НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ


Адыханова Анара Сериковна


Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области

г. Караганда, Казахстан


В настоящее время значительно возрастает роль сельской общеобразовательной школы, призванной готовить выпускников к активному участию в сельскохозяйственном производстве, воспитывать достойное пополнение рабочего класса. Эта важная задача может быть решена лишь при условии улучшения всей учебно-воспитательной работы в сельской школе [1].

Образовательный процесс сельских малокомплектных школ имеет неоспоримое преимущество - практикоориентированную направленность. Учащиеся рано приобщаются к труду: они помогают родителям по дому, трудятся на пришкольном участке, на животноводческих фермах, участвуют в уборке урожая на полях и в совхозном саду. Вместе с тем имеется ряд трудностей, с которыми ежедневно сталкивается каждый учитель практик. Это:

- малая наполняемость класса. Нередки случаи, когда в классе занимаются менее пяти учеников;

- особенности организации образовательного процесса в разновозрастных группах;

- необходимость оценивания малого количества детей на уроке;

- стимулирование личностного роста ученика и учителя.

Предметом статьи является попытка кратко изложить специфические трудности и возможности их преодоления в процессе преподавания иностранного языка в малочисленных сельских школах.

Сейчас, когда осуществляется переход на обновленную программу и обучение по новым учебно-методическим комплексам по иностранному языку, от учителей малокомплектных школ требуется не только серьезное вдумчивое изучение методической системы, заложенной в комплексах, освоение приемов преподавания, разработанных авторами учебников, но и умение реализовать рекомендации книг для учителя применительно к условиям своей работы, которые, как известно, во многом отличаются от условий работы в обычной школе.

К тому же в малокомплектной школе преподает много учителей-совместителей. Из-за большой отдаленности малокомплектные школы от районных центров учителя не могут своевременно получать консультацию в районном методическом кабинете.

Учитывая объективные трудности, связанные со спецификой работы малокомплектной сельской школы, Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области важное место в своей деятельности отводит повышению квалификации учителей иностранного языка и учителей-совместителей.

Знакомство с новыми УМК учителя начинают на краткосрочных или проблемных курсах, программа которых составляется в соответствии с уровнем языковой и методической подготовки слушателей и особенностями преподавания иностранного языка в малокомплектной школе.

Учебным планом предусматриваются лекции об особенностях урока в классах с малой наполняемостью, организации внеклассной работы в условиях малокомплектной школы, об оборудовании комплексных кабинетов.

Особый интерес вызывают активные формы занятий: моделирование уроков, разработка планов-конспектов по обновленным УМК для классов с малой наполняемостью, изготовление образцов дидактического материала и наглядных пособий. Большая часть учебного времени отводится на практические занятия по иностранному языку. Они проводятся с широким использованием технических средств и наглядности, раздаточного материала, накопленного в кабинете. Большое внимание уделяется работе с учебником: слушатели выполняют наиболее трудные упражнения, объясняют форму их проведения [2].

Практическая направленность курсов помогает учителям преодолеть трудности в связи с переходом на обучение по обновленным УМК, позволяет предупредить возможные ошибки.

Методическая работа продолжается в посткурсовой период в форме постоянно действующих семинаров, в опорных школах, цикловых межшкольных методических объединениях.

В связи с тем, что большинство учителей, входящих в методобъединение, работают в малокомплектной школе, основным направлением его деятельности является совершенствование методики проведения урока и внеклассных мероприятий по иностранному языку в таких школах.

Анализируя свою работу, учителя приходят к выводу, что урок в классе с малой наполняемостью имеет свои преимущества. Учитель хорошо знает каждого ученика, его семью, друзей, круг его интересов и увлечений.

А это позволяет подбирать для каждого из них задания-стимулы, побуждающие к активным речевым действиям, распределять задания с учетом уровня обученности и индивидуальных особенностей школьников.

