Формирование коммуникативных универсальных действий

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

53

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

1.1.Сущность коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

1.2.Психологическое обеспечение раннего обучения иностранному языку.

1.3.Роль игры в формировании коммуникативных универсальных учебных действий на младшей ступени обучения.

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

2.1. Критерии эффективности формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

2.2.Диагностические материалы, используемые для формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младшего звена.

2.3.Определение уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на начальном этапе.

2.4.Содержание игровой деятельности для формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младших классов.

Выводы

Заключение

Литература


Введение

Изменение парадигмы образования преследует целью формирование речевых компетенций в процессе обучения в среднем общеобразовательном учреждении. Именно по этой причине внесены изменения в организационном процессе обучения учащихся на младшей ступени: введено обучение иностранному языку со второго класса.

Обучение детей младшего школьного возраста предполагает изменение организации обучения детей на младшем этапе: введение новых технологий, методов и форм обучения. Так как игровая деятельность является основой для обучения ребенка младшего возраста, то именно этот принцип способствовал формулированию проблемы нашей работы: «Формирование коммуникативной универсальных учебных действий посредством игровой деятельности у младших школьников на уроках английского языка».

Мы считаем, что данная тема актуальна, потому что на новом этапе развития общества изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Перед преподавателями стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. Значительно возросли образовательная и самообразовательная функции иностранных языков в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения. Предполагается изменение в требованиях к уровню владения языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала. Содержание школьного курса определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах обучения: в начальной школе, на второй и третьих ступенях, где обучение уже направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников. Это позволяет им быть равными партнерами межкультурного общения на иностранном языке в бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах.

Язык, будь то родной или иностранный, служит средством общения, позволяющим осуществлять взаимодействие людей между собой в естественных условиях социальной жизни. И перед преподавателями стоит задача формирования именно положительной мотивации. Необходимо связывать её с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, умениями, навыками. Исследования и опыт педагогов-новаторов показали, что для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся начальной школы удачно применение различных элементов игровых технологий. Во время таких уроков расширяется кругозор учеников с увеличением информации о культуре страны изучаемого языка, совершенствуются коммуникативные универсальные учебные действия учащихся.

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам означает формирование у школьников коммуникативных универсальных учебных действий, когда ученик готов использовать иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности.

В свете изменения парадигмы образования изменились и цели образования. На настоящий момент главной целью, которая ставится перед преподавателями является повышение качества образования. А повысить качество образования, как видно из «Концепции модернизации образования», можно через изменение содержания образования, структуры, организацию обучения.

Но, к сожалению, нельзя сказать, что уже познаны и сформированы все закономерности, позволяющие эффективно обучать речевой деятельности, но одно можно утверждать с уверенностью: основой методического содержания современного урока должна быть коммуникативность. Предмет обучения иноязычному общению ещё не исследован должным образом, хотя уже имеется достаточно богатый опыт методической организации коммуникативно-ориентированного обучения иноязычной речи (Беляев Б.В., Бим И.Л., Ведель Г.Е., Гурвич И.Б., Зимняя И.А., Кузовлев В.Н., Леонтьев А.А., Пассов Е.И., Скалкин В.Л., Царькова Б.В., Шубин Э Н. и другие).

Данные противоречия и обусловили выбор темы нашей работы: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством игровой деятельности у младших школьников на уроках английского языка».

Стратегическая цель: повышение качества обучения английскому языку учащихся на младшей ступени.

Тактическая цель: формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством игровой деятельности.

Задачи:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы и опыта ведущих методистов по выбранной теме;

  2. Изучение сущности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;

  3. Обосновать возможности игровой деятельности на уроках английского языка при формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников;

  4. Создание пакета диагностических методик и определение уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий на начальном этапе по данной теме;

  5. Разработать пакет игр для формирования коммуникативных универсальных учебных действий посредством игровых технологий и экспериментально её проверить.

Объект: организация процесса обучения на уроках английского языка.

Предмет: использование игровых технологий как средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Ожидаемые результаты

В результате организации практической деятельности на уроках иностранного языка с использованием игровой деятельности как ведущей деятельности в организации обучения, мы получим следующие запланированные результаты:

  • Повышение мотивации на изучение иностранного языка;

  • Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся в использовании лексики, грамматики в диалогической и монологической речи;

  • Повышение образовательной активности на уроках иностранного языка;

  • Ориентация учащихся на успешное овладение иностранным языком;

  • Осознание учащимися, что игровая деятельность на уроке иностранного языка является средством успешного обучения, а не только развлечением.





Глава I. Теоретические основы процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.


  1. Сущность коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать

его способным развиваться дальше без помощи учителя.

Элберт Хаббард

Если рассматривать образование человека в контексте его социализации, то смысл его образования состоит в освоении какой-либо культурной традиции как системы ранее выработанных средств (УУД), позволяющей взаимодействовать с окружающим миром, развивать свои способности. Иными словами, человек учится реализовать себя как «я» и быть успешным в обществе.

Цели образования XXI века, сформулированные Жаком Делором:

  • Уметь жить;

  • Уметь работать;

  • Уметь жить вместе;

  • Уметь учиться.

В условиях модернизационных изменений в российской системе образования, непосредственной задачей обучения иностранному языку является формирование иноязычных коммуникативных универсальных учебных действий. Совершенно очевидно, что чем раньше начать процесс формирования данных универсальных учебных действий у учащихся, тем больше возможностей достичь высоких результатов.

Переход к системно-деятельностному обучению означает, что изменилась парадигма обучения иностранному языку. Главное изменение заключается в том, что предметом обучения стал не только язык и его экспрессивные возможности, но и поведение говорящего в условиях речевого общения, его коммуникативная компетенция. При большом интересе к понятию коммуникации в языковом образовании данная концепция вызывает споры, особенно в контексте модернизации российской школы. Сущность данного подхода остаётся недостаточно исследованной как в России, так и за рубежом.

Ещё одна проблема заключается в том, что в существующей парадигме ученических знаний отсутствует важнейший компонент универсальных учебных действий в виде способности к достижению реальной (практической ) цели. Без него любое обучение иностранному языку остаётся лишь «ролевой игрой».

Вместе с этим, в современном мире требуется значительно более высокая способность к коммуникации, чем способность «расспросить иностранца о его любимой еде» или рассказать зарубежным гостям о «традициях родной школы».

Между тем опыт работы показывает, что указанные противоречия не являются непреодолимыми и необходим поиск путей эффективного использования таких приёмов и методов работы, которые позволяют развивать у школьников универсальные учебные действия, необходимые для успешного достижения целей в реальных жизненных условиях.

Способом реализации данных приёмов и методов работы при обучении иностранному языку является учебная деятельность с опорой на субъектный опыт ученика, осознанное принятие целей урока, организация субъектно-личностного потенциала учащихся, постоянная рефлексия внутреннего состояния ученика.

