Формирование навыков говорения на уроках английского языка (на материале аутентичных аудио и видео фрагментов)

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование навыков говорения на уроках английского языка (на материале аутентичных аудио и видео фрагментов)


Учитель английского языка МБОУ Гимназия « 1 г.о. Самара

Карась Мария Сергеевна


Современный урок иностранного языка немыслим без общения на иностранном языке. Коммуникативная компетенция а так же способы ее достижения являются одними из наиболее актуальных задач, поставленными перед методикой преподавания иностранных языков на всех возрастных этапах школы. Технический прогресс, компьютерная грамотность и повсеместная доступность средств массовой информации, включая самый передовой Интернет, позволяют в совершенстве овладевать коммуникативной компетенцией не выезжая в страны изучаемого языка. Видеоматериалы всегда предоставляли большие возможности для изучения языка, так как они соединяют несколько компонентов, например аудирование и зрительное восприятие, которое обеспечивает контекст. Однако, изобилие видео и аудио материалов, представленных на всевозможных Интернет сайтах, иногда может создать опреленные трудности, чем облегчить труд педагога. На наш взгляд, грамотное использование различных методов и приемов работы с видео и аудио материалами и их дальнейшая «переработка» на уроке в виде ролевых игр, дискуссий, проектов и дебатов, несомненно повышают наглядность обучения и вызывают стремление к дальнейшему совершенствованию и освоению языка и языковой культуры.

Применение аудио и видео фрагментов на уроке иностранного языка открывает большие возможности развития творческого потенциала обучающихся, а именно развитие воображения и прогнозирования ситуаций на основе реальных событий. Однако, продуманное использование видеоматериалов предъявляет большие требования к организации учебного процесса в целом. Урок с использованием аутентичных аудио и видео фрагментов должен отличаться четкостью, мотивацией, целесообразностью. От учителя, помимо собственной заинтересованности, требуется умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направлять их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы. Но столь, казалось бы, затратный по времени подготовки для учителя процесс дает возможность в дальнейшем избежать разнообразных коммуникативных ошибок при реальном общении в реальной жизненной ситуации. Таким образом, решается главная задача - эффективное формирование всех четырех видов речевой деятельности.

Отдельное внимание хотелось бы обратить на то, что использование видео и аудио записей на уроках способствует индивидуализации обучения. Применение данных средств развивает мотивированность речевой деятельности обучающихся, а именно развиваются два вида мотивации:

- мотивация, демонстрирующая ученику его способность овладеть материалом,

- самомотивация, когда материал интересен сам по себе.

Этот процесс приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию. Кроме того, еще одним достоинством применения видео и аудио фрагментов на уроке иностранного языка является эмоциональное воздействие на обучающихся. Впечатления, полученные в процессе просмотра или прослушивания материала, должны быть направлены на формирование личностного отношения к предоставленному на уроке материалу. Личностное отношение и формирование собственного мнения о материале достигается систематическим применением данного материала, а так же методической его организацией.

Остановимся подробнее на использовании видеофрагментов на уроках иностранного языка.

Принимая во внимание общие тенденции современной методики преподавания иностранных языков, в современной методике прослеживается очевидная тенденция сокращения времени просмотра видеозаписей от получасовых или двадцатиминутных к пятиминутным и даже более коротким фрагментам. Несмотря на такую краткость видеозаписей они обеспечивают достаточный материал для адекватного понимания и отработки на уроке. Вопрос о количестве просмотров обычно не вызывает дискуссий: на начальном этапе фрагменты демонстрируются 2-3 раза, в старшей школе обучающимся иногда вполне хватает и одного просмотра. Безусловно, просмотр видеозаписи на уроке отличается от домашнего просмотра, если на уроке предъявляемый учителем видеоматериал предполагает активный процесс и участие в нем, то домашний просмотр в основном носит ознакомительный или информационный характер.

Алгоритм работы с видеофрагментами на уроке иностранного языка изучался многими специалистами; над этим вопросом работали Гарза Г. Д., Жоглина Г. Г., Рожкова Ф. М., однако мне наиболее близок алгоритм, разработанный и нашедший подтверждение в работах О.В. Барменковой и Е. Н. Солововой [ 1, 2, 5 ]. По их мнению, алгоритм работы с видеофрагментами состоит из


  • преддемонстрационного этапа

  • демонстрационного этапа

  • последемонстрационного этапа.

Каждый из этих этапов чрезвычайно важен и отказ от любого из них приводит к искажению понимания либо заданий к фрагменту, либо видео в целом. Наличие этих трех этапов позволяет детально и точно проследить шаги учителя и его инструкции, а так же контролировать не только выполнение заданий, но и понимание фрагмента обучающимися в целом.

