Статья на тему Применение инновационных технологий на уроках английского языка в начальной школе

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ю.А. Запорожская,

учитель английского языка

МБОУ «Начальная общеобразовательная школа - детский сад №5

г. Елизово, Камчатский край.

Применение инновационных технологий на уроках английского языка в начальной школе.

«Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».

Анри Барбюс

За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского образования.

В основе федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, цель которого - развитие личности.

В основе принципов данного подхода находится участие каждого ребенка в учебном процессе в качестве субъекта.

Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом наша задача - создать благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.

Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию - главный тезис системно - деятельностного подхода к обучению.

Требования к памяти, степени развития творческих способностей, умению решать задачи и анализировать сложные данные - вот с чем приходится сталкиваться учащимся XXI века.

Учитель выступает в роли координатора и нацелен на формирование альтернативного, универсального умения эффективно обрабатывать, систематизировать и фиксировать информацию.

Говоря словами Терри Пратчитта « Слова - это податливый материал, и ловкий человек легко может придавать им любую форму.» Именно такой ловкостью призван обладать современный учитель. Придать словам форму помогает метод построения интеллект - карт (ментальных карт).

Перед учителем в начальной школе стоит вопрос: каким образом решить проблему работы с информацией, как помочь научиться анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности. Эти же вопросы задаю себе я, как учитель иностранного языка в начальной школе.

Учителем английского языка работаю 6 лет. На протяжении этого времени всегда старалась использовать такие способы и методы обучения, которые помогали бы детям эффективно усваивать материал разной сложности и объема. Одним из таких эффективных способов работы с информацией считаю построение интеллект-карт или карт памяти (mindmapping - майндмэппинг). «Mind» (англ.) - ум, «maps» (англ.) - карты.

Первым теорию интеллект-карт или «mind map» придумал Тони Бьюзен - психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления. Это произошло в 1970 году. С помощью знаний в области памяти Тони Бьюзену удалось установить рекорд в запоминании больших объемов информации.

Большую часть своего времени он отдает людям с пониженными способностями к учебе.

Умственная карта - это естественное выражение того, как работает мозг ребенка. Это в буквальном смысле карта ума, при составлении которой задействованы: непосредственная память, ассоциативное мышление, творческое мышление.

Создавая свою интеллект-карту, учащийся учится эффективно обрабатывать и структурировать информацию, мыслит, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал. Все сказанное придает особую актуальность вопросу реализации системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку через метод интеллект-карт.

Область применения интеллект - карт обширна: в обучении, на родительских собраниях, на совещаниях, в бизнесе.

Метод построения ментальных карт не затратен по ресурсам, необходимы только чистый лист бумаги, цветные ручки или фломастеры и мозг.

На протяжении развития и совершенствования метода менялись и правила построения ментальных карт, однако, некоторые из них остаются неизменны:

- взять чистый лист бумаги и положить его горизонтально,

- в центре листа нарисовать картинку или написать слово, которое представляет главную идею, цель, проблему,

- от центрального рисунка/слова изобразить главные ветви (не более семи), которые имеют свой цвет,

- ветви второго, третьего и т.д. порядка соединить с главными ветвями (ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми),

- над каждой линией-ветвью написать ключевые слова (желательно одно).

Чтобы интеллект-карта эффективно работала необходимо следовать следующим рекомендациям.

- для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать ассоциативные рисунки, картинки,

- разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями,

- писать разборчиво и печатными буквами,

- использовать стрелки, чтобы показать связь между различными элементами,

- желательно, чтобы ребенок нашел собственный стиль в рисовании интеллект-карт,

- выкладывать идеи сразу же, как только они появляются,

- если заканчивается свободное место, не надо начинать всё заново на новом листе, просто приклеить к краю карты дополнительный лист.

Чем с большей лёгкостью и удовольствием ребята создают карты, тем быстрее им в голову приходят новые мысли и тем легче происходит процесс запоминания.

На уроках английского языка я использую интеллект - карты для фиксации нового лексического и грамматического материала, при чтении текстов, составлении устных и письменных высказываний. Это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Она помогает собрать все материалы по определенной теме на одной информационной панели, окинуть их одним сфокусироваться на деталях. Карты памяти активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факты, упущенные при традиционном анализе. Майндмэппинг можно использовать на разных уровнях обучения. Думаю, что использование метода ментальных карт в начальной школе получит свое продолжение в средней и старшей школе. Если в начальной школе учащиеся сами рисуют карты, то в средних и старших классах возможно построение карт с использованием компьютерных программ: FreeMind, XMind,VUE,The Personal Brain; бесплатный веб-сервис для создания ментальных карт, организации мозгового штурма - SpiderScribe.net, Mind Manager Pro 6 и др.[3]

Рисование является одним из любимых занятий у детей 6-10 лет и очень трудно переоценить достоинства этого вида деятельности. Оно развивает мелкую моторику, эстетический вкус, творческие способности ребенка, гармоничную личность. Составление интеллект - карт ведется как индивидуально, так и в парах, группах.

Нередко у учащихся на среднем уровне обучения снижается общий интерес к учению. Школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни. Актуальной потребностью возраста становится потребность в самоутверждении. Интеллект - карты - это отличный способ самовыражения, формирования собственной индивидуальности, способ найти свое «Я» и свой собственный стиль. Этот способ может разнообразить ежедневные уроки, которые кажутся детям в этом возрасте скучными и неинтересными.

В старшей школе, где у детей уже практически сформированы информационно-коммуникативные умения можно применять электронный способ построения интеллект-карт. Работу по изготовлению карт можно использовать на любом этапе урока, а также дома.

