Выступление на педагогическом советеРазвитие универсальных учебных действий на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие универсальных учебных действий

на уроках английского языка

Доказано, что эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность - не исключение. Говоря о ней, В.А. Сухомлинский писал, что в подавляющем большинстве случаев овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться.

Значимость умения учиться возрастает в период перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях. Не случайно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию заявлена как важнейшая ключевая задача современной системы образования.

Учить учиться нужно на всех школьных предметах, но развитие учебных умений (УУ) на уроках иностранного языка (ИЯ) особенно важно, что объясняется спецификой предмета.

Овладение ИЯ происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна - две минуты говорения за весь урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если учащийся будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока в школе и продуктивно организовывать работу над языком дома.

Во время обучения закладывается только основа практического владения иностранным языком, на которой может строиться дальнейшее освоение учащимися языка в объеме, необходимом им для профессиональной работы, пополнения знаний в сфере личных интересов и т.д. Для того, чтобы выполнить социальный заказ общества в области преподавания ИЯ, школа должна подготовить выпускников к овладению ИЯ в автономном режиме.

Автономное овладение ИЯ предполагает желание и способность ученика взять на себя управление своей деятельностью: самостоятельно инициировать ее, ставить адекватные цели и задачи, находить необходимые средства, оценивать результаты, осуществлять самокоррекцию и, главное, нести ответственность за принятие решений и их выполнение.

В своем выступлении мне бы хотелось остановиться на том, как происходит формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся в нашей школе, при обучении иностранному языку и с какими трудностями мы сталкиваемся в ходе работы.

В соответствии с ФГОС в программе формирования УУД представлено 4 вида УУД, при выделении которых опираются на концепцию развития универсальных учебных действий, разработанную на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н, Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Последовательность, способы формирования и проверки универсальных действий отражаются в различных учебных заданиях, используемых учителями на уроке. Рассмотрим некоторые задания и формы работы, которые я использую на уроках для формирования различных видов УУД.

Начнем с личностных универсальных учебных действий.

-- Вопросы, упражнения и ситуации для парной и групповой работы типа: "Тебе нравится?", "Я предлагаю своему другу", "Я спрашиваю своих друзей", оценка того, что ученик слышит, читает на ИЯ, что говорит и пишет сам (осваиваемое содержание) позволяют ребенку выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей.

-- Вопросы в условиях ситуаций, приближенных к естественной деятельности человека, ответы на них, обмен мнениями, выражение своей точки зрения на событие или предмет, задания, готовящие к участию в обсуждении или дискуссии, которые проходят в классе во время контроля выполнения домашнего задания, например, "Я готовлюсь взять интервью у своих товарищей", направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках.

-- Проведение физкультминуток на ИЯ дает учащимся установку на здоровый образ жизни.

Следующая группа - познавательные универсальные учебные действия. Для их формирования и развития я использую:

1) Задание на информационный поиск. Для этого ученики могут:

найти изображения в справочнике;

поискать ответ вместе со взрослыми в Интернете;

найти информацию в словаре;

найти в тексте ответ на поставленный вопрос;

подобрать к описаниям картинки;

найти отрывок текста, который изучается на уроке, в художественном произведении.

Подобные задания позволяют ребенку выделить учебную цель, определить действия, оценить их эффективность и результативность.

2) Организация проектной деятельности учащихся, связанная с освоением языка и поиском информации посредством Интернет-ресурсов.

3) Преобразование модели утвердительного предложения в вопросительные предложения различных типов.

4) Составление таблиц, схем-моделей.

5) Замещение буквы звуком.

6) Выделение гласных и согласных букв/звуков в словах.

7) Самостоятельное достраивание выражения/предложения/диалога/текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетаний, предложений).

8) Классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.

9) Самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование).

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции является одной из самых важных целей обучения английскому языку. Поэтому большое внимание я уделяю коммуникативным универсальным учебным действиям. Для их формирования я использую:

1) Проектную деятельность, в том числе презентации на заданную тему урока, например: учащимся предлагается составить презентацию по теме «Как я помогаю маме» («Мое любимое животное», «Моя семья» и т.д.).