Основными постулатами современного подхода к образованию являются:

  • Усиление личностной направленности образования, т.е создание ситуаций выбора, опора на интересы и потребности учащихся и активизация их в процессе обучения. Это значит, что ученик должен сам искать, исследовать, строить своё знание;

  • Обучение решению социально значимых и жизненно важных задач путём освоения новых видов и способов деятельности. В данном контексте важно было не только познакомить учащихся с различными видами оценочной деятельности, но и включить их в неё; создавать ситуации оценки и самооценки, показать значимость самооценки для саморазвития;

  • Ориентация на саморазвитие личности.

При планировании работы исходными приняты следующие основные понятия.

Системно-деятельностный подход, который лежит в основе концепции универсальных учебных действия, обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Универсальные учебные действия (УУД) - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».

Функции универсальных учебных действий включают:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Коммуникативные универсальные учебные действия - обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Коммуникативные действия обеспечивают:

  • социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

  • умение слушать и вступать в диалог;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Школьник учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.

В школе ученики не только получают знания, но и учатся взаимодействовать между собой. Происходит это часто на интуитивном уровне, что не у всех учеников приводит к положительному результату. Поэтому рамках обучения большую роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Необходимо учить подрастающее поколение выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками.

Немаловажно школьникам научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работах в группах, а также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на службе и в семье. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Одним из основных критериев сформированности коммуникативных универсальных учебных действий личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Исследователи определили коммуникативные универсальные учебные действия как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностных контактов.

А.Б.Добрович рассматривает коммуникацию как постоянную готовность к контакту. Это объясняется с позиции сознания, мышления. Человек мыслит и это означает, что он живет в режиме диалога, при этом человек обязан постоянно учитывать изменчивую ситуацию в соответствии со своими интуитивными ожиданиями, а также с ожиданиями своего партнера.

Данный подход основан на том, что при успешном овладении иноязычной речью, учащиеся должны овладеть не только языковыми формами, но у них должно быть сформировано представление о том, как их использовать в реальной коммуникации. В частности, в своих исследованиях Г.Уиддоусон стал использовать такое понятие как «коммуникативные функции». Он различает коммуникативные функции по их принадлежности к той или иной социальной ситуации. Это делает процесс обучения не только интересным, но и социально значимым, формирует у учащихся стиль поведения в обществе, т.е. учит общественным нормам и правилам, а также развивает интерес к культурным традициям и обычаям других народов. Показателями сформированности коммуникативных универсальных учебных действий является использование речевых и невербальных средств (мимики и жестов). Также четко прослеживается направленность на парное или групповое взаимодействие учащихся.

Преимуществ использования этого подхода в учебном процессе в том, что формирование коммуникативных действий способствует повышению мотивации учащихся, содействует установлению межпредметных связей. Это способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и многому другому.











  1. Психологическое обеспечение раннего обучения иностранному языку.

Младшие школьники чаще всего бывают заинтересованы не содержанием предмета и способа его преподавания, а своим продвижением в этом предмете: они с большой охотой занимаются тем, что хорошо получается. С этой точки зрения любой предмет можно сделать интересным, если дать маленькому школьнику ощутить ситуацию успеха.

Учитель принимает участие в развитии личности как особого целостного качества ребенка и его отдельных психических функций. В последние десятилетия зарубежные и отечественные психологи активно изучают возрастную динамику межполушарной асимметрии как важнейшее интегральное свойство индивидуальности. В ходе исследования установлено, что основа функциональной специализации полушарий головного мозга врожденные, в усложнение механизмов межполушарной асимметрии происходит по мере развития ребенка (1,2).

Функциональное совершенствование мозга - развитие аналитико-синтетической функции его коры происходит в младшем школьном возрасте. Полное же созревание головного мозга происходит в 9-14 лет. (3). Для младшего школьного возраста основными являются наглядно-образное мышление, с доминированием эмоциональной сферы. В связи с включением ребенка в учебную деятельность, предусматривающую овладение им системой научных понятий, осуществляется переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, понятийному мышлению, для которого характерно использование понятий, логических конструкций, функционирующих на базе языка, языковых средств. (4,5)

Однако, как показывают результаты психолого-педагогических исследований, традиционная система школьного образования не всегда в полной мере учитывает особенности мышления ребенка в названный период его развития и с первых школьных лет направлена в первую очередь на развитие логического мышления. Оно предполагает доминирование фактора вербального понимания (3), преобладание которого, как показывают исследования, тормозит развитие наглядно-образного компонента интеллектуальной активности. Для практики обучения младших школьников иностранному языку это означает чрезмерную стимуляцию ещё не свойственных детям функций левого полушария при торможении функций правого, что не редко приводит к возникновению школьных неврозов (6).

Данные, которыми располагают психологи, свидетельствуют о том, чем раньше ребенок начинает обучаться иностранному языку, тем более легким и более прочным оказывается его усвоение. Однако при одновременном усвоении ребенком родного и иностранного языков у некоторых детей страдает как речевое, так и умственное развитие. Поэтому многие ученые полагают, что обучение детей иностранному языку следует начинать тогда, когда ребенок имеет элементарные грамматические навыки в родном языке, уметь читать и писать, то есть примерно в возрасте 6-7 лет. В этом возрасте ребенок психологически готов к сознательному изучению иноязычного материала.

В связи с этим при обучении иностранному языку в начальной школе, в частности говорению, целесообразно использовать такие способы и приемы, которые позволяют учитывать психофизиологические особенности мышления младших школьников и способствовать развитию логико-вербального мышления детей через активизацию образного мышления (Е.А.Романовская).

Для овладения иностранным языком немало важное значение имеет такой психологический процесс, как восприятие. Именно в младших классах происходит переход от смешанного, фрагментарного восприятия к расчлененному, осмысленному, категориальному отражению вещей, событий, явлений в их пространственных, временных, причинных связях.

Общеизвестен педагогический постулат, что чем больше видов восприятия задействовано в обучении, тем выше эффективность последнего.

Младшего школьника необходимо приучать контролировать свое воображение, так как непроизвольное воображение может усиливать эмоциональный стресс, когда представляются ситуации и образы, связанные с сильными эмоциями страха, обиды, чувства вины. В этом случае каждый образ сопровождается переживанием эмоции, в результате могут выработаться негативные черты характера. Поэтому психологи советуют включать детей в активное общение - игровую деятельность. Именно в игре, особенно ролевой, функционально-ролевые отношения складываются вне непосредственного влияния взрослого. В самой игре, как и в других видах деятельности, существуют отношения собственно игровые и отношения по поводу игры (параигровые).







  1. Роль игры в формировании коммуникативных универсальных учебных действий на младшей ступени обучения.

В настоящее время идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого конкретного ребенка. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Этому достойно может послужить именно игра - важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом. Сегодня есть потребность сделать игру союзником школы в развитии и образовании учащихся всех возрастов.

Дидактическое значение игры было доказано ещё К.Д.Ушинским. следует отметить что К.Д.Ушинский, Дж. Сели, К. Бюллер рассматривали игру как проявление воображения или фантазии, а А.И.Сикорский и Дж. Дьюи связывали игру с развитием мышления. Суммируя их взгляды, становится ясным, что игра - это сплав определенных способностей, которые можно представить следующим образом: восприятие + память + мышление + воображение.

Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», он трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых. (49)

По определению А.В.Конышевой, «Игра разновидность общественной практики, действенное воспроизведение жизненных явлений вне реальной практической обстановке. В ней моделируется жизненная ситуация, закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций».

Основная функция педагогической деятельности состоит не просто в передаче знаний, а в создании проблемы познавательных ситуаций и управлении процессом познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Конышева выделяет следующие функции игровой деятельности в процессе обучения:

  • Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком.

  • Воспитательная заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре, также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.

  • Развлекательная состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.

  • Коммуникативная заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.

  • Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.

  • Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации.

  • Развивающая - направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.

Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителя функций и классификаций различного рода игр.

Можно ли классифицировать игры, определить их виды и типы? Этим трудным для науки делом занимается множество ученых. В последнее время в литературе появился даже специальный термин «игрология». Игра интерпретируется разными специалистами в зависимости от той картины мира, которую они стремятся создать и которую, с их точки зрения, организует игра. Многие авторы, анализирующие игры, делали попытки их классифицировать. Обычно основанием классификации являются целевое предназначение игры, физические и духовные структуры, в ней задействованные. (Панфилова А.П.)

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

1 группа - предметные игры, как манипуляция с игрушками и предметами.

2 группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности.

3 группа - используется как средство развития познавательной активности детей (игры с готовыми правилами, обычно называемые дидактическими).

4 группа - строительные, трудовые, технические, конструкторские.

5 группа - интеллектуальные игры (игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу).

Основной целью обучения иностранному языку становится развитие личности ребенка, его мышления, воображения, слуха (интонация, различие звуков), создание условий для адаптации учащихся к употреблению иностранной лексики в речи. В связи с этим. Конкина Т.Е. выделяет следующие основные цели использования игры на уроках английского языка:

  1. Формирование определенных навыков;

  2. Развитие определенных речевых умений;

  3. Обучение умению общаться;

  4. Развитие необходимых способностей и психических функций;

  5. Познание в сфере страноведения и языка;

  6. Запоминание речевого материала.

В основном игры не носят чисто лексический или чисто грамматический характер. Лексические игры могут стать грамматическими, орфографическими и т.д. Сам факт, что игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательном для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

  • Созданию психологической готовности детей к речевому общению;

  • Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

  • Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуации спонтанности речи вообще.

Чтобы заложить основы коммуникативных универсальных учебных действий, требуется не менее двух лет. Учащиеся с первых шагов знакомятся с изучаемым языком как средством общения. Они учатся понимать иностранную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение), писать, то есть пользоваться графикой и орфографией иностранного языка. От того, как идет обучение на начальном этапе обучении иностранному языку, зависит успех овладения этим предметом в дальнейшем.

Формы игр на младшей ступени обучения чрезвычайно разнообразны. Это и приспособленные учебным задачам настольные игры, такие как лото или домино, и шарады, загадки и конкурсы. Это и сюжетно-ролевые игры, когда ученик воображает себя водителем автобуса или пассажиром, гидом или туристом, родителем или ребенком, и получается импровизированный спектакль. Это и игра по заранее установленным правилам, где между играющими происходит в том или ином виде соревнование.

Игры могут быть и специфически лингвистическими: лексическими, фонетическими и орфографическими. Это так называемые «подготовительные игры», способствующие формированию речевых навыков. Подобные игры могут сделать скучную работу, требующую многократного повторения одних и тех же структур, более интересной и увлекательной.

Подготовительные игры создают возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков, в какой - то степени, способствуют орфографические игры, основная цель которых - освоение правописания изученной лексики.

Приемы коммуникативной методики используются, как правило, в коммуникативных играх, в процессе которых обучающиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого языка. Поэтому основное назначение коммуникативных игр - организация иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы.

Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.

В методическом плане коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.

Решение языковой задачи предусматривает формирование или совершенствование речевых навыков в процессе целенаправленного использования заданного языкового материала в речевой деятельности. Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе совместной речевой деятельности. Деятельностная - моделирует способ совместной деятельности речевых партнеров. В процессе игры обычно возникает дискуссия, поскольку существуют различия в точках зрения и общающиеся объясняют или обосновывают свой выбор, работая в парах или в группах.

Игру можно и нужно вводить в процессе обучения иностранному языку с первых уроков. Например, при обучении счету можно использовать различные «считалки», не просто выучивая их наизусть, а используя для распределения ролей в последующей подвижной игре, применяемой в качестве физкультминутки, так необходимой маленьким детям для снятия усталости, накаливающейся в процессе урока. При работе с детьми младшего школьного возраста можно использовать игрушки, как при введении нового лексического материала и его закреплении, так и при тренировке некоторых грамматических структур. Поэтому с точки зрения организации словесного материала такая игра ни что иное, как словесное упражнение. Но, превращая обычное словесное упражнение в игру, мы избегаем скуки и рассеивания внимания, неизбежного при рутинном заучивании, создаем эмоционально-комфортную обстановку, повышаем интерес к изучению иностранного языка.


Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

2.1. Критерии эффективности формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Целью моей работы является изучение и экспериментальное доказательство эффективности использования игровой деятельности, как средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на младшем этапе обучения.

Для этого необходимо было установить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий на начальном этапе.

Критерии эффективности.

Для того чтобы измерить коммуникативные универсальные учебные действия учащихся я заложила следующие критерии:

  1. Знание лексики;

  2. Умение использовать грамматические структуры правильно;

  3. Сформированность организации самостоятельной учебной деятельности;

  4. Умение работать в команде;

  5. Наличие познавательного интереса детей к игровой деятельности и изучению иностранного языка;

  6. Умение озвучить роль, разыграть сюжет, т.е. превратить сюжет в ролевую игру.


2.2. Диагностические материалы, используемые для формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младшего звена.

Для того, чтобы определить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младшего звена, мной была проведена диагностика с использованием методик Л.М.Фридмана, А.А. Леонтьева, В.Ф. Ряховского.

Методика 1. Познавательный интерес (Л.М. Фридман).

Цель: установить характер и силу познавательного интереса учащихся.

Учащимся без специального предупреждения и подготовки предлагалось написать сочинение на одну из следующих тем, используя родной язык (по выбору):

  1. Что я знаю об английском языке;

  2. Чем я люблю заниматься;

  3. Мой выходной день.

Методика 2. Что нам интересно? (Л.М. Фридман)

Цель: установить характер и особенности учебных интересов и склонностей учеников.

Ученикам предлагалось ответить на вопросы анкеты:

  1. Что больше всего вас привлекает в школе?

А) общение с товарищами;

Б) получение отметок;

В) общественная работа;

Г) узнавание нового;

Д) сам процесс учения;

Е) самостоятельная работа;

Ж) другое (укажите, что именно).

  1. Какой учебный предмет вам кажется наиболее трудным? (Назовите его и если можно, объясните, в чём именно заключается трудность).

  2. Какой учебный предмет вам кажется наиболее интересный? (Назовите его и укажите, в чём заключается ваш интерес к этому предмету, что больше всего вас интересует в этом предмете).

