Воспитание нравственных отношений на уроке иностранного языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание нравственных отношений на уроке иностранного языка

Шиповская Л.Б , преподаватель английского языка АБМК

[email protected]

Воспитание - это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону восхождения ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия.

Воспитывающая роль процесса обучения признана еще с древности. В философско-педагогических трудах античных мыслителей (Сократа, Платона) есть утверждения о том, что знание истинных, в том числе общественных ценностей наряду со знанием космических или физических теорий составляет краеугольный камень всякого воспитания. В XIX в. в педагогической науке утвердилась теория воспитывающего обучения И.Ф. Герберта.

Сегодня мы живем в условиях многоликости культур. Если воспитание - это организованная педагогом жизнь ребенка на уровне культуры, то ориентирами в направлениях воспитательной работы в современных условиях должны быть: нравственная и коммуникативная культура, культура жизненного самоопределения, семейных отношений, труда, культура экономическая и политическая, правовая и демократическая, экологическая, физическая, художественная. В современных педагогических исследованиях представлен идеальный образ урока, важнейшим элементом которого является воспитание. В истории отечественной педагогики вопрос о воспитательном потенциале хорошего урока ставился неоднократно. К.Д. Ушинский, например, отмечал: «Учитель на уроке должен пользоваться всяким случаем, чтобы посредством обучения закинуть в душу дитяти какое-нибудь доброе семя». Педагог вычленял в понятии урока культуру учебного труда и культуру нравственных отношений, овладение которыми зависит от непременной воспитательной составляющей урока.

Наши современники считают, что хороший и даже идеальный урок (по Н.Е. Щурковой) - «это организованное духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом - интеллект каждого субъекта урочного общения.

Педагогическое общение в школе несет в себе более глубокую функцию, нежели просто контакты между людьми, любой вид общения в паре «учитель - ученик» независимо от ситуации является воспитывающим.

Способность эффективно, культуросообразно оперировать словами, направленная развитость вербального интеллекта - яркий признак воспитанности и одновременно высокий уровень уяснения сущности познаваемых объектов. Чем больше времени и сил мы уделяем развитию вербального интеллекта учащихся, тем более воспитывающим оказывается потенциал обучения. Показателем высокого уровня общей воспитанности школьников является количество и качество употребляемых ими выражений, соответствие этих выражений социальной, интеллектуальной, культурной норме. Назначением воспитания является формирование личности, которая бы приобрела в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни. Очевидно, что ознакомление с различными вариантами жизненного устройства не исчерпывает проблему воспитания. Таким образом, развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром. Характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности. Педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на определённое отношение к социальным ценностям. Взаимодействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.

В силу специфики предмета иностранный язык имеет огромный воспитательный и развивающий потенциал: он приобщает учащихся к образцам мировой и родной культуры, включает их в диалог культур, развивает средствами языка. Обучение иностранным языкам осуществляется в настоящее время в широком социокультурном контексте, имеет четко выраженную культуроведческую направленность.

В ходе изучения иностранных языков формируется нравственный облик ребенка, так как затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. Именно на уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстралингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.

Так какие же методы и приемы, используемые на уроке английского языка, могут содействовать нравственному воспитанию учащегося? Прежде всего, здесь не последнее место занимают коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения какой-то проблемы, презентуется всему классу. В то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

При этом необходимо создание психологического климата в группе, которое является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач педагога с детьми. Психологический климат-это качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Благоприятный психологический климат - это атмосфера раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает возможности личности. Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния.

Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью операций, соответствующих следующим правилам:

- установление личных контактов;

- подбадривающее, одобрительное отношение во время работы;

- этическое благородство, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого;

- предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы;

- внесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств.

Все это отвлекает от трудностей, увлекает и снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка.

Следующим эффективным приемом и методом организации учебно-познавательной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время является применение элементов дидактических игр на уроках английского языка. Придерживаясь позиции известных педагогов, таких как И.Н Верещагина, Е.И. Негневицкая, Т.Б. Климентьева и др., можно выделить игру в качестве одного из перспективных средств реализации воспитательного потенциала учащихся на уроке английского языка. Вышеуказанные авторы классифицируют дидактические игры в зависимости от тех целей и задач, которые ставит перед собой учитель. Они делятся на:

• грамматические игры;

• игры для обучения чтению;

• игры для обучения аудированию;

• игры для обучения говорению;

• смешанные игры.

С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка. В ней предполагается принятие решения: «как поступить?», «что сказать?», «как выиграть?».

Дидактические игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковый барьер, усталость.

Чтобы сделать занятия английским языком интересными и увлекательными, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность необходимо привлекать различного вида игровые приемы работы. "Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который нельзя изменить" (М. Горький). Игра вызывает у детей наибольший интерес: приближает речевую деятельность к естественным нормам, помогает развивать навыки общения, способствует эффективной отработке языкового материала, обеспечивает практическую направленность обучения.

Игра может быть организована на материале любой изученной темы, а также на заключительном этапе изучения определенного программой цикла. Игра это не только своеобразный тестовый контроль, аудирование, проверка усвоения изученного лексического и грамматического материала, навыков говорения, но и особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий, желание победы - все это дает возможность учащимся преодолеть стеснительность и неуверенность, мешающую свободному общению, развивает любознательность.

