Статья Профессиональный стандарт педагога

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Маркелова Ю.А.Статья Профессиональный стандарт педагога

Профессиональный стандарт педагога

Скоро вступает в действие профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Мы рассмотрим для чего разработан профессиональный стандарт, основное содержание данного документа, и что нового нас ожидает в образовательном процессе. Сразу отметим, что речь идёт только о практическом аспекте введения Профстандарта педагога.

Чем же вызвана необходимость введения профессионального стандарта «Педагог»? Это системные инновационные изменения по инициативе государства, среди которых поэтапное введение по уровням общего образования с 2010 г. ФГОС общего образования и реализация с 01.09.2013 Федерального закона №373-ФЗ «Об образовании в Российской федерации приводят к пониманию того, что на современном этапе нужны руководитель и педагоги с новыми компетенциями, позволяющими достичь реализации приоритетных целей образования. Поэтому утверждение профессионального стандарта педагога - это закономерность, вызванная требованиями времени, логичное продолжение инновационных процессов, происходящих в образовании.

Понятие «профессиональный стандарт» - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт позволяет уточнить понятие «квалификационные характеристики» - краткое изложение основных задач, навыков, умений, прав, обязанностей, предъявляемых к специалистам различных направлений в образовательной организации.

Для чего нужен профессиональный стандарт? Документ разработан для применения при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования; при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

Цель применения:

1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.

2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.

4. Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Итак, в структуру принятого профессионального стандарта педагога входят четыре уровня образования (дошкольное, начальное, основное и среднее основное образование), модули предметного обучения по математике и русскому языку, описание трудовых функций или функциональной карты вида профессиональной деятельности в традиционной триединой цели обучения, воспитания и развития, а также требований к образованию и обучению педагога (учителя), его опыта и условиям допуска к работе.

В совокупности, перечисленные компоненты документа направлены на достижение поставленной цели: «оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)».

С одной стороны, учитываются современные реалии российского образования (по замыслу разработчиков и международные нормы): повышение статуса непрерывного образования, «установка обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате», применение разнообразных форм, методов и средств ИКТ в организации целостного образовательного процесса.

С другой стороны, профстандарт впервые нормативно закрепляет основные и специально педагогические характеристики квалификации работающего педагога, создающие основу для его постоянного саморазвития и непрерывного обучения.

Психолого-педагогические требования к квалификации учителя необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий из психологии личности, возрастной и педагогической психологии, определяющих результаты образовательного процесса, степень развития метапредметных компетенций, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в том числе следующие: Гражданская и социальная идентичность. Уважение прав и свобод личности. Система ценностей личности. Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в виртуальной и поликультурной среде.

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности. Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся.

Источники:

  1. nsportal.ru

  2. vestnikpedagoga.ru

  3. минобрнауки.рф/документы/3071

  4. Губанова Е.В., Янушкина А.А. Профессиональный стандарт педагога: аспекты введения и реализации.

  5. Проскурина Н.В. Профессиональный стандарт педагога.

© 2010-2022