Доклад Организация самостоятельной работы студентов

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация самостоятельной работы студентов

Камалова Р.Т

В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от уровня грамотности устной и письменной речи, умения общаться, от знания приемов речевого воздействия. Сегодня конкурентоспособный специалист должен владеть несколькими языками, он должен быть языковой личностью, открытой как для своей (родной) культуры, так и для культур народов, проживающих рядом, личностью, ориентированной на передовые достижения в современной мировой культуре. Из этого следует, что речевая подготовка свидетельствует о богатстве общей культуры человека, о высокой степени его профессиональной подготовки.
Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в современном образовании в силу своих социальных, профессиональных, познавательных и развивающих функций.

К сожалению, уровень знаний студентов, поступивших на первый курс, неодинаков, поэтому на первом этапе обучения основная работа идет над увеличением лексического запаса студентов, усвоением необходимого минимума грамматического материала, ведется индивидуальная работа по «выравниванию» знаний студентов в группе. Индивидуальная работа предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации.

При изучении иностранного языка организация самостоятельной работы должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

- Аудиторная самостоятельная работа.

- Внеаудиторная самостоятельная работа.

- Творческая, в том числе научно-исследовательская.

Среди внутренних факторов, способствующих активизации самостоятельной работы можно выделить следующие:

1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы на занятии, в методическом пособии, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.

2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской или методической деятельности. Эффективным методом профессиональной адаптации студентов является индивидуальная работа педагога с одаренными студентами. Современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определенными навыками творческого решения практических вопросов, умением использовать в своей работе все то новое, что появляется в науке и практике, постоянно совершенствовать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рыночных отношений. Всему этому способствует активное участие в научно-исследовательской работе.

В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы, затем начинает воплощать приобретённые теоретические знания в исследованиях, так или иначе связанных с практикой. Результаты этой работы представляются в научно-практических конференциях, поэтому исследовательская работа требует большого внимания и терпения от преподавателя, так как удача или неудача каждого студента во многом является результатом их собственных верных и неверных действий.

Выбирая оптимальные формы организации самостоятельной работы, преподаватель стремится обеспечить максимальную мотивацию учения, точно определить объем задания и рассчитать оптимальное время на его выполнение с учетом индивидуальных возможностей каждого студента. Непосильный объем задания и чрезмерно завышенные требования резко снижают эффективность обучения.

В контексте изучения иностранного языка необходимо исходить, прежде всего, из того, что если язык есть средство коммуникации, общения, а речь - способ этой коммуникации, то овладение средствами общения возможно только при создании условий коммуникативных проблемных учебных ситуаций. Иными словами, обучение общению и коммуникации - это непосредственное взаимодействие преподавателя и студента в ходе обучения, то есть рамках коммуникативного учебного сотрудничества.

Подготовительную же работу к такой деятельности, от выполнения рутинных и тренировочных заданий, до аналитической и поисковой работы, лучше осуществлять в режиме самостоятельной работы.

Сейчас в практике преподавания иностранного языка успешно используются современные личностно-ориентированные технологии, обеспечивающие формирование языковой и профессиональной компетентности, готовности к самообразованию. К ним следует отнести:

  1. Проблемно - поисковые технологии, предполагающие создание таких речевых ситуаций, которые требуют от студента необходимости решать проблемно-поисковые задачи, целью которых является активное освоение и

использование изучаемого языка.

  1. Игровые технологии, организующие учебный процесс в форме деловых игр, разыгрывания ролевых ситуаций.

  2. Деловая игра - это способ развития автономности при обучении профессиональному общению на иностранном языке, это взаимодействия людей в процессе профессиональной деятельности, модель принятия решений. К тому же, деловая игра представляет собой мощный мотивационный фактор.

  3. Проектная технология, основанная на индивидуальном или коллективном выполнении студентами проектных заданий различного типа, связанных с функциональным использованием изучаемого языка. Процесс работы над творческим проектом позволяет использовать все ранее сформированные навыки и умения, интегрировать фоновые знания, максимально вовлекая креативные возможности личности, таким как постановка задачи, выбор порядка ее решения, накопление и анализ исходной информации, определение основных вариантов решения проблемы, формулирование выводов и заключений и оформление их в логическую форму, их публичное представление.

Все вышеуказанные современные формы организаций самостоятельного овладения знаниями не могут быть реализованы без использования инструментария вспомогательных средств, в особенности информационных технологий. Самый популярный и эффективный формат работы с их использованием - это мультимедийные курсы, преимуществом которых является возможность индивидуализации обучения, оперирование большим объемом информации, совокупной активизации различных каналов восприятия, неограниченного числа обращений к заданиям, интенсификации

процесса обучения, осуществления контроля и коррекции знаний.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля, как на промежуточном, так и на итоговом уровне. Контроль должен носить систематический характер, прежде всего для того, чтобы выявить недостатки в образовательном процессе и создать механизм их устранения, а также сформировать обратную связь для коррекции обучения.

Формами текущего контроля самостоятельной работы студентов являются:

• устный опрос;

• контрольная работа;

• проверка домашнего задания;

• проверка перевода иностранных текстов;

• доклад;

• деловая игра;

• защита рефератов;

• тестовый контроль.

Внеклассные мероприятия - викторины, КВН, вечера - также способствуют развитию интереса в обучении иностранного языка, повышают уровень знаний студентов, прививают любовь к предмету.

Языковое образование - основа интеллектуального развития и саморазвития личности. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранных языков чрезвычайно важно, а хорошо организованная, целенаправленная работа студентов под руководством преподавателя и самостоятельно может обеспечить интерес и желание заниматься языком.

Литература:
1. Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого развития конкурентоспособности / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 467 с.

2. Арутюнов Ю.С. и др. Деловая игра «Мозговая атака»: Метод. пособие / Ю.С. Арутюнов, В. Г. Дера, В.П. Слободян - М.: ИПКИР, 1990. -

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М.: Эксмо, 2007. - 576 с.



© 2010-2022