Игры на уроке способствуют:

• реализации воспитательных возможностей, заложенные в содержании учебного материала;

• созданию психологической готовности детей к речевому общению;

• тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще;

• решению проблемы повышения заинтересованности учащихся в изучении иностранного языка, иностранной культуры, глубокого познавательного интереса к предмету.

Одним из эффективных приемов игры является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося.

Ролевое общение реализуется в виде учебного общения, который организуется в соответствии с разработанным сюжетом, распределёнными ролями и межролевыми отношениями. Наиболее простой является ролевая игра, для участия в которой школьники получают необходимые реплики. Их задача заключается в том, чтобы, внимательно слушая друг друга, объединить данные реплики в контекст ролевого общения. Более сложной является ролевая игра, в которой участники получают общее описание сюжета и описание своих ролей. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнёр, и принять соответствующее решение о собственной реакции (см. Приложение 1.).

Для успешного проведения ролевых игр, детям необходимо овладеть хотя бы минимумом диалогических единств на английском языке, которые развиваются в процессе выполнения упражнений. Прежде чем ввести данный приём в учебный процесс, необходимо провести большую работу. У младших школьников нет навыков не только иноязычного, но и русскоязычного общения на уроке. Следовательно, чтобы организовать общение в рамках ролевой игры необходимо сформировать эти навыки в условиях учебного процесса. Для достижения этих целей используются:

1. а) упражнения на тренировку выражений этикетного характера;

б) упражнения, направленные на развитие навыков ведения разговора по телефону.

2. Упражнения на тренировку школьников в составлении микродиалогов в парах в рамках предложенной ситуации.

3. Учащимся предлагается диалог-образец, который является основой для составления их собственного диалога. Работа проводится поэтапно:

а) чтение диалога по ролям, обращая внимание на реплики, подлежащие усвоению;

б) чтение диалога, с целью восстановить пропущенные реплики;

в) инсценировка диалога с воспроизведением реплик по ролям;

г) самостоятельное составление диалога, аналогичного данному, но в другой ситуации общения.

Работа с диалогическими единствами протекает более эффективно в том случае, если реплики снабжены зрительными опорами (картинками, схематическими рисунками, кроки, символами), указывающими на вид коммуникативного намерения

4. Коммуникативные упражнения и ролевые игры

Activity1. Questions T -> Class

Activity2.

Play a game "Shopping List". Who is the winner?

Examples:

If I go shopping, I buy apples….

If I go shopping, I buy apples and…

Activity 3. Role-play. I. One of you is a customer; the other is a shop-assistant. You want to buy … Ask about the price, size.

C: … !

S: …. ! Could I help you?

C: Yes, please. I'd like to buy …

S: What colour … ?

C: …

S: What size … ?

C: …

S: What about this (these) … ?

C: Oh, nice. Can I try it (them) on?

S: Certainly. Does (Do) it (they) suit you?

C: … How much does (do) it (they) cost?

S: It's …

C: Here you are.

S: …

C: …

Во время ролевой игры усвоение языкового материала и развитие речевых умений происходит одновременно. Формы таких уроков могут быть самыми различными.

Это и урок-интервью (см. Приложение 2) - своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: "Свободное время", "Планы на будущее", "Биография" и т.д.

Урок-экскурсия (см. Приложение 3).

Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

Урок - спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник (см. Приложение 4). Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

В особой степени реализации коммуникации учащихся способствует использование проектной методики, которая позволяет сочетать самостоятельную, индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить её другим.

Метод проектов активизирует все стороны личности школьника: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремлённость, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.

Кроме того, в группе, работающей над проектом, есть сильные ученики, которые при необходимости оказывают помощь другим учащимся. Очень часто при подготовке проекта школьники используют словари, справочники, дополнительную литературу.

Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинированный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Примерный урок-проект представлен в приложении 5.

Метод проектов можно использовать по разным темам, начиная с 5 класса. Так, например, работу над темой Meet the Family мы завершаем проектом My Family Tree (Моё семейное дерево), а работу над темой My Flat (House) завершаем проектами Interior Of My Room (Интерьер моей комнаты) или House Of My Dream (Дом моей мечты). Над этими проектами дети работают индивидуально.

Работа над проектом, требующим групповой работы, осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Кроме того, проектная деятельность, основанная на культурологическом подходе, помогает учащимся расширить кругозор, обогатить свои социокультурные знания, помогает в подготовке учащихся как к сдаче ЕГЭ, так и к олимпиадам разного уровня.

Самостоятельная деятельность учащихся при подготовке проектов формирует навык поиска иноязычной информации, расширяет возможности их интерактивного общения, закладывает фундамент для дальнейшей самостоятельной познавательной деятельности.

Все выше приведенные формы работы отвечают основным воспитательным требованиям к уроку:

1. Постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала.

2. Формирование жизненно необходимых качеств: внимательности, честности, коллективизма, самостоятельности, усидчивости, ответственности и т.д.

3. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей.

4. Внимание к личности ученика.

Используя перечисленные формы работы, реализуются основные задачи обучения: практическая, или коммуникативная задача, которая нацелена на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности; общеобразовательные задачи, которые призваны заложить основы филологического образования школьников, совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор; воспитательные задачи, которые состоят в воспитании у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке, гордости за свою страну, свой народ; развивающие задачи, которые намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке. Реализация перечисленных задач является необходимым условием достижения желаемых результатов.


© 2010-2022