  3. Какой из учебных предметов вы считаете самым полезным для своей подготовки к жизни после школы? (Назовите его и укажите, почему именно этот предмет вам наиболее полезен).

  4. Какие учебные предметы надо было бы, по вашему мнению, включить в обучение и почему?

Методика 3. Тестовая карта коммуникативной деятельности (А.А.Леонтьев)

Цель: оценить стиль общения в классном коллективе.

Были выбраны 4 эксперта, среди учителей, имеющие опыт общения с аудиторией. Каждый работал независимо. По окончании проведения методики вывелась усредненная оценка для обоснования стиля общения.

Методика 4. Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховский).

Цель: определить уровень коммуникативных умений учащихся.

Учащимся предлагалось ответить на 10 вопросов. По набранным баллам определяли уровень сформированных коммуникативных умений.



2.3. Определение уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на начальном этапе.

В диагностике участвовало 22 ученика 3 класса Лицея №1 г.Бугуруслана.

Таблица 1. Познавательный интерес (Л.М.Фридман).

Тема сочинения

Количество учащихся

1

Что я знаю об английском языке?

1

2

Чем я люблю заниматься.

12

3

Мой выходной день.

9

Таблица 2. Что нам интересно? (Л.М.Фридман)

Уровень мотивации к иностранному языку

Проценты

1

Высокий

0%

2

Средний

30%

3

Низкий

70%

После анализа анкеты методики №2, выяснились следующие результаты. На первый вопрос 17 человек ответили, что в школе их привлекает общение с товарищами и получение отметок; 2 ученика - узнавание нового и 3 ребёнка написали, что их привлекает общественная работа и сам процесс учения. На второй вопрос дети давали такие ответы:

11 человек - иностранный язык;

10 человек - русский язык и литературное чтение;

1 человек - история.

При ответе на 3 вопрос дети называли такие предметы:

Труд, ИЗО - 9 учащихся;

Математика - 5 учащихся;

Иностранный язык - 3 человека;

Чтение - 2 человека;

История - 3 человека.

На четвёртый вопрос 17 человек ответили физкультура, и 5 человек назвали ОБЖ.

На пятый вопрос 18 учащихся написали, что все предметы нужны, 1 человек назвал русский язык, 3 ребёнка - чтение.

При ответе на шестой вопрос все 22 человека назвали информатику.

Проанализировав выполненные задания, можно сделать вывод, что у учащихся преобладают развлекательный характер интереса.

Таблица 3. Тестовая карта коммуникативной деятельности (А.А.Леонтьев).

Вид коммуникативной деятельности

Баллы

1

Доброжелательность

5

2

Заинтересованность

3

3

Поощрение инициативы

5

4

Открытость (отсутствие «маски»)

4

5

Активность

5

6

Гибкость

3

7

Дифференцированность в общении

4

Итого:

27

Подводя итоги диагностики по 3 методике, эксперты выявили вполне удовлетворительный уровень овладения приемами общения (27 баллов). Дети легко входят в контакт, но не все оказываются в поле внимания. В импровизированных дискуссиях коллектив опирается на наиболее активную часть собравшихся, остальные вступают в роли наблюдателей. Занятие проходят оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Здесь возможны проявления элементов модели дифференцированного внимания и негибкого реагирования. Оценивая уровень общительности в методике №4, были получены следующие результаты.

Таблица 4. Оценка уровня общительности (В.Ф.Ряховский).

Уровень общительности

Результаты

1

Ниже среднего

40% (9 учеников)

2

Средний

45% (10 учеников)

3

Выше среднего

15% (3 ученика)

4

Высокий

0%

В силу того, что мной разрабатывается проект на тему «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством игровой деятельности младших школьников на уроках английского языка», он предполагает соблюдение строгих правил оформления проектной деятельности. Таким образом, необходимо определить продукты проекта, ресурсы, риски и предупреждения рисков.

Продукты

  • Учительский проект «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством игровой деятельности младших школьников на уроках английского языка»;

  • Разработка механизма формирования коммуникативных универсальных учебных действий посредством игровой деятельности;

  • Комплекс диагностических материалов для организации мониторинга сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся и результатов его апробации;

  • Список литературы;

  • Пакет игр, обеспечивающих продуктивное усвоение программы на младшей ступени обучения.

Риски и предупреждение рисков

Риски

Предупреждение рисков

Игровая цель учащихся - победа, требуется оценивание в баллах.

Четкое объяснение правил игры.

Недостаточное владение игровыми технологиями со стороны учителя.

Изучение методик и технологий игровой деятельности.

Отрицательные эмоции учащихся на проигрыш.

Дифференцированная психолого-педагогическая поддержка как игрового, и так и психологического характера.

Доминирование однотипных игр на уроках.

Разнообразие игр по целям и формам проведения.

Доминирование развлекательных игр.

Введение в игровую деятельность интеллектуальных и развивающих игр.

Игра может стать не средством обучения, а развлечением.

Четко определять цели игры.

Ресурсы

Интеллектуальные ресурсы:

  • Учительский проект;

  • УМК к учебникам преподавания иностранного языка в 3 классах;

  • Разработанный дидактический материал (тесты, контрольные работы, проверочный материал).

Материально-технические ресурсы

  • Пакет игр для организации игровой деятельности;

  • Игрушки;

  • Настольные игры;

  • Разрезной материал к дидактическим играм;

  • Костюмы для ролевых игр;

  • Компьютер (CD, DVD, интернет).

Методические ресурсы

  • Литература из школьной и районной библиотек;

  • Обобщенный передовой опыт учителей иностранного языка района;

  • Методические рекомендации, разработанные другими учителями района по данной проблеме;

  • Пакет диагностик, позволяющих замерять степень обученности и уровень сформированности коммуникативных УУД учащихся.

Информационные ресурсы

  • Список рабочих сайтов, предоставляющих информацию о проблеме формирования коммуникативных УУД учащихся посредством игровой деятельности;

  • Разработки учителя по данной проблеме (проекты, статьи, выступления на МО).

Финансовые ресурсы

Таблица 6.

Необходимые средства

Сумма

Приобретение:

Игрушки

400 рублей

Литература

200 рублей

Бумага

180 рублей

Канцелярские принадлежности

70 рублей

Ксерокопирование материала

100 рублей

Выход в интернет

300 рублей

Детали к костюмам

300 рублей

Итого:

1550 рублей


2.4. Содержание игровой деятельности для формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младших классов.

Значение игровой деятельности при обучении иностранному языку нельзя недооценивать. Она является ведущей деятельностью младших школьников. Это единственный способ, чтобы привести учащихся к успешному обучению иностранному языку. Она помогает всестороннему развитию ребенка и мотивирует его на учебную деятельность, формирует коммуникативные навыки. Но данная работа должна проводиться в системе с использованием различных видов игр.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся мной был разработан пакет игр, обеспечивающих продуктивное усвоение программы на младшей ступени обучения. Приведу некоторые из них. (Весь пакет игр смотрите в приложении).

Грамматические игры

  1. Модальные глаголы.

Цель: автоматизация употребления модальных глаголов в устной речи.

