• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ И СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ И СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Краеведение учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.                                                                               Д.С. Лихачев   Первостепенная функция педагогической науки – приобщение молодого поколения к принятой в нашем обществе системе ценностей, вызывающих национальную гордость и патриотизм. Любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу родного края не в...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

14

ФЕДИНА ЛЮДМИЛА ДМИТРИЕВНА


РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ И СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА


Краеведение учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Д.С. Лихачев

Первостепенная функция педагогической науки - приобщение молодого поколения к принятой в нашем обществе системе ценностей, вызывающих национальную гордость и патриотизм. Любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу родного края не возникают сами по себе, а воспитываются. Основополагающим на пути к выработке новой национальной доктрины Российского государства является понятие «Культура». Культура государства - это сочетание культур его регионов в целом. Региональная культура, развиваясь, питается из двух источников, один из которых - внутреннее самосознание, связанное со спецификой природы и социума, а второй - взаимодействие с другими культурами. Это позволяет выделить в структуре регионального компонента два аспекта - поликультурный и краеведческий.

Понимание значимости краеведения в учебно-воспитательном процессе привело к возведению его в ранг краеведческого принципа, который трактуется как общепедагогический и дидактический принцип, ориентирующий учителя на систематическое использование местного материала в учебно-воспитательном процессе. За последние годы в Омской области изданы различные пособия по краеведению, которые значительно облегчают работу учителей. Прежде всего - это «Изучение краеведения в 1-11 классах общеобразовательных учреждений г. Омска» - методические рекомендации для педагогов и руководителей школ, изданные в 2002 г. Омским областным институтом повышения квалификации работников образования и управлением образования администрации г. Омска под редакцией А.М. Соломатина.

14 лучших педагогов внесли свою лепту в разработку рекомендаций по изучению краеведения на уроках литературы, истории, природоведения, географии, изобразительного искусства, музыки и технологии. К сожалению,

в данном пособии нет рекомендаций для учителей иностранных языков. Нам приходится самостоятельно подбирать материалы для регионального компонента, переводить с русского языка на иностранный. Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края - Омской области, Сибири в различных аспектах. Изучение краеведческого компонента направлено на раскрытие и проявление лучших человеческих качеств, национального самосознания с целью сближения народов и их культур. Через изучение региональных особенностей происходит осмысление общих ценностей Российского государства. Основной целью краеведческого образования обучающихся является формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, способствующих культуросообразному и природосообразному поведению в нашей стране и регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края.

Задачи краеведческого образования:

  1. Формирование системы знаний о природе края, его истории, быте и культуре.

  2. Формирование представлений о ценности литературных, художественных и музыкальных произведений - как источников познания культуры в истории родного края.

  3. Воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры родного края, сохранению традиций народов Сибири.

  4. Развитие творческих способностей обучающихся.

Краеведение играет большую роль в учебно-воспитательном процессе, в том числе и на уроках иностранного языка. Многие учителя используют в своей работе местный материал.

Региональный компонент выполняет следующие дидактические функции:

  1. развивает кругозор обучающихся;

  2. является средством нравственного и патриотического воспитания;

  3. развивает исследовательские навыки и умения;

  4. является средством поддержания мотивации учения;

  5. создает содержательную основу обучения иностранному языку.

6) способствует формированию социокультурной и межкультурной компетенции обучающихся.

Главная цель краеведческого образования на уроках иностранного языка: систематизация и расширение представлений учащихся о своем крае, развитие чувства патриотизма через иностранный язык.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

- дать основы знаний о регионе;

- расширить кругозор обучающихся;

- пробудить познавательный интерес к родному краю;

- сформировать культурологический потенциал.

Целенаправленное использование регионального компонента на уроках иностранного языка стимулирует интеллектуальную и эмоциональную сферы личности учащихся. Интеграция культуры края с изучением иностранного языка осуществляется по двум направлениям:

- Включение краеведческой информации из разных предметных областей (истории, географии, литературы, изобразительного искусства) в программу изучения иностранного языка. Это позволяет расширить кругозор, сконцентрировать материал вокруг определенной темы, совершенствовать языковые возможности учащихся. Тематический способ усвоения краеведческого материала помогает систематизировать полученные сведения из разных наук и создать целостную картину истории и современной жизни нашего края.

- Творческое переосмысление полученной краеведческой информации, умение конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития региона.

При этом необходимо учитывать возрастную и интеллектуальную доступность изучаемого материала.

Различают три уровня усвоения краеведческой информации на уроках иностранного языка:

  1. Эмоционально-познавательный (младшее звено).

  2. Познавательно-поисковый (среднее звено).

  3. Социально-личностный (старшее звено).

