплики партнеров по общению, соглашаться или не соглашаться с мнениями других.

Данные коммуникативные действия учу ребят реализовывать с помощью:

а) реплик согласия/несогласия: Right, I think the same; I'm afraid you are wrong; I think...; Exactly; Absolutely; As for me...; On the contrary; I don't think so;
б) фраз и вопросов уточняющего характера: What makes you think so? ;
Where have you got this information? ; Do you mean...? ;What do you mean? ; What's your idea about this? ; I believe...; Well, I suppose...;
в) эмоциональных реакций: Unbelievable! ; That sounds strange; Incredible! How nice! Great! I can't believe it;
г) обобщающих суждений: On the whole; In general; Summing up all you've just said; Let's come to a conclusion; The result is...;

Умение реплицировать стараюсь формировать у учащихся в ходе выполнения упражнений разных типов: вопросно-ответных, репликовых и упражнений типа условная беседа.

Например: Let's talk a little. On hearing a statement each of you should say something. Follow the scheme of typical responses (exclamation, question, statement, request, suggestion, etc.).

Model: Our headmaster has invited a group of American high school students to our school.

Exclamation: - Fine! How nice!

Question: - When will they come?

Suggestion: - Let's take them to our disco.

Request: - Will you help us to talk to them?

Упражнения такого типа стимулируют условно-коммуникативную, неподготовленную и частично инициативную речь учащихся на иностранном языке. Я обратила внимание на тот факт, что эти упражнения сами по себе не могут сформировать у учащихся умения вести дискуссию. Для достижения желаемых результатов необходимо учить школьников сочетать эти реплики в естественной речи, непринужденно развертывая общение. Поэтому я стараюсь использовать беседу на различных этапах обучения иностранному языку.

Примерные темы групповых дискуссий:

1. Is protection of the environment an important problem today?
2. Should women work outside the home?
3. How should the elderly people be taken care of?
4. Is choosing a profession for secondary school graduates the responsibility of the parents only?
5. Should teenagers work after classes to have their pocket money?
6. An ideal family - fact or fiction?
7. Is mass media a reflection of society?
8. Television is a source of education and pleasure, isn't it?
9. "He who loves not his country can love nothing."(Byron)
10. Is education so important for the good of society?
11. Peace on earth is everybody's concern.
12. The country expects every man to do his duty.

Примеры ролевых ситуаций:

1. You are a new pupil; you talk with your classmates about the timetable.
2. You were absent from school yesterday. Talk with your friends about what they did yesterday. Start the conversation.
3. You invited your friends to the birthday party. Start the conversation at birthday dinner.
4. You have just returned from a trip to Moscow. Start the conversation with your parents.
5. You are the shop assistant suggesting Christmas gifts to a group of schoolchildren.
6. You are a police officer in the street. Three members of a school group from the U.S.A. have become separated from their group. Help them to find the way to the hotel.
7. You are at your grandparent's house watching television. You don't like the programme. Try to convince your grandmother and grandfather to change to another one.
8. You are a librarian. Try to convince the boys who are not very much interested in reading to choose some interesting books for their English class.
9. You are customers talking with a waiter at a cafe.
10. You are two passengers talking with a stewardess on a plane.

В заключение хотелось отметить: мой опыт работы и наблюдения по данному вопросу показали, что технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности овладения ИЯ и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда.

Использование метода проектов

Этот метод я использую для формирования коммуникативных навыков в письме и говорении. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможностями решения этих проблем, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей. Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности необходима активная устная практика для каждого ученика и чтобы учащиеся могли на практике применить полученные знания, умения и навыки. Коммуникативные задачи решаются как при разработке коллективного проекта для общения между участниками, так и в процессе защиты готового материала. В основу любого проекта я ставлю проблему, требующую определенных языковых средств со стороны учащихся для ее разработки и решения и имеющую определенную практическую и теоретическую познавательную значимость. Например:

1. Система школьного образования в России и странах изучаемых языков.

(Проблема: можно ли построить школу будущего, взяв все положительное,что есть в школьном образовании России, Великобритании, США? Какой вы ее (школу) представляете?).

2. Культура России и стран изучаемых языков

(Проблема: помогает ли знание культуры, традиций, обычаев лучше понять национальный характер?)

3. Средства массовой информации.

(Проблема: влияют ли средства массовой информации на формирование нашего мировоззрения?)

4. Охрана окружающей среды.

(Проблема: как демократическое общество решает проблемы окружающей среды?)

5. Научно-технический прогресс: нужны ли школьникам его достижения?

Необходимо отметить, что успешное решение личностно-значимой

проблемы предполагает интеграцию знаний из других областей. Так, после изучения темы "Образование" ("Education") учащимся я предлагаю составить проект "The schools of tomorrow" "Школы будущего", взяв все положительное, что есть в школьном образовании России, Великобритании, США, Канады, Австралии Новой Зеландии. При этом учащиеся, работая над проектом, воспроизводят в памяти знания из различных областей, полученные на уроках иностранного языка, а также истории, географии и др., что способствует актуализации пройденного материала. С другой стороны, поиск решения практических задач актуализирует необходимость добывания новых знаний, познавательную деятельность учащихся.

