Подготовка к уроку английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовка к уроку английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.

Учитель английского языка: А.Р.Ахметшина

Предлагаю рассмотреть урок с позиции требований стандарта нового поколения. Тогда станет понятно, что нужно изменить в деятельности учителя и ученика при подготовке современного урока. В левой колонке описывается урок традиционного типа, а в правой современный.

Исходя из таблицы, можно сделать вывод, что меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса. Он наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Учитель выступает помощником.

Рассмотрим, какие универсальные учебные действия формируются на уроках английского языка. На этапе формулирования темы и целей урока у учащихся формируются познавательные и регулятивные УУД. Например, введение проблемного диалога. Учащимся дается проблемная ситуация, в которой они определяют свои знания - незнания и ставят цель урока. При изучении множественного числа существительных, например, детям предлагается рассмотреть фотографии животных в зоопарке, сосчитать их и назвать, сколько животных изображено на картинке. Они составляют словосочетания three bear, two tiger, five monkey. Я их перевожу на русский язык, дети смеются. Спрашиваю «Почему у нас получились такие смешные словосочетания?». Так, детьми делается вывод, что они еще не умеют называть несколько предметов и дети сами формулируют цель урока: научиться называть множество предметов, животных, людей. Я задаю вопрос: «Для чего нам это нужно?» Здесь звучат несколько вариантов ответов: «Чтобы правильно говорить», «Чтобы нас правильно понимали». Так, проблемная ситуация подводит детей к теме урока и к формулированию цели.

При обучении чтению в начале урока можно дать детям письмо от английского друга и предложить прочитать его, что вызовет у них затруднение, так как они не умеют читать. Учащиеся ставят перед собой цель научиться читать английские слова и предложения. Спрашиваем: «Для чего вам это нужно?» Дети отвечают, что это нужно, чтобы читать рассказы, письма, электронные сообщения по-английски и понимать их.

При планировании практической деятельности учеников на уроке учитывается дифференциация учащихся по уровню подготовки и по темпу выполнения работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также нужно предлагать более сложные задания для сильных учеников, которые быстро справляются и в УМК, по которым мы работаем такая возможность заложена в учебниках: есть задания «со звездочкой». Кроме этого, я всегда в план урока вношу задания, которые я называю «на всякий случай».

Также необходимо продумать формы работы на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа, необходимая для обученя сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. На уроке английского языка очень часто используется работа в парах: дети составляют разного рода диалоги (диалог-расспрос, диалог-знакомство, диалог-побуждение к действию). Но для того, чтобы эта форма работы была максимально эффективной, необходимо предлагать детям ситуации, близкие им по интересам и по возрасту. Недостаточно дать задание составить диалог, нужно погрузить их в какую-нибудь интересную, необычную ситуацию, например, «познакомься с артистами театра» , «поработай тренером, пусть спортсмен выполнит твои команды», «возьми интервью у фермера, узнай, какие животные у него есть» и т. д. Также при организации парной работы необходимо, чтобы дети следовали определенным правилам общения: говорить по очереди, не перебивать друг друга, слушать внимательно собеседника, не мешать другим парам, говорить вполголоса. Эти правила нужно оговоривать на первых уроках.

Работа в группах не менее важна на уроке английского языка. Она требует большей подготовки, но при этом дает значимый результат. Групповую работу я чаще использую при создании проектов. Так, при работе над проектом «В мире животных» дети делятся на группы, все становятся корреспондентами телепередачи, каждая группа направляется в разные места для съемки репортажа (зоопарк, ферма, лес), им необходимо отобрать фотографии животных, живущих в этих местах, и составить о них рассказы. В итоге весь класс превращается в телезрителей, все с увлечением слушают репортажи одноклассников.

При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. При обучении оцениванию устных ответов можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного диалога или прочитанного рассказа. При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а недочёты высказать как пожелания. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ.

Также проводится взаимооценивание письменных работ, например словарных диктантов. Но с детьми заранее оговариваются критерии оценивания работы.

Этап рефлексии на уроке способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы учителя. Начать можно с вопросов: Чему научились на уроке? Что нового узнали? Достигнута ли цель урока? Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей: Понравилось ли на уроке? Что понравилось больше? Что вызвало трудности? Почему не получилось? Также важно проводить рефлексию не только по итогам одного урока, но и по итогам четверти, полугодия, после изучения какой-то темы.

Если систематически применять такие приёмы по оцениванию своей деятельности и деятельности одноклассников, можно говорить о формировании объективного отношения ребёнка к себе и другим, о формировании группы личностных результатов.

Проектируя любой урок, направленный на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, необходимо максимально использовать главное средство обучения - учебник, а также справочную литературу, словари. Их частое использование приводит к формированию информационных познавательных универсальных учебных действий. В конце любого учебника английского языка предусмотрен грамматический справочник, англо-русский словарь, а также необходимо давать детям возможность пользоваться и другой справочной литературой и интернет-ресурсами. Итак, задача учителя - создать такую ситуацию, чтобы у детей возникала потребность в поиске информации.

Итак, в условиях введения в практику ФГОС учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Для этого важно понять, какими должны быть критерии результативности урока. Кратко их можно описать так:

- На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.

- Осуществление рефлексии своей деятельности.

- Использование разнообразных форм, методов и приемов обучения.

- Использование технологии диалога.

- Использование проблемной формы обучения.

- Оценивание результатов каждого ученика, поощрение и поддержка даже маленьких успехов.

- Применение дифференцированного подхода в обучении.

- Преобладание атмосферы сотрудничества между учителем и учениками, дети не боятся выражать свое мнение, доказывать свою точку зрения

Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, даёт возможность по-новому взглянуть на урок. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.


© 2010-2022