Статья «Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка»

Статья опубликованная в газете «Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка». Двигательная активности школьников связана с новыми подходами к организации учебного процесса с учетом динамической составляющей урока, необходима частая смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения, наличие соревновательных моментов. Все это повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка. Были проработаны различные вопросы, ответом на которые и послужила данная статья.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Из опыта работы учителей английского языка МБОУ СОШ № 1 , Колпаковой Елены Сергеевны и Юровской Ирины Николаевны

В наши дни проблема здоровья школьников стала приоритетной, т.к. большинство учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению показателей их психического и физического здоровья; снижается успеваемость, усиливается состояние тревожности. Поэтому ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Исходя из актуальности проблемы мы и заинтересовались темой:

«Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка».

Перед нами встали вопросы: Как сделать процесс обучения комфортным как для детей, так и для учителя? Как избежать стресса, утомления и падения интереса во время урока? Как повысить мотивацию учеников к изучению английского языка?

Раньше мы ошибочно полагали, что решением данного вопроса может стать только лишь проведение физкультминутки на уроке. Но, как оказалось, говорить об этой теме можно бесконечно.

Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. Перспективы поиска новых путей, повышения двигательной активности школьников связаны с новыми подходами к организации учебного процесса с учетом динамической составляющей урока. На уроке необходима частая смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов. Все это повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка.

Какие же приемы должен использовать учитель на уроке, чтобы сохранить и укрепить здоровье учащихся:

  • положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию успеха);

  • физкультминутка, динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики);

  • смена видов деятельности (разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д., направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости);

  • игра, игровые моменты (преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать);

  • оптимальный темп ведения урока;

  • подача материала наиболее доступным рациональным способом (предполагает воздействие на все каналы);

  • нетрадиционная система опроса;

  • музыкальное сопровождение;

  • групповой метод обучения

  • использование ИКТ

Немного подробнее хотелось бы остановиться на тех приемах, которые мы используем на своих уроках.

Игровые моменты.

Наши ученики уже успели полюбить обезьянку по имени CHUCKLES, которая на уроках в младших классах начинает каждый урок. Детей это приводит в восторг.

Мультисенсорный подход.

Если говорить о здоровье школьников, нельзя обойти стороной такой вопрос как мультисенсорный подход при обучении различным видам речевой деятельности. Вот несколько примеров: при изучении букв, детям предлагается наощупь, держа руки за спиной, угадать букву. Детям - кинестетикам также понравится следующее задание: дети делятся на несколько команд и выстраиваются в колонны лицом к доске, и последний игрок каждой команды пишет рукой на спине впередистоящего букву, следующий игрок таким же образом передает эту буквы вперед и, первый стоящий у доски ученик записывает эту букву мелом на доске.

Самооценивание и взаимооценка.

На своих уроках достаточно широко практикуем самооценивание и взаимооценку. Например, оцени свою работу на уроке: Very well (очень хорошо), ok (нормально), not well! (не очень хорошо) Практикуем взаимопроверку тетрадей с короткими буквенными диктантами во 2 - 5 классах, где они карандашом проверяют работы смотря на образец на доске и критерии оценки. Кроме того для снятия утомления и скуки можно использовать такие психологические приемы как намеренная ошибка учителя (оговорился, перепутал буквы, слова, повесил плакат вверх ногами); при ответе одних учеников остальным давать задание на запись ошибок или подсчет слов, употребляемых по теме. Для развития самоконтроля учащиеся могут проверять свою работу, сверяя с образцом. Нужно давать возможность учащимся самостоятельно исправить свою ошибку. Научившись видеть ошибки в речи других, школьники лучше смогут контролировать свою речь и деятельность.

Разноуровневое обучение.

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Дополнительный языковой материал подбирается с учетом увлечений ученика. Важно учитывать тип личности ученика и использовать элементы разноуровнего обучения. При проведении контрольных работ нужно помнить о том, что разным по темпераменту детям нужно разное количество времени на выполнение одного и того же задания. Поэтому хорошо бы, чтобы при выполнении задания ученики знали необходимый минимум, который нужно выполнить для получения положительной оценки, и максимум - для получения каких-то бонусов (дополнительный балл или дополнительная оценка, если разница между минимумом и максимумом значительная). Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В этом отношении иностранный язык - особый предмет.

Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы: использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка является необходимым в условиях современной действительности. Грамотное применение здоровье-сберегающих технологий позитивно сказывается на микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс.


© 2010-2022