В организации работы по проекту я выделяю следующие этапы:

Подготовительный

1) представление ситуаций, позволяющих выявит одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

2) выдвижение гипотез, решения поставленной проблемы ("мозговой штурм"),

обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

3) обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;

Основной:

1) работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающей или опровергающей гипотезу;

2) текущий анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач);

Заключительный:

1) защита проектов (презентация результатов);

2) оценка результатов, выявление новых проблем.

При работе по новым технологиям становится возможным более широкое использование дифференцированных заданий. С точки зрения индивидуализации и дифференциации можно выделить три основных вида упражнений (С.Ю. Николаева)

- адаптивные,

- совершенствующие,

- корректирующие.

Я использую адаптивные упражнения двух видов:

1) упражнения, имеющие вспомогательный характер, их цель - помочь группам более слабых учащихся справиться с рекомендуемыми всему классу заданиями, а более сильным - обеспечить обучение на оптимальном уровне;

2) адаптивные упражнения, направленные на формирование навыков и умений с учетом особенностей личностной сферы учащихся.

Задачу корректирующих упражнений я вижу в том, что они способствуют ликвидации имеющихся и вновь возникающих пробелов в знаниях по иностранному языку и доразвитию определенных процессов личности. Их целью является развитие навыков и умений, которые должны были быть сформированы у школьника ранее.

Совершенствующие упражнения предусматривают своего рода шлифовку психологической структуры личности. Использование данных упражнений в различных видах речевой деятельности и отдельных формах работы:

1) При работе над текстом

Ученики получают задание, обще для всех - прочитать текст. Далее идут задания, которые ученики могут выбрать по степени трудности и с учетом личностных особенностей.

- Придумайте его окончание (другое окончание при определенных условиях).

- Скажите, как бы вы поступили на месте главного героя.

- Расскажите краткое содержание текста.

- Ответьте на специальные вопросы.

- Дополните предложения фразами из текста.

- Ответьте на общие вопросы.

- Определите, какая из трех картинок подходит по содержанию текста.

- Выпишите главную мысль.

- Составьте план текста.

2) При работе над лексикой:

- Придумай предложения с новыми словами.

- Разгадай кроссворд

- Найдите 10 слов по теме «Каникулы»

- Выбери и вставь слово, подходящее по смыслу.

Let's….a picnic at the weekend

a) make, b) arrange, c) city

- Вставьте приведенные рядом слова: (say, speak, tell):

1) She'll…us about her visit to Samara.

2) Brian…me that he did't like the Science lesson

3) "Can I…to Mary, please?"-I'm afraid she is not at home

- В каждой строчке подчеркните одно слово, которое читается по

другому:

1) Teacher, speak, break, please, read

2) Hear, near, heart, dear.

- Вычеркните лишнее слово (по любому признаку):

1) English, Britain, Russian, French, British, German.

2) Paint, pencil, subject, exercise book, rubber.

3) Найдите антонимы для следующих слов:

To ask, bed, black, to cry, boy, little, above, to take.

- Выбери слово, наиболее подходящее по смыслу выделенному:

to study a) to stand b) to discuss c) to learn d) read.

Результативность опыта

Работая над проблемой использования новых педагогических технологий для развития коммуникативных умений и навыков учащихся, я пришла к выводу, о том, что такой подход способствует, во-первых, более эффективному формированию умений и навыков для решения различных коммуникативных задач.

Использование технологий и методов личностно-ориентированного обучения позволяет учащимся реализовать свой интерес к предмету, приумножать знания о нем и донести информацию до заинтересованной аудитории, продемонстрировать уровень обученности английскому языку, совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения, подняться на более высокую ступень обученности, формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом, что подтверждают 80% опрошенных учащихся.

Подводя итоги работы, следует заметить следующее - у обучаемых появился больший интерес к изучению предмета вследствие следующих причин:

- коллективные формы работы позволяют раскрывать потенциальные возможности каждого ученика;

- организация ситуаций общения на уроке сформировала легкость в общении, и способствовала реализации ведущей возрастной мотивации - общения;

- повышение успеваемости.

Все это позволяет сделать следующие выводы:

1) организация учебной деятельности с использованием личностно - ориентированных технологий, способствует развитию коммуникативных навыков не только в общении на иностранном языке, но и в развитии общей коммуникабельности учащихся.

2) учащиеся перестают быть пассивными участниками учебного процесса и становятся его активными участниками.

Перспективы педагогической деятельности:

Задачи, которые я ставлю перед собой:

  • Постоянно продолжать работу над совершенствованием своего педагогического мастерства.

  • Распространить опыт через публикации методических разработок уроков в предметных журналах и газетах;

  • совершенствовать использование элементов информационных технологий на уроках; более активный опыт с коллегами на всех уровнях.

  • Продолжать разрабатывать уроки с использованием элементов личностно-ориентированного обучения.

  • Создавать условия для проявления учебно-познавательной активности каждого ученика.



© 2010-2022