2) Инсценировку ситуаций приближенных к реальным , например «В аэропорту» «В гостинице» «В магазине» «На улице», сказок.

3) Активное привлечение детей к общению с иностранными гостями, приезжающими в «Лицей» Держава» по культурному международному обмену.

И, наконец, регулятивные универсальные учебные действия.

1)Задание типа «Напиши письмо (открытку) своему другу (подруге) и отредактируй его (ее)».

2) Написание сочинения и его корректировка.

3) Выполнение заданий по алгоритму (например, по распределению предложений по 3 колонкам в зависимости от времени употребленного в них глагола).

4) Действия по предложенному плану (правилу).

5) Контрольные задания, в том числе тестового характера.

Данные задания и упражнения дают возможность сформировать у учащихся целевые установки учебной деятельности и контрольно-оценочную деятельность. Формируемые на уроках УУД закрепляются ребенком во внеучебной и внешкольной деятельности (например: участие в олимпиадах, конференциях, поездки в зарубежные страны), и становятся личным достижением, используемым в повседневной жизни, индивидуальной творческой деятельности.

В своей практике я столкнулась с тем, что при формировании УУД и развитии различных навыков большинство учащихся прекрасно могут читать, переводить тексты (в основном со словарем), писать и т.д., но только не говорить, общаться на должном для данного этапа обучения уровне. Трудно не согласиться с тем, что даже на родном языке, где знание слов и их стилистических особенностей не представляет сложностей, добиться желаемого эффекта получается не всегда и не у всех. Это происходит потому, что на уроках как иностранного, так и родного языка все устные высказывания учащихся представляют речь лишь по форме, а по сути, речью не являются. При проверке сформированности диалогических навыков, это бросается в глаза еще резче. Задав вопрос и не получив ответа (или получив не тот ответ), человек теряется, не знает что делать дальше, иногда пытается подсказать (навязать) собеседнику реплики на родном или иностранном языке. Ведь нельзя себе представить подобное в реальной ситуации общения, когда человек не получив ответа на свой вопрос толкает в бок своего собеседника и шепчет ему: «Ну, отвечай!». А на уроках иностранного языка такая ситуация типична.

Одним из решений этих трудностей является развитие навыков говорения посредством использования таких универсальных учебных действий как личностные и коммуникативные УУД, включающие в себя коллективные формы работы (парные и групповые), ролевые игры, дискуссии, проектную деятельность, инсценировку различных ситуаций, поскольку эти методы предполагают обучение общению через общение.

Групповая форма организации учебного труда на уроке иностранного языка дает очень многое: развивает способность к общению, обеспечивает лучшие условия для развития умения говорить и обмен знаниями между учащимися, способствует росту мотивации к учению, укрепляет межличностные отношения, повышает статус популярности и деловой статус ученика в коллективе. Также она делает более плодотворной роль учителя, - вместо принуждения к учению, главной задачей учителя становится оказание содействия.

В своей работе я часто использую дискуссию как практическое занятие, моделирующее различные аспекты речевой деятельности обучаемых, обеспечивающее использование имеющихся у них знаний, совершенствование их иноязычной речи.

В ходе дискуссии ученики говорят подавляющую часть времени. Я стараюсь лишь направлять и моделировать формы речевого взаимодействия.

Вместе с тем, при организации дискуссии я столкнулась с рядом трудностей. Ученики стесняются говорить на иностранном языке, имея слабые навыки разговорной речи, недостаточный словарный запас. Иногда учащимся нечего сказать по обсуждаемой проблеме, у них нет достаточной информации по данному вопросу и на родном языке. Часто стремление победить в споре приводит к нетерпимости к другим мнениям и взглядам, чрезмерной эмоциональности.

Для того чтобы избежать подобных проблем, я тщательно готовлю ход дискуссии, а именно, предварительно подбираю тексты для чтения, которые восполнят пробелы информационного плана и обеспечат набор языковых и речевых средств по обсуждаемой теме. В своей практике, я активно внедряю написание учащимися отзывов о прочитанной книге с последующим ее обсуждением «за круглым столом». В качестве примера я хотела бы представить отзыв учащегося 4 «В» класса Остренко Сергея.

