Технология развития критического мышления как способ формирования навыков говорения на английском языке

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В ХХI веке изменяются цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся, и задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно. Исходя из всего этого, меняются цели и задачи образования

Если учащиеся раньше ставили перед собой ЦЕЛИ

- приобретение знаний как можно в большем объеме;

- ориентация на объем материала;

- отсутствие возможности выбора;

- принятие целей образования и жизни в готовом виде;

- стремление избежать контроля.

То сейчас ЦЕЛИ их

- саморазвитие и самосовершенствование;

- знания приобретаются в деятельностной форме с акцентом на будущую занятость;

- наличие возможности выбора программ и даже предметов;

- постановка и формулирование своих собственных целей и способов их достижения;

- стремление к своевременному и объективному контролю.

Если раньше в процессе обучения происходили

- передача опыта и знаний;

- обучение на основе устоявшихся знаний;

- использование методов воспроизводства, натаскивания, репетиторства;

- жесткость учебных и образовательных программ.

То сейчас происходит

- индивидуальное развитие учащихся, становление личности, - - самосовершенствование;

- обучение на основе критического, аналитического, логического мышления;

- обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний;

- гибкость учебных и образовательных программ.

Если раньше РЕЗУЛЬТАТОМ были

- подготовка обучающихся к будущей спокойной, размеренной, планируемой жизни;

- редкие нововведения сверху.

То сейчас результатами являются

- создание условий для комфортной "жизни" сейчас в данной школе, в данном коллективе;

- формирование инновационных потребностей самосовершенствования и совершенствования окружающего мира;

- постоянный инновационный процесс в образовательных программах, методах, технологиях, формах образовательного процесса.

Вернемся к целям и задачам обучения. Как я сказала, одной из целей обучения сейчас является развитие учащихся и обучение на основе критического мышления.

Учащиеся задают больше открытых вопросов. Многие ученики используют дополнительную литературу и Интернет-ресурсы для подготовки к урокам. Развиваются мыслительные навыки учащихся, они связно и четко выражают свою мысль, отстаивают свою позицию.

Создается такая атмосфера, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, размышляют над процессом обучения, расширяют знания об окружающем мире

Технология развития критического мышления имеет несколько стадий.

Первая стадия - «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

На данном этапе ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Роль учителя - в основном координирующая.

Например, на уроке в 5 классе при изучении темы «That's me» использую такой прием как «Прогнозирование по ключевым словам» - в начале урока на доске написаны слова STAMPS, BOOKS, TOYS, COINS, COLLECTION. На основе этих слов учащиеся в микрогруппах определяют и называют тему урока «MY CОLLECTION»

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. В 10 классе изучая тему «LIVING AND SPENDING» использую приемы «Прогнозирование по ключевым словам» и «Прогнозирование по картинке» , когда учащиеся при прочтении названия текста и первого абзаца говорят о чем этот текст.

В процессе реализации стадии вызова важно:

1) Давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем.

2) Фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» и «неправильных» высказываний.

3) Сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая - услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать выработке идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными; появлению интересных вопросов, поиск ответов которые будут стимулировать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение учителю или сразу большой аудитории, поэтому занятия в небольших группах позволяют им чувствовать себя более комфортно.

Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать ответы, так как любое мнение учащегося ценно. Подчеркнем важность данной стадии: все этапы урока не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, а, как известно, хорошее начало - половина дела.

Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц), которые позволяют отслеживать собственное понимание.

Вторая стадия осмысления содержания направлена на:

- получение новой информации;

Данный этап нацелен на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации, используя методы активного чтения.

Я хочу остановиться на одном из приемов:

Прием «Чтение с остановками».

Материалом для использования приема служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового. Для школьников среднего звена такими текстами могут служить неизвестные детям сказки и рассказы с сюжетной линией.

Прием «Чтение с остановками» содержит все стадии технологии:

1 стадия - вызов. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмыслении) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватить все уровни вопросов, обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: дискуссия, совместный поиск, выбор пословиц. Так, например, я работаю с текстами английских авторов урока D в каждом модуле учебника SPOTLIGHT

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Прием «Чтение с остановками» развивает у учащихся умения анализировать текст; задавать вопросы; доказывать свою точку зрения; выделять главную мысль текста.

Третья стадия - «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует свое отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

На стадии рефлексии ученики систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания . При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала) учащиеся производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Характерные для этого этапа виды заданий, это:

1)

Заполнение таблиц. Здесь я часто использую интерактивную стратегию I KNEW, I'VE LEARNT, I WANT TO KNOW.

Например, прочитав текст GREAT BRITISH SPORTING EVENTS (раздел CULTURE CORNER) 10 класс ученики заполняют эту таблицу. В первый столбик они пишут то, что они знали до прочтения текста. Например, они знали о том, что британцы очень любят спорт. Во втором столбике они пишут новую для них информацию из текста. Например, они узнали, что Уимблдонский теннисный турнир длится 2 недели. В третьем столбике они пишут какую дополнительную информацию они хотели бы найти о спортивных соревнованиях Британии. Так как домашнее задание дается дифференцированное, то ребятам необходимо найти информацию о спортивных событиях интересующих их стран.

2) Вид заданий - «Тонкие» и «толстые» вопросы

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока.

Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы.

На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии - для демонстрации понимания пройденного.

На стадии рефлексии дается задание составить 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

Who …?

What … ?

When … ?

Where … ?

Was it … ?

What was the name …?

Do you agree that … ?

Explain why … ?

Why do you think that … ?

Was his/her choice right or wrong to your mind?

What is the most important idea of the story?

What is the difference between … ?

If you were … would you … ? etc.

3) Дискуссия

Одним из наиболее успешно и широко применяющихся приемов работы учителя по обучению говорения является дискуссия.

Это особая форма коллективного сотрудничества, вызывающую активную напряженную мыслительную деятельность.

С помощью дискуссии учитель умело включает учащихся в значимые для них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить и общаться и предоставляет возможность высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса.

В учебнике для 10 класса SPOTLIGHT в разделе SPOTLIGHT on EXAM (Speaking) предлагается обсудить следующее - вы с другом собираетесь в летний отпуск. Обсудите опции и выберите тот, который вам нравится обоим. При этом надо соблюдать следующее - активно выступать с идеями, быть вежливым, узнать мнение друга и учесть его, прийти к общему решению.

ВЫВОДЫ

Учителя иностранных языков должны обучать учащихся не только языковым навыкам. Необходимо также развить критический подход к обучению; повышать их стремление к получению новых знаний.

В процессе применения технологии развития критического мышления:

происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

появляется возможность объединения отдельных дисциплин;

создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;

вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения, формируется направленность на самореализацию и саморазвитие, о которых я говорила вначале.



© 2010-2022