• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • На тему: Чтение художественной литературы на английском языке как одно из самых эффективных средств развития творческих способностей одаренных детей

На тему: Чтение художественной литературы на английском языке как одно из самых эффективных средств развития творческих способностей одаренных детей

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чтение художественной литературы на английском языке как одно из самых эффективных средств развития творческих способностей одаренных детей


Все в мире меняется, меняются и требования к результатам и системе образовательного процесса. Поэтому меняется и школа или вернее сказать, она вынуждена меняться, чтобы соответствовать происходящим процессам в обществе.

Особое место занимает деятельность школы по выявлению, развитию и созданию условий для самореализации одаренных детей.

Чтение художественной литературы на английском языке, на мой взгляд, является одним из эффективных средств работы с одаренными детьми, что способствует развитию творческих способностей учащихся и умения извлекать «подстрочную информацию» посредством чтения художественной литературы, выявлению детей склонных к изучению иностранного языка, а также мотивировать их на дополнительную деятельность по изучению иностранного языка - а именно внеклассное индивидуальное чтение книг на изучаемом языке, подбору подходящих по интересам и уровню языковой подготовки книг и художественных произведений.

Учащиеся читают книги и выполняют по ним творческие проекты в виде сочинений, рецензий, аннотаций и компьютерные презентации с целью дальнейшей пропаганды чтения среди сверстников.
Я считаю, одна из проблем образования детей сегодня - отсутствие у них желания и навыка чтения книг любого жанра и любого назначения - развлекательного, обучающего, информативного и т.д. Вследствие этого у школьников отсутствуют или недостаточно сформированы навыки получения, переработки и творческого использования источников информации, особенно печатной. При изучении иностранного языка чтение книг на этом языке особенно ценно, так как при чтении расширяется словарный запас, усваиваются новые грамматические конструкции, развиваются умение анализа, сравнения, дедукции кроме того это просто увлекательное и полезное занятие.

На начальном этапе процесса работы с художественной литературой, особенно удачным моментом для выявления учащихся, увлекающихся чтением, являются уроки домашнего чтения. Одаренные дети выделяются сразу: они легко запоминают новые слова, способны накопить богатый лексический запас благодаря свойствам памяти; бегло читают и, что самое ценное, читают с пониманием. Им нет необходимости обращаться к словарю за каждым словом - они от природы имеют «языковое чутье» и умение догадываться о содержании прочитанного слова или фразы из контекста. Таких детей легко научить получать «подстрочную» информацию - что является главным при чтении книг и художественной литературы. Они способны составлять аннотации и рецензии на произведения, делать анализ, находить положительные и отрицательные стороны книги и удачные авторские приемы. После выявления группы одаренных детей, остается выстроить траекторию деятельности, направленную на развитие поставленных задач. Необходимо учесть, что дети могут подобраться разновозрастные и с разной языковой подготовкой. Следовательно, деятельность учителя осложняется тем, что в основном носит индивидуальный характер.

Следующий этап предполагает совместную работу учителя и школьника. Первым условием эффективности является правильный подбор книги для чтения. Именно от этого зависит, насколько велико будет желание ученика заниматься этим видом умственного труда в дальнейшем, одним словом, уровень его мотивированности и соответственно результативность. Факторы, которые необходимо учитывать при выборе книги: интересы, увлечения и любимые жанры ребенка.
К примеру, если ученик увлекается животным миром, читает энциклопедии о животных, коллекционирует насекомых, а любимые игрушки - это динозавры и драконы. Неудивительно, что из предложенных книг он может выбрать красочно-иллюстрированную книгу из серии Macmillan Children's Readers "Dom's Dragon" с удовольствием прочитать ее на английском языке.

Выбранная для чтения книга должна соответствовать по сложности языковым возможностям ребенка. Важно «не отпугнуть» его, а наоборот, читатель должен получать удовольствие от чтения и ощущать гордость - он в силах читать и понимать не просто предложения или небольшой текст в учебнике, книгу на иностранном языке. Постоянное обращение к словарю за переводом каждого слова не дает целостную картину о развитии сюжета, часто бывает так, что пока ребенок ищет слова в словаре, уже забывает начало предложения и его смысл. Необходимо подобрать специальный ряд книг для внеклассного чтения разного уровня. Такие издания грамотно выдерживают уровень как лексический, так и грамматический, к тому же выстраивают изложение и частотность лексического насыщения и использования по спиралевидному принципу - лексика регулярно повторяется по ходу текста, что позволяет ученику хорошо ее усвоить и запомнить. После подбора книги, более результативным будет прочитать ее совместно, особенно первую. Здесь важно идти от ступеньки к ступеньке.
1. Ознакомиться с названием книги, сделать первые предположения - о чем она. Небольшая аннотация на обложке сзади тоже даст понятие, о чем книга, время и место происхождения событий.

2. Обычно книга содержит краткую информацию об авторе. Такая информация даст представление об эпохе, времени, когда творил автор.

3. Книги для внеклассного чтения имеют еще одну очень полезную деталь - рисунки, карты, список действующих лиц. Благодаря этим наглядностям учащийся может представить место действия.
Детально изучив все эти вводные материалы, можно приступать к самому процессу чтения.
4. Первые главы можно прочитать и перевести вместе. Если ученик справляется без особых трудностей, можно просто время от времени давать задания, контролирующего характера. Многие книги уже содержат специальные задания, чтобы проверить насколько хорошо школьник понимает прочитанное.
5. На следующем этапе учим ребенка собирать информацию по прочитанному произведению. К примеру: найти предложения, описывающие место происхождения событий; описание внешности действующих лиц; как автор характеризует личность героев книги. Для школьников постарше задачи могут быть более сложные - найти в книге предложения, которые передают главные идеи книги, в чем мораль произведения, чему учит автор.
6. Итогом должна стать творческая работа - аннотация, реклама книги, компьютерная презентация и т.п. Необходимо четко указать, что требуется включить в работу, структуру, план, дать своего рода шаблон.
В заключении хочется отметить, что уроки домашнего чтения бесценны, т.к. учащиеся с их помощью могут отрабатывать и закреплять грамматический и лексический материал, изучаемый на уроках, а также имеют возможность соприкоснуться с современным живым языком и познакомиться с культурой страны изучаемого языка.

Литература:

1. Беспальчикова Е. В. Обучение анализу текста. - ИЯШ, №2, 2002.
2.Грызулина, А.П. Обучение чтению научно-популярной литературы на Англ. яз. - М: Высшая школа

3. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.: Просвещение,1973



© 2010-2022