ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


Б.Т.Айтказинова

Школа для одаренных детей № 9 «Зерде»

Город Астана


Предмет "иностранные языки" в школе решает разные задачи. Независимо от того, какой язык изучают дети, мы знаем, что иностранный язык - язык иной страны развивает внимание, память, наблюдательность, расширяет кругозор учащихся. Изучение иностранного языка приобщает учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего и других народов, тем самым решается задача гуманизации образования. При изучении иностранных языков наиболее значимые результаты даёт метод проектов. Он позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
Методика проектного обучения широко используется для обобщений знаний и умений по изученной теме. В нашем понимании проект - это творческая деятельность школьника, соответствующая его физиологическим и интеллектуальным возможностям, с учётом требований, предъявляемых государственным стандартом.
Цель проектов - способствовать формированию системы знаний и умений, воплощённых в конечный интеллектуальный продукт; содействовать самостоятельности, умению логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения, получать и использовать информацию, заниматься планированием, развивать грамотность и многое другое. Прежде всего, учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения.

Цели метода проектов

1. Обеспечить условия для инновационного режима развития учащихся на основе проектной деятельности.

2. Создать условия для развития творческой личности, её самореализации и самоопределения.

Задачи метода проектов

1. Формировать интересы, склонности учащихся к познавательной деятельности, практические умения и навыки проведения проектной деятельности.

2. Развивать интерес к познанию мира, сущности процессов.

3. Развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать это умение на практике.

4. Способствовать мотивированному выбору своей деятельности и социальной адаптации учащихся.


Основная идея подобного подхода к обучению иностранного языка заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб. В чем суть проектного обучения?
Проектный метод появился в 1919 году в Америке. В основе этого метода лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и других американских ученых.
Главная идея состоит в следующем:
1. С большим увлечением выполняется ребенком та деятельность, которая выбрана свободно самим ребенком.
2. Деятельность строиться иногда не в русле учебного предмета.
3. Лозунг этой деятельности: "Все из жизни, все для жизни".
Метод проектов, как педагогическая технология включает в себя целевую направленность, научные идеи, на которые опирается система действий учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.
По количеству участников проектов выделяются личностные, парные и групповые. Групповые наиболее часто используются в нашей практике. В этом случае необходимо правильно с методической точки зрения организовать деятельность участников проекта в группе учеников, и роль педагога-координатора в этом случае особенно важна.
Групповой метод проектов имеет следующие правила и принципы:
1.В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2.Команды не соревнуются.
3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, потому что они вместе выполняют задание.
4. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
5. Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте.
В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в "добывание" знаний. Работая над проектом, школьники учатся работать в "команде", ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.
Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. При использовании метода проектов меняется и роль учителя. Она различна на различных этапах проектирования. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главная задача учителя заключается не в передаче конкретных знаний, а в обучении способам работы для получения знаний. Для передачи способов работы разрабатываются алгоритмы для решения таких типичных задач, как выделение проблемы, поиск подхода к решению поставленных задач, работа с источниками информации, критический анализ текста, описание результатов деятельности. Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого-то раздела, вопроса программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать. Если предполагается, что учащиеся по предложенной им ситуации должны сформулировать проблему, учитель сам должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Учащиеся могут назвать некоторые из них, к другим учитель подводит ребят наводящими вопросами, ситуациями.
Учащимся предлагается также к моменту окончания изучения темы изготовить рекламный плакат, буклет, афишу или альбом с краткими текстами, рисунками, фото, открытками, отражающими самое существенное содержание темы.
Это вполне может быть оформлено как проектное задание, если его дать в самом начале изучения темы и построить весь процесс изучения, как нацеленный на реализацию проекта. Например, если начинается изучение темы "Города США", то учащиеся получают задание изготовить рекламный буклет "По городам США".
Эта форма работы очень нравится учащимся.

Метод проектов - личностно-ориентированное обучение, направленное на развитие учащегося. В сотрудничестве с учителем и другими учениками улучшается мотивация обучения, снимается напряжение, увеличивается вера в свой успех, таким образом, результаты, которые могут быть получены после применения этой технологии следующие:
-прочное и глубокое усвоение знаний;
-высокий уровень самостоятельной работы учащихся;
-высокий уровень научности в знаниях у учащихся;
-умение работать в группе, вести групповое обсуждение;
-сплочение детского коллектива;
-мотивация коллективных достижений.
Проблемы, которые можно решить, используя метод проектов:
-низкий уровень активной, самостоятельной работы учащихся;
-перегрузка учителей и учащихся.
Для грамотного использования метода пректов требуется значительная подготовка, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, причем совсем не обязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом. Наш предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка. Как легко заметить, метод проектов - суть развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Его можно использовать на уроках и во внеурочное время, на любой ступени обучения, в том числе и в начальной школе, все дело в выборе проблемы, требующей определенных языковых средств для ее разработки и решения.

