Работа с одаренными детьми

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование исследовательской компетенции в иноязычном образовательном процессе

(Работа с одаренными учащимися)

Акелькина В.Р.

учитель английского языка,

МБОУ СОШ № 29г.Белгорода


Многие педагоги говорят о необходимости перехода к непрерывному образованию исследовательского типа, которое рассматривается как одно из основных решений проблемы самообразования, является условием формирования не только познавательной активности, но и потребности в творчестве. Исследовательская деятельность помогает улучшить результаты учебной деятельности школьников, так как она предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера. Следовательно, исследовательская деятельность помогает выявить одаренных детей и помочь им в интеллектуальном развитии.

Целью педагогической деятельности является создание условий для формирования исследовательской компетенции одаренных детей на уроках английского языка и во внеурочное время.

Для реализации цели необходимо решение следующих задач:

  1. Изучение методической литературы по данной теме, изучить основные методологические принципы, на которых строится управление исследовательской деятельностью учащихся.

  2. Разработка и введение в педагогическую практику учебных занятий, способствующих интеллектуальному развитию обучающихся.

  3. Создание программы для формирования исследовательской культуры во внеурочное время.

  4. Повышение мотивации для самообразования.

  5. Диагностика результативности проводимой работы.

Педагогическая деятельность учителя иностранного языка оказывает существенную помощь в решении основных задач по работе с одаренными детьми. Исследовательская деятельность является лишь одной из форм работы с одаренными детьми. В её основе лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление, т.е. исследовательскую компетенцию.

Организация учебно-познавательного процесса строится при помощи таких способов включения учащихся в учебно-познавательную деятельность, как:

  • создание ситуации успеха;

  • участие в творческих конкурсах и исследовательских проектах:

  • групповая работа в урочное время;

  • использование проблемного метода;

Основными формами работы являются:

  • метод проектов;

  • кейс-метод (постановка перед учениками проблемы);

  • лабораторные работы (такая форма отнюдь не характерна для урока иностранного языка);

  • метод критического мышления и др;

В соответствии с поставленными целями и задачами работа ведется на уроках, полностью или частично основанных на методах и приемах исследовательской деятельности, и во внеурочное время. Уроки и внеурочные занятия тесно переплетаются. При этом используется метод проектов, на разных этапах которого, внедряются различные приемы.

Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. В проектной работе учащиеся включаются в организуемую педагогом поисковую учебно-познавательную деятельность. Этот метод давно используется в методике преподавания иностранного языка и рассчитан он не на один урок, а на целый цикл занятий.

Разработка проекта осуществляется в несколько этапов:

1. Подготовка к проекту - изучение индивидуальных способностей учеников, интересов, жизненного опыта каждого ученика;- выбор темы проекта, выделение проблемы и т.д.

2. Организация участников проекта - формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяются обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы.

3. Выполнение проекта - поиск новой, дополнительной информации, обсуждение этой информации, и ее документирование, выбор способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе.

4. Презентация проекта - представление проекта одноклассникам, его защита.

Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом.

5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов - этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Работа над проектом начинается с первого урока цикла, на этапе введения нового материала. Чтоб облегчить работу обучающихся, им предлагается заполнить таблицу:

Знаю

Хочу знать

Узнал(а)

Данная таблица помогает ученикам проанализировать имеющиеся данные по теме и поставить цели на дальнейшую работу. А последняя колонка заполнится ими в конце проекта и поможет увидеть результат и провести рефлексию. Данные заполняются в течение нескольких уроков и можно делить учащихся на группы для того, чтобы была возможность расширить знания по изучаемой теме. Проекты могут быть подготовлены в виде презентации или плаката.

К примеру, при изучении темы «Англо-говорящие страны» в 10 классе по УМК Кузовлева В.П. учащиеся на протяжении многих уроков накапливают знания о странах, в которых говорят по-английски. Итогом изучения данной темы является монологическое высказывание. Но более способные ученики продолжают работу по данной теме и готовят проект, который впоследствии защищают на внеклассном мероприятии в рамках недели иностранного языка. Подобным же образом происходит работа при изучении темы «Научно-технологический прогресс» по УМК Биболетовой М.З.

Также на начальном этапе прохождения темы используются кластеры. Кластеры - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. Эффективным является использование различных цветов при заполнении кластера. Это позволяет отделить известную информацию от новой. Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе можно анализировать получившийся кластер как «поле идей».

Кластер помогает организовать и структурировать речь учащихся как на уроках, так и во время внеаудиторных занятий. При работе над различными исследовательскими проектами кластеры становятся опорой, по которой готовится итоговая презентация.

На этапе накопления знаний по изучаемой теме очень эффективным является использование метода INSERT. Метод INSERT - в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.

I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

· V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

· - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

· + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

· ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом может осуществляться «на слух» или «про себя».

III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V

+

-

?


IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Эффективнее всего данный метод работает при чтении текстов с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала и систематизации знаний.

