Проектная методика на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю необходимо найти способ «ввести» реальный иностранный язык в школьный класс, включить ученика в реальную языковую коммуникацию, в информационный обмен, не выходя из учебной аудитории, смоделировать в школе реальный процесс вхождения в культуру.

В условиях сельской школы, даже руководствуясь реалиями современной жизни, бывает очень трудно для учащихся увидеть связь между изучением иностранного языка в школе и своей дальнейшей взрослой жизни. Большая часть молодых людей пассивны, предоставлены сами себе, и осмысление жизненных коллизий происходит либо в стенах школы, либо на улице со сверстниками.

Использование метода проектов в процессе обучения и воспитания учащихся средствами предмета «Английский язык» дает учителю колоссальные возможности для воспитания личности школьника, так как учитель может реально осуществлять деятельный характер обучения за счет сочетания разных режимов работы для реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию. Он имеет возможность путем организации образовательной среды и варьирования учебной нагрузки создать каждому ученику условия для возможного выбора предпочтительной деятельности, партнера и средства обучения. Разработка проекта позволяет вовлечь школьников в процесс формирования своего знания и умения применять полученные иноязычные и междисциплинарные знания в различных видах практической деятельности, самостоятельно планировать конечный продукт проекта и, кроме этого, совместно с учителем строить индивидуальную образовательную траекторию на неделю, месяц, четверть и т. д.

Практика показывает, что знания о своей стране и о регионе проживания используется в обучении иностранному языку фрагментарно и не систематично. Это требует от учителя постоянного обращения к краеведческим материалам, которые помогают формировать у учащихся чувства любви к родному краю, сознательное отношение к окружающему миру, гордость за свой родной край. Кроме того, использование краеведческого материала на уроках иностранного языка способствует совершенствованию у учащихся языковых знаний, творческих способностей и познавательных интересов.

Более того, регионоведение, преподаваемое на иностранном языке, позволяет взглянуть на уже имеющиеся сведения и знания о регионе под новым углом зрения, поскольку изложение на иностранном языке не может быть сделано автоматически, перевод с языка на язык - это творческий процесс осмысления другой системы восприятия мира, другого мировоззрения, выраженного средствами языка перевода.

По данной методике на уроках английского языка группой учащихся седьмого класса был выполнен проект " Моё родное село", который, по классификации Е.С.Полат, является внутренним, межпредметным и практико-ориентированным. Учебные предметы, близкие к изучаемой теме: география, история, черчение, изобразительное искусство, экология, социология, литература. Для реализации проекта использовалось следующее оборудование: диктофон, видеоаппаратура, фотоаппарат, компьютер, принтер, сканер, ксерокс, проектор.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Углубление и расширение исследований истории, природопользования, современного состояния поселка, его духовной и культурной жизни. Развитие навыков и умений учащихся в аудировании, говорении, чтении и письме параллельно. Использование английского языка на уровне реальной коммуникации.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации с использованием различных источников (библиотек, музеев, справочников).

2. Привлечь внимание учащихся педагогов и односельчан к природному историческому и культурному наследию Русской Поляны.

3. Составить план и описание основных достопримечательностей Русской Поляны.

4. Анализировать экологические проблемы поселка и сформировать чувство сопричастности к решению этих проблем.

5. Научить учащихся обмениваться информацией, поддерживать разговор, умению изложить свою тему и развить ее, умению выразить свою точку зрения и обосновать ее.

Поставленные задачи выходили за рамки чисто учебных и, планируя работу над проектом, были поставлены следующие воспитательные задачи: развитие таких качеств личности, как: а) заинтересованность и любознательность при знакомстве с правилами составления туристических буклетов, планировании маршрутов, посещении местного музея и органов управления; б) желание найти прежде всего привлекательные стороны в рассматриваемых объектах, вызвать положительные эмоции у посетителей посёлка, чувство патриотизма, любви к своей малой родине; в) коммуникабельность, контактность, соблюдение правил этикета при интервьюировании; г) креативность, творческое отношение к делу; д) эрудиция, актуализация межпредметных связей; е) чувство прекрасного, эстетическая восприимчивость при осмотре достопримечательностей, а также при оформлении путеводителя.

Работая над проектом, учащиеся повышали культуру устной и письменной речи (ведение дневника проекта на английском языке, описание достопримечательностей и маршрутов, презентация полученного материала), имели возможность реализовать себя, самостоятельно подбирая информацию.

Посещение музея приобщало учащихся к ценностям национальной культуры, формировало их эстетические взгляды на русскую культуру. На примерах из биографий героев Великой Отечественной войны, чьими именами названы многие улицы района, школьники имели возможность приобщиться к нравственным ценностям предыдущего поколения, осознать себя частью своего народа.