В среднем подростковом возрасте значительно активизируется познавательно-поисковая деятельность учащихся, повышается их мыслительная деятельность.

Одна из форм введения регионального компонента на уроках иностранного языка - лекционно-реферативная.

Конечные цели здесь различны:

- разработка и проведение экскурсий по своей местности или областному центру для иностранных гостей;

- составление программы пребывания гостей из Германии в Омске.

Другая форма введения регионального компонента - предметно-ситуативная. Её основу составляют речевые ситуации, которые объединены чаще всего единой сюжетной линией и базируются на особенностях регионального содержания, например, диалоги «Как пройти/проехать…»

В старших классах с высоким уровнем знаний школьники готовят проекты «Омск вчера и сегодня», «Достопримечательности Омска», «Исторические памятники нашего региона», «Знаменитые омичи».

Работа над проектом предполагает несколько этапов:

  1. ученики собирают необходимую информацию;

  2. заполняют обобщающую таблицу;

  3. свои впечатления они излагают письменно в форме микросочинения;

  4. собранный материал используется для оформления стенной газеты, коллажа, устного журнала.

Работа над проектом вызывает у школьников большой интерес.

Серия учебников «Шаги» для 5-9 классов И.Л. Бим и учебник «Немецкий язык, контакты» для 10-11 классов Ворониной Г.И. и Карелиной И.В., их тематика предоставляет широкие возможности для использования регионального компонента на уроках немецкого языка: чтение текстов об Омске, Сибири, соседних регионах, диалоги «Как пройти/проехать…», ролевые игры, составление рассказов о родном городе и 12-м микрорайоне, беседы о проблемах экологии, известных людях, жизнь которых связана с Омском, поисковая работа в рамках проектной методики для старшеклассников, грамматические упражнения на основе данных и фактов из истории нашего края и другие.

Примерная программа

Использование краеведческого материала в 7-8 и 10-11 классах

Класс

§

Тема

Лексические задания

Грамматические задания

7



1

2

3

Родина


Город

Город

Написать сочинение о любимом месте в г. Омске (сделать рисунок, приложить фото)

Составить по плану рассказ об Омске

Инсценировать диалоги по заданном учителем маршруту (прил.1)


Составить об Омске сложноподчиненные предложения с придаточными дополнительными (прил.2)


8


9


1РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ И СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА0



11

12

4

5

6


7



8

9

Село


Мы готовимся к путешествию

Путешествие по ФРГ

Экология



Литература

Изобразительное искусство


Составить программу пребывания в Омске для немецких школьников (прил. 4)

Ролевая игра «Прогулка по Омску» (прил.5)

1. Чтение текста «Сибирь»

2. Чтение текста «Байкал - жемчужина Сибири»

3. Чтение текста «Добро пожаловать в Омск»

4. Монолог «Omsk»

5. Беседа «Проблемы экологии в Омске»

Беседа «Литературный Омск»

Чтение текста «Омский музей изобразительных искусств» (прил.9)

Составить об Омске сложноподчиненные предложения с придаточными причины (прил.3.)


Составить об Омске сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Тексты и грамматические упражнения прилагаются.

Исходный уровень знаний о регионе желательно определить с помощью теста на родном языке.

Тест «Кто лучше знает Омск?»

  1. В каком году был основан Омск?

  2. По чьему указанию?

  3. Кто возглавлял экспедицию и строил первую Омскую крепость?

  4. В каком месте высадился отряд?

  5. Какая сельскохозяйственная продукция вывозилась из Омска до революции в больших количествах?

  6. Когда пришел в Омск 1-й поезд из Москвы?

  7. Когда было построено здание Омского драматического театра?

  8. Какой спектакль был показан на его сцене в день открытия? Кто автор?

  9. В каком году был открыт в здании генерал-губернаторского дворца Омский музей изобразительных искусств?

  10. Чьё имя носит этот музей сейчас?

  11. Картины каких знаменитых художников можно увидеть в музее изобразительных искусств?

  12. Какое высшее учебное заведение Омска является старейшим?

  13. Какой завод является старейшим в Омске, был построен в 1903 году?

  14. Кто такая Люба? (городская скульптура на улице Ленина)

  15. Назовите самые старые здания г. Омска.

  16. Каким известным людям поставлены памятники в г. Омске?

  17. Какие известные писатели жили в Омске?

  18. Какие деятели музыки жили в Омске?

  19. Какие известные художники жили в Омске?

  20. Когда Омский нефтекомбинат выпустил свою первую продукцию?

  21. Какова площадь Омской области?

  22. Назовите реки Омской области.

  23. Назовите пограничные регионы Омской области.