Ход игры: образуются две команды. Одна команда придумывает предложение с заданным модальным глаголом. Другая команда должна отгадать это предложение. С этой целью задаются вопросы типа: Можете ли вы..? Должны ли вы…?затем это же задание выполняет вторая команда, и игра продолжается.

Фонетические игры

  1. Слышу - не слышу.

Цель: формирование навыков фонематического слуха.

Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный… или …, обучаемые поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки … или…, все поднимают обе руки. Преподаватель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.

Орфографические игры

  1. Буквы рассыпались.

Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.

Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?». Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.

Игры для работы с алфавитом

  1. 5 карточек.

Цель: контроль усвоения алфавита.

Ход игры: преподаватель показывает каждому из участников игры 5 карточек с буквами иностранного алфавита. Выигрывает тот, кто правильно и без пауз называет все буквы.

Лексические игры

  1. Цифры.

Цель: повторение количественных числительных.

Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброску одинаковое количество цифр. Преподаватель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Ролевые игры

  1. «В поликлинике».

Ход игры:

Doctor: Come in, please.

Pupil: Hello.

Doctor: Hi! How are you?

Pupil: I am not too well. (I am fine).

Doctor: (смотрит горло, измеряет температуру, слушает больного): Here is some medicine for you. (Yes, you are fine).

Pupil: Thank you.

Doctor: Not at all.

Pupil: Bye!

Doctor: Bye! Next, please.

Pupil: Hello!...






Выводы

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта;

  2. Игровая деятельность открывает широкие возможности для формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на начальном этапе обучения, так как является ведущей деятельностью младшего школьника;

  3. Игра является единственно действенным инструментом преподавания иностранного языка на младшей ступени обучения и мощным стимулом овладения языком, которая активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным;

  4. Современное состояние теории обучения иностранного языка и накопленные знания сделали необходимым ещё раз вернуться к системно-деятельностному подходу обучения;

  5. В отличие от отдельного умения или навыка, которые можно тренировать каждое само по себе, развитие универсальных учебных действий требует включения всего комплекса способностей и умений сразу;

  6. Нельзя обучиться отдельным умениям, получить конкретные навыки, приобрести некоторые знания, потом все сложить и получить коммуникативные универсальные учебные действия;


Заключение

В нашей работе были проанализированы психолого-педагогическая литература, обобщенный передовой опыт учителей иностранного языка и мы пришли к следующим выводам:

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта;

  2. Игровая деятельность открывает широкие возможности для формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на начальном этапе обучения, так как является ведущей деятельностью младшего школьника;

  3. Игра является единственно действенным инструментом преподавания иностранного языка на младшей ступени обучения и мощным стимулом овладения языком, которая активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным;

  4. Был разработан пакет диагностических методик и определен уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников (учащиеся 3 класса);

  5. Разработан пакет игр для формирования коммуникативных универсальных учебных действий посредством игровых технологий и экспериментального внедрения в практику учителя иностранного языка.

В результате проделанной нами работы, мы пришли к выводу, что современное состояние теории обучения иностранного языка и накопленные знания сделали необходимым ещё раз вернуться к системно-деятельностному подходу обучения. В отличие от отдельного умения или навыка, которые можно тренировать каждое само по себе, развитие универсальных учебных действий требует включения всего комплекса способностей и умений сразу. Нельзя обучиться отдельным умениям, получить конкретные навыки, приобрести некоторые знания, потом все сложить и получить коммуникативные универсальные учебные действия.

Значение игровой деятельности при обучении иностранному языку очень велико. Игра является ведущей деятельностью у младших школьников. Это единственный способ, чтобы привести учащихся к успешному усвоению иностранному языку. Она помогает всестороннему развитию ребенка и мотивирует его на учебную деятельность, формирует коммуникативные навыки. Но данная работа должна проводиться в системе с использованием различных видов игр.

Несмотря на это, игровая деятельность связана с достаточно большим педагогическим риском, порождаемым трудностями и тупиковыми ситуациями, которые порой возникают в процессе игрового взаимодействия. Для снятия напряженности педагогу помогут правильная подготовка к игровому занятию и уверенность во время её проведения. Для получения эффективного результат нам необходимо создать творческую атмосферу и провести обратную связь, позволившую контролировать ситуацию, замерять эффективность образовательного процесса, диагностировать реакции обучаемых и своевременно вносить необходимые коррективы.



Литература

  1. Алпатова, Р.С., Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку. / Р.С.Алпатова, М.З. Биболетова, И.Л. Бим. - Обнинск : Титул, 2001. -81с.

  2. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская. - М. : Просвещение, 2010. - 151с.

  3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / Л.С.Выготский. - М. : Педагогика - Пресс, 2008. - 671с.

  4. Дубровинская, Н.В., Фарбер, Д.А., Безруких, М.М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 144с.

  5. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. / М.Г.Ермолаева. - СПб. : КАРО, 2008. - 128с.

  6. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. / И.А.Зимняя. - М. : Просвещение, 1991. - 222с.

  7. Конышева, А.А. Игровой метод в обучении иностранного языка. / А.А. Конышева. - КАРО Санкт-Петербург «Четыре четверти», 2006. - 180с.

  8. Макеева, Т.Г. Тестируем детей. / Т.Г. Макеева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 348с.

  9. Панфилова, А.И. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / А.И. Панфилова. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 368с.

  10. Пассов, Е.И. Программа - концепция коммуникативного иностранного образования./ Е.И. Пассов. - М. : Просвещение, 2000. - 152с.

  11. Пучкова, Ю.Я. Игры на уроках английского языка./ Ю.Я. Пучкова. - М. : ООО «Издательство Астрель», 2003 - 78с.

  12. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. / А.И. Савенков. - М. : "Сентябрь", 2008. - 204 с.

  13. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизическое сопровождение обучения. / А.Л. Сиротюк. - М. : Просвещение, 2003. - 197с.

  14. Сластенин, В.А. Игровое моделирование деятельности педагога. / В.А.Сластенин. - М. : ACADEMA, 2006. - 362с.

  15. Соловова, Е.И. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вызов и учителей. / Е.И.Соловова. - М. : Просвещение, 2005. - 239с.

  16. Чернышева, Е.В. Подготовительные игры в процессе обучения иностранным языкам детей младшего возраста. / НОУ ОЦНО «Образование» ИЯ сопровождение учителя в процессе иностранного преподавания: теория и практика. / Е.В. Чернышева. - Орск - Оренбург, 2005. - 165с.

  17. Ариян, М.А. Пути совершенствования профессиональной компетенции учителя иностранного языка. / М.А. Ариян. // Иностранные языки в школе. - 2003. - №1. - С. 32

  18. Аршавский, В.В., Ротенберг, В.С. Почему в гадком утенке мы не видим прекрасного лебедя. Межполушарная асимметрия и некоторые проблемы педагогики. / В.В. Аршавский, В.С. Ротенберг. // Иностранные языки в школе. - 2003. - №2. - С. 35

  19. Курбатова, М.Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе./ М.Ю. Курбатова. // Иностранные языки в школе. - 2006. - №3. - С. 64-66

  20. Кривченко, Т.А. Коммуникативная культура человека как объект специального формирования в воспитании. / Т.А. Кривченко. // Классный руководитель. - 2003. - №5. - С.12-14.