Во время выполнения проекта учащиеся должны были собрать материал, пользуясь в основном русскоязычными источниками, в этом случае требовался перевод на английский язык; им предстояло также выбрать для презентации полученного материала самые интересные достопримечательности, маршрут, обдумать, как представить его на заключительном уроке приглашенным гостям.

Группа учащихся, выполняющих проект, была разделена на три подгруппы (приложения 1,2):

Историческая группа исследовала этапы развития села, опросила коренных жителей поселка об истории его образования, сняла видеофильм. Работала с архивными документами краеведческого музея «Целины».

Члены социологической группы взяли интервью и узнали мнение учеников и учителей школы о современном состоянии Русской поляны ее будущем, о роли поселка в их личной жизни, провели анкетирование учащихся школы, выпустила тематическую стенгазету.

Чертежно-архитектурная группа составила план достопримечательностей Русской Поляны, выпустила иллюстрированную книгу «Путеводитель по Русской Поляне».

Этапы работы над проектом:

Первый этап. Разработка проектного задания (два урока).

ЗАДАЧИ: определение темы, уточнение целей, актуальность проблемы, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

УЧЕНИКИ организуются в рабочие группы, уточняют информацию, обсуждают задание, формируют задачи и способы взаимодействия, выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРУППА: задание - исследование истории села, определение возможных контактов и сбора материалов.

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА: выяснить у учеников и учителей школы, что они думают о нынешнем состоянии поселка, о его роли в их жизни и каким хотят видеть его. Определение группы опрашиваемых и составление конкретных вопросов для социологического опроса.

ЧЕРТЕЖНО-АРХИТЕКТУРНАЯ ГРУППА: возможность изображения, конструирования плана достопримечательностей Русской Поляны. Выбор объектов для фотосъемки.

УЧИТЕЛЬ мотивирует работу учащихся, объясняет цели проекта, помогает в анализе, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает, помогает в налаживании контактов и организации технических моментов.

Второй этап. Разработка проекта (три урока и самостоятельный сбор информации, накопления нужных материалов).

ЗАДАЧИ: сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности, выполнение проекта.

УЧЕНИКИ: самостоятельная работа с информацией (индивидуальная, групповая, парная), анализ, обобщение, синтез идей, выполнение исследований по группам, работающим над проектом и оформляющим проект.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРУППА: разделение на подгруппы: беседы с учащимися и учителями школы, работа в библиотеке с периодической печатью, справочниками, исторической литературой. Посещение краеведческого музея. Видеосъемка автобусной экскурсии по интересным местам Русской Поляны.

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА: проведение устного и письменного опроса среди учеников и учителей школы. Обобщение собранного материала.

ЧЕРТЕЖНО-АРХИТЕКТУРНАЯ ГРУППА: посещение музея с целью обучения, выполнения плана основных достопримечательностей Русской Поляны. Консультации с учителями, художниками, сбор материалов для выполнения плана. Выполнение плана достопримечательностей поселка.

УЧИТЕЛЬ: наблюдает, консультирует, советует.

Третий этап. Оценка результатов (два урока).

ЗАДАЧИ: анализ выполнения проекта, обсуждение достигнутых результатов и выводов, анализ полноты достижения поставленной цели.

УЧЕНИКИ участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРУППА: представление и обсуждение видеоматериала, подготовка презентации фильма.

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА: обсуждение результатов исследования (анкетирования). Представление фотоматериалов.

ЧЕРТЕЖНО-АРХИТЕКТУРНАЯ ГРУППА: представление плана достопримечательностей, уточнение сопроводительного текста.

УЧИТЕЛЬ: наблюдает, направляет процесс анализа.

Четвертый этап. Защита проекта (два урока).

ЗАДАЧИ: подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта.

УЧЕНИКИ защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРУППА: доклад об истории возникновения и развития Русской Поляны, показ видеофильма «Автобусная экскурсия по Русской поляне».

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА: доклад о социологических исследованиях, демонстрация тематической газеты «Мое родное село».

ЧЕРТЕЖНО-АРХИТЕКТУРНАЯ ГРУППА: представление плана достопримечательностей Русской Поляны с рассказом о ее наиболее интересных местах, презентация фотоальбома «Путеводитель по Русской Поляне».

УЧИТЕЛЬ участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта (приложение 3).

Перед презентацией проекта был просмотрен выполненный на английском языке буклет первой группы и карандашом исправлены ошибки, приготовлены карточки для записи типичных ошибок, а с каждым старостой было обговорено распределение ролей во время презентации. Первая группа представила свой красочный туристический проспект и объяснила по-английски, как он готовился, почему был выбран именно этот маршрут, где был отобран материал, какие буклеты были выбраны в качестве образца и почему. Во время презентации каждый член группы выступал с рассказом о том, что именно он выполнял, что понравилось, что нет и почему. Вторая группа рассказала о том, как проходили интервью, проводился подсчет, как делались записи, к кому обращались за помощью. А третья группа представила свой видео фильм, подробно расписав в начале, кто что делал.

