• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Статья в сборнике научных статей III Международной научно-практической конференции 17 апреля 2014 года Дистанционная форма обучения - одно из эффективных средств организации интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья в сборнике научных статей III Международной научно-практической конференции 17 апреля 2014 года Дистанционная форма обучения - одно из эффективных средств организации интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Данная статья напечатана в сборнике научных статей III Международной научно-практической конференции "Теория и практика инклюзивного образования в России: проблемы и перспективы", которая состоялась 17 апреля 2014 года в Республике Башкортостан в городе Уфе. Сборник научных статей предназначен для ученых, специалистов, аспирантов, студентов, занимающихся проблемами инклюзии в многоуровневой системе общего профессионального образования. В статье говорится о том, что  в результате воздействия мног...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК 658.1(075)

ГАЛИЕВА И.Х.

ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) школа-интернат № 13 VI вида (г. Уфа)

ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ - ОДНО ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние два десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития. Около 5-7% из них - дети с нарушениями генетического характера, результатом которых являются характерные особенности их психического и интеллектуального развития. Наиболее распространенная форма таких нарушений (до 10% из этих детей) - синдром Дауна. Также отмечается значительное увеличение количества детей с выраженными расстройствами аутистического спектра.

Одна из приоритетных целей социальной политики России - модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.

Одним из первых представлений об инклюзии являлось простое «перемещение» учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства или из специальных классов - в классы общеобразовательные. Однако, как показывает практика, этого оказывается не достаточно для повышения уровня социальной адаптации и, тем более, улучшения уровня образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И часто приводит к нарушению образовательного процесса для всех детей. В то же время индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребёнка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.[1]

Не осталась в стороне и наша школа. Здесь в 2010 году открыли структурное подразделение Центр дистанционного обучения, где учатся дети с ОВЗ по школьной программе. Нашим детям дома бесплатно установили компьютеры с выходом в Интернет, веб-камеры, и специальную программу.

У Дистанционного центра имеется шесть филиалов. Теперь обучать детей с ОВЗ дистанционным методом могут Нефтекамск, Стерлитамак, Туймазы, Белорецк, Сибай и Дуванский район.

Важным условием организации образовательного процесса для детей-инвалидов, без которого невозможно его организовать, является учитель, который должен управлять сложным процессом. Здесь работают учителя, которые прошли специальную переподготовку, ориентированную на работу с детьми с применением дистанционных технологий. Ими разработаны методики обучения в данной среде, которая предусматривает возможность не только обучения, но и общения между собой всех участников образовательного процесса.

Ещё хотелось сказать об одной очень важной вещи - это диагностика. Диагностический процесс является неотъемлемой частью комплексного сопровождения ребёнка с проблемами. Диагностические исследования являются той основой, на которой строится индивидуальная работа с ребёнком.

В педагогической деятельности каждого учителя возникают проблемы при обучении учеников, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей невозможна эффективная работа по их преодолению.

Причин, испытываемых трудностей при усвоении учебного материала, может быть много. Остановимся на одной из них - на развитии восприятия. В ряду высших психических функций восприятие является базой для развития памяти, внимания, мышления и воображения. Все эти процессы взаимодействуют и взаимно обуславливают качественные и количественные характеристики друг друга. Однако всё начинается с восприятия, которое осуществляется с помощью различных анализаторов: тактильного, слухового, зрительного. [3]

По данным современных исследователей, большая часть современных школьников - визуалы, у которых основным каналом получения информации является зрительный. У аудиалов ведущим является слуховой анализатор - для них главное слышать. При доминировании кенестетического канала ведущим является тактильный анализатор: ребёнку важно всё потрогать и по возможности воспроизвести двигательную схему событий. Когда учитель излагает материал только в визуальном ключе, запомнить его и воспроизвести в таком же виде аудиалам и кенестетикам очень трудно, а иногда и невозможно. Поэтому учителю нужно учитывать особенности восприятия учащихся при объяснении учебного материала. Чтобы определить ведущий канал восприятия ребёнка, достаточно провести ряд наблюдений и диагностику. Результаты заносить в таблицу.