  21. Мильруд, Р.И., Максимова, И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам. / Р.И. Мильруд, И.Р. Максимова. // Иностранные языки в школе. - 2000. - №4. - С. 6-8

  22. Романовская, Е.А. Обучение младших школьников иноязычному связному высказыванию. / Е.А.Романская. // Иностранные языки в школе. - 2007. - №3. - С. 82-86.

  23. Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников. / Н.А. Якимов. // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №1. - С. 48-51.





Приложение 1


Пакет игр для формирования коммуникативных универсальных учебных действий на младшей ступени обучения.


Грамматические игры

1. Hide - and - Seek in the Picture.

Цель: тренировка употребления предлогов места.

Ход игры: Необходима большая картинка с изображением комнаты. Водящий (один из учеников) "прячется" где-нибудь на картинке, пишет на бумаге, куда он спрятался и отдаёт её учителю. Дети, задавая водящему общие вопросы, "ищут" его на картинке. Чтобы больше было похоже на настоящие прятки, можно хором прочитать присказку:

Bushel of wheat, bushel of clover,
All not hid, can't hide over.
All eyes open! Here I come.

  • Are you under the bed?

  • Are you behind the door?

  • Are you on the chair?

  • Are you in the box?

2. Act as you say.

Цель: тренировка употребления Present Continuous.

Ход игры: Задание заключается в выполнение команд с комментариями. Играют по 3 ученика: 1 - отдаёт команду, 2 - выполняет и говорит, что он делает, 3 - описывает действия второго.

1 - Play volleyball. 2 - I am playing volleyball. 3 - He/ She is playing volleyball.

1 - Wash your face. 2 - I am washing my face. 3 - He/ She is washing his/ her face.

1 - Do exercises. 2 - I am doing exercises. 3 - He/ She is doing exercises.

3. Magic Box.

Цель: закрепление употребления изученных временных форм.

Ход игры: В яркой коробке у учителя лежат карточки. Дети вытягивают по одной карточке. Задание: необходимо составить рассказ (можно шутливый), используя глагол, написанный на карточке, во всех известных временных формах. Учитель вытягивает карточку первым и выполняет задание в качестве примера. По возможности все действия могут быть иллюстрированы мимикой, жестами.

Take a shower!

I take a shower every day. I am taking a shower now. But I didn't take a shower yesterday because I went for a walk with my dog and came home late. Tomorrow I will take a shower because I will do exercises.

Первыми отвечают сильные ученики. После выполнения своего задания, они могут помочь более слабым ученикам или взять ещё карточку и выполнить задание письменно.

4. Theatre.

Цель: тренировка образования утвердительной, вопросительной, отрицательной форм изученных времён.

Ход игры: Класс делится на две команды. Каждому члену команд раздаются карточки - роли с составными частями предложения. С помощью этих "ролей" участники задают вопросы соперникам, соперники отвечают на них, выстраиваясь в ряд и образуя предложение.

Формирование коммуникативных универсальных действий

5. Игра с картинкой.

Цель: тренировка употребления Present Continuous.

Ход игры: Для лучшего усвоения учащимися структур в Present Continuous можно использовать игру с картиной. Школьникам предлагается угадать, что делает тот или иной персонаж, изображенный на картинке, которую они пока не видели. Ребята задают вопросы, например:

P1: Is the girl sitting at the table?

T : No, she is not.

P2: Is the girl standing?

Побеждает ученик, который угадал действие, изображенное на картинке. Он становится ведущим и берёт другую картинку.

6. Лото.

Цель - автоматизация навыков в употреблении общих вопросов.

Ход игры: Лото «Глаголы в картинках» является хорошим наглядным пособием для тренировки грамматических форм. На картах - несколько картинок, изображающих какие-либо действия человека, например: катание на коньках, игра в шахматы, чтение книги и т.д. На фишке - одна картинка. Учитель показывает фишку с картинкой (мальчик катается на коньках) и спрашивает: What is he doing?

Учащиеся находят у себя такую же картинку и отвечают:

He is doing.

При правильном ответе он получает фишку.

7. Комментатор .

Ход игры: Учащиеся по очереди выполняют действия и комментируют их, например: I am sitting. I am standing up. I am going to the window. Учитель даёт ученику карточку за каждое правильно названное действие. Победителем становится тот, который набрал большее количество карточек.

8. WHAT DO YOU LIKE TO DO?

Цель: активизация в речи общих вопросов.

Ход игры: Один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные задают ему вопросы: Do you like to swim? Do you like to play football? До тех пор, пока не отгадают. Отгадавший становится водящим.

9. HAVE YOU …

Цель: тренировать учащихся в употреблении общих вопросов с глаголом to have.

Ход Игры: На столе учителя разложены игрушки. Ученикам предлагается посмотреть на них и запомнить. Затем ученики отворачиваются, а ведущий берёт со стола какую-либо игрушку и прячет её за спиной. Остальные игрушки закрываются газетой. Ученики задают вопросы ведущему : Have you a cat? Have you a dog? и т. д. и так до тех пор, пока кто-либо из учеников не отгадает спрятанную игрушку. Он и занимает место ведущего.

10. CHANGES.

Ход игры: Один ученик выходит из класса. В это время в классе происходят какие-то изменения : один или два ученика меняют свои места за партами, передвигается стул, открывается окно и т. п.

Когда водящий возвращается, он должен ответить на вопрос «What has changed?» т. е. назвать всё, что изменилось в классе . Например: The window was shat, now it is open. Pete was at the first desk, now he is at the third desk. Счёт может быть командным или индивидуальным. За каждое правильное предложение команда /или ученик/ получает одно очко.

11. Любимые занятия Карлсона.

Ход игры: Ребята, вы знаете Карлсона, который живёт на крыше. Передо мной картинка, на которой изображен Карлсон за своим любимым занятием. Угадайте, что он делает. Учащиеся задают вопросы: Is he playing ball? Is he reading a book? еtc.

12. Комнатный бой.

Ход игры: Это грамматическая игра на отработку структуры. В игре - два человека. Каждый из участников рисует план своей комнаты(они не должны видеть рисунков друг друга), а также пустой квадрат, представляющий собой план комнаты партнера, который будет заполняться «мебелью» в ходе игры.

При этом заранее оговариваются названия и количество предметов в комнатах. Затем они по очереди задают друг другу вопросы, пытаясь выяснить расположение мебели в комнате партнера.

Например: Is there a table in the middle of the room? Is there a TV-set in the left corner?

Если ответ утвердительный, то спрашивающий делает соответствующие рисунки в пустом квадрате и задает следующий вопрос.

Если ответ отрицательный, он теряет право задавать вопросы и отвечает на вопросы партнера. Выигрывает тот, кто первым отгадал расположение мебели в комнате партнера и заполнил пустой квадрат.

13. Подарки.

Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных глаголов в будущем времени в устной речи.