Обсуждение накопленных знаний часто происходит при помощи кейс-метода. Кейс-метод или кейс-технологии - обучение на примере конкретных случаев. Сущность этого способа обучения заключается в том, что учащимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности. Процесс обучения с использованием кейс-метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения.

Учебный материал подается в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов. Этот метод очень эффективен для формирования представлений о том, как реально функционирует английский язык.

Таким образом, можно говорить о том, что в результате такой деятельности вырабатываются и развиваются специфические умения и навыки. Путем интеграции различных приемов и методов в учебном процессе можно учить:

- проблематизации (рассмотрение проблемного поля и выделение подпроблем, формулирование ведущей проблемы и постановка задачи, вытекающей из этой проблемы);

- целеполаганию и планированию деятельности;

- самоанализу и рефлексии;

- презентации хода своей деятельности и результатов;

- умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

- поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

- практическому применению знаний, умений, навыков в различных, в том числе нетиповых, ситуациях;

- проведению исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).

В ходе такой работы обязательно находятся учащиеся, которым изучаемая проблема очень интересна. С ними работа продолжается уже во внеурочное время. Результатом служат подготовленные проекты, лучшие из которых демонстрируются на итоговых уроках в рамках изучаемой темы.

Итак, при помощи описанных выше приемов и методов можно развивать исследовательскую компетентность, выделить учащихся, которые имеют способности к публичным выступлениям, которые наиболее заинтересованы и талантливы в предмете. Далее работа продолжается на занятиях по внеаудиторной занятости.

Это уже индивидуальная работа с учениками по написанию исследовательских работ. Исследовательская деятельность организуется автором опыта в несколько этапов:

I этап - организационный. На данном этапе происходит выбор интересующей тематики исследования, причем тема должна быть не только актуальной, но и соответствовать интересам и способностям учащегося. На организационном этапе необходимо познакомить ученика с правилами написания исследовательских работ, замотивировать его на продуктивную деятельность.

II этап - этап сбора и обработки информации. Этап трудоемкий. Ученику необходимо изучить как можно больше источников, обозначить цели и задачи исследования, методы, выделить предмет и объект исследования, определить гипотезу, затем все проанализировать и обобщить.

III этап - итоговый. На данном этапе необходимо изложить наиболее важные моменты на бумаге. При этом необходимо дать определения основным понятиям, сделать и изложить свои умозаключения, подтвердив их примерами, и затем правильно презентовать свое исследование, публично его защитив.

Таким образом, в результате освоения правил ведения исследовательской деятельности, учащиеся получают следующие умения:

1) способность ставить и решать исследовательские задачи;

2) осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение научной информации;

3) создавать значимые продукты исследовательской деятельности;

4) способность эффективно строить научное общение.

Эффективнее всего исследовательскую деятельность начинать с детьми младшего школьного возраста, продолжать в среднем звене, тогда к старшим классам можно увидеть насколько результативно могут работать школьники, имея хорошо сложившееся понимание того, как правильно заниматься исследовательской деятельностью.

Подводя итог всему выше сказанному, можно отметить, что уроки, предусматривающие активную творческую деятельность учеников (с использованием вышеуказанных методов и приемов), позволяют выявить ребят, способных к творческой, интеллектуальной работе. С такими учащимися продолжается работа во внеурочное время. На индивидуальных занятиях можно увеличить объём знаний и работать по индивидуальной программе. Другими словами - это интеграция урочной и внеурочной деятельности, в рамках которых происходит выявление одаренных детей, создаются условия для развития основных характеристик одаренности и предоставляются возможности для реализации потенциала обучающихся.

Библиографический список

  1. Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Исследовательская работа школьников. - 2002. - №1. С.24-34.

  2. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Автореферат дис. на соиск. ученой степени доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2003. ‒ 47 с.

  3. Бережнова Е.В.Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский . - 2-е издание, стереотипное. - Москва: Академия, 2006. - 128 с.

  4. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск, 2001.

  5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: педагогика, 1991. - 165 с

  6. Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании // Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод. сб. - М.: Народное образование, 2001. С.33-37.

  7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»// mon.gov.ru/ Официальный сайт министерства образования и науки РФ

  8. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // ИЯШ. - 1998. - № 3. - С. 7-13

  9. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие,конфликт. - М., 2000. С.97.

  10. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2. - с. 3-10

  11. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с

  12. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.,2004.

  13. Сафонова, В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе/В.В. Сафонова. - М.: Еврошкола, 2001. - 273с.

  14. Ушачёв, В. П. Психолого-педагогические основы формирования творческой активности школьника / В. П. Ушачев, В. Д. Путилин. - Магнитогорск : МГПИ, 1998. - 62 с.

  15. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Изд-во "Питер",2000. - 512с.

  16. Renzulli J.S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity // Sternberg R.J., Davidson J.E. (Eds.). Conceptions of Giftedness. New York: Cambridge University Press. 1986



© 2010-2022