- Преподавателю
- Иностранные языки
- Воспитание личности через коллективные формы работы
Воспитание личности через коллективные формы работы
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хотянович Л.М. |
Дата | 17.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Хотянович Л.М., учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №3 им. Героя России
Сергея Медведева г.Саяногорска
Республики Хакасия
Воспитание личности через коллективные формы работы
«Только безмятежное, доброе детство соединяет ребенка со взрослыми, ведет к сотрудничеству поколений, рождает в ребенке желание любить и действовать, заботиться о людях, о стране».
(Януш Корчак)
Увлекать школьников полезными делами, побуждать их к ответственному поведению - такова задача взрослых. Им надо научиться принимать самостоятельные решения. Если растущему человеку приходится многое в жизни решать самому, у него вырабатывается твердый характер. Проявлять по отношению к детям мелочную опеку, обрекать их на роль беспрекословных подчиненных, которым предоставляется право лишь на одно мнение - совпадающее с мнением родителей и учителей,- это не только устаревшая, но и вредная позиция, которая подавляет личность, не дает ей развиться в полной мере.
Живя изолированно от нужд и забот людей, общества, ребенок не приобретет чувства причастности ко всему, что происходит вокруг. Поэтому так важен для воспитания детей круг общения ребенка, выбор друзей. И конечно, уровень духовного развития родителей и учителей. Все это ребенок может получить через коллективные формы работы.
Цель работы: Изучение позитивного влияния коллективно - творческих дел на развитие личности и сплочение детского коллектива.
Задачи: показать,
-
Как коллективные формы работы влияют на развитие личности?
-
Чем понятие «личность» отличается от понятия «индивид»?
-
Как научить учащихся делать добрые дела?
-
Почему важно участвовать в акциях и проектах?
Начнем с определений:
Индивид - один из людей, отдельный человек.
Личность - «лик», «лицо», «облик». Понятие «личность» связано с существованием общества. Личность несет в себе определенные ценности, качества, которые общество признает значительными, важными, необходимыми. Стать личностью - это значит не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности.
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются; личностью становятся в процессе социализации.
Призвание, назначение, задача всякого человека - развивать свои способности, творить добро. Сознание собственной необходимости людям, оценившим ваш реальный вклад в общее дело, - высшее счастье для человека.
К сожалению, в настоящее время ни одна телевизионная программа не зовет к созиданию, не воспевает человека труда, не учит жизненному успеху посредством дела всей жизни. Отдых как образ жизни задается общей направленностью культуры и общества в эру «потребления»; пропагандируется всей мощью СМИ, в особенности телевидения и Интернета; поддерживается миллиардными бюджетами рекламных кампаний. Интересно взглянуть на возможность самореализации в серьезном деле глазами самих учащихся.
Оказывается, многие дети предпочитают дело. Некоторые ребята ездят коллективно в летние экспедиции по деревням изучать природу, обычаи, фольклор народов России. Смысл таких поездок сохранять и передавать следующим поколениям традиции, песни, обычаи. Другие проводят лето в совместных экологических лагерях. Ключевыми мероприятиями проекта стали культурно-просветительные акции, направленные на воспитание у молодежи бережного отношения к окружающей среде и развитие скаутского движения в России. Есть ребята, которые помогают реставрировать храмы и церкви, посещая православные лагеря труда и отдыха.
Важную роль в воспитании патриотов играют школьные музеи, уголки боевой славы, а также мероприятия, как: «Зарница», «Вахта Памяти», поездки на погранзаставу. Идея добра и взаимопонимания, гордость за наше героическое прошлое и настоящее лежат в основе военно-патриотического воспитания молодежи.
Вот как высказываются о своих делах дети: «Общее дело объединяет нас, за время экспедиции мы становимся одной большой семьей», «Совместная работа обогащает нас», «Такие общие дела действенны и интересны».
Отношения сотрудничества должны распространиться и на семью! Самой природой родителям предназначено быть опорой своему ребенку, наставником, советчиком.
Самый большой пробел в воспитании молодежи - она не приучена трудиться. Именно труд дает удовлетворенность жизнью. Без него нет ни самоуважения, ни чувства собственного достоинства.
«Есть один способ заставить ребенка что-то сделать - добиться, чтобы он сам захотел этого. Вдумчивые учителя и родители используют одновременно два стимула - интерес к выполняемой работе и чувство долга. Пусть необходимое, полезное дело повернется к ребенку своей привлекательной стороной, чтобы он начал работу без неприязни к ней, будучи хотя бы немного заинтересованным тем, что предстоит выполнить. Потом вступает в силу стремление достичь успеха, преодолеть возникшие трудности. Побуждает к завершению начатого радость от первых достигнутых результатов».