Перечислим основные требования к использованию метода проектов:

1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения различных праздников в англоговорящих странах; организация путешествий в разные страны; проблема свободного времени у молодежи и т.д.);

2) практическая, теоретическая значимость предполаемых результатов (например, доклады; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута; план дома, парка и т.д.);

3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

5) использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследованияяяяяя, оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метоа «мозговой атаки, «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.п.»)

В соответствии с признаками доминирующего в пректе метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные. Рассмотрим каждый из них.

Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним.

Творческие пректы.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договариться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре и т.д.)

Ролево-игровые пректы.

Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманнымми участниками. Результаты таких пректов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высока, но но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Информационные проекты.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки информации (анализ, обощение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и т.п.); презентация (публикация, в том числе в сети Интернет, обсуждение в телеконференции и т.п.) Такие пректы часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентированные проекты.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования по экологии, биологии, географии исотрического, литературоведческого и другого характера; программа действий; рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе; справочный материал; словарь, например, обиходной школьной лексики; дизайн дома, квартиры, учебного кабинета и т.п.) Здесь особенно важно хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.

Актуализация метода проектов.

Сегодня, в семьях примерно на два порядка больше современных ПК, чем в школе. Следовательно, следует учитывать уровень предварительной подготовленности учащихся, реализовывать индивидуальный подход к ним в рамках коллективного метода обучения.

- При неизменности отведенного на занятия времени, которого явно недостаточно для современного уровня развития информационных технологий, резко увеличивается объем содержания предмета, что требует от учащихся увеличения доли самостоятельной работы, а от преподавателя - изменения подходов в преподавании предмета.

- В связи с быстрым развитием и широким распространением компьютерных технологий, их внедрением во все сферы нашей жизни - в обществе возросла востребованность внедрения информационных технологий на принципах развивающего, а не только информационно-репродуктивного образования.

Методы реализации метода проекта

В современной педагогике утвердилось положение о том, что в обучении не может быть никаких универсальных методов и что в процессе его должны применяться различные методы учебной работы:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно - рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Психолого-педагогические особенности метода проектов

- Я убеждена, что в творческих работах в рамках выполнения проектов раскрывается характер ребенка, его отношение к миру.

- Творческий подход позволяет помочь детям обрести психологическое равновесие, почувствовать и осознать стремление души, научить устанавливать гармонические взаимоотношения с миром и людьми. Это формирует лучшие качества личности, развивает творческое воображение.

- Индивидуальный подход к учащимся в рамках проектной деятельности важен для каждого ученика и просто для того, чтобы он нормально учился и развивался, и для раскрытия индивидуальности ребенка, создания благоприятных условий для формирования его способностей.

Объект проекта - средство или процесс, в контексте которых находится предмет.

Материалом для «изготовления» проектов служат знаковые формы: теории, модели, понятия, формулы, алгоритмы, парадигмы.

Метод проектов может использоваться в качестве

- педагогического средства;

- средства обучения (воспитания);

- продукт в контексте другой деятельности;

- формы инновационного развития.

Практическая реализация метода проектов:

создание презентаций в приложении MS Power Point.

Характеристики проекта подготовки презентации

Используя классификацию проектов и методов обучения, хочу

отметить, что проект по созданию презентаций является:

- с точки зрения познавательной деятельности - развивающим;

- по характеру познавательной деятельности - исследовательским;

- по методу исследования - творческим;

- по содержательному аспекту - обучающим;

- по характеру координации - явным (руководит проектом учитель- предметник);

- с точки зрения его использования - прикладным (применяется в какой-либо прикладной области);

- по количеству участников - индивидуальным;

- по характеру контактов - среди учащихся одного класса;

- по продолжительности - долгосрочный (одно учебное полугодие). Требования к создаваемой презентации

1. Не менее 7 слайдов презентации.

2. Обязательная работа с консультантом проекта (учителем-предметником).

3. Титульный слайд с указанием темы, авторства проекта.

4. Единый стиль оформления каждого из разделов и всей

презентации в целом.

5. Настройка переходов между слайдами «по щелчку мыши», а не

автоматическая.

6. Указание ссылок на источники информации.

7. Наличие управляющих кнопок.

8. Настройка анимации, звукового сопровождения.

9. Качественные сканированные изображения.

Презентация (от английского «presentation» - представление) - это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением .PPT.

На каждом слайде можно поместить произвольную текстовую и графическую информацию. В школах с помощью презентаций (иногда говорят слайд-фильма) можно создавать и демонстрировать учебные и справочные материалы, рассказывать о работе кружков, секций и клубов, демонстрировать коллекции и спортивные достижения, и т. п.

В процессе создания презентации учащийся может себя проявить и как автор интриги (сценарист своего слайд-фильма), и как режиссер, и как художник, и как исполнитель.

Этапы проекта:

  1. Проблемно-целевой этап

На первом этапе осуществляются выбор проблемной области, постановка задач, определяется конечный вид создаваемого программного продукта, его назначение (чаще всего учебное) и круг пользователей, происходит выбор и осмысление темы проекта.

2. Этап разработки макета (сценария, технического задания)

На данном этапе предполагается отбор содержания и определяется примерный объем проекта, производится его предельная детализация, прописываются роли каждого участника проекта, сроки исполнения ими каждого вида работы. Происходит поиск и отбор материалов в рамках выбранной темы. Проводится консультационная работа с учителем-консультантом.

