Конспект урока по окружающему миру В феврале зима с весной встречается впервой

Цель: познакомить с особым положением февраля в годовом круге, с некоторыми обычаями праздников народов мира, кото­рые приходятся на февраль или самое начало марта.Планируемые результаты: учащиеся научатся рассказывать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым, когда в народе отмечали первую встречу весны; смогут приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или другой местный праздник февраля) и выбрат...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по окружающему миру 2 класс

Тема: В феврале зима с весной встречается впервой

Цель: познакомить с особым положением февраля в годовом круге, с некоторыми обычаями праздников народов мира, которые приходятся на февраль или самое начало марта.

Планируемые результаты: учащиеся научатся рассказывать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым, когда в народе отмечали первую встречу весны; смогут приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Фронтальный опрос

- Почему мы назвали ель кормилицей и защитницей?

- Приведите примеры невидимых нитей в зимнем лесу.

III. Самоопределение к деятельности

- Послушайте, пожалуйста, прогноз погоды в стихах.

На дворе карусель -

То метель,

То капель,

То мороз,

То опять

Надо шубу снимать.

На дворе карусель -

То январь,

То апрель.

Никуда не пойдешь,

А пойдешь -

Пропадешь.

Лучше дома сидеть,

Из окошка смотреть. В. Степанов

- К какому зимнему месяцу подходит такой прогноз? (Ответы учеников.)

- Отчего так получается, что в феврале и правда можно за один день оказаться и в апреле, и в январе? (Ответы учеников.)

- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте определим корень в словах «межень», «межа», «между» и попробуем объяснить значение слов «межень» и «межа».

(Учитель пишет слова на доске, опрашивает детей, затем один из учеников выполняет задание на доске.)

- Как вы думаете, может ли выделенный нами корень быть отдельным словом? В каком случае? Приведите пример. Может быть, кто-то вспомнит народную загадку, где корень «меж» равен целому слову?

(Если ученики затрудняются, учитель подсказывает загадку: «Меж двух светил я в середине один». Спрашивает мнение класса о том, какая отгадка подходит к этой загадке. Еще раз произносит загадку, дотрагиваясь при этом до глаз и носа. Дети повторяют за учителем слова и движения.)

- Вот мы и отгадали загадку. (Нос.)

- Но как это слово «меж» связано с февралем и февральской погодой? (Ответы учеников.)

- Может быть, нам поможет название темы сегодняшнего урока. Кто хочет прочитать ее?

(Один из учеников читает вслух название темы на с. 40 учебника.)

- Значит, если переделать нашу загадку и посвятить ее февралю, то между какими «светилами» он оказывается? (Между зимой и весной.)

Весна встречается с зимой в этом месяце, поэтому так часто и меняется погода февраля.

Сегодня на уроке будем говорить о феврале, когда зима с весной встречается.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 40 учебника.)

Да, вы совершенно правы: февраль - последний месяц зимы и второй месяц нашего календаря.

- А теперь познакомимся с еще одной особой чертой февраля. Оказывается, у некоторых народов год только начинается в феврале. Вот послушайте.

(Учитель читает текст на с. 40 учебника, посвященный восточному календарю.)

- Какой год по восточному календарю сейчас идет? (Ответы учеников.)

- А в какой год по восточному календарю вы родились? (Ответы учеников.)

Новый год по восточному календарю.

Конечно, вы понимаете, что поздравления с восточным Новым годом для тех, кто живет по европейскому календарю, не более чем забавная игра, попытка лучше понять наших соседей по планете, больше узнать о мире. Но некоторые народы нашей страны, исповедующие буддизм (помните, мы уже говорили с вами, что есть разные религии, и одна из них - буддизм), Новый год отмечают в феврале. Послушаем рассказ об этом событии.

- На какой месяц приходится Новый год по восточному календарю?

- Как отмечают праздник белого месяца в Бурятии?

- Сравните между собой настроение и некоторые особенности празднования Нового года по общегражданскому календарю и по старинному восточному. (Примерный ответ. Когда читаешь о празднике белого месяца, становится понятным, что у всех народов больше всего ценятся гостеприимство, дружба, уважение и любовь детей к родителям и родителей к детям, здоровье, долголетие. Все любят праздники, веселье, забавы. Это общая черта празднования Нового года у всех народов на Земле.)

В праздник белого месяца люди желают друг другу: «Пусть пребудут в вашем доме пять видов счастья: долголетие, счастье, плодовитость, почет и богатство». Вот как об этом празднике написал поэт.

Праздник белого месяца

Я встречаю на родине.

Небо ясное светится,

Ветки снежные трогает.