Когда в классе всего несколько учеников, учителю легко изготовить карточки для индивидуальной, парной и групповой работы. Весь класс приравнивается, как правило, к одной микрогруппе обычного класса. При организации самостоятельной работы на уроке учитель имеет возможность проследить за выполнением задания каждым учеником, своевременно оказать необходимую помощь, объяснить непонятое.

Малая наполняемость класса позволяет давать дифференцированные (многовариантные) домашние задания.

Выполнение учащимися домашних заданий способствует:

  1. закреплению материала, который предъявлялся и в употреблении которого школьники тренировались на уроке;

  2. повторению учебного материала, который необходим для успешного освоения нового;

  3. ликвидации пробелов в знаниях и организации дополнительной тренировки (учащимся с низким уровнем обученности).

Качество работы ученика в классе и выполнение им домашних заданий контролируется и оценивается на каждом уроке. Это стимулирует ответственное отношение учащихся к изучению иностранного языка.

Отношения учителя и учащихся более близкие, доверительные. При желании учитель легко установит контакт с каждым из них, создается атмосфера общения, необходимая для овладения иностранным языком.

Учителя, работающие в классах с малой наполняемостью, добиваются более высоких результатов в обучении чтению, в обычных школах навык чтения учащихся обычно слабее, чем навыки аудирования и говорения.

В соответствии с рекомендациями авторов УМК по английскому языку весь языковой материал, подлежащий усвоению, включен в систему упражнений, предусматривающих частое проговаривание речевого образца по цепочке. Вполне понятно, что такая работа в классе, состоящем из 3-5 учеников, занимает значительно меньше времени, чем в полном классе или группе.

Оставшееся время на уроке учителя используют на чтение. Особенно важно это в IV-V классах, где отрабатывается техника чтения. Школьники много читают вслух под руководством учителя. Значительно проще организуется систематический контроль домашнего чтения. Интересно, что учителя практикуют домашнее чтение уже с IV класса, используя книгу для чтения.

Успешно применяется урок-экскурсия при изучении многих тем. Например, высокую эффективность демонстрируют экскурсии по школе, в библиотеку, прогулки по темам «Времена года», «Погода», «Мой родной край» и другие. На селе такую экскурсию можно провести в течение 45 минут.

Таким образом, малая наполняемость класса дает возможность:

  1. организовать активную тренировку в устной речи и чтении каждого ученика на каждом уроке;

  2. индивидуализировать обучение;

  3. тщательно учитывать знания каждого ученика;

  4. систематически выявлять и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся;

  5. четко управлять самостоятельной работой учащихся, как в классе, так и дома.

Вместе с тем, усилия учителей МКШ направлены на преодоление трудностей в организации урока, в планировании и проведении внеклассной работы по иностранному языку. Главная из этих трудностей - перегрузка учащихся. Если класс состоит из двух-трех учеников, то они вынуждены напряженно работать на каждом уроке по каждому предмету. Это ведет к снижению работоспособности, школьники утомляются и не могут активно усваивать учебный материал. Следовательно, учитель должен думать над тем, как снять перегрузку. Широко используются учителями МКШ обучающие, подвижные игры, с использованием учебного материала [3].

Например, при знакомстве с глаголами движения учитель может предложить выполнить действие вместе с ним: «Stand up, sit down, run, jump, go, swim, fly, take, dance, sing, clap, let's play». Второй вариант подобного задания: детям раздаются картинки с изображением действия, учитель произносит команду, дети показывают необходимую карточку.

Тема: «Toys». По кругу расположены игрушки. Под музыку школьники движутся по внешнему кругу. Как только музыка остановилась, дети останавливаются и оказываются против игрушек. Они их поднимают, рассказывают, что у них есть и описывают по цвету.

Тема: «Letters and Numbers». На полу или на асфальте рисуются мелом круги, в которых нужно разместить какую-то букву или цифру. После этого ведущий называет одну из таких букв или цифр, а участники отыскивают ее на земле и стараются встать в круг.

