- Преподавателю
- Иностранные языки
- Доклад по теме: «Особенности работы с одарёнными детьми на уроках английского языка»
Доклад по теме: «Особенности работы с одарёнными детьми на уроках английского языка»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хардикова Е.Л. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад по теме:
«Особенности работы с одарёнными детьми на уроках английского языка».
Проблема работы с одаренными обучающимися - одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Я считаю, что долг учителя заключается в том, чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации. Учебный предмет - английский язык, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей. Я убеждена в том, что одарённый ученик одарён очень во многом, это в свою очередь помогает ему глубже понять свою будущую специальность, быть эрудитом и интересной личностью.
Одаренность не всегда проявляется внешне, т.е. нет интеллектуального блеска, ребенок может быть пассивным, застенчивым, из неблагополучной семьи. Высокая мотивация к достижению цели, положительное отношение к школе служит признаком одаренности, но отсутствие ее еще не говорит об обратном. Те, кто опережает сверстников в умственном развитии, кто обладает незаурядной обучаемостью нам известны, а вот есть такие дети творческого склада ума, у которых своевольное поведение, независимый характер, они непослушны. Вот здесь, нам (учителям) необходимы знания психологии. Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными. При этом надо учитывать, что ОД могут быть:
1) с высокими интеллектуальными способностями
2) с творческими способностями.
В условиях обычного обучения одаренному ребенку просто скучно, обучение не соответствует его способностям. Возможны случаи, что они становятся нарушителями спокойствия на уроке. Поэтому необходим глубокий индивидуальный подход к такому ребенку, важно чтобы он, потеряв интерес, не стал простым бездельником. В тоже время необходимо учесть, что у одаренных детей может быть слишком высокая самооценка. Т.е. необходимо выбирать ситуации благоприятного воздействия на ребенка.
Говоря об обучении иностранным языкам, многие специалисты склоняются к мнению, что обучение должно вестись в специализированных школах,где разработаны особые программы по работе с одарёнными детьми.
Что касается нашей школы, то на своих уроках, в работе с разными детьми, я использую разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков. В обучении английскому работа с одаренными детьми - это, прежде всего, акцент на лексико-грамматический аспект языка - в плане подготовки к олимпиадам, сдаче ЕГЭ. Часто приходится пересматривать и тематическое, и поурочное планирование, создавать картотеку заданий повышенной сложности. Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями. Им не достает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. Говоря о работе на уроке, то если не занимать таких одаренных детей специальными заданиями - заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав свое задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, или с интересом смотрят, а что же будет дальше в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять детей. И начинается творческий поиск учителя - осуществляется дифференцированный подход. Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику - 15. Если задание для всех - ответить на вопросы, то одаренному - ответить и объяснить, почему он так думает; если задание - пересказать текст, то одаренному - проанализировать поступки героев, сделать выводы и т.п.
Вырастет ли из ребёнка с признаками одарённости талантливая личность, зависит от множества причин. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что я и пытаюсь делать на своих уроках.
И главной целью для меня на сегодняшний день в процессе выявления одаренных детей и работы с ними является развитие творческих способности обучающихся. В этом мне помогают следующие виды деятельности:
1.Привлечение обучающихся к проектной и исследовательской работе . С большим интересом одаренные дети участвуют в самой разной исследовательской работе. Ученики активно занимаются научно исследовательской работой. Во время подготовки своих исследований ребята работают с аутентичными источниками, осваивают способы научной деятельности: наблюдение, обработка полученных данных, подведение итогов, подготовка тезисов и выступлений:
делает процесс обучения интересным;
расширяет познания за пределы темы;
придаёт учебному процессу динамичность и привлекательность.
Учащиеся становятся творческими исследователями, получают удовлетворение от работы.
2. Использование ролевых игр, которые:
активизируют творческий процесс на уроке;
включают элементы драматизации;
дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями;
предполагают неформальное общение.
3. Использование творческих заданий, например:
придумать загадку;
составить чайнворд, кроссворд, ребус;
конкурсы сочинений;
конкурсы переводчиков;
составить quiz по заданной теме.
4. Внеклассная работа по предмету, как то:
предметные недели;
олимпиады;
праздники по изучению английских традиций;
марафоны, вечера и т. д.