  24. Какие знаменитые путешественники (российские и зарубежные) посещали

в разное время наш город?

25. Назовите достопримечательности г. Омска.

После анализа исходного уровня знаний школьников о своем регионе, их интересов в данной области определяются общие направления работы с региональным компонентом. Использование регионального компонента приобретает всё большую актуальность и позволяет выйти за рамки материала учебников, обновить и углубить содержание обучения иностранному языку, формировать коммуникативную компетенцию, расширить практическое образование. Истинное понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком знании истории и культуры своей страны, своей малой Родины. Каждый школьник должен знать и любить свой край. Задача школы - помочь ему в этом. Использование учителями краеведческого материала дает хорошие возможности в воспитании молодежи, способствует патриотическому воспитанию, развивает кругозор и познавательный интерес обучающихся, помогает в формировании ценностных ориентаций и готовит учащихся к практической деятельности в нашем регионе.




РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ ОМСКА НА УРОКАХ ИННОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Любое обучение, как известно, есть передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Это значит, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности - природе, обществе, человеке, его истории и культуре. Иноязычная культура есть часть мировой культуры. Таким образом, через иностранный язык, передавая учащимся иноязычную культуру, можно внести большой вклад в общее образование, в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности. Анализируя взгляды различных авторов на необходимость привнесения в процесс обучения знаний региональной культуры, а также истории административно-географических регионов города Омска и страны изучаемого языка, невозможно не отметить изменения отношений к региональным знаниям, что в свою очередь объясняется развитием международных отношений, в частности, межрегиональных официальных контактов на международном уровне. Наличие таких контактов, а также экономических и культурных связей, требует умения неформального общения в различных сферах жизни. Огромную роль играет фактор коммуникативного подхода, который содействует подготовке учащихся к стихийно возникающему спонтанному общению. Не стоит забывать и о роли социокультурного компонента содержания обучения, который обусловливает ситуативность использования языка, что в свою очередь непосредственно влияет на коммуникативную компетенцию учащихся. Эти факторы и определяют актуальность связи изучения иностранных языков с проблемами регионов, которые в последнее время приобретают всё бóльшую самостоятельность. Главными целями интегрирования регионоведения в учебный процесс являются развитие и совершенствование коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся, а также расширение содержательной основы обучения иностранному языку за счёт овладения учащимися определённым объёмом региональных знаний.

Социокультурный компонент содержания обучения иностранному языку. С развитием и распространением коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам значительно больше внимания стало уделяться использованию языка в определённых социальных и культурных ситуациях. Аудиолингвальный метод, фокусирующий своё внимание вокруг отдельно взятого предложения или фразы, оказался неспособным подготовить учащихся к реальному, спонтанному общению на иностранном языке, ибо в реальной жизни существуют социальные и культурные правила, без владения которыми знания заученных предложений будет «бессмысленным». Известные западные модели коммуникативной компетенции рассматривают социокультурный компонент как вспомогательный социолингвистической компетенции. Так, знание норм поведения, ценностей, правил общения необходимо для выбора верного речевого регистра. То есть функция культуры сводится лишь к верному выбору регистра высказывания в зависимости от роли собеседника, его статуса, места и цели общения. Однако этим вовсе не ограничивается роль культуры в процессе иноязычного общения. Культуроведческая осведомлённость необходима для верной интерпретации того, что происходит в конкретной ситуации в инокультурной среде. Незнание социокультурного контекста и отсутствие стратегий по восполнению информационных пробелов могут оказаться решающими факторами при коммуникации с носителями языка и культуры. Информационные пробелы могут быть преодолены путём переспрашивания - уточнений, объяснений и т.п. Однако носители языка не всегда готовы принять во внимание языковые трудности, с которыми сталкиваются говорящие на иностранных языках. Усиление культуроведческого компонента в обучении ни в коей мере не снижает важности, особенно на начальном этапе, практического овладения языковыми формами как средством общения (т.е. коммуникативного компонента).

Более того, это позволяет реализовать принцип коммуникативной направленности и организовать заинтересованное общение и взаимодействие детей на новом для них языке. Обучение же школьников через диалог культур необходимо осуществлять постоянно, начиная с первых шагов изучения предмета, которое теперь начинается с шести лет или даже в детском саду. Начальный этап, как известно, закладывает фундамент всего здания обучения неродному языку. И именно здесь должны быть заложены прочные основы всех компонентов содержания обучения, в том числе и культурного. Данный компонент поможет, с одной стороны, решить проблему создания положительной мотивации у детей, когда игровая мотивация снижается. Основными мотивами могли бы стать: стремление к расширению и углублению сферы познавательной деятельности, интерес к культуре родного народа и народа - носителя языка. С другой стороны культурный компонент будет способствовать более осознанному овладению иностранным языком как средством общения. Овладев определённым объёмом знаний о культуре и истории города Омска и страны изучаемого языка на раннем этапе обучения иностранному языку и тем самым повысив свою коммуникативную и лингвострановедческую компетенцию, ученики средних классов и старшеклассники готовы к ознакомлению с культурой и историей двух стран на региональном уровне. Региональная проблематика приобретает всё большую актуальность в настоящее время, когда особенно возросла самостоятельность отдельных краёв и областей. Таким образом, можно сделать вывод, что речь идёт об интеграции в учебный процесс самостоятельной науки - регионоведения.

«Регионоведение представляет собой самостоятельную научную дисциплину, которая предполагает изучение «истории и этнографии, экономики и политики, науки и культуры, языка и литературы, традиций и ценностей конкретного региона». В полном объёме оно изучается в высших учебных заведениях. В средней школе освоение основ регионоведения в сочетании с обучением иностранному языку может делиться на начальный общеобразовательный и продвинутый, профессионально ориентированный этапы. На начальном этапе региональные знания должны служить средством повышения общеобразовательного уровня и совершенствования владения иностранным языком. На продвинутом этапе - как средство для чтения продепевтического специального курса, знакомящего заинтересованных в данной специальности учащихся с некоторыми понятиями «регионологии» как науки. Основу экстралингвистического содержания такого курса составляют знания учащихся о регионе, полученные ими в первую очередь в ходе изучения школьных учебных предметов гуманитарного и естественного циклов, а также в процессе самостоятельной работы. К ним относятся географические, исторические, литературоведческие, культуроведческие и другие сведения о своём крае. Основные сведения об Омском регионе: география Омского прииртышья, название региона, его основных центров; национальность и язык коренного населения; границы и пограничные государства, регионы; название и протяжённость главной водной магистралей Иртыша; основные климатические особенности; главные природные богатства; ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства города Омска; транспорт. История и время возникновения первого поселения на территории Акмолинской области, ныне - Омского региона; крупные исторические события; значительные исторические личности, жившие в городе Омске или посетившие Омск; названия исторических мест, памятников Омской культуры. Писатели, поэты, журналисты, жизнь и творчество которых связано с Омском, их связь со странами изучаемого языка; названия и краткое содержание произведений Омской литературы; наиболее распространённые в Омском регионе легенды, сказания; названия региональных газет и журналов. Художники, артисты, музыканты, жившие и творившие в Омске, их основные произведения, связь со странами изучаемого языка; названия наиболее известных в Омске театров, кинотеатров, выставок, конкурсов; народные промыслы и предметы их производства; праздники, обряды, обычаи и песни.

Исходный уровень знаний о регионе следует предварительно определить с помощью теста на родном языке. В нём учащимся предлагается выбрать из 3-5 вариантов один правильный. Приведём примеры тестов. Сколько жителей в твоём родном городе? Тест может содержать такие вопросы, на которые следует ответить «Да» или «Нет». Он может быть дополнен заданиями и вопросами типа: перечисли известные тебе достопримечательности родного края; что бы ты хотел узнать из истории родного города, посёлка?

Проанализировав исходный уровень знаний школьников о своём регионе, а также их интересы в данной области, нужно далее определить форму обучения и сформулировать конечные цели курса. Одной из таких форм может стать лекционно-реферативная. Конечные цели здесь различны, например: разработка и проведение экскурсии, микроэкскурсии (с записью на видеокамеру) по своей местности или региональному центру для иностранных гостей, учащихся. Другой целью может стать подготовка к ролевой игре «Совет экскурсоводов», в ходе которой школьники предлагают свои варианты маршрутов экскурсий или миниэкскурсий, а совет экскурсоводов, возглавляемый учителем и состоящий из наиболее подготовленных учеников своего или параллельного класса, оценивает представленное и определяет лучшие работы. Может быть организована и «заочная» экскурсия по родным местам города Омска. Она дополнит часто практикуемые «заочные» экскурсии по столицам стран изучаемого языка. Ведь не секрет, что уверенно называя достопримечательности Берлина, Лондона или Парижа, дети часто затрудняются назвать достопримечательности своего родного Омска. Истинное понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком знании истории и культуры своей страны, своей малой Родины. Каждый школьник должен знать и любить свой край. Использование учителями краеведческого материала дает хорошие возможности в воспитании молодежи, способствует патриотическому воспитанию, развивает кругозор и познавательный интерес обучающихся, помогает в формировании ценностных ориентаций и готовит учащихся к практической деятельности в нашем регионе.




© 2010-2022