• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Конспект материала по теме Реализация компетентностного подхода на уроках немецкого языка в условиях малокомплектной сельской школы

Конспект материала по теме Реализация компетентностного подхода на уроках немецкого языка в условиях малокомплектной сельской школы

Материал включает в себя обобщение опыта учителя немецкого языка в условиях ФГОС.  Здесь можно найти приемы работы в малокомплектных классах. Также рассматириваются специфические трудности данных классов.Начиная с 01.09.11, начальная школа прешла на ФГОС.  Цель работы в новых условиях- формирование толерантной, социально значимой личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей навыками иноязычной речи. Также речь идет и о билингвизме, т.к. в школе обучаются дети ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Формирование компетентностного подхода на уроках немецкого языка в условиях малокомплектной сельской школы.

Guten Tag, sehr geehrte Mitglieder der grossen Komission, Kollegen, Gӓste!

Добрый день, уважаемые члены большого жюри, коллеги, гости!

В современном мире с его безграничными коммуникативными возможностями трудно представить себе образованного и успешного человека, способного жить и творить без знания иностранного языка. Начиная с 1 сентября 2011 года, на смену парадигме знаний и навыков пришел Федеральный государственный стандарт нового поколения, в основе которого лежат формирование компетентностного подхода и развитие универсальных учебных действий.

Придя работать в сельскую школу, я сразу же столкнулась с рядом проблем и трудностей. Вопрос « Зачем нам этот немецкий?» и специфические трудности малокомплектной сельской школы заставили меня задуматься над поиском методов, форм преподавания.

Что понимается под понятием специфические трудности?

Это : - небольшое количество обучающихся в классах, что приводит к объединению классов, например 3-ий с 4-тым;

- Недостаточное количество методической литературы для малокомплектной школы по немецкому языку.

Исходя из этих проблем, на ШМО мы определили следующую тему работы: «Формирование компетентностного подхода на уроках немецкого языка в условиях малокомплектной сельской школы».

Целью нашей работы является :

Формирование толерантной, социально значимой личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей навыками иноязычной речи.

Мы поставили следующие задачи:

Во-первых, формировать у учащихся универсальные учебные действия, основанные на способности к критическому мышлению по немецкому языку в малокомплектной сельской школе в условиях билингвизма;

Во-вторых, развивать компетенции в обучении иностранному языку, посредством современных технологий;

В- третьих, воспитывать духовно- развитую личность, осознающую себя членом общества.

В своей работе мы опирались на труды доктора педагогических наук, профессора Петра Яковлевича Гальперина, на положениях которого основан системно - деятельностный подход в системе развивающего обучения.

Самое главное, что в обеспечении самостоятельной творческой деятельности каждого обучающегося надо идти от внешних практических действий к действиям внутренним, теоретическим.

Т.е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем - самостоятельную.

Большую помощь в обучении иностранному языку в малокомплектной сельской школе нам оказали методические рекомендации Министерства образования и Института развития образования РБ. Также нами были изучены материалы кандидата педагогических наук, доцента, заведующего кафедрой ИРО РБ Сергея Сергеевича Пичугина, старшего преподавателя ИРО РБ Сергея Станиславовича Лысова, где говорится о « …преимущественно самостоятельном, исследовательском, поисковом характере обучения в МКШ, роль учителя в таких условиях - направляющая».

Также мы учитываем сущность специфики обучения немецкому языку в национальной школе с родным - татарским языком обучения. Такие ученые- лингвисты, как профессор Рахим Закиевич Мурясов, заведующий кабинетом иностранных языков ИРО РБ Сагит Калимуллович Насертдинов, доктор педагогических наук, профессор Кабир Закирьянович Закирьянов одобряют «… использование на уроках сравнительно- сопоставительного изучения языков различного строя», также отмечают, что учащимся - билингвам изучение иностранного языка дается сравнительно легко.

Главной особенностью нового менталитета, по мнению этих авторов, является конструктивное взаимодействие с партнерами в коммуникации, также модели поведения, основанные на позитивном отношении к окружающему миру.

Изучение иностранного языка на начальном этапе носит активный, деятельный характер, что соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Это обозначает, что овладение иностранным языком интегрируется с другими видами деятельности младшего школьника, это могут быть игры, учебные занятия, художественное творчество, рисование, раскрашивание, рукоделие.