Ф.И. ребёнка

Визуальный канал

Аудиальный канал

Кинестетический канал

Максим

2

1

3

3

2

3

14

3

0

2

3

3

2

13

2

3

1

3

0

1

10

С целью выявления особенностей визуального канала запоминания и воспроизведения сохраняемой информации можно задать ребёнку такие вопросы:

  • Что ты видишь, когда смотришь в это окно?

  • Какого цвета твой ранец?

  • Сколько этажей в школьном здании?

  • Какой мультфильм ты смотрел последним?

  • Как расположены полоски на теле у тигра?

  • Что у слона толще: хобот или хвост?

Выявить особенности аудиального канала запоминания и воспроизведения сохраняемой информации помогут такие задания:

  • Твоя любимая мелодия?

  • Напой любимую хорошо знакомую песню.

  • Как звучит сигнал «занято» в телефоне?

  • Как скрипит старая дверь?

  • Как воет милицейская сирена?

  • Изобрази, каким тоном разговаривает ваша мама, когда сердится?

А эти вопросы дадут возможность выявить особенности кинестетического канала запоминания и воспроизведения сохраняемой информации:

  • Какая рука у тебя сейчас теплее: левая или правая?

  • Что ты чувствуешь, когда надеваешь мокрые ботинки (носки, бельё)?

  • Что ты чувствуешь, когда надеваешь колючий свитер на голое тело?

  • Покажи, как ходит по классу учитель, когда диктует текст?

  • Что ты любишь из еды? Какого вкуса этот продукт?

  • Опиши твой самый любимый и самый неприятный запахи.

За быстрое, точное и правильное выполнение задания ставится 3 балла; за правильное выполнение, но не с первой попытки или неточное воспроизведение - 2 балла; за неправильное выполнение со второй попытки - 1 балл; за отказ от выполнения задания - 0 баллов.

Максимально возможное количество баллов по каждой группе вопросов - 18. Если ученик набрал 15-18 баллов - канал получения информации доминирующий; если набрано 9-14 баллов - вспомогательный, но при определённых условиях его можно будет развивать и использовать более активно; если набрано 3-8 баллов, то данный канал играет наименьшую роль при получении информации и учебный материал, поступающий через этот канал, не может быть продуктивно усвоен.

В результате проведения такого тестирования среди детей, с которыми работаю индивидуально, мне удалось выяснить, что из восьми обследованных у пятерых доминирующим является визуальный канал восприятия, у двоих - кинестетический канал и только у одного - аудиальный канал; у троих вспомогательным является визуальный канал восприятия, у пятерых - кинестетический канал и у одного - аудиальный канал.

У Юли доминирующим является визуальный канал, кинестетический - вспомогательным и в наименьшей мере задействован аудиальный. Данная информация позволяет сделать вывод, что этой девочке будет легко воспринимать читаемый материал, списывать тексты. Но у неё могут возникнуть проблемы с информацией, воспринимаемой на слух; ошибок в сочинениях будет меньше, чем в диктантах.

У Венеры и Саши ведущий канал не только очевидно выражен, они получают информацию практически в равной степени с помощью зрительного и кинестетического анализаторов. Аудиальный канал задействован в наименьшей степени. Для таких школьников важно не только увидеть материал, но и связать его с ощущением, с двигательной или речевой активностью. Например, если девочка прочитала текст, надо дать задание кратко его пересказать или задать уточняющие вопросы, на которые она может ответить, используя жесты.

У Даши доминирующим является аудиальный канал, а вспомогательным - визуальный. В данном случае этот канал можно будет развить и использовать более активно. Для Даши будет эффективен рассказ учителя, который будет сопровождён демонстрацией наглядного материала.

Для ребят, у которых ярко выражен аудиальный канал, весь материал, рассчитанный на зрительное восприятие, сразу будет стираться из памяти. Например, если на уроке труда учитель молча покажет, как выполнять поделку, ребёнок не сможет повторить его действия, даже если образец выполнения будет предъявлен неоднократно. Если учитель будет сопровождать свой показ словесной инструкцией, он сможет его повторить.

