- Преподавателю
- Иностранные языки
- Обобщение опыта «Проектный метод»
Обобщение опыта «Проектный метод»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Данькова А.Л. |
Дата | 22.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проектный метод
В методике обучения ИЯ за последние годы произошли большие изменения. Главными её особенностями становятся эклектизм (-беспринципное механическое соединение разнородных , несовместимых взглядов ,точек зрения в изложении чего - нибудь ) и наступление «посткоммуникативной эры « , характеризующейся тем ,что учитель имеет доступ к многообразным , зарубежным и отечественным материалам по
ИЯ . На современном этапе важным становится развитие у учителя - профессиональной автономии . ( ПА ) - способности и умения думать и действовать в профессиональной области независимо от чужой воли и обстоятельств , осуществлять выбор и принимать ответственные решения ,
ставя цели и вырабатывая свои индивидуальные стратегии их достижения быстро адаптироваться к педагогическим инновациям и быстро реагировать
на современные процессы социального и экономического развития
общества .
Основу (ПА ) учителя составляет его методическая компетенция :
«умение планировать свою педагогическую деятельность, владение широким спектром методических приёмов и умение адекватно использовать их применительно к возрасту учащихся и поставленным целям обучения ;
умение ориентироваться в современной методической литературе , осуществляя соответствующий условиям выбор пособий и других средств обучения ; готовность и желание повышать свой профессиональный уровень».
Одним из важных показателей сформированности методической компетенции выступает не только владение разнообразным набором
методических приёмов , но и хорошее знание и умение применять приёмы
или методы . Не все методы можно применять для успешного обучения ИЯ и
развития автономии . Одним из наиболее эффективных в этом отношении принято считать метод проектов .
Автором метода проектов считается американский философ и педагог
Джон Дьюи ( John Dewey ,1859 -1952 ) Метод проектов - альтернатива классно - урочной системе , но он не должен её полностью вытеснять .
Что такое проект .
Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме : изготовление коллажей ,
афиш ,объявлений , рефератов ,творческих отчётов , открытых уроков ,
концертов, участия в неделе ИЯ .
Принципы проектной методики :
1)связь идеи проекта с реальной жизнью ;
2) интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников ;
3) ведущая роль консультативно - координирующей функции
преподавателя ;
4) самоорганизация и ответственность участников проекта ;
5) нацеленность на создание конкретного продукта;
6) монопредметный и межпредметный характер проектов;
7) временная и структурная завершенность проекта.
Цели введения в школьную практику метода проектов:
- показать умения отдельного ученика или группы учеников
использовать приобретенный в школе исследовательский опыт ;
- реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножить знания о
нём и донести это заинтересованной аудитории;
- продемонстрировать уровень обученности ИЯ, совершенствовать умение
участвовать в коллективных формах общения;
- подняться на более высокую ступень обученности , образованности , развития , социальной зрелости ;
Типология проектов :
I Монопроект II Коллективный проект
устно - речевой письменный
видовой Интернет - проект
Возможные проблемы :
-
Организация .
- установление контактов , нахождение подходящих источников материалов и так далее .
а) Необходимо тщательно готовиться к выполнению задания .Убедиться ,
что каждый ученик понимает, какое конкретное задание ему предстоит
выполнить ещё до начала работы над проектом.
б) Не спешить, подробно объяснить ,что и как следует делать .
в) Терпимо относиться к шуму (естественная составляющая продуктивной работы).
с) Если учащиеся не поняли задание, выясните в чём проблемы .
2. Мониторинг .
-в какой стадии выполнения находится работа .
3 . Личностные проблемы .
-отсутствие интереса или мотивации;
- возможность проявить оформительские таланты .
4 . Трудности в создании успешно действующих групп .
- групповая работа носит более творческий характер Она особенно эффективна для сбора иллюстративного материала . Предпочтительное
количество учеников в группе 3 - 4 .
Этапы проектной работы :
Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что
при проектной работе основная деятельность учащихся выходит за пределы класса.
I этап - планирование в группе .
- обсуждение содержания и характера проекта.
II этап - выполнение проекта .
- на этой стадии деятельность обычно выходит за пределы классной комнаты. Учащиеся могут использовать все 4 вида речевой деятельности :
письмо,чтение, говорение и аудирование . Главная задача - сбор информации .
III этап - возвращение в класс, учащиеся оформляют свою проектную работу .
IV этап - презентация проекта .
- необходимо доброжелательно принимать всё, что учащиеся сделали .
Это важное условие дальнейшей творческой работы, действенный источник мотивации, средство воспитания уверенности в себе .
V этап - контроль .
- желательно учитывать 2 принципа оценки проектной работы .
а) ошибочно оценивать проект на основе лингвистической правильности .
Оценку следует выставлять за проект в целом ( многоплановость его
характера , уровень проявленного творчества ,четкость презентации ) .
б) не исправлять ошибки ( или не делать этого чернилами красного цвета ).