В конце презентации учащимся было объявлено, что их буклет и видеофильм будут использоваться учителями на уроках английского языка и в других классах как наглядные пособия, то есть все, что школьники делали, они делали не только для себя, но и для других. В этом была социальная значимость проекта.

В результате работы над проектом удалось создать для каждого члена группы личностно-ориентированную ситуацию и условия для выбора партнера и предпочтительной деятельности, тем самым, индивидуализируя и дифференцируя процесс обучения и воспитания. Работа над проектом действительно позволила обеспечить социализацию и саморазвитие каждого учащегося. При работе над проектом были задействованы коммуникативная, эстетическая и эмоционально-личностная мотивация учащихся. Каждый из участников проекта имел возможность увидеть достигнутый им прогресс в овладении английским языком (приложение 4). Совместное с учителем планирование работы стимулировало развитие рефлексии, знакомило учащихся с тем, как планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, следуя своим интересам, склонностям и учитывая свои возможности. Знакомство с историей одного посёлка позволило многим на практике приобщиться к истории не только своего села и района, но даже узнать историю своей улицы, биографию человека, чье имя она носит. Работа над проектом позволила формировать языковые и страноведческие знания, развивать навыки и умения учащихся в аудировании, говорении, чтении и письме параллельно, а также использовать английский язык на уровне реальной коммуникации.

После выполнения данного проекта учащиеся продолжали работать в этом направлении, углубляя и расширяя исследования истории, природопользования, современного состояния нашего края, его духовной и культурной жизни. Накопился богатый исследовательский материал. С работой «История и современность Русской Поляны» они вышли на конференцию областного научного общества учащихся «Поиск» и стали его лауреатами. Тезисы их работы включены в сборник "Села прииртышья".

На областной конкурс «Моя малая родина» участники группы представили «Путеводитель по Русской Поляне» с приложением на английском языке и заняли первое место.

Участники данного проекта выступали на научной конференции "Летопись сибирских деревень", проводимой Областным обществом детско-юношеского центра туризма и краеведения и получили рекомендацию на ежегодную областную молодежную научную конференцию.

Собранным ими краеведческим материалом пользуются учителя иностранного языка на спецкурсах по регионоведению.

На основе своей работы учениками был создан авторский мультимедийный файл в Microsoft Power Point, который занял первое место на областной научной конференции юных программистов.

В нашем районе работает шведское общество «Сибирь AID» с пропагандой здорового образа жизни, представители которого взяли у нас копию фильма о Русской Поляне на английском языке для ознакомления с поселком и демонстрации его у себя на родине.

Учащиеся данной группы являются членами школьного скаутского отряда "Ермак", который входит во Всероссийское Скаутское общество. В мае прошлого года в школу с дружеским визитом приезжали представители скаутских лидеров Великобритании. В течении трех дней школьники имели возможность общаться с настоящими носителями языка, которые были, в свою очередь, впервые в Сибири и имели неверное представление о жизни в сибирской деревне. Они были удивлены объемом, разнообразием и глубиной знаний школьников о родном селе, их умением свободно изъясняться на английском языке.

Кроме того, представители творческой группы участвовали в Региональной гуманитарной олимпиаде старшеклассников, проводимой Филиалом Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г.Омске и заняли первое место. Одна из участниц этой олимпиады, будущая выпускница решила поступать в этот университет, чтобы получить профессию экскурсовода.

В заключении хочется отметить, что проектная методика обучения позволяет не только значительно углублять и расширять знания учащихся по предмету, но и помогает школьникам успешно продвигаться во взрослой жизни, а также способствует профориентации и даже перепрофилизации в будущем, удовлетворению и развитию познавательных потребностей учащихся.



Приложение 1

Схема управления проектом.

Проектная методика на уроках английского языка


Приложение 2


Схема внутренних и внешних связей.

Проектная методика на уроках английского языка

Приложение 3

Проектная методика на уроках английского языка

Приложение 4

Нога Анастасия

Анкета рейтинговой оценки


Достиг-нутый результат

(из 15бал.)

Оформ-

ление

(из 15 бал.)

Защита

Процесс проектирования

Представле-ние (из 15 бал.)

Ответы на вопросы (из 15 бал.)

Интеллекту-альная активность (из 10 бал.)

Творчество (из 10 бал.)

Практическая деятельность (из 10 бал.)

Умение работать в группе (из 10 бал.)

Само-

оценка

13

10

14

10

10

8

10

10

Педагог

15

13

15

12

10

10

10

10

Коллеги

по группе

15

15

15

13

10

9

9

10

Средний

балл

14

13

15

12

10

9

10

10

Всего: 93 балла.

100 - 85 баллов - «5»

85 - 70 баллов - «4»

70 - 50 баллов - «3»

© 2010-2022