Рабочая программа крымскотатарская литература 5 класс

Раздел Иностранные языки
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МУСКАТНОВСКАЯ ШКОЛА»

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ





РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

Протокол №____

от _____________________

Руководитель МО_________

Г.Ф. Билялова


СОГЛАСОВАНО:

заместитель директора __________ Л.В. Быканова

«____»_________2015 г

УТВЕРЖДЕНО:



Приказ №____

от «____»____________2015 г


Рабочая программа

по учебному предмету

« Крымскотатарская литература»

(базовый уровень)

для 5 класса

на 2015/2016 учебный год

учитель крымскотатарского

языка и литературы

Мустафаева

Сания Музафировна

с.Мускатное, 2015 год



Содержание

1. Пояснительнаязаписка…………………………………………………………3

2.Общая характеристика учебного предмета…………………..………………..4

3.Место учебного предмета в учебном плане школы………..…………...…….6

4.Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета…..…..7

5.Содержание учебного предмета………………………………………………..8

6.Тематический план……………………………………………………………..15

7.Календарно-тематическое планирование …………………………………….15

8.Критерии оценивания……………………………………………………...… ..22

9.Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса……………………………………………………….28

10.Приложения…………………………………………………………………....31

11.Лист фиксирования изменений и дополнений рабочей програмне………..39

























Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Крымскотатарская литература» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы по крымскотатарской литературе для 5-9 классов (под редакцией Аблятифова А.С.,Алединовой М.И.).. Учебник «Къырымтатар ве четэль эдебияты. 5 сыныф», авторы А.Велиуллаева, С.М. Акимова. Программа составлена для учащихся 5 класса и рассчитана на 70ч.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации".

  2. Постановление гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  3. Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.

  4. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".

  5. Федеральный компонент государственого стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 № 1089.

  6. Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 № 1312.

  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  11. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

  12. Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

  13. Примерная программа «Крымскотатарский язык (неродной)» для общеобразоательных организаций Республики Крым под редакцией А.С. Аблятипова, Симферополь, 2015г.

  14. Учебный план МБОУ «Мускатновская школа» на 2015 -2016 учебный год.


Общая характеристика учебного предмета.

Литература - один из главных предметов школьного образования, объединяюший гуманитарные дисциплины. Он содействует становлению национального, патриотического и гражданского самосознания учащегося, утверждает в нем чувство родного языка, родной истории, родной природы, способствует эмоциональному, интеллектуальному и эстетическому развитию школьника, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Литература формирует духовный облик и нравственные ценности молодого поколения. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: она обладает силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На уровне основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, выразительного и беглого чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, на крымскотатарском языке. Каждое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающийся постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и толковать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержанию художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов;

  • написание сочинение на основе прочитанных произведений и на основе жизненных впечатлений;

  • написание творческих работ

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Крымскотатарская литература» тесно связан с другими учебными предметами: крымскотатарским языком, историей, географией, обществознанием. Крымскотатарский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в особенностях человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника умение разбираться в отношениях между людьми, активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Умение грамотно, логично, образно изложить на крымскотатарском языке свою точку зрения (устно или письменно) является главным результатом изучения крымскотатарской литературы. Творческим работам различных жанров, способствующим развитию аналитического и образного мышления школьника, должно уделяться особое внимание.




Цели учебного предмета


Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной литературе и культуре;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико- литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В процессе изучения предмета закладываются все базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, ценность жизни, добра, природы, семейные ценности, труд и творчество, искусство и литература, духовность. Предмет способствует формированию у обучающихся этнического и национального самосознания, культуры межэтнических отношений, этике межнационального общения.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

Учебный план 5-9 классов формируется на основе Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (в редакции приказа от 01.02.2012 № 74).

Для классов с русским языком обучения предлагается использовать Примерный учебный план для общеобразовательных организаций Республики Крым с русским языком обучения , украинским или крымскотатарским языком обучения - Примерный учебный план для общеобразовательных организаций Республики Крым с родным (нерусским) языком обучения .