Растущему человеку нужно общение с людьми более опытными, умными, благородными, честными, способными расширить его познание жизни. Живя изолированно от нужд и забот людей, общества, ребенок не приобретет чувства причастности ко всему, что происходит вокруг. Поэтому так важен для воспитания детей круг общения ребенка, выбор друзей. И конечно, уровень духовного развития родителей и учителей. Все это ребенок может получить через коллективные формы работы.
М. Твен говорил, что больше всего надо опасаться общения с людьми, которые подрывают нашу веру в себя. Если школьник общается с учениками, учителями и родителями, которые уважают его, у него крепнет самооуважение, а оно основа гражданского мужества. Одно присутствие человека, верящего в ребенка, придает ему силы.
Практика современной школы богата разнообразием ярких форм групповой деятельности. Эти формы демократичны, не нуждаются в длительной подготовке, они в основе своей гуманистичны и по своей организации очень просты. Интересное дело, участниками которого являются дети, обладает колоссальной силой влияния: во-первых, создает сильнейшее поле эмоционального заражения, в которое попадает ребенок и приобретает опыт эмоциональных переживаний; во-вторых, центрирует внимание детей на социальном значении происходящего и содеянного, высвечивая социально-культурную ценность во всей ее общечеловеческой пленительной значимости; в-третьих, реальное взаимодействие ребенка в ходе групповой деятельности с конкретным объектом мира подкрепляется высокой удовлетворенностью в силу того, что для подростка крайне важно товарищество, общение, дружеские связи, чувство «своей» группы, где только он и способен ощущать свое «я» среди других и осознавать себя как некую индивидуальность; наконец, в деятельности группы легко и незаметно формируются умения взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.
Повседневная индивидуальная деятельность ребенка не обладает, как правило, такой силой влияния, очень часто соприкосновение с миром в текучей повседневности происходит по касательной, не затрагивает глубинных структур личности, в то время как групповое дело, инициируя духовные силы школьника, оставляет яркий след в его истории личностного становления.
Многие формы групповой деятельности детей носят камерный характер, когда работа протекает в обстановке теплой душевной близости каждого каждому и массовый характер, когда совместная или коллективная деятельность охватывает большую группу детей и проходит в обширном пространстве.
Необходимо и то, и другое: сопричастность ребенка к миру рождается в его расширяющейся сопричастности к группам людей: семье, друзьям, школе, городу, родине, земле…
Важно учитывать один аспект - наличие для подростка элемента игры в восприятии работы. Подросток играет во взрослых. Как только момент игры пропадает, подростки начинают терять интерес, азарт к начатому делу.
Многие формы групповой деятельности детей имеют игровую инструментовку или напрямую являются игрой. Это не случайно. Потребность в игре никогда не исчезает у человека, если ее целенаправленно не искоренять или не ставить человека в нечеловеческие условия. Для ребенка же игра представляет особую ценность и в плане его общего развития, физического и духовного, и в плане его подготовки к разным сферам жизни.
«Не надо стыдиться играть. Детских игр нет. Зря взрослые говорят:
«Такой большой, а играет, как маленький... Для игры нужен хороший товарищ и вдохновение, а значит, свобода...».
Игровая инструментовка оправдана и психологически: в игре ребенок беззаботен, психологически раскован и потому более, чем когда-либо, способен на полное выражение своего индивидуального «я».
Работая с данным коллективом с 5 класса мы выбираем те формы работы, которые принесут пользу, заинтересуют наших детей. Детский коллектив - это живой подвижный организм, он терпеть не может однообразия и скуки. И наша задача - помочь сделать жизнь детей яркой, наполненной фантазией и творчеством, вселить уверенность в своих силах. Все мы являемся творцами интересных для детей и разнообразных форм работы, но предпочтение отдаем следующим современным формам:
-
концерты,
-
праздники,
-
игры,
-
КВН,
-
акции,
-
проекты,
-
поездки,
-
походы
Особое внимание хотелось бы обратить на коллективные формы организации воспитательных мероприятий, которые имеют много положительных моментов.
Назовем то, что мы в процессе совместной работы открыли для себя:
-
всегда найдется дело, поручение каждому, даже самому тихому, скромному;
-
неспособных детей нет вообще, каждый уникален и талантлив по-своему;
-
перестаешь комплексовать, преодолеваешь барьер выступления перед своими товарищами, перед зрителем;
-
ощущаешь поддержку, взаимопомощь, дружбу и сопереживание.
Каждый ученик и родитель в меру своих сил и способностей участвует в общей работе, берет на себя ответственность за определенные участки любой деятельности. Нельзя сказать, что коллектив наш идеален. В нем есть свои лидеры и просто исполнители. Но если мы готовимся к серьезному делу, в процессе работы никто не остается в стороне.