Ход игры: образуются две команды. На доске записываются два ряда слов: 1) наименование подарка, 2) список глаголов. Играющие должны сказать, используя при этом глаголы из списка, что они будут делать с подарками, полученными в день рождения. Каждый участник игры придумывает по одному предложению. Выигрывает команда, которая быстрее справиться с заданием составит предложения без ошибок.

14. Where Is the Pen?

Ход игры: Сегодня учитель был крайне «рассеян». И урок никак не мог начаться, все что-то искал…
Teacher: Where is my pen? Where is pen? Is it in the table, or under the table, or on the table, or under table, or on the table? Where is my pen, Jane?

Jane: It is in your bag.

Teacher: Let me see. No, it is not. Where is my pen, Andrei?

Andrei: It is in your table.

Teacher: Let me see No, it is not. Where is my pen, Masha?

Masha: It is under the book.

Teacher: No, it is not.

Фонетические игры

  1. Игра «Koмары и осы»

Цель игры: научить различать на слух звуки [z] и [ð].

Ход игры: Предложите детям вымолвить звук [z] - [z-z-z] и объясните, что так в нашей игре будут жужжать комары, потом предложите детям вымолвить звук [ð] - [ð-ð-ð] и объясните, что так будут жужжать осы. Каждый раз, когда будут жужжать комары (звук [z]), дети должны хлопать в ладони, будто отгоняют комаров, а когда зажужжат осы (звук [ð]), они должны сидеть тихо, чтобы оса их не укусила.

  1. Игра «Пчёлы» (отработка звуков [ð]-[θ])

Ход игры: - Любите ли вы сказки? Тогда слушайте! Одна русская пчела сидела на цветке. Вдруг на тот же цветок прилетела английская пчела. Русской пчеле это не понравилось. Она жужжит, ругается: з-з-з-з-з-з! И английская пчела ей не уступает. Но у нее, взгляните, язык длинный, во рту не умещается. И выходит у нее: th-th-th-th-th! Как русская пчела жужжит? - з-з-з-з-з. - А английская? - th-th-th-th (3-4 раза). Русская ругается - [за-за-за], а английская - (дети повторяют за учителем) [ðа-ðа-ðа]. Русская - [зе-зе-зе], а английская - [ðе-ðе-ðе]. Русская - [зи-зи-зи], а английская - [ðі-ðі-ði]. А к вечеру они осипли, и русская пчела стала жужжать так: с-с-с-с-с-с-с. А как стала жужжать английская пчела? Правильно! th-th-th-th (глухой звук)! (3-4 раза). Русская - [са-са-са], а английская - [θа-θа-θа ]. Украинская - [си-си-си], а английская - [θі-θі-θі].

  1. «Угадай по голосу, кто пришёл к тебе в гости».

Ход игры: Кто-нибудь из ребят, закрыв глаза, стоит у доски, а другой ученик громко произносит слова приветствия:

Good morning, Pete!

How are you?

Тот, кто стоит у доски, должен по голосу догадаться, кто с ним здоровается, должен ответить на приветствие, назвав ученика по имени:
Good morning, Olga!

I amine, thank you!

  1. «Who Has the Best Hearing ?»

Ход игры: Учитель говорит учащимся: «Сейчас я буду произносить русские и английские звуки. Ваша задача - узнать английские звуки и поднять руку, как только вы услышите один из них. Когда вы услышите русский звук, руку поднимать не следует».

Те учащиеся, которые ошибаются, выбывают из игры. Выигрывает та команда, в которой к концу игры осталось больше учеников. Учитель произносит английские звуки, а ребята показывают соответствующие транскрипционные значки. Можно видоизменять условия игры: учитель показывает транскрипционные значки, а вызванные ученики произносят соответствующий гласный звук или слово, содержащее данный звук

  1. «Кто быстрее?»

Цель: формирование и совершенствование навыков установления звуко-буквенных соответствий и значения слов на слух.

Ход игры: ученикам раздаются карточки, на которых в первой колонке приводятся слова на иностранном языке, во второй - их транскрипция, в третьей - перевод слов на русский язык. Слова на иностранном языке пронумерованы по порядку следования. Каждый ученик должен, как только учитель произнесёт то, или иное слово, поставить его номер рядом с соответствующей транскрипцией и переводом на русский язык (или все три соответствия непрерывной чертой). Выигрывает тот, кто быстрее и качественнее установит соответствия между иноязычным словом, транскрипцией и переводом.

  1. Playing Airplane. [v]

Ход игры: - Вы когда - нибудь играли в «самолётик»? Наверное, вы расправляли руки, словно крылья, слегка наклонялись вперёд - и вот вы уже летите. Маленькие англичане тоже любят играть в эту игру. Но вместо звука [ж], они говорят звук [v]. давайте поиграем в «английский» самолётик:
The plane is travelling up in the sky

vvv - vvv - vvv.

Moving so fast and ever so high

vvv - vvv - vvv.

Over the land and over the sea

vvv - vvv - vvv.

But we always come back in time for tea

vvv - vvv - vvv.

В данную игру можно играть с движениями, используя её в качестве физкультминутки. Стих может говорить только учитель, а ученики произносить звук [v], но в более подготовленных группах стих могут выучить все ученики.

  1. Go, my little pony, go! [ou]

Ход игры: Вы когда - нибудь видели пони? Конечно же, да. В Англии очень любят пони. Вот почему, когда маленькие англичане играют, они часто представляют, что играют с пони. Они даже придумали особый стишок, чтобы лошадка быстрее бежала:

Go, my little pony, go!

Go! Go! Go!

Go, my little pony, go!

Go! Go! Go!

Gallop, pony, gallop, go!

В данную игру можно играть с движениями, используя её в качестве физкультминутки

  1. Соедини картинки и звуки.

Ход игры: Учитель раздаёт детям карточки с картинками (картинки могут быть у всех разные). Даётся одно для всех задание: «Соедини линией картинки, предметы на которых начинаются с одного и того же звука».

(Вариант игры. Раскрась одним цветом картинки, предмет на которых начинается с этого звука).

  1. Найди звуки.

Ход игры: «Найди, в каких словах спрятались звуки, которые я буду произносить». Учитель показывает детям картинки и чётко произносит названия предметов, изображённых на них. Ребята должны показать ту картинку, в которой спрятался заданный звук. (Или хлопнуть в ладоши. Звуки отрабатываются с детьми до начала игры).

  1. «Найди рифму к словам».

Ход игры: Учитель произносит слово, а дети должны найти к нему рифму. Необходимо иметь набор картинок с предметами, которые могли бы рифмоваться:

doll-ball dog-frog

snake-cake clock-cock

bee-tree see-we

mouse - house toy-boy

(Вариант игры. «A song about my toys»).

We are sitting on the floor;

We are playing with the ball

And a pretty little doll.

( a frog-a dog, a box-a fox, a car-a star).

  1. « The Funny Little Clown»

Цель игры: постановка правильной артикуляции звуков: [ i: ], [o], [u:].

Ход игры:

I am a funny little clown.

I say, « Ah - oo -ee - oo».

My mouth is open wide

When I say, «Ah, ah, ah.»

I draw my lips far back

When I say «Ee,ee,ee.»

My lips are very round

When I say, «Oo,oo,oo.»