Чтобы родители смогли оказать помощь своим детям при создании ментальных карт дома, я познакомила их с правилами построения и провела практическое занятие с родителями. Родители оценили эффективность использования данного метода в целом, и при изучении английского языка в частности.

При формировании навыков чтения дети учатся прогнозировать содержание текста, выстраивать логическую последовательность, выделять основную мысль и главные факты.

При формировании навыков монологической и диалогической речи обучающиеся учатся планировать свое речевое поведение, общаться и сотрудничать в парах и группах, осуществлять самоконтроль и оценку других участников коммуникации. (Приложение 1).

При работе над проектами учащиеся учатся генерировать свои идеи, находить наиболее рациональное решение, прогнозировать последствия своего решения, видеть новую проблему, планировать работу, находить причинно-следственные связи, делать выводы.

При формировании грамматических навыков учащиеся учатся составлять конспекты при прохождении новой темы, выделять и анализировать информацию. (Приложение 2).

При формировании лексических навыков интеллект - карты помогают фиксировать материал, осуществлять самонаблюдение и самооценку освоения новых лексических единиц. (Приложение 3).

При формировании навыков письменной речи ребята используют майндмэп в качестве плана будущего речевого произведения, учатся логически рассуждать и делать выводы.

При формировании навыков аудирования, карты памяти - это отличный способ фиксации услышанной информации.

Интеллект-карты имеют очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании карт можно разделить на две группы - учебные результаты - как результаты, связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты - как результаты образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения. Учебные: Освоение новой информации, методов сбора данных, методов анализа, умение работать с информацией, соотнесение теоретических и практических знаний. Образовательные: создание авторского продукта, образование и достижение личных целей, повышение уровня англоязычной компетентности, появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем.

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.

В каком виде можно использовать интеллект-карт при изучении иностранного языка?

  • Это могут быть мини-карты для наглядного изображения, например, фразового глагола. Их можно быстро нарисовать на уроке. В центре пишется глагол, от него лучиками отходят предлоги, с которыми он употребляется, под предлогами пишется новое значение, которое приобрел глагол. Рекомендуется английские и русские слова писать разными цветами, чтобы можно было легко сфокусироваться на одном или другом языке при необходимости.

  • Это могут быть карты по определенной лексической теме. Тогда эти карты выглядят как огромные солнца со множеством лучей. Под каждым словом или словосочетанием другой ручкой или карандашом пишется перевод.

  • Это могут быть карты-опоры для пересказа текста. Тогда в центре записывается название текста или его основная мысль. Далее лучами выписываются словосочетания. Между ними строится определенная последовательность с помощью стрелочек и линий.

  • Интеллект-карта в качестве домашнего задания может ставить целью повторение лексики, пересказ текста. Если интеллект-карта рисуется дома, то вместо перевода слов можно использовать рисунки, схемы, значки, вырезанные картинки, т.е. внести личностный компонент.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении даёт огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем.

Список литературы.

  1. Бьюзен Т. и Б. Супермышление\Пер. с англ. Е. А. Самсонов. - 2-е изд. - Мн.: ООО «Попурри», 2003. - (Серия «Живите с умом»).

  2. Бьюзен Тони. Карты памяти. Используй свою память на 100%. М., 2007 г.

  3. Василенко Т.В., Что такое MindMaps и как их рисовать.- М., 2008г.

  4. Интеллект-карты и сканы предоставлены обучающимися МБОУ НОШ-ДС №5.

  5. Кондаков А.М. Стандарты второго поколения. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова - М., «Просвещение», 2008.

  6. Копыл,В.Карты ума. Mind Manager. -Минск: Харвест, 2007,-64с.

  7. Мюллер Хорст. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей. М., 2008г.

  8. Tony Buzan. Mind Maps for Kids. - [Электронный ресурс].

  9. mindmap.ru/index.htm-[Электронный ресурс].

  10. thinkbuzan.com/intl/products/books- [Электронный ресурс].

  11. intellect26.ru - [Электронный ресурс].


  1. ru.wikipedia.org - [Электронный ресурс]

Приложение 1

Статья на тему Применение инновационных технологий на уроках английского языка в начальной школе

Рисунок 1.

План-конспект «Мои любимые продукты…», который является опорной схемой для монологического высказывания

(2 класс УМК «Английский в фокусе»)


Приложение 2.

Статья на тему Применение инновационных технологий на уроках английского языка в начальной школе

Рисунок 2.

Конспект по теме: «Употребление местоимений some, any» (начальная школа).

Приложение 3.Статья на тему Применение инновационных технологий на уроках английского языка в начальной школе





Рисунок 3,4Статья на тему Применение инновационных технологий на уроках английского языка в начальной школеСтатья на тему Применение инновационных технологий на уроках английского языка в начальной школе

Систематизация знаний по теме «Еда» (3 класс)















Рисунок 5,6. Изучение лексики по теме: «Цвета» (2класс)

.Статья на тему Применение инновационных технологий на уроках английского языка в начальной школеСтатья на тему Применение инновационных технологий на уроках английского языка в начальной школе





Интеллект - карта помогает учащемуся

  1. Адаптироваться к условиям контрольной работы, экзамена

  2. Формировать орфографическую зоркость

  3. Обогатить словарный запас

  4. Развивать мышление, интеллект, речь

  5. Учиться самостоятельности

  6. Выявить слабые места

  7. Задействовать оба полушария мозга

  8. Формировать общеучебные навыки (запоминание, конспектирование, подготовка проектов, докладов, разработка

презентаций)


Интеллект-карта помогает учителю

  1. Развитие творческих способностей

  2. Повышение качества знаний

  3. Повышение мотивации

  4. Изучение личности ребенка

  5. Коррекция знаний

  6. Повышение результатов

  7. Активизация деятельности

  8. Выявление причин затруднений



© 2010-2022