Выступление на педсовете Современный урок английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. СИНТЕЗ ТРАДИЦИОННЫХ И СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Проектная методика.

Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых.

Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: «умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения, причем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая работа должна проводиться постоянно.

На первом этапе необходимо разработать план проектной работы и продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Следует тщательно отработать грамматические упражнения из учебника, либо предложенные учителем типа « образуй нужную грамматическую форму глагола», « Назови отрицательный вариант данного предложения», « Переведи предложения с русского немецкий» и т.д.

Второй этап (уроки 2- 8) обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим провожу поэтапную работу над проектом . Тексты из учебника служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений в рамках обсуждаемой проблематики необходимо обучить их стратегии и тактике группового общения. Большое значение при этом имеет целенаправленное обучение коммуникативным речевым штампам. Вначале ребята учатся выражать собственное мнение. Затем для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы согласия и несогласия и обобщения сказанного.

Тренировка школьников в использовании этих речевых клише начинается сразу со второго урока в разных упражнениях.

Можно предложить учащимся разработать в парах небольшой диалог с использованием данных коммуникативных фраз. При этом виде деятельности ребята не только запоминают новые клише и закрепляют лексику, но и учатся связному логичному изложению мыслей.

Третий этап - защита и обсуждение проектов. Каждая группа защищает перед классом свой проект по ранее обсужденному плану. После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая должна быть заранее продумана учителем.

Урок-пресс-конференция

Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации, и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь.
Урок-пресс-конференцию провожу с целью обобщения и закрепления изученного материала. Класс разбивается на группы. Одна их часть превращается в представителей прессы - сотрудников различных газет; другая - в специалистов: экологов, историков и т. д.

Необычные по форме, эти уроки вызывают большой интерес у учащихся, хорошо развивают творческие способности. Особенно важно то, что на таких занятиях создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и делового общения, а также предоставляется возможность для развития как устной, так и письменной речи учащихся, самовыражения таланта.

Метод эмпатии (вживания) означает "вчувствование" человека в состояние другого объекта, "вселения" учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.
Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту - себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен им в устной, письменной, рисуночной форме.

Метод "BrainStorming" (Мозговой штурм)
Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя - роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.

Cluster-Method (гроздь) - служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой - либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а "гроздятся", т. е. располагаются в определённом порядке.

Технология составления:

  • Ключевое слово;

  • Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.

  • Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.

  • Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Возможности использования

Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова (evocation)

  • Систематизация информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков; на стадии рефлексии (reflection)

  • Исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (индивидуально и в группах) так и стратегией урока в целом

Информационные технологии

Одним из важных направлений в системе образования в школе становится разработка и внедрение педагогических технологий, соответствующих требованиям времени. В наши дни не возможно себе представить современный урок без использования информационных технологий. ИКТ становится неотъемлемым помощником в повышении интереса учащихся к изучению иностранного языка.

Наиболее распространённая форма внедрения информационных технологий в сферу образования - это создание презентаций. Использование компьютерной презентации на уроке позволяет повысить мотивацию учащихся, использовать большое количество иллюстративного материала, интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске, вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.

Повышая мотивацию учащихся к практическому овладению письменной речи, использую электронную почту. Учащиеся отправляют на мой почтовый ящик письма на английском языке по темам программного материала и получают персональный комментарий в ответ.

На мой взгляд, использование ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке иностранного языка актуально на сегодняшний день, так как учитель должен быть интересным для своих учеников, идти в ногу со временем, повышать своё педагогическое мастерство и уровень интеллекта.

Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:

  • общекультурное развитие обучающихся;

  • совершенствование навыков владения компьютером;

  • совершенствование языкового уровня;

  • создание благоприятного психологического климата;

  • повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;

  • самоутверждение учащихся;

  • возможность реализации индивидуализации обучения;

  • реализация принципа обратной связи;

  • большие возможности наглядного предъявления материала;

  • исключение времени для написания материала на доске;

  • экономия расходования материалов учителем;

  • совершенствование процесса проверки работ учащихся;

  • повышение авторитета учителя;

  • сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;

  • активизация навыков самостоятельной работы.

Здоровьесберегающие технологии

Важную роль принадлежит здоровьесберегающим технологиям, внедрение которых позволяет добиваться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

Здоровьесберегающие технологии обязательно применяются на каждом уроке в виде упражнений на снятия напряжения с глаз

Важную роль при этом отвожу здоровьесберегающим образовательным технологиям, целью которых является формирование необходимых знаний, умений и навыков по предмету не нанося вреда здоровью, развивать двигательные способности, которые так необходимы в жизни.Также в своей работе я использую технологию активизации возможностей личности и коллектива, автором которой является доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Центра интенсивного обучения иностранным языкам МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующая кафедрой истории и философии образования факультета педагогического образования Галина Александровна Китайгородская.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении.

Необходимо сформировать знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, усовершенствовать процесс обучения и, используя дифференцированный подход, осуществлять развитие:

  • памяти;

  • интеллекта;

  • мышления;

  • воображения;

  • речи;

  • внимания;

  • физических качеств.

Одним из важных условий здоровьесберегающей технологии является рациональная организация урока.

От правильной организации урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Учитывая то, как утомление и стресс действуют на растущий организм, можно рассматривать профилактику утомляемости и стресса как одну из наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в школе.

Перечислим кратко, на что мы в этом аспекте обращаем внимание во время урока:

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.

  2. Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, аудирование, рассказ, рассматривание наглядных пособий. Норма - 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников.

  3. Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех.

  4. Чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут. Наличие на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие.

  5. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

  6. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого упражнения.

  7. Психологический климат на уроке. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток.

  8. Другим существенным условием здоровьесберегающей технологии является дифференцированное обучение детей с различной организацией мозга и типами восприятия информации

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении.

Необходимо сформировать знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, усовершенствовать процесс обучения и, используя дифференцированный подход, осуществлять развитие:

  • памяти;

  • интеллекта;

  • мышления;

  • воображения;

  • речи;

  • внимания;

  • физических качеств.



© 2010-2022