Знать на зубок , ещё не значит знать . Обучение через деятельность -
learning through doing - ведёт к овладению искусством коммуникации .
Интеграция знаний через творчество учащихся в процессе проектной деятельности позволяет успешно поддерживать мотивацию и интерес к
языку . " The motivation lies in the project itself " (D.Friedbooth ) .
С применением в школе ИКТ стало возможным проведение Интернет
- проектов . Проекты могут проводиться и без Интернета . Однако Интернет
придаёт проекту больший динамизм, меняет его временные рамки . В ходе
работы над такими проектами учащиеся применяют и расширяют свои языковые знания , получают обширную страноведческую информацию .
Существует 2 вида проектов : www- проекты и Е- mail- проекты . Они могут
пересекаться и дополнять друг друга .
WWW - проекты :
Обучающиеся получают задание, для выполнения которого им необходимо
найти информацию в Интернете и представить затем результаты своего поиска. Тема проекта может соответствовать учебной теме или быть совершенно независимой от учебника .
Примерные темы проектов :
-изучение информации о каком - либо городе / регионе , стране , известных людях , последних событиях и так далее .
Работу с Интернет - проектами целесообразно проводить в конце четверти ,
полугодия при повторении тем ( "Mass Media " / The last World News " ).
В процессе работы учащиеся получают актуальную страноведческую информацию , знакомятся с большим количеством аутентичных текстов ,
которые они понимают . Это становится мощным стимулом для дальнейшего
изучения ИЯ .
E - mail проекты :
Есть два вида письменной коммуникации в Интернете: синхронная (chat ) и
асинхронная ( E - mail ). Chat больше подходит для индивидуального изучения ИЯ , так как этот вид деятельности трудно организовать в аудитории , кроме того чтобы участвовать в этом виде коммуникации , нужно владеть языком на довольно высоком уровне . Коммуникация
по электронной почте лучше всего осуществляется в виде E -mail проектов.
Их польза состоит в том , что они делают коммуникацию на ИЯ с реальными партнёрами . Расширяется языковая компетенция учащихся и повышается мотивация к дальнейшему изучению языка .
Хочу поделиться опытом использования метода проектов в своей
практической деятельности . Планируя предстоящую работу стараюсь
разнообразить учебную деятельность учащихся на ИЯ , включить в неё такие творческие личностно - ориентированные упражнения и задания, которые
способствовали бы развитию творческого потенциала личности ,расширению
зоны активного познания , культуры мышления и порождения иноязычной речи . Стараюсь учитывать основные факторы , наличие которых может
стимулировать интерес учащихся и выполнение того или иного проектного
задания ;
-
фактор проблемности ;
-
новизны ;
-
вариативности и разнообразия ;
-
эго - фактор , который предполагает возможность для учащихся
говорить о своих планах , идеях , взглядах ;
-
удовольствия.
Работая над проектами мои ученики проводят мини - исследования,
викторины, заочные экскурсии, концерты , ролевые игры , принимают участие в неделе ИЯ . Конечными результатами данной деятельности являются постеры и рефераты , стенгазеты , буклеты , сообщения ,
объявления , фотогалереи, открытки и письма , презентации .
Наши проекты .
5 класс - "Hello , it' s me ! "
"My Family ", "My Flat ", "My Day " , "The Time - Table ",
"My School ", "Halloween", "The Easter ".
6 класс - "A Plan of the Town " , "My Pet " , " Christmas Menu " ,
"Useful Food " , " My favorite Food ". Учебник АЯ для 7 класса
"Happy English. ru "-7 , авторы К. Кауфман , М . Кауфман содержит разнообразный материал по многим актуальным проблемам современности . Одна из глав учебника посвящена проблемам экологии
и называется "Nothing is forever ". После окончания изучения данной темы
я провожу два итоговых урока : устный зачёт в форме защиты проектов
"We protect our Nature " и пресс - конференции на которой учащиеся обсуждают экологические проблемы региона в котором живут .
7 - класс " Camping " ," Schools " , " Nothing is forever " , "ECO problems of our Region "," Our Travelling "
8 - класс "The British Parliament ", " Mass Media ", "My favorite Writer ",
"The greatest writers and poets of the world ", "The Rings of the Druids ".
9-класс " Youth Subcultures", " Healthy Lifestyle", " Healthy and Unhealthy Food", " Christmas Menu".
11-класс "Australia, main features ", " My future Profession ", " The modern World ".
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех
проблем в обучении ИЯ , но это эффективное средство от однообразия ,
скуки, оно способствует развитию учащихся, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний . Проект - это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах ,
средствами ИЯ .
Хотелось бы закончить эту работу словами великого русского писателя Л. Н. Толстого : " Чем легче учителю учить, тем труднее
ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем
больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,
чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик".
Литература:
Журналы "Иностранные языки в школе " № 1-8/1997-2013гг.