Тема: «Eatable-Uneatable». Для проведения этой игры понадобится мяч, лучше всего использовать яркий и достаточно заметный. Ведущий должен бросать участникам мяч и при этом называть различные слова на английском языке. Если названное понятие относится к продуктам питания и оказывается съедобным, то ребенку надо постараться поймать мяч, сказать Eatable и бросить его обратно. Если же слово соответствует чему-то несъедобному, то мяч нужно отбросить и сказать Uneatable.

Стихи, песни, рифмовки, считалки также помогают снять утомляемость.

В классах с малой наполняемостью часто возникает необходимость переключить учащихся на другой вид деятельности. Поэтому многие учителя предлагают учащимся выполнить письменное упражнение, записать в словарь новые слова, частично выполнить письменное домашнее задание.

Имеются трудности и в оценке умений и навыков учащихся. Практически каждый ученик отвечает не только на каждом уроке, но и на каждом этапе урока. Как правильно оценить его работу, не свести оценку к поурочному баллу за активность? Этот вопрос задают себе многие учителя. С помощью следующих техник формативного оценивания учитель предоставляет ученику возможность улучшить свою работу. Вместо исправлений ошибок следует использовать рекомендации: перечитать, обдумать, проанализировать ту часть работы, которая не соответствует предъявляемым требованиям, и внести коррективы в свою деятельность по результатам обратной связи с целью улучшения процесса обучения. Приведем несколько примеров заданий для формативного оценивания [4].

«Волшебная линеечка». На полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу - не справился, посередине - выполнил, но допустил ошибку, вверху - справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

«Сигнальный знак». Делается пометка на плакате (смайлик, наклейка, надпись) - сигнал о наличии спорного утверждения, а также можно дать более детальную информацию в конце работы. Часто проводится стрелка от места расположения спорного утверждения к месту написания рекомендации. Иногда указывается название учебника, параграфа, правила.

«Внутренний и внешний круг». Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары.

«Светофор». У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:

К учащимся, которые подняли зеленые карточки: - Что вы поняли?

К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки: - Что вам не понятно?

По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

Нелегко организовать внеклассную работу в МКШ. Каждый учитель заинтересован в проведении этой работы по своему предмету. Нередко получается, что ученик является участником всех предметных кружков, существующих в классе.

Ответы на эти вопросы помогает найти совместная работа в методическом объединении, на проблемных курсах, где происходит посещение и анализ уроков, обмен опытов, дискуссии, обсуждения.

Специфика труда учителя иностранного языка на селе состоит в том, что ему одному приходится решать все вопросы, связанные с учебной и воспитательной работой по предмету. Сельские школьники знают гораздо меньше примеров необходимости практического владения иностранным языком. Это побуждает учителя искать дополнительные стимулы к его изучению, которые формируют положительные мотивы учения, развивают познавательные интересы учащихся, способствуют созданию благоприятного морально-психологического климата на уроках. Для этого у учителя должны быть благожелательный тон, любовь его к своему делу, вера в учеников, учет их реальных возможностей.

Преодолеть описанные в статье трудности способен каждый учитель МКШ, потому что он обладает широкой эрудицией и высокой культурой поведения в школе и за ее пределами, несет интеллигентность, иметь высокую потребность в обогащении общеобразовательного кругозора сельских школьников, их родителей.

Литература


  1. Концепция развития малокомплектной школы в Республике Казахстан на 2010-2020 годы // adilet.zan.kz/kaz/docs/U1000001118

  2. Сманов К.Б. Современные технологии обучения и воспитания
    в малокомплектной школе // kollegi.kz/.

  3. Ижогина Т. И. Magic English-М.: «Феникс», 2003. - 210 с.

  4. Шакиров Р.Х., Буркитова А.А., Дудкина О.И. Оценивание учебных достижений учащихся: методическое руководство. - Бишкек: «Билим», 2012. - 80с.

© 2010-2022