1. Использование традиционных методов обучения в классах с малой накопляемостью приводит к эмоциональному напряжению, перегрузке учеников и учителя, низкой эффективности обучения. Нужен тщательный подбор материала для работы. В этом мне помогает рабочая тетрадь к УМК. Сколько интересного, полезного материала содержит рабочая тетрадь. Прописи, таблицы, ребусы, раскрашивание, ассоциограммы- все это способствует развитию навыков самостоятельной, поисковой работы, учит работать в парах и делать выводы, исходя из мнений каждого. Посредством рабочей тетради формируются познавательные универсальные учебные действия.

2.Научиться «красиво звучать», «правильно звучать» гораздо легче на начальной ступени. У нас нет специально оборудованного лингафонного кабинета, но это не говорит о том, что мои дети не должны правильно и красиво говорить. Поэтому я регулярно провожу следующие фонетические упражнения:

-Повторение звуков за учителем, за диктором на аудиоматериале.

- При объяснении умлаутов, мне помогает родной язык, такие буквы как [ Ȕ] - [Ү], [Ȍ]- [Ө], [ Ä]- [ Ә], [ŋ] -[ Ң ].( Ȕ произносим как татарские Ү и т.д.)

3. Также много внимания я уделяю чтению. Для этого готовлю карточки. На все правила чтения я подбираю ряд из буквосочетаний, которые требуют особого прочтения, добавляя в алфавитном порядке гласную или согласную, например:

[ ei]- bei [ eu]-beu

dei deu

fei feu

gei geu

rei reu

.

Любимым видом чтения у детей является ролевое чтение.

В своей работе я практикую различные игры. Например, игра« Угадай»: учитель читает не сначала, а выборочно, называя только страницу, а остальные ребята должны найти этот предложение. Кто находит первым, тот и ведущий. Все это помогает нам закрепить чтение, произношение.

4. Эффективнее предъявлять и закреплять лексический материал выражениями, небольшими предложениями при многократном повторении. Большую роль в этом оказывают песни, считалочки, рифмовки, игры, физкультминутки. Это также и элементы здоровьесберегающих технологий.

В условиях МКШ легче осуществлять индивидуальный, личностно- ориентированный подход в обучении, т.к. при малой численности учащихся легче услышать друг друга в процессе партнерского взаимодействия участников образовательного процесса.

Мы много практикуем. Например, считалочки мы с ребятами перестраиваем в полилог, в котором участвует каждый:

A, E, I, O, U- aus bist du!

1,2,3 und du bist frei! Далее идет коммуникативная деятельность между учащимися:

-Wie heisst du? Как тебя зовут?

-Wie alt bist du? Сколько тебе лет?

Wo wohnst du? Где ты живешь?

Woher kommst du? Откуда ты приехал?

Количество вопросов с лексической наполняемостью увеличивается по мере прохождения лексического материала. К концу года ученики имеют достаточно сформированные навыки диалогической речи. Такие формы работы формируют коммуникативные универсальные учебные действия.

5 . Применение интегрированных уроков с участием учителей татарского и башкирского языков, участие в проектной деятельности, совместные экскурсии, ведение «Языковых портфолио» школьника- все это способствует развитию личностных и регулятивных универсальных учебных действий школьника.

Страноведение - одна из любимых тем учеников. Проект « Малая Германия» знакомит детей с историей, с жизнью немцев нашего района. Экскурсии в Алексеевский немецкий историко-культурный центр

с. Пришиб нашего района - это большая мотивация для развития познавательного интереса, успешного и уверенного овладения немецким языком.

Таким образом, воспитывая патриотизм, гражданственность и культуру межнациональных отношений, мы воспитываем ответственность и за судьбу своего края, потому что стремимся развивать становление гармоничного общества и сильной державы.

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель учителя- выбор методов и форм организации учебной деятельности учащихся, таких, которые максимально способствуют развитию личности, способной строить свою успешную и счастливую жизнь.

Таким образом, реализуя современные подходы в преподавании иностранного языка, учитель становится не просто носителем знаний, но и активным партнером ученику, стремящемуся в этом быстроменяющемся глобальном мире становиться его неотъемлимой частью, успешно владея иностранным языком.

Es wӓre alles! Vielen Dank fȕr die Aufmerksamkeit und Toleranz!

Cпасибо за внимание !

© 2010-2022