I chose the book "Daisy's Dancing Lesson" to read because I like stories about dinosaurs. (Series Young Explorers, level 2). The author's name is Gill Munton. There are two stories in this book: "Daisy's dancing lesson" and "Daisy and the dentist".

The first story is about Daisy, who went to dance. At first she did not like dancing lessons, because she could not do the teacher's tasks. But then Daisy tried harder and she managed to do them. She was happy.

The second story is about Daisy's visit to the dentist. Daisy did not know that the dentist was kind and she was afraid of him. The Dentist gave Daisy some tasty pink toothpaste and cleaned her teeth with it. Daisy was happy.

I liked this book because the stories in it are interesting and funny. I think that all my friends will be glad to read this book.

При ведении дискуссий очень важно выработать правила.

Я придерживаюсь следующих правил:

1. Не допускать выпадов против личности.

2. Дать высказаться всем желающим.

3. Внимательно слушать друг друга, не говорить одновременно.

4. Не повторяться, продвигать дискуссию вперед, через выдвижение новых идей, сообщение новой информации, постановку вопросов.

5. Не прерывать и не поправлять говорящего. Обсуждение речевых ошибок выносить на отдельное обсуждение.

Не менее эффективным методом, используемом мной, при развитии навыков говорения является ролевая игра.

Ролевая игра - это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаётся. С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности, потребности учащихся.

Работа над ролью у разных учащихся протекает по-разному.

Определенную трудность ролевая игра вызывает у неуверенных в себе учеников. Для их вовлечения в игру, я использую "разогревающие" упражнения пантомимического характера для того, чтобы ученики могли почувствовать себя свободней в кругу своих сверстников. Это могут быть упражнения типа:

- представьте, что вы идете по льду;

- покажите классу, как вы попытаетесь поднять тяжёлый стул;

- покажите, как бы вы почистили зубы утром без зубной щётки.

- покажите, что вы чувствуете, когда вы видите маленького котенка, бегущего к вам;

- вы обнаружили, что кто-то вырвал несколько листов из вашего дневника.

После "разогревающих" упражнений можно перейти к проблемным ситуациям, в которых ученикам предлагается решить ту или иную задачу.

Например:

- Закончи диалог и разыграй его;

- Представь, что ты учитель. Расспроси своих одноклассников, используя следующие вопросы…;

- Отгадай кроссворд;

- Нарисуй картинку и составь ее описание;

- Поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение;

- Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками, попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей;

- Придумайте загадку для своих друзей;

- Нарисуй картинку к прочитанному тексту.

Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться». На своих уроках я часто использую игру «Восстановление рассказа». Целью данной игры является формирование связного монологического текста и активизация соответствующих навыков и умений. В ходе игры каждый участник получает листок бумаги с одним

предложением из определённого рассказа. Ему не разрешается показывать предложение кому-нибудь или записывать его, он должен запомнить это предложение (на это даются две минуты). Затем преподаватель собирает все листки и зачитывает каждое предложение. Играющие прослушивают их, а затем каждый из них в соответствии с логической последовательностью по очереди называет своё предложение.

Есть еще один тип упражнений, который я использую в своей учебной деятельности - это «кукольный театр». При чтении или рассказе какого-либо диалога или текста, или даже простейшей фразы, я прошу детей, представить, что они на сцене и выступают перед зрителями. В четвертом классе по тексту «The Donkey's Favourite Season» дети разыгрывают целый кукольный спектакль.

Еще одной игрой, применяемой мной на практике, особенно в 7-8 классах, является «Один день в Москве (Лондоне, Нью-Йорке). Цель данной игры - активизация монологической речи в предлагаемой ситуации и практика порождения связного развёрнутого высказывания, синхронного с речемыслительной деятельностью. В ходе игры играющим задаётся ситуация - экскурсия по городу. Каждому обучаемому или группе предлагается сначала назвать достопримечательности города, затем выбрать те из них, которые они хотели бы посмотреть в течение одного дня, а также объяснить свой выбор. Таким образом, использование ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, способствует формированию навыков говорения, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения.

Из всего сказанного следует, что формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение английским языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.



© 2010-2022