Методические рекомендации для учителей немецкого языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности организации процесса обучения иностранному языку на младшей ступени.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Под влиянием обучения память развивается в двух направлениях: усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания. Здесь необходимо научить дифференцировать задачи запоминания: что надо запомнить дословно, а что в общих чертах. Ребёнок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). Здесь необходимо научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала, именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. В процессе обучения восприятие становится более анализирующим, принимает характер организованного наблюдения. Одним из эффективных методов развития восприятия является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Младший школьник обычно может заставить себя упорно работать при наличии «близкой» мотивации (похвалы, положительной отметки). В младшем школьном возрасте внимание становится концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Изменяется содержание внутренней позиции детей. В этом возрасте появляются притязания детей на определённое положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса. На эмоциональное состояние ребёнка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учёбе и отношения с учителями.

Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Правда, их больше увлекает сам процесс учения, и младший школьник проявляет в этом отношении большую активность и старательность. Об интересе к школе и процессу учения свидетельствуют и игры младших школьников, в которых большое место отводится школе и учению.

У младших школьников продолжает проявляться потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе, любят побегать на перемене. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности.

Для познавательной деятельности младшего школьника характерна, прежде всего, эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя - все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта; образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки.

Образность проявляется и в мыслительной деятельности детей. Они склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Образность проявляется и в мыслительной деятельности детей. Запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. Если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению.

Учащиеся данного возраста характеризуются большой

восприимчивостью к изучению языков, что позволяет им овладеть основами

общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по

сравнению с учащимися других возрастов. Обучение иностранному языку на младшей ступени обучения имеет ряд специфических особенностей по сравнению с последующими ступенями обучения. Хотелось бы остановиться на некоторых из них.

  1. В центре обучения находится ребёнок, который является субъектом учебного процесса. Организуя общение и взаимодействие детей, необходимо создавать благоприятную атмосферу в классе и чувство комфортности у каждого ученика.

  2. Язык усваивается детьми как средство общения.

Дети изучают язык в процессе заинтересованного общения и взаимодействия друг с другом, учителем, куклами, персонажами любимых сказок и мультфильмов, с книгой.

Любое общение, непосредственное или опосредованное, начинается с мотива и цели. Ученик должен чётко представлять себе цель своего речевого и неречевого действия, его конечный результат: что именно будет достигнуто, если он произнесёт слово, построит высказывание, прослушает или прочитает текст.

В основе обучения детей устному общению в начальной школе- игра, которая является психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения.

  1. Язык усваивается детьми не только как средство общения, но и как средство приобщения к другой культуре.

Задача учителя - ввести детей в мир культуры страны изучаемого языка в её соотнесении с родной культурой. Решая эту задачу, учитель способствует формированию у детей общечеловеческого сознания. Поэтому обучение младших школьников с самых первых шагов строится как диалог культур - национальной и иноязычной.

Насыщение уроков интересной и значимой для детей младшего

школьного возраста лингвострановедческой и страноведческой информацией

может быть связано с различными видами деятельности, типичными для

учащихся данного возраста: изобразительной, музыкальной, трудовой.

Трудно переоценить роль наглядности в обучении младших школьников иностранному языку.

Наглядность на начальном этапе выполняет стимулирующую функцию, причём в двух планах. В первом случае - это внутренняя или языковая наглядность, которая стимулирует восприятие звучащей иноязычной речи с присущей ей грамматической и интонационной оформленностью. Во втором случае наглядность стимулирует создание смысловых образов, присущих носителям данного языка.

Все средства наглядности: вербальные, иллюстративные, а также жесты, которые использует учитель, создают эффект «присутствия» в конкретной ситуации общения и помогают сохранить в памяти детей тот смысл, который нужно им передать или воспринять.

Вышеназванные положения направлены на достижение целей и задач обучения и обеспечивает при правильной их реализации основное условие успешного учения и обучения - интерес и мотивацию деятельности.



© 2010-2022