Обобщение опыта по теме информационная карта Технология критического мышления

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

передового педагогического опыта


Параметры информации

Содержание информации

I. Общие сведения о носителе опыта

1.1.

Фамилия, имя, отчество автора опыта

Хохлова Анна Владимировна

1.2.

Дата рождения

26.09.1983г

1.3.

Домашний адрес, контактный телефон, факс, Е-mail

пр.Октябрьский, д.36, кор.4, кв.56

[email protected]

1.4.

Учебное заведение, которое закончил специалист, дата окончания

Хабаровский государственный педагогический университет, 2005г.

1.5.

Специальность по диплому

Иностранный язык с дополнительной специальностью,

квалификация учитель французского и английского языков

1.6.

Место работы (полное наименование образовательного учреждения)

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 г. Комсомольск-на-Амуре,

учитель английского языка

1.7.

Адрес образовательного учреждения с почтовым индексом

ул. Сусанина,55

1.8.

Телефон / факс ОУ

55-65-52

1.9.

Е-mail ОУ

1.10.

Web-site ОУ

1.11.

Должность с указанием

прпреподаваемого предмета или выполняемого функционала

Заместитель директора по УВР, учитель английского языка

1.12.

Стаж педагогической работы

35 лет

1.13.

Отраслевые и государственные награды

нет

1.14.

Квалификационная категория

СЗД

1.15.

Участие в профессиональных конкурсах (название конкурса, год и уровень участия)

«Учитель года», 2013, участник

1.16.

Обобщался ли ранее опыт, на каком уровне, по какой проблеме (теме), номер и дата документа о внесении опыта в соответствующий банк данных

нет

II. Данные о масштабе инновационной работы

2.1.

Уровень инновации

(подчеркнуть)

Краевой

Муниципальный

Образовательного учреждения

2.2.

Масштаб инновации

(подчеркнуть)

Локальное новшество

Модульное новшество

Системное новшество

2.3.

Ступень обучения, на которой осуществляется инновация (подчеркнуть)

Дошкольное образование:

- группы детей раннего возраста;

- группы детей дошкольного возраста.

Общеобразовательная школа:

- начальная школа;

- средняя школа

2.4.

Количество участников инновационной работы (подчеркнуть)

Группа педагогов

Отдельные педагоги

Один педагог

2.5.

Период формирования и функционирования опыта

2012-2014г.г.

III. Сущностные характеристики опыта1

3.1.

Тема инновационного педагогического опыта

«Формирование коммуникативной компетенции и повышение эффективности уроков английского языка с помощью приемов технологии развития критического мышления»

3.2.

Цель инновационного

опыта

Опыт связан с применением технологии развития критического мышления в образовательном процессе.

Цель: повышение интереса к учебной деятельности, активно-деятельного характера усвоения информации, способов, отношений; создание условий для формирования потребностей получения решений конкретной задачи. Отвечая на личностно значимые вопросы, которые возникают на пути к цели, человек быстрее и глубже может освоить новый материал.

3.3.

Направленность опыта, то есть с каким компонентом целостного педагогического процесса связан (подчеркнуть)

Содержание образования

Педагогические технологии обучения и воспитания

Организация учебно-воспитательного процесса

Управление учебно-воспитательным процессом

Методическая работа

3.4.

Условия возникновения изменений, то есть обоснование актуальности опыта (указать и пояснить)

Новые условия образовательной деятельности

Новые потребности и запросы учащихся, родителей, общества

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который является, по сути, ретрансляцией знаний и опыта учителя, современный урок должен стать «театром» действий ученика, который становится активный участником образовательного процесса, который самостоятельно планирует свою учебную деятельность и который способен к адекватной самооценке. Учителю же, в свою очередь отводится роль координатора действий ученика.

Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи иноязычного основного среднего образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий обеспечивающих обучающимся, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Именно поэтому я сделала свой педагогический выбор в пользу стратегии обучения английскому языку с использованием технологии развития критического мышления.

В процессе применения технологии развития критического мышления:

• происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

• появляется возможность объединения отдельных дисциплин;

• создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;

• формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

Главной особенностью технологии развития критического мышления, «является «конструирование» собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка позволяют мне сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное - результативной.

Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и креативных способностей, формирование модельных представлений). Работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм - все, что значимо для формирования потребностно-мотивационной и операционно-технической сфер школьника.

3.5.

Источник получения нового (подчеркнуть)

Опытничество

Опытно-экспериментальная работа

Научно-исследовательская деятельность

3.6.

Новизна (подчеркнуть и пояснить, в чем конкретно заключается суть авторских находок)

Усовершенствование, рационализация отдельных сторон педагогической деятельности,

совершенствование педагогического мастерства.

Считаю, что задача любого учителя состоит в том, чтобы заинтересовать, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать новые знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик и технологий привел меня к знакомству с методикой использования технологии критического мышления.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию «развития критического мышления» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель должен пытаться на каждом уроке стимулировать интерес учеников, развивать у них желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом

3.7.

Идея и концепция изменений (краткое научно-теоретическое обоснование опыта)

Хорошее усвоение нового материала на уроке - это основа, на которой будет создаваться прочная система знаний учащихся и умение пользоваться этими знаниями на практике.

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск

Критическое мышление - это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только владеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности. На уроках английского языка необходимо привлекать информацию, при которой учащийся должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения. Органическое включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности.

