• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Доклад Особенности преемственности в формировании предметных и метапредметных результатов на уровнях начального общего и основного общего образования

Доклад Особенности преемственности в формировании предметных и метапредметных результатов на уровнях начального общего и основного общего образования

В докладе  "Особенности преемственности  в формировании предметных и метапредметных результатов  на уровнях начального общего и основного общего образования" рассматривается вопрос, как обеспечить преемственность и безболезненный переход в обучении иностранному языку в 5 классе, как создать условия для успешного продолжения обучения,предотвратить риск спада успеваемости. Приведены данные анкетирования и анализа качества знаний пятиклассников в нашей школе. В докладе рассмотрены метапредметные УУ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности преемственности

в формировании предметных и метапредметных результатов

на уровнях начального общего и основного общего образования

В обучении под преемственностью понимается последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, осуществляемой от одного занятия к следующему, от одного года обучения к другому. Это процесс развития учащихся путем осмысливания и взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта.

Целью обучения иностранному языку в начальной школе является формирование способностей самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на основе осознанного использования средств изучаемого языка.

Целью обучения иностранному языку в средней школе являетсяразвитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и способной самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.

Легче всего это достичь, если на протяжении всего курса обучения иностранному языку придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через сквозные программы и через использование пособий, которые последовательно ведут ребенка от дошкольного этапа к начальной школе и от начальной школы к средней. В этом контексте более перспективными следует признать учебные пособия, которые построены на единой авторской концепции. В нашей школе обеспечено преподавание по одной линии учебников, и в данном аспекте преемственность соблюдена. Но тем не менее, проблемы адаптации учащихся при переходе в 5 класс существуют.

Вот что показал анализ качества знаний по предмету за 4 класс 2013-14г. И этих же учеников за 1 четверть 5 класса:

класс

2013-2014г

2014-2015г (1 четв.)

72%

61%

80%

68%

100%

84%

Как мы видим, показатель КЗ по английскому языку в пятом классе снизился.

Кроме того,проведено небольшое анкетирование учащихся 5 классов.

Вопросы анкеты

1.Нравился ли тебе урок английского языка в начальной школе?

2. Нравится ли тебе урок английского языка в 5 классе?

3.Был ли этот урок для тебя труднымв во 2-4 классе?

4. Испытываешь ли ты трудности в изучении английского языка в 5 классе?

5. Какие типы заданий вызывают у тебя больше всего трудностей?

6. Сколько времени у тебя уходило на выполнение домашнего задания по английскому языку в начальных классах?

  • 10-15 мин.- 1

  • 30 мин. - 2

  • 1 час - 3

  • Более часа - 4

7. Сколько времени уходит на выполнение домашнего задания по английскому языку в 5 классе?

  • 10-15 мин.- 1

  • 30 мин. - 2

  • 1 час - 3

  • Более часа - 4

Выводы:

Нравился урок в начальной школе - 15 человек

Нравится сейчас - 7 человек

Было трудно в начальной школе -3 человека,

Трудно в 5 классе - 7 человек

Основные трудности при выполнении заданий: понимание прочитанного и прослушанного текста, времена английского глагола, построение высказывания.

Меньше всего вызывают трудностей задания на чтение вслух, составление диалогов, ответы на вопросы.

Время на выполнение домашнего задания по английскому языку во 2-4 классе

10-15 мин. - 5 человек

30 мин. - 10 человек

Около часа - 7 человек

Время на выполнение заданий в 5 классе -

10-15 мин - 4 человека

30 минут - 8 человек

Около часа - 10 человек

Вывод: предмет стал вызывать больше трудностей, требовать больших усилий и времени на подготовку, и как следствие, снизился интерес к предмету, снизилась успеваемость.

При переходе на среднюю ступень обучения в связи с усложнением учебного материала, интерес учеников к изучению иностранного языка снижается. Специфика предмета «Иностранный язык» требует от детей напряжённой умственной деятельности, внимания, способности мыслить абстрактно, умения обобщать. Можно выделить следующие причины снижения познавательной активности:

  • большое количество новых слов;

  • при изучении темы нет опоры на родной язык, так как в родном языке отсутствует данное явление («Артикль», «Фразовые глаголы»);

  • данное явление ещё не изучалось на родном языке.

  • Возрастание обязательной нагрузки, увеличение объемов и сложности учебных программ подчас приводит к сильной перегрузке учащихся.

  • Одной из причин снижения успеваемости является неспособность учеников справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объемом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников

Как можно сделать этот переход более мягким и безболезненным?

  • Необходимо с начала учебного года в 5 классе поддерживать интерес в детях. Для этого использовать на уроках игровые упражнения, проектные и творческие работы, песни, стихи на английском языке, ролевые игры, упражнения с применением ИКТ, больше использовать наглядность.

  • Для исключения перегрузки необходимо вводить дифференцированные домашние задания.

  • Преподавание нужно вести с учетом тех знаний, которые они получили, и с использованием тех методических приемов, которые характерны для начальной школы.

  • Чаще оценивать ответы учащихся.

  • Важное значение в решении проблемы преемственности играет личность учителя . Отношение к предмету определяется во многом личностным отношением к учителю. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Пока для этого возраста важна забота и внимание со стороны учителя.

  • Для исключения перегрузки необходимо вводить дифференцированные домашние задания для учеников с разным уровнем способностей. Одним из возможных путей решения может быть разноуровневое обучение, при котором на любом из уровней ученик может быть оценен высокой оценкой в зависимости от усилий, которые он приложил. Такой подход учит детей ценить не столько отметки, сколько знания.

  • Подробное разъяснение домашнего задания.

  • Ежедневный контроль за классной и домашней работой.

.

Метапредметные результаты изучения иностранного языка в начальной школе .

Как собдюдается преемственность в метапредметных результатах обучения при переходе от начального к общему основному образованию?

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия


  • освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки);

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети

Интернет), сбора, анализа и интерпретации информации

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных

связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог,

умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в

совместной деятельности;

и другие.


Основные метапредметные уменя, достигаемые средствами предмета «Иностранный язык», это:

  • Смысловое чтение.

  • Поисковое чтение.

  • Основные логические операции:

- сравнение

- анализ

- классификация

- синтез.

  • Заполнение анкет, таблиц, выполнение схем, а также работа с ними.

  • Принятие и сохранение целей и задач учебной деятельности (работа с инструкцией ит.д.).

  • Достижение взаимопонимания в процессе устного общения.

  • Работа в группах сотрудничества, в том числе выполнение проектных работ.

  • Оценочная деятельность: самонаблюдение, самооценка и взаимооценка, самокоррекция.

  • Познавательная и личностная рефлексия.

  • Выполнение заданий с использованием средств ИКТ, в том числе ресурсов сети Интернет

Рассмотрим, как эти умения развиваются в начальной школе и продолжают развиваться в среднем звене.

См. презентацию.

Таким образом, если правильно учитывать особенности памяти, внимания, восприятия, мышления ребенка младшего подросткового возраста, можно сделать процесс обучения английскому языку более успешным. В младшем подростковом возрасте ребенку особенно свойственно позитивное отношение к изучению иностранного языка. По мнению А. А. Аихазишвили, языковая способность ребенка является наиболее высокой до возраста 10-12 лет (критический период), а затем довольно резко падает. Результаты психолого-педагогической диагностики показали, что в пятом классе интерес к иностранным языкам достаточно высок: для школьников этого возраста ведущим мотивом является стремление к расширению сферы общения (71 из 100 опрошенных школьников ответили, что хотели бы изучать английский язык для возможности общаться на языке во время пребывания в другой стране).


© 2010-2022