«Ah - oo - ee - oo,

«Ah - oo -ee - oo.»

I am a funny little clown.

12. «Little Sleepy Head»

Цель: Это стихотворение полезно использовать для тренировки учащихся в произнесении звука[o:]

Ход игры:

They call me Little Sleepy Head!

I yawn at work, I yawn at play!

I yawn and yawn and yawn all day

Then take my sleepy yawns to bed!

That's why they call me Sleepy Head.

Сыграть соню, который вечно зевает, не так трудно. Положение губ при произнесении звука [o :] наглядно демонстрируется в слове yawn.

13. «Monkey Talk»

Цель игры: Это стихотворение может быть использовано для тренировки учащихся в произнесении звука [o].

Ход игры:

Little monkey in the tree,

This is what he says to me,

«They, they, they,

Thee, thee, thee.»

Monkey jumps from limb to limb

While I chatter back to him:

Thee, thee, thee,

They, they, they.»

Лексические игры

1. Don't Say "Four"

Ход игры: Все знают, как трудно досчитать до большого числа и не сбиться.
Teacher: Children, can you count well?
Ann: Of course, we can.
Teacher: How far can you count?
Pavel: Up to one hundred.
Oleg: Up to one thousand.
Victor: Up to one million.
Teacher: Let's count up to one hundred…
Masha: It is not interesting…
Teacher: No? But...

Учитель рассказывает условия игры. Ребята начинают считать, однако, когда дойдут до числа с цифрой 4, они должны сказать вместо него слово stop. Например: one, two three, stop, five, … twelve, thirteen, stop, fifteen, … twenty-two, twenty-three, stop, etc.Каждому раздается по одной фишке. Сделавший ошибку теряет свою фишку. Выигрывают те, кто сохранил фишки до конца игры. На продвинутом этапе обучения ребята говорят: "Stop" не только вместо числа с цифрой 4, но и вместо числа кратного 4. Например: one, two three, stop, … seven, stop, … ten, eleven, stop, thirteen, stop, fifteen, stop, eighteen, nineteen, stop…

2. Fruit Basket.

Ход игры:

Teacher: Autumn is my favorite season, children. I like autumn because I like fruit.
Jane: I like fruit, too. I like melons.

Teacher: Oh, you do, here is a good melon for you. ( Дает картинку с зображением дыни.)
Andrei: I like water-melons.
Teacher: Then take a wonderful water-melon.

Lena: I like oranges.

Teacher: Take an orange. What a wonderful fruit basket you can make!

Теперь у каждого картинка с изображением какого-либо фрукта. Все ребята садятся в круг, ведущего, как всегда выбирают с помощью считалки. Ведущий говорит: "Apple,change places with Orange". «Яблоко» и «Апельсин» меняются местами, а в это время ведущий пытается занять одно из мест. Потерявший место становится ведущим. Можно попросить поменяться местами сразу все «фрукты» и дать команду "Fruit basket, upset!"

3. What Color Is Misha's Shirt?

Цель игры: Эта игра для развития наблюдательности.

Ход игры:
Teacher: Sveta, come here and look at me, don't look at your friends. What colour is Misha's shirt?
Sveta: It is black and brown.
Teacher: Nothing of the kind. It's yellow. Kolya, what colour are Misha's shoes?
Kolya: They are brown.
Teacher: Masha, snow us your shoes. What colour are they?
Kolya: They are red.

За каждый правильный ответ дается одна фишка. Учитель может спросить про цвет ручек, карандашей, тетрадей, книг, дома напротив школы, листьев на деревьях, виднеющихся из окна класса, словом все, что подскажет учителю фантазия, может стать предметом этой игры.

  1. How many pages?

Цель: тренировка числительных больше 20.

Ход игры: У учителя на столе всегда лежат много красивых книг. Однажды он спрашивает у детей, показываю на одну из книг: - How many pages are there in this book?

Дети пытаются отгадать: - There are …

  1. Champion Game.

Цель: закрепление лексики по теме урока, тренировка памяти.

Ход игры: Начиная игру, учитель называет первое слово. Каждый последующий ученик должен назвать все предыдущие слова в том порядке, в каком они включались в игру, и сказать новое слово. Если кто-то забыл слово или перепутал порядок, он выбывает из игры.

  1. Let's draw a picture.

Цель: закрепление лексики по пройденным темам.

Ход игры: Каждому ученику нужно заранее приготовить лист, расчерченный на 20 клеток. Учитель называет слова по изученным темам (не только существительные, но и прилагательные, и глагола, и даже словосочетания). Ученики должны зарисовать! каждое слово, которому соответствует своя клетка. Затем учителем называется номер клетки, а задача учащихся - с помощью своего рисунка "восстановить" слово.

Орфографические игры

  1. The Comb.

Цель: закрепление изученной лексики, развитие орфографических навыков.

Ход игры: Класс делится на 2-3 команды. На доске для каждой команды пишется длинное слово. Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающиеся с букв, составляющих первоначальное слово, по вертикали. Слова одной команды не должны повторяться. Выигрывает та команда, которая первой и правильно написала слова. Слова могут быть разных частей речи, главное, чтобы они были длиннее, чем слова соперников.

  1. Invisible Words.

Цель: развитие орфографических навыков.

Ход игры: Выбирается ведущий. Его задача - написать слово, но слово он "пишет" рукой в воздухе. Задача остальных - записать слова в тетрадях. Выигрывает тот, кто правильно записал все слова.

  1. Remember the Words.

Цель: формирование навыка орфографической памяти.

Ход игры: Учащимся предлагается быстро просмотреть список слов, а затем назвать слова, в которых есть заданная буква. Выигрывает тот, кто сможет назвать больше слов.

  1. Let's Count Alphabet.

Цель: контроль усвоения алфавита.

Ход игры: Учитель предлагает позаниматься математикой. Но цифры здесь заменяются буквами. У каждой буквы есть свой порядковый номер (согласно алфавитному порядку). Чтобы правильно решить примеры, нужно подсчитать порядковые номера букв. Ответы тоже должны быть в виде букв.

C+R= ? -> 3+18=21 -> C+R=U

  1. The Alphabet.

Ход игры: Учитель должен иметь два набора карточек с буквами алфавита. Класс делится на две команды. Каждая команда получает один набор карточек. Ученики выстраиваются на возможно дальнем расстоянии от доски. Когда учитель произносит слово, скажем, "pencil", ученики соответствующими буквами бегут к доске и составляют это слово. Команда, составившая слово первой, получает количество очков по числу букв в слове.

  1. Add Consonants.

Ход игры: Учитель пишет на доске гласные буквы. Добавив недостающие согласные буквы, ученики получают слово. Выигрывает ученик, написавший последнее слово ряда. Далее он должен прочитать все слова. За всю работу он получает пять очков. Одно очко может быть снято за каждую допущенную ошибку.

Например:

ai
tail
pail
pain
main
rain

7. Two First Letters.

Цель игры: Учитель просит учащихся придумать слова, у которых первые две буквы одинаковые с написанным на доске словом. Например:

be
beat
been
beast
bee
berth

Выигрывает ученик, написавший слово последним.


© 2010-2022