В классах с русским языком обучения, по желанию родителей и обучающихся, возможно изучение родного (украинского или крымскотатарского) языка и литературы, для чего выделяются часы из регионального компонента и компонента общеобразовательной организации в объеме до 1 часа в неделю(34 часа в год)


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Крыму, уважительного отношения к крымскотатарской литературе, к литературе и культурам других народов:

. использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)



Метапредметные результаты:

  • умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной гипотезы, выделять характерные причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях; формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовать собственную деятельность;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

  • понимание проблематики изученных произведений крымскотатарской литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно- художественного содержания произведения;

  • владение элементарными литературными терминами;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, и их осознанное чтение;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств крымскотатарского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания; вести диалог;

  • написание классных и домашних изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений, творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений, навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Крымскотатарская литература» на этапе основного общего образования являются:

- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение, сопоставление и классификация;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологический и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезиса, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. баз данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметное содержание речи

1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека.

2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодёжная мода. Покупки.

3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек.

4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы в различное время года.

5. Мир профессии. Проблемы выбора профессии. 6. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Транспорт.

7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).

8. Россия и Крым их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.

Коммуникативные умения по видам речевой деятельности

Говорение

1. Диалогическая речь:

Уметь вести:

- диалоги этикетного характера,

- диалог-расспрос,

- диалог-побуждение к действию,

- диалог - обмен мнениями,

- комбинированные диалоги.

Объём диалога - от 8-10 реплик (5-7 классы) до 10 реплик (8-9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога - 2,5-3 мин

(9 класс).

2. Монологическая речь

Уметь пользоваться:

- основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом (включающим эмоционально-оценочные суждения), рассуждением (характеристикой) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию.

Объем монологического высказывания - от 10-14 фраз (5-7 классы) от 16 -18 фраз (8-9 классы). Продолжительность монолога - 1,5-2 мин (9 класс).

Аудирование

Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

Жанры текстов: прагматические, публицистические.

Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью, стихотворение и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.

Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания текстов для аудирования - до 1 мин.

Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов для аудирования - до 2 мин.

Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования - до 1,5 мин.

Чтение

Уметь:

- читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).

Письменная речь

Уметь:

- писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 30-40 слов, включая адрес);

- заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);

- писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чём-либо). Объём личного письма - около 100-110 слов, включая адрес;

- составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.

Языковые средства и навыки пользования ими

Орфография

Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков крымскотатарского языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.

Социокультурная осведомлённость

предполагает овладение:

- знаниями о значении родного и не родного языка в современном мире;

- употребительной фоновой лексикой и реалиями изучаемого крымскотатарского языка: традициями (в проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора (скороговорками, поговорками, пословицами);

- представлением о сходстве и различиях в традициях русского крымскотатарского языка; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);

- умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в крымскотатарском языке

Компенсаторные умения

Совершенствуются умения:

- переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;

- использовать в качестве опоры при собственных высказываниях ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;

- прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;

- догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;

- использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.

Специальные учебные умения

Формируются и совершенствуются умения:

- находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;

- осуществлять словообразовательный анализ;

- выборочно использовать перевод;

- пользоваться двуязычным и толковым словарями;

- участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.


Основное содержание учебного предмета «Крымскотатарская литература» в 5-6 классах

Крымскотатарский фольклор

Малые жанры фольклора.

Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Поговорка как образное выражение. Скороговорки, считалки. Загадка.

Колыбельные песни. Народные песни. Песни для разных случаев. Богатство языка песен. «Бозторгъай», «Сычан», «Къалайлы къазан», «Аман, дегирменджи», «Айшем». Частушки. Исторические песни: «Порт - Артур», «Шомпол», «Урал дагъы». Лирические и обрядовые песни: «Ай дагълар», «Эля козьлюм».

Анекдоты Ахмета ахая. Образ Ахмета ахая как собирательный образ народа.

Сказки (волшебные, бытовые, о животных). Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. «Акъыллы кирпинен айнеджи тильки», «Эйликке кемлик япма», «Къуш тилинден анълагъан бала», «Саран бай ве ыргъат», «Алим ве базиргян», «Аджы ве йымыртаджы». Понятие аллегории.

Литература VII века

Ашыкъ Умер. «Баарь кельди, гуль ачылды…». Красота природы Родины. Построение, синтаксические конструкции произведения.

Литературная сказка как жанр. Эюп Дерменджи «Айнеджи тилькининъ олюми».

Обычаи и традиции народа. Наврез, Хыдырлез, Джыйын.