В своей работе мы используем разнообразные методы, такие как: наблюдение, беседа, консультации, анкетирование, социологический опрос, диагностические методы, эксперимент, моделирование, проектирование.
Наиболее важными моментами коллективного дела являются формирование у ребенка самооценки, умение оценить свою работу и работу товарища. И поэтому мы обращаем внимание на развитие коммуникативных навыков: умение работать в паре и группе, слушать и слышать другого человека и принимать существование другой точки зрения, уметь принимать порученную группой роль, адекватно в связи с этим реагировать и действовать.
Проанализировать работу нашего классного коллектива за прошедшие три года и наметить планы на будущее нам помог опрос детей и их родителей.
Учащимся и родителям был предложен перечень вопросов:
-
Назовите самые важные для вас формы работы для сплочения коллектива.
-
Что по вашему мнению дает совместная/коллективная деятельность учащихся, родителей и классного руководителя?
-
Какие черты характера формируются у детей в ходе коллективного дела?
-
Какие слова ассоциируются у вас со словами «коллективная деятельность»?
-
Какое «дело» вам запомнилось больше всего?
-
Какую еще форму работы по сплочению коллектива вы бы предложили?
-
Какие слова могли бы стать девизом нашего коллектива?
По мнению родителей, самыми важными формами работы для сплочения коллектива явились совместные поездки/походы, проекты и акции. Совместная деятельность способствует сплочению коллектива, поддержке друг друга, общению, достижению общей цели, пониманию друг друга, пробуждению лидерских качеств, организованному времяпрепровождению. В ходе коллективного дела дети общаются и сотрудничают с родителями и с другими детьми на принципах доверия, уважения и взаимовыручки/взаимопомощи. Работа в коллективе требует развития таких черт как ответственность, активность, коммуникабельность и терпение. «Коллективная деятельность» ассоциируются со следующими словами «команда», «совместная деятельность/дело», «нужное дело», «круг единомышленников». Самым значимым, запоминающимся мероприятием стала акция «Сюрприз» и поездка в Шушенское. К списку совместных дел следует добавить патриотическое мероприятие, субботник/уборку. Девизом коллектива могли бы стать слова: «Один за всех и все за одного!», «Мы - команда!», «Пока мы вместе, мы сильны!», «Делай как я, делай как мы, делай вместе с нами!».
По мнению учащихся, самыми важными в становлении коллектива явились праздники, поездки/походы и акции. Совместная коллективная работа способствует формированию и развитию у подростков трудолюбия, взаимопонимания, взаимоуважения, упорства, доброты, поддержки и взаимовыручки. Коллективное дело сплачивает и сближает детей и взрослых, дает возможность общаться, приобретать опыт работы в большом коллективе и в группах, способствует хорошему настроению. С коллективной деятельностью созвучны такие слова, как дружба, друзья, общение, взаимопонимание, уважение, доброе дело. Больше всего учащимся запомнились акции «Веселый автобус» и «Сюрприз», поездка на турбазу «Кедр» и проект «Дети Саяногорска выбирают спорт!». Для проведения совместного дела ребята предлагают субботник и День самоуправления. В качестве девиза должны стать слова: «Один за всех и все за одного!» или «Вместе делаем добро!».
Проанализировав ответы учащихся и их родителей, мы пришли к выводу:
наш классный коллектив - одна команда, живущая под девизом «Один за всех и все за одного!» и чья миссия - творить добро.
Если мероприятие интересно, то обязательно следует его продолжение. Каким оно будет, зависит только от нас самих. Какой настрой в коллективе, такой и продукт деятельности. После совместного мероприятия мы анализируем свою деятельность, делимся мнениями; обсуждаем, что удалось лучше, а что хуже, благодарим всех участников общего дела.
Таким образом, только взаимодействуя, объединяя усилия и творческий потенциал учащихся, их родителей, учителей, т.е. команды единомышленников, - можно добиться положительного результата для максимального развития каждого ребенка, сохранения его неповторимости, раскрытия и развития его потенциальных талантов, а также добиться сплоченности школьного коллектива.
Участвуя в акциях Милосердия, «Открытка», «Улыбка», Неделе Добра учащиеся нашего класса совместно с родителями собирают игрушки, одежду, канцелярские товары для детей из малообеспеченных семей; изготавливают открытки ко Дню пожилого человека, помогают животным из республиканского зоопарка, раздают листовки с рисунками - улыбками жителям нашего города.
В ходе акций «Застава», «Добрая книга», «Сюрприз» ребята и взрослые собирают книги для городской детской библиотеки и посылки для служащих погранзаставы республики Тыва, проводят праздничные вечера для ветеранов Великой отечественной войны микрорайона.
Акция «Веселый автобус» явилась своеобразной рекламой правильного поведения детей на дороге. Автобус с правилами дорожного движения, разрисованный и расписанный учащимися и их родителями, в течение месяца ходил по маршруту Саяногорск - Черемушки.
Все мероприятия способствуют формированию у учащихся эмпатии и милосердия; воспитывают их добрыми и отзывчивыми людьми. С другой стороны подобные дела сближают детей и их родителей, классного руководителя, сплачивая всех в дружный единый коллектив.
Пропаганда здорового образа жизни, привлечение подростков к занятию физкультурой и спортом - неотъемлемая часть в воспитании личности каждого ребенка. Не случайно было участие нашего класса во Всероссийском конкурсе социально - значимых проектов «Сто спортивных проектов» (проводимом компанией РУСАЛ). В течение 5 месяцев наша школа стала центром физкультуры и спорта микрорайона и города в целом. На деньги гранда в сумме 250 000 тысяч рублей, полученных за классный проект «Дети Саяногорска выбирают спорт!» были проведены покрасочные и ремонтные работы на школьном стадионе, установлены тренажеры и спортивные снаряды, подготовлены волейбольная и баскетбольная площадки, закуплен спортивный инвентарь для проведения спортивных праздников, соревнований и тренировок.
Почти полгода шла работа по подготовке и реализации проекта. И все это время в одной команде трудились дети, их родители, классный руководитель, учителя физической культуры.
Совместная работа и отдых учащихся и их родителей - лучший пример единения, взаимопонимания, взаимоподдержки детей и взрослых. Главное, что все эти добрые дела делаются не только для учащихся класса и школы, но и для детей разных возрастных категорий микрорайона, города, республики.
Участие в совместных классных проектах и акциях имеют свое продолжение в индивидуальном самовыражении и самореализации школьников.
Через подготовку и проведение таких городских и республиканских мероприятий как «Марш парков», «Спорт против наркотиков», «Неделя добра», «Сто классных проектов», «Кот и пес» и др. идет более глубокое понимание важности совместного дела, осознание значимости участия каждого.
За победы и активное участие в социально - значимых проектах и акциях дети получают грамоты, благодарственные письма, сертификаты, призы. О них пишут статьи и рассказывают в средствах массовой информации. Все это является хорошим материалом для «Портфолио» каждого ученика, моральным удовлетворением и чувством ощущения собственной значимости и востребовательности.
«В простейшем определении коллективизм означает солидарность человека с обществом». Пережитый вместе опыт, совместная работа, отдых, общение, радости и улыбка - все это роднит людей.
«Только общее дело на радость и пользу другим людям создает и укрепляет единый коллектив воспитателей и воспитанников, в котором каждый раскрывает и растит лучшее в себе, но это происходит благодаря специально организованной заботе воспитателей о создании и развитии коллективистских, нравственных, воспитательных отношений».
Групповое дело, организуемое педагогом - это единство социального значения объектов жизни, открывающихся перед ребенком, социальных ценностей, преобразующихся в личностный смысл для ребенка, а также функций самого ребенка, непосредственно выводящих его на активные взаимодействия с окружающей действительностью.
Через все формы коллективной работы мы учим детей совершать хорошие поступки, творить добрые дела. Ведь не зря существует так много поговорок и пословиц, которые учат добру: «Учись доброму - худое на ум не пойдет», «Жизнь дана на добрые дела», «Делай другим добро, будешь сам без беды», «Доброе дело питает душу и тело», «Спеши делать добро, и оно к тебе вернется».
В любом групповом деле каждый ребенок в поле внимания всех. Его индивидуальность - ценность для каждого. Вовлеченный в интересное дело, ребенок замечает, что его «я» лишь в союзе с другим «я» получает и сможет получить высокое удовлетворение жизнью.
Список использованной литературы
-
Иванов И.П. «Воспитание коллективистов», Педагогический поиск, Москва, «Педагогика», 1989г., с.374.
-
Боголюбов Л.Н. «Введение в обществознание», Москва «Просвещение», 2005, с.41.
-
Кузнецова Л.И. «Воспитание гражданственности в семье», Воспитание школьников, Москва, «Педагогика», №3, 1990г., с.66.
-
Левкина М.А. «Влияние коллективных форм организации воспитательных мероприятий на сплоченность школьного коллектива», научно-методический журнал «Методист», №6, Москва, 2008г., с.34.
-
Макаренко А.С. «О воспитании», Москва, Издательство политической литературы, 1988г., с.4.
-
журнал «Народное образование», Москва, 2008, №3с.144.
-
Щуркова Н.Е. «Собранье пестрых дел», Москва, «Новая школа», 1994г., с.5.
-
Януш Корчак «Как любить ребенка», Москва, Издательство политической литературы, 1990г., с.235.