Во время преддемонстрационного этапа учитель обычно ставит коммуникативную задачу, направляющая внимание и нацеленность учеников в необходимое русло. Примерными заданиями данного этапа могут быть как вопросы, предваряющие просмотр, так и письменные задания - все зависит от возрастной группы, темы видео и его продолжительности. Обычно, предвкушая более интересное занятие, чем отработка грамматики или диктант, обучающиеся быстро справляются с такими заданиями. Описываемый этап важен еще и тем, что благодаря ему можно снять языковые трудности восприятия видео фрагмента, объяснить незнакомые культурные реалии страны изучаемого языка.

Во время непосредственной демонстрации фрагмента учитель имеет возможность провести контроль понимания видеоматериала уже после первого его представления. После первичного просмотра целесообразно проверить понимание отдельных фраз, слов, моментов. В ходе выполнения данного коммуникативного задания учитель имеет возможность дать обучающимся дополнительные опоры и подсказки. Вторичный просмотр видеофрагмента обеспечивает детальное понимание содержания и полное восприятие предложенного материала.

Современные обучающие курсы английского языка предлагают огромное разнообразие аудиовизуальных материалов для освоения языка, однако в своей работе я предпочитаю использовать самые современные видео и аудио записи, буквально только что прозвучавшие или рассказанные в прямом эфире в передачах. В этом мне помогает сайт britishcouncil.ru , его раздел learnenglishteens.britishcouncil.org/?utm_source=le-homepage&utm_medium=right-banner&utm_campaign=learnenglish (в этом разделе содержатся самые современные видеозаписи взятые из новостных лент, канала You Tube, документальных кино и репортажей). Причем материалы, предоставляемые Британским Советом можно назвать «горячими». Если на этой неделе в новостях или по какналу ВВС показывают интересный с разных точек зрения сюжет (скалолазание, приготовление Chocolate Brownies, проблема с татуировками после салона тату и т. п.), то на следующей неделе уже готовое для применения на уроке видео располагается на сайте Британского Совета в разделе Video Zone.

Чем для меня привлекателен этот раздел Британского Совета? Каждое видео имеет проработанный ряд заданий для предварительного ознакомления с материалом; примерные типы заданий это Warming Up Questions (вопросы по тематике представляемого видео), Matching (состыковать слова или идиомы из видеофрагмента с их значением). Задания после просмотра включают в себя разнообразные способы проверки понимания увиденного (расположить предложения в логическом порядке, ответить на вопросы по видео, объяснить значения идиом или выражений, прокомментировать жесты, мимику или фразы говорящих, вставить пропущенные слова или даты, написать отзыв, продолжить рассказ от своего имени). В зависимости от уровня группы, задач и целей урока, степени отработки конкретной темы, последемонстрационный этап может быть чрезвычайно разнообразным.

Говоря о применении аудиофрагментов на уроке английского языка стоит упомянуть, что обучение произношению просто невозможно без аутентичных записей. В своей статье я остановлюсь на использовании песен на уроке английского языка. Современные исполнители предлагают нам песни разных жанров, способов исполнения и тематической направленности. Это, на мой взгляд, является огромным преимуществом в деле обучения произношению и ритмики иностранной речи. На моих уроках песенные композиции, в первую очередь, являются релаксирующим моментом. Высокий темп урока и изобилие иностранной лексики не могут не сказываться на степени усвоения материала. Обучающиеся устают, в некоторых ситуациях им становится просто не интересно, и эти моменты самые подходящие для музыкальной паузы. Я регулярно знакомлю обучающихся с композициями на английском языке, репертуар варьируется от Стинга до группы Aerosmith, от Эминема до Рианы. Такой широкий выбор помогает мне охватить и заинтересовать всех обучающихся в группе - известно, что о вкусах не спорят и музыкальные предпочтения у всех разные. Но основной упор я делаю не на музыкальных вкусах, а на разнообразии языковых структур, употреблении идиом и фразовых глаголов, сокращениях и вариантах произношения, что снижает трудность восприятия аутентичного аудио материала во время уроков.

Огромное разнообразие видео и аудио материалов на английском языке и их доступность радует современных школьников и позволяет им быть в курсе не только последних музыкальных или видео новинок, но и подписываться на каналы сервиса YouTube на английском языке, общаться в режиме онлайн по Скайпу и в оригинале смотреть фильмы. Это предоставляет отличную возможность учителям направлять учеников и помогать им овладевать современным английским языком.

Список использованной литературы


  1. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи //Иностранные языки в школе № 3 1999 г.

  2. Барменкова О.И. Эффективные приёмы обучения английскому языку : пособие для учителя. - Пенза, 2008

  3. Комарова Ю.А. Использование видео в процессе обучения иностранному языку в старшей школе /Методики обучения иностранным языкам в средней школе. - Санкт Петербург: изд. КАРО, 2005

  4. Никитина И.Н. Урок английского языка с использованием новых информационных технологий // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004-2005. festival.1september.ru/articles/213950/.

  5. Соловова Е.Н. Использование видео на уроках иностранного языка //

ELT NEWS & VIEWS - 2003 г.-№1

© 2010-2022