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка, я пришла к выводу, что ее использование позволяет сделать урок более оживленным, увлекательным. Во время урока у учащихся повышаются активность, внимание, восприятие. Под критическими мышлением понимаю проявление любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

Урок с применением ТРКМ делится на три основные стадии: Evocation - Realization of Meaning - Reflection. В русском переводе эти стадии получили названия: Вызов - Осмысление новой информации (Смысловая стадия) - Рефлексия (Размышление):

  • стадия вызова, предполагающая актуализацию и обобщение имеющегося у ученика знания по данной теме или проблеме; вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивированность ученика к учебной деятельности.

  • стадия осмысления, показывающая, каким образом учащиеся осмысляют содержание урока, соотносят с уже имеющимися знаниями, анализируют новую информацию и уже имеющиеся знания.

  • стадия рефлексии, ориентированная на выводы о том, какую пользу извлекут учащиеся из основного содержания урока, обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются такие стратегии «Критического мышления» как кластер, концептуальное кольцо, круги по воде, мозговой штурм, синквейн, тонкие и толстые вопросы, диагностика знаний с применением методов ЗХУ (знаю-хочу знать - узнал), инсерт.

Учителю, который хочет научить учащихся мыслить, следует следить за тем, как ученики получают знания, а не за тем как они их просто воспроизводят. Получение знаний требует определенных мыслительных навыков, таких как аналитическое, проблемное, критическое, творческое, рефлексивное мышление. Как критическое мышление можно применить в обучении ИЯ?

Навыки критического мышления нельзя развить спонтанно. Учитель должен управлять этим процессом. Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам.

Работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм - все, что значимо для формирования потребностно-мотивационной и операционно-технической сфер школьника.

Таким образом, использование технологии критического мышления на уроках английского языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.

3.8.

Трудоемкость

Достаточно трудоемко

3.9.

Риски и ограничения

Используя данный опыт, следует помнить о здоровье-сберегающих технологиях. Проводить минутки здоровья, зарядку для глаз.

3.10.

Научный руководитель или консультант (фамилия, имя, отчество, должность и место работы) при наличии


IV. Данные о полученных результатах и тиражируемых продуктах

4.1.

Характеристика полученных результатов (по критериям и показателям, определенным согласно поставленной цели)

Работа в режиме развития критического мышления дает положительный эффект. Возрастает качество знаний по предмету.

Своим опытом работы поделилась с педагогами школы на педагогическом совете. Применение данной технологии выступает важнейшим направлением реализации программы развивающего образования, поскольку является результативной, обеспечивая высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности.

В таблице приведены результаты по английскому языку.

Динамика успеваемости и качества знаний обучающихся 2013-2015 годах.

Учебный год

5-9 классы (%)

10-11 классы (%)

Успеваемость

КЗ

Успеваемость

КЗ

2012-2013

100

68

100

69

2013-2014

100

71

100

70

2014-2015

100

73

100

72

4.2.

Характеристика полученных тиражируемых продуктов (назвать авторские продукты, например: авторские программы, учебно-методические пособия, наглядные средства, дидактические материалы и др. образовательные ресурсы, дать краткую аннотацию)

  1. Агейчева А. Г. Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе изучения романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»// English.- 2007.- №21.- С.- 5-7.

  2. Душина И.В. Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. - 203с.

  3. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб, 2003 - 179с.

  4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004.- 175 с.

  5. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии.- 2004.- №2.- С. 7.

  6. Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо// Русский язык.: газ. Издат. дома «Первое сентября».- 2005.- №3.- с. 27-29.

  7. Сухова Л. В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка// Иностранные языки в школе.- 2006.- № 1.- С.32.

4.3.

Рекомендации по использованию продукта

Данная технология может быть использована по любым УМК.

4.4.

Публикации о представленном инновационном опыте, оформленные согласно правилам библиографического описания публикаций (при наличии)

4.5.

Распространение данного инновационного опыта на разных уровнях: мастер-классы, обучающие семинары, стендовые доклады и др. (подчеркнуть, указать мероприятия, тему, дату проведения)

Краевой уровень:

Муниципальный уровень:

Вторые городские методические чтения: выступление «Применение технологии развития критического мышления при обучении младших школьников» март 2013 г.

Мастер-класс для городской творческой группы «Литературное чтение»

«Развитие критического мышления через чтение и письмо», февраль 2012г.;

Выступление на городском семинаре.

Занковские педагогические чтения 2015 год. Мастер-класс по теме «Современные образовательные технологии на уроках литературного чтения в свете реализации ФГОС».

Четвёртые городские методические чтения. Мастер-класс по теме «Современные образовательные технологии на уроках литературного чтения в свете реализации ФГОС».

Уровень образовательного учреждения:

Выступление на педсовете «Технологии развития критического мышления», 2013год

Урок английского языка в 8 классе по теме «Экологические проблемы» февраль 2013 год для учителей

4.6.

Предполагаемые масштаб и формы распространения инновационного опыта (с указанием возможных тем публикаций, выступлений, мастер-классов, обучающих семинаров и т.д.)

Опыт функционирует в условиях общеобразовательной школы МОУ СОШ № 37

4.7.

Конкретные адреса внедрения инновационного опыта

Мастер-класс для педагогов начальных классов города

Представление опыта в рамках городских творческих групп.

Педагогическое сообщество г. Комсомольска-на-Амуре

V. Данные о связях с другими педагогами (сетевое взаимодействие, совместные программы)

5.1.

Партнерство в рамках данной инновационной работы

Являюсь участницей сетевого сообщества учителей английского языка на сайте «Сеть творческих учителей» (it-n.ru)

VI. Экспертное заключение

6.1.

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

6.2.

Основные выводы экспертного заключения


1

7


© 2010-2022