Крымскотатарская литература XIX века

Усеин Шамиль Тохтаргъазы. Стихотворение «О недир?» - гимн образованию. Тема, идея, композиция, чувства в произведении.

Номан Челебиджихан. Рассказ «Къарылгъачлар дуасы». Тема желания и необходимости образования. О важности школы в жизни подростков. В стихотворении «Ант эткенмен» преданность Родине, призыв к счастью и свободе.

Якъуб Шакир Али. «Ватан», «Баарь». Стихотворения о Родине, о красоте весны, о надежде на счастливое будущее. Понятие сравнения.

Бекир Чобан-заде. Стихотворения «Догъдым бир эвде». О красоте и богатстве родного языка. Понятие эпитета.

Мемет Нузет. «Ана иле бала арасында…» в произведении психологическая связь и отношения между ребенком и матерью.

Абляким Ильмий. «Къуртчу Бекирчик» - рассказ о трудолюбивом мальчике. Интерес Бекира к жизни пчел. Понятие о литературном герое.

Абибулла Одабаш. В произведении «Унутмайджакъ» о трагической судьбе девочки, о ее стремлении к учебе. Призыв к доброте, отзывчивости. Образ Эсмы. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Смысл финала повести.

Мамут Дибагъ «Балкъуртчыкъ». О любви к пчелам и родной природе главного героя. Отрицательный и положительный герои в произведении.

Ыргъат Къадыр. «Ыргъатнынъ хатиреси», «Анам». Авторская позиция и способы её выражения в произведениях. Особенности идейно-эмоционального содержания стихотворений. Своеобразие ритма и языка. Авторская позиция и способы её выражения.

Эннан Алимов. «Къумру къанат керди» о детской чистой и преданной дружбе. Изображение жизни простого народа. Образы детей и средства их создания. Речевая характеристика. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.

Крымскотатарская литература XX в.

Эшреф Шемьи-заде. «Гедже», «Акъшам денъиз ялысында», «Чёльде яз акъшамы». Понятие метафоры. Особенности лирических произведений. «Аслыхан» (отрывок),

Шамиль Алядин. Трагические события в повести «Узюльген йыпнынъ багъланувы». Образ маленького Дилявера как символ связи с поколениями.

Юсуф Болат. Рассказы «Туфанда къалгъан къой сюрюси». Сюжет рассказа. Основные эпизоды. Нравственная проблематика произведений, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.

Джевдет Аметов. Рассказы «Джедвельге къоюлмагъан дерс», «Сербест динълейиди»

жи». Особенности образов персонажей в произведении. Роль художественной детали. Смысл названия. Изображение трудностей послевоенного времени.

Современная крымскотатарскаяская литература.

Ибраим Паши. «Фындыкъ джыйгъанда». Доброта, доверчивость и душевная красота простых, незаметных людей из народа. Столкновение с миром грубости и практической приземлённости. Дружба, доброта, ответственность в рассказах.

Эмиль Амит. В рассказах «Чанта», «Анамнынъ умюти» становление характера подростка. Образ учителя как образец мудрости, нравственности, доброты.

Урие Эдемова. «Гъайып аскернинъ анасы» тема войны в рассказе. Изображение войны и человека на войне.

Айдер Осман. Повесть «Таныш козьлер». Образ матери-хранительницы очага.

Черкез Али. Рассказ «Отьмекнинъ къадири». Басня «Макътавгъа ким ляйыкъ?», «Пахыл къаргъа ве бульбуль». Понятие басня. Высмеивание негативных черт характера человека.

Таир Халилов. В рассказах «Акъбардакъ», «Меджит акъайнынъ сельбилери» доброта, доверчивость и душевная красота простых, незаметных людей из народа. Столкновение с миром грубости и практической приземлённости. Внутренняя сила героя.

Сведения по теории и истории литературы

Литература как искусство словесного образа. Литература и фольклор.

Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Героический характер. Главные и второстепенные персонажи. Лирический герой. Образы времени и пространства, природные образы, образы предметов.

Художественный вымысел. Правдоподобие и фантастика.

Сюжет и композиция. Конфликт. Внутренний конфликт. Эпизод. Пейзаж. Портрет. Диалог и монолог. Внутренний монолог. Дневники, письма и сны героев. Лирические отступления. Эпилог. Лирический сюжет.

Авторская позиция. Заглавие произведