Методическая работа в условиях реализации ФГОС

Современный учитель занимается различными видами профессиональной деятельности: преподавательской, воспитательной, научной, методической, управленческой. В зависимости от того или иного вида деятельности существуют разные возможности использовать компьютерные или информационные технологии, дающие возможность получать, передавать, систематизировать, обрабатывать информацию, а также осуществлять коммуникацию между коллегами, учениками, их родителями и т.д. Говоря о реализации ФГОС, мы должны поним...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


Владимирова Наталья Петровна

учитель английского языка

МБОУ ООШ №51

города Красноярска,

Современный учитель занимается различными видами профессиональной деятельности: преподавательской, воспитательной, научной, методической, управленческой. В зависимости от того или иного вида деятельности существуют разные возможности использовать компьютерные или информационные технологии, дающие возможность получать, передавать, систематизировать, обрабатывать информацию, а также осуществлять коммуникацию между коллегами, учениками, их родителями и т.д. Говоря о реализации ФГОС, мы должны понимать, что методическая работа в данных условиях фактически невозможна без компьютеризации процесса.

В данной статье нами будет рассмотрена техническая организация учебного процесса на уроках физики и английского языка. Несмотря на то, что выбранные нами учебные предметы представляют два совершенно разных цикла дисциплин: математической и гуманитарной направленности, в условиях реализации ФГОС и физика и английский язык имеют общие ключевые моменты:

- создание благоприятной атмосферы/ позитивная мотивация;

- совместное с учениками целеполагание;

- планирование;

- Обнаружение проблемы «области незнания» и преодоление данной области в сотрудничестве через активные формы и интерактивные возможности;

- получение продукта деятельности;

- рефлексия и самостоятельная работа и рефлексия.

Данные ключевые моменты урока по ФГОС могут проходить более эффективно при использовании компьютерной техники.

Причин компьютеризации обучения физике и английскому языку можно назвать много:

  • Компьютер, имеющий доступ к Интернету, может помочь учителю, ученику в получении разнообразной и полезной дополнительной информации.

  • Компьютер универсален - им можно заменить телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, кодограммы, калькуляторы и многое другое.

  • Физика - наука экспериментальная, и для ее изучения необходимо использовать опыты. Компьютер выступает как часть исследовательской установки, лабораторного практикума, на нем можно моделировать различные физические процессы.

  • Английский язык как школьный предмет является универсальным, т.к. охватывает различные области знаний. По своей сути английский язык уже является интегрирующим предметом. Соответственно для того, чтобы представить более четкую и яркую картину какого-либо явления на языке, мы используем компьютер и компьютерные программы. Более того, сам предмет включает в себя четыре вида деятельности (чтение, письмо, аудирование и говорение), каждый из которых имеет на сегодняшний день компьютеризированное выражение, которое необходимо использовать при организации учебного процесса.

В помощь учителю физики и английского языка для организации занятий с помощью компьютера в настоящее время выпускается множество учебных программ.

Новые средства обучения, технологии могут быть эффективными только в том случае, когда педагог ими владеет в совершенстве. Использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Преподавание физики и английского языка, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Кроме того, использование информационных коммуникативных технологий позволяет поддерживать систему принципов рамках ФГОС, а так же получить реальный продукт деятельности учащихся. Особое внимание хочется обратить на принцип вариативности и принцип творчества. Средства ИКТ предполагают формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора ,а также ориентируют на творческое начало в образовательном процессе, на приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Использование ИКТ на уроках физики и английского языка позволяют повышать интерес к изучению предмета, расширяет возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, помогает набираться опыта на аутентичных письменных и аудио материалах, а если мы говорим об узкой интеграции физики и английского языка, то средства ИКТ позволяют изучить физическое явление, сравнивая при этом опыты отечественных и зарубежных исследователей не по переведенным данным, а осуществить переводы самостоятельно; также повышается интерес к обучению. Хорошо известно, что курс физики включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика".

Существует огромное число готовых программных продуктов, которые могут быть использованы преподавателем при проведении современных уроков с применением информационных технологий. Причём, подобные программы могут быть использованы, как в полном предложенном объёме, так и моделироваться преподавателем под конкретный урок и конкретные задачи.

Главные достоинства всех этих программ, это наглядное представление моделируемых физических явлений, подача текстовой информации с экрана (дикторский текст) плюс возможность многократного его повторения, гиперссылки, позволяющие быстро найти нужную информацию, наглядность физических законов, моделей, таблиц, плакатов, схем, иллюстраций. Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самостоятельная работа, тестовые задания, самоконтроль и самооценка, показ презентаций уроков, слайдов.

Программы для обучения английскому языку так же не уступают всем этим возможностям. Кроме того при компьютеризации процесса обучения, у обучающихся появляется возможность выполнять задания в онлайн режиме, что позволяет реализовывать самостоятельную работу в рамках ФГОС в полном объеме. Сюда же относится возможность прочитывать аутентичные издания на языке, а так же прослушивать тексты, озвученные носителями языка. Не маловажным является и то, что в онлайн режиме учителем может быть налажена связь с группой школьников из другой страны, что непосредственно будет усиливать фактор работы в сотрудничестве, являющийся неотъемлемым критериям в условиях реализации ФГОС, а так же вызовет у обучающихся больший интерес и расширит горизонты их проектной деятельности за счет опыта и мировоззрения их ровесников из другой страны.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, разумеется, что компьютерные технологии не могут полностью заменить, ни натуральный эксперимент, ни лабораторные работы, ни самого преподавателя, но использование их в разумных пределах и в хорошем сочетании, дают более высокую оценку усвоения материала обучающимися. В наше время применение компьютера на уроках способствует повышению мотивации к изучению физики, английского языка, развивает наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки обучающихся, формирует навыки работы с информацией (поиск, отбор, переработку, упорядочивание и др.).

Использование ИКТ дает положительные результаты. При этом важна роль учителя как наставника в организации эффективной учебной деятельности, направленной на формирование у обучающихся, знаний и способности применять их на практике. Таким образом, при организации методической работы в условиях реализации ФГОС нужно учитывать положительное влияние процесса компьютеризации, а так же не забывать про роль учителя, которая в данном процессе лишь подчеркивает одно из главных требований стандарта: учитель- наставник, учитель рядом.

Список литературы:

  1. Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе. - М.: Прогресс, 1998.

  2. Высоцкий И. Р. Компьютер в образовании, //Информатика и образование,2000,№ 1.

  3. Дьячук П.П., Лариков Е.В. Применение компьютерных технологий обучения в средней школе. - Красноярск: Изд-во КГПУ, 1996.

  4. Игнатова И.Г., Н.Ю. Соколова. Информационные коммуникационные технологии в образовании// Информатика и образование- М.: 2003-№3.

  5. Информационные технологии в образовании./ Материалы научно-практической конференции. - Саранск, 2004.

  6. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М.: 2006

  7. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС. - М.: 2014г


© 2010-2022