На печурке дымится

Солнечный саламат.

До земли поклониться

Землякам моим рад!

В праздник белого месяца,

Так у нас повелось,

Людям надо встретиться,

Чтоб светлее жилось,

Чтоб убавилось горя,

Чтоб тучнели стада,

Чтобы небо над взгорьем

Голубело всегда... '' Б. Дугаров

- Каким веселым праздником во многих уголках России принято провожать зиму? (Масленица - проводы зимы.)

- Какие вы знаете масленичные традиции?

- От какого слова происходит название этого праздника?

- Кто знает пословицы о Масленице?

- Масленица без блинов, именины без пирога не бывают.

- Масленица- объедуха - деньгам приберуха.

- Как вы думаете, о чем говорится в пословице: «Не все коту масленица, придет и Великий пост»? (О том, что после масленичных гуляний приходят строгие дни поста, когда люди стараются ограничивать развлечения, чтобы подготовиться к весеннему празднику - празднику праздников - Пасхе.)

Но пока шумят масленичные гулянья, и мы поучаствуем и проводах зимы.

(Прочитать текст на с. 42 учебника, посвященный Масленице.)

- Песенка о блинах, которые пекут на праздник. Давайте ее вместе споем.Слайд.

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели!

Ох, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

В квашне новой растворили,

Два часа блины ходили.

Ох, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ох, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Напекла она поесть -

Сотен пять, наверно, есть.

Ох, блины, блины, блины.

Вы блиночки мои!

На поднос блины кладет

И сама к столу несет.

Ох, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Гости, будьте все здоровы!

Вот блины мои готовы.

Ох, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

- В праздник обязательно играли. Давайте и мы с вами поиграем.

Игра «Заря»

Ученики встают в крут, руки держат за спиной, а один из играющих - «заря» - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красна девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

С последними словами водящий кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей». Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить ленту на плечо.

- Зиму проводили Масленицей. Но ведь февраль - встреча весны с зимой. Когда же по народному обычаю первая встреча весны? (В самой середине месяца, 15 февраля.)

- Теперь подробнее узнаем об этом дне. Слово «Сретение», наверное, кажется вам непривычным. А ведь означает оно встречу. 15 февраля православные люди празднуют день Сретения, т. е. встречи святого Симеона с Младенцем Христом.

Как только прошло 40 дней после рождения Христа, Божья Матерь вместе со святым Иосифом пришла в храм. По традиции, родители должны были приносить в церковь своих детей, чтобы посвятить их Богу. Долго ждал Симеон встречи - Сретения с Девой и ее Младенцем - согласно преданию он жил 300 лет. Так произошла встреча человечества с Богом.

Сретение Господне отмечают и православные, и католики, и лютеране.

Этот день был очень важным в православном календаре, запоминающимся в жизни людей. Поэтому он стал для земледельцев днем погодоуказателем, как и дни святого Николая, о которых мы уже с вами говорили. По погоде этого дня составляли прогноз на приближающуюся весну.

- Давайте проверим сретенскую примету: «На Сретение снежок - весной дожжок». Эту примету я запишу в календарь, на страницу последнего месяца весны. Какой это месяц? Вот в мае мы и проверим, верна ли примета.

2. Работа по учебнику С. 42-43

- Что говорится в народной примете на урожай о погоде 15 февраля? Найдите подсказку в учебнике на с. 42.

(Далее учащиеся работают по вопросам в рубрике «Обсудим» на с. 43 учебника.)

- На уроке мы много говорили о праздниках конца зимы в разных календарях. Может быть, кто-то знает, какие праздники еврейского, мусульманского и других старинных календарей приходятся на зиму текущего года?

- Как провожают зиму на Масленицу?

- Какие традиции проводов зимы на Масленицу вам больше всего нравятся?

- Как вы относитесь к появлению в нашей стране новых новогодних обычаев, связанных с китайским народным календарем?

Хорошо знать обычаи других народов. Так легче понимать друг друга, легче дружить. Но свои обычаи забывать нельзя! В них душа, сердце народа!

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 22)

- Прочитайте, выполните задание.

Задание 2 (с. 22)

Ответ: сосулька.

VII. Рефлексия

- Что на уроке показалось вам наиболее интересным?

- Что оказалось трудным?

VIII. Подведение итогов урока

- На какой месяц приходится начато нового года по восточному календарю?

- Как провожают зиму на Масленицу?

- Прочитайте вывод на с. 43 учебника.

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 40-43), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 43).

2. Выполнить задания 3, 4 (с. 23) в рабочей тетради.

© 2010-2022