Этап завершается составлением примерного макета будущей презентации, оформленный в произвольной форме (письменное описание, графическое представление).

3. Этап практической работы

1. Создание титульного слайда (указывается название и автор проекта с возможным указанием ссылок на прикладную область проекта, консультантов и т. п.).

2. Создание текстового содержания проекта (размещение отдельных текстовых фрагментов на различных слайдах, форматирование текста).

3. Создание графического оформления (дизайн, фон, вставка рисунков).

4. Создание мультимедийных эффектов (анимация, звук, видео).

5. Настройка презентации (переходы между слайдами, средства

навигации по слайдам).

4. Этап предварительной защиты

На данном этапе осуществляется просмотр рабочей версии создаваемого проекта, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, производится отладка программного продукта, готовится его документация.

Здесь первая задача научного руководителя - организовать процесс выявления недостатков, с последующим устранением их участниками проекта. Для этого необходимо неоднократно протестировать созданный программный продукт. Необходимо сделать авторские выводы каждому участнику проекта.

5. Этап презентации - публичной защиты проекта

На этом этапе производится защита участниками проекта по соответствующему спецкурсу, готовятся рецензии и отзывы на представляемую презентацию и ее описание, дается оценка руководителем и другими участниками проектной деятельности, заполняются карточки защиты проекта.

6. Параметры внешней оценки проектов:

1. Актуализация проекта (значимость и актуальность выдвинутых в проекте проблем, значимость и масштабность выбранной темы, цели и задачи по её реализации).

2. Содержательная часть проекта (соответствие содержания выбранной теме, адекватность раскрытия темы проекта, необходимая и достаточная глубина проникновения в тему).

3. Дизайн проекта (эстетика оформления).

4. Техническое исполнение проекта (перечень и обоснованность применения тех или иных технических и программных средств, владение применяемой для создания проекта технологией).

5. Анализ результата своей деятельности (авторские находки, авторские выводы, возможные «плюсы» и «минусы» проекта).

6. Возможность практического применения проекта (где и как планируется практически применить данный проект, на какую аудиторию он нацелен).

7. Умение публичного выступления: умение держаться перед публикой, грамотно и аргументировано говорить, отстаивать свою точку зрения, задавать и отвечать на вопросы, лаконичность и другие коммуникативные навыки.

7. Этап практического применения проектов в образовательном процессе.

Этот этап может быть разнесен во времени с предыдущими этапами, например, перенесен на последующие годы обучения. Его рекомендуется использовать во внеурочной деятельности учащихся в рамках различных школьных дисциплин. Например:

1. На уроках в процессе обучения по различным школьным дисциплинам.

2. В рамках предметной декады с целью популяризации того или иного предмета из школьного курса.

3. Во время дней самоуправления, когда сами учащиеся старших классов выступают в роли учителей и смогут применить свои презентации на уроках.

4. На школьных научных конференциях, семинарах, проводимых не только для учеников своего класса, своей школы, но и других школ с целью обмена опытом.

5. В рамках открытых мероприятий, проводимых школой.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1. В центре учебного процесса находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность.
2. Роль учителя в таком учебном процессе чрезвычайно ответственна, но она иная, чем при традиционном обучении.
З. Ответственность за успех учебной деятельности школьники в большой степени берут на себя.
4. Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.

Можно сказать, что метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдал себя:

-позволил реализовать творческое сотрудничество учителя и учеников;

-совместная деятельность в ходе проведения проектной деятельности имела деловой, научный, личностный характер, предполагала совместную выработку стратегии выполнения учеником каждого этапа деятельности, не ущемляя при этом его творческих способностей;

-положительная эмоциональная окраска всей совместной деятельности способствовала созданию условий для успешности учебного процесса, частью которого и являлась проектная деятельность.

-реальное применение проектов, созданных учениками, очень важный фактор, ведь чем выше востребованность результатов труда, тем с большим старанием и ответственностью работают дети. Они испытывают удовольствие, удовлетворение от результатов своей деятельности.

Метод проектов будет востребован школой, т. к. он демонстрирует:

-высокую эффективность;

-мотивированность обучения;

-снижение перегрузки

-повышение творческого потенциала учащихся.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1. В центре учебного процесса находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность.
2. Роль учителя в таком учебном процессе чрезвычайно ответственна, но она иная, чем при традиционном обучении.
З. Ответственность за успех учебной деятельности школьники в большой степени берут на себя.
4. Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.




Рекомендуемая литература


  1. Новые педагогические и информационные технологии. / Под ред Е.С.Полат. - М., 1999.

  2. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. // Наука и школа. - 1997. - № 4.

  3. Современные гимназии: взгляд теоретика и практика. / Под ред. Е.С.Полат. - М., 1999.

  4. Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе», №2, 2000.

  5. Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе», №3, 2000.

  6. Педагогические технологии в образовательном процессе. / Под ред. О.М.Новрузова. - Волгоград, 2008.



© 2010-2022