- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья Моя педагогическая философия
Статья Моя педагогическая философия
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бойко Т.А. |
Дата | 30.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Моя педагогическая философия
Мою педагогическую философию можно обозначить равенством «обучение=воспитание».
Необходимость нравственного воспитания детей с самого раннего возраста становится очевидной не только для педагогов.
Однажды мой сын второклассник после длительных и порой громких уговоров сесть за уроки злобно бросил такую фразу: «И зачем нужна эта школа! Лучше бы ее вообще не было!». Меня, как маму, это очень сильно расстроило, а как учителя заставило задуматься, почему многие дети не любят учиться, не хотят познавать ничего нового, довольствуясь маленьким мирком, обеспеченным его родителями.
Начиная свою педагогическую деятельность в школе, я с искренней самоотдачей проводила каждый урок, наполняя его улыбкой, добрым словом, пониманием. И то же самое получала взамен. Любовь ребятишек к моему предмету вдохновляла меня на новые идеи и самосовершенствование.
Но, к сожалению, в любой бочке меда найдется ложка дёгтя. Мне пришлось познать печальную истину - всем мил не будешь. В каждом классе найдется нерадивый ученик, который не ценит труд учителя. С каждым таким учеником во мне стало накапливаться разочарование, раздражение и усталость. Уроки превратились в обыденный процесс, потеряли свою искру и уникальность.
Но учитель не будет учителем, если оставит попытки завоевать любовь и уважение своих подопечных. В ходу было всё - замечания в дневнике, двойки в журнале, жалобы классному руководителю. Но ни одно из перечисленных «орудий» не помогло достичь желаемого результата. Нужен был кардинально другой подход.
И вдруг мне посчастливилось поучаствовать в финале конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок». В рамках этого конкурса я посетила лекции различных профессоров и обычных педагогов - преданных мастеров своего дела. Одни лекции проходили сухо и без эмоционально, другие по-учительски строго, но были и такие встречи, которые заставляли сердце трепетать, вызывали неподдельную радость, зажигали взгляд и хотелось хоть немного приблизиться к тому идеальному образу педагога, который сформировался в моей душе. А самое ценное то, что во время этих лекций я сама оказалась в шкуре ученика. И те знания, которые были посланы с безразличием и раздражением, были приняты с безразличием и раздражением, а знания, посланные с любовью и воодушевлением, были приняты с любовью и воодушевлением.
Я навсегда запомню наставление великого педагога Шалвы Амонашвили, который сказал: «Я посеял в ваших сердцах зерно любви и добра, вам осталось только взрастить его».
С тех пор моя педагогическая философия основывается на трудах этого Учителя, на его «Гуманной педагогике».
Воспитывать и обучать детей, любя.
Верить в безграничность ребёнка, не думая о нем плохо.
Верить в свою собственную искру.
Вот те три истины, которые легли в основу моей педагогической философии и практики.
Теперь я знаю, для того, чтобы дети хотели учиться в школе, каждый урок должен быть похож на праздник, в котором ребенку захотелось бы поучаствовать, содержать в себе загадку, которую хотелось бы разгадать. Нужно дать ученику почувствовать, что он дорог и важен учителю.
И в качестве иллюстрации этого постулата, я хотела бы прочитать притчу Шалвы Амонашвили.
Притча от Шалвы Амонашвили
Привели в школу нового ученика, уже выгнанного из трёх школ.
Зашёл на урок один учитель, взглянул на него и подумал: «Откуда только такие берутся…»
Пришёл другой учитель. Увидев нового ученика, произнёс раздражённо:
- Тебя ещё не хватало…
Пришёл на урок третий учитель.
- У нас новенький? - порадовался он.
Подошёл к новенькому, пожал руку, посмотрел в глаза, улыбнулся и сказал:
- Здравствуй!.. Я ждал тебя!..