Для Азамата и Кирилла доминирующий канал получения знаний - кинестетический. Основную часть информации мальчики получают через тактильный анализатор. Именно с его помощью они усваивают большую часть получаемых знаний. Ребята, скорее всего, обладают повышенной двигательной активностью, что ещё в большей степени затруднит их учёбу. Им необходимо проговаривать материал, подлежащий запоминанию, и по возможности иллюстрировать его жестами. Учитель должен знать, что они вертятся на уроке именно потому, что в процессе двигательной активности они продуктивнее запоминают получаемую информацию.

Для развития зрительного восприятия можно предложить следующие упражнения:

  1. Узнавание предметов в условиях наложения по методике А. Р. Лурия.

  2. Узнавание предметов в условиях наложения по Готтштальду.

  3. Предъявляется шахматная доска: 9х9 клеток.

  • Найди и покажи 2 креста: белый и чёрный.

  • Найди и покажи двух бабочек: одну полностью белую, другую полностью чёрную.

    1. Узнавание предметов в условиях зашумления.

    2. Узнавание предметов в условиях неполного изображения.

    3. Найдите, какими деталями отличаются два изображения.

    4. Назовите буквы, которые можно «увидеть» на чертеже.

    5. Очень полезны игры-занятия с различными «конструкторами», «строителями» и «пазлами».

С целью развития слухового восприятия можно предложить такие упражнения, как:

      1. По методике А. Р. Лурия.

Ребёнку предлагают прослушать ряд несвязанных по смыслу слов. Количество используемых слов для задания исчисляется по формуле объёма памяти.

Объём памяти = возраст ребёнка + 1единица

Например: дом, ночь, стол, рука, топор, кот, лес.

  • Назови все слова, которые запомнил.

      1. Кто что слышит? Ребёнку предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящимся с улицы или из коридора. Рассказать об источнике.

      2. Что я делаю? Ребёнок с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам и стукам определяет действия, производимые учителем.

Развить тактильное восприятие помогут такие упражнения:

      1. Чудесный мешочек. В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры. Ученику предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

      2. Ходьба по контуру фигуры. На полу мелом изображают геометрические фигуры, буквы, цифры. Ученику предлагают пройти по контуру фигуры сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами.

      1. Ничего не вижу. С закрытыми глазами выполнить какое-либо знакомое действие.

      2. С закрытыми глазами потрогать предмет и назвать материал, из которого он сделан.

      3. Угадать букву, написанную на спине пальцем.[2]

Учитывая вышесказанное, в своей работе при предъявлении учебного материала стараюсь воздействовать на все анализаторы ребёнка. Так, например, на уроках географии объяснение нового материала сопровождаю демонстрацией презентации, в которой использую карты, фотографии географических объектов и т.д. Затем работаем со статьёй учебника, с контурной картой, где ученик находит, обводит географические объекты, после чего заштриховывает цветными карандашами. После всех этих приёмов ребёнок легче запоминает учебный материал.

Знание особенностей восприятия ученика даёт возможность своевременно разработать и применить ряд профилактических приёмов с целью активизации вспомогательных каналов получения информации. Что позволит разгрузить ведущий канал и приведёт к снижению утомляемости и повышению работоспособности ребёнка.[2]

Помимо учебного процесса жизнь Центра богата внешкольными мероприятиями: посещение театров, музеев, цирка, планетария. А также проводятся праздники, на которых дети раскрывают свои таланты в разных направлениях детского творчества.

Использование дистанционных форм при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить ребёнка качественным образованием вне зависимости от места обучения, предоставляет возможность общения со сверстниками, необходимого для социализации и адаптации в обществе.

Чтобы реализовать поставленные задачи и получить ожидаемые результаты, необходимо очень хорошо потрудиться, и только тогда, это даст хороший достойный социальный эффект.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. Ред. С.В. Алехина. - М.:МГППУ, 2012. -92 с.

  2. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику, 1993 г.

  3. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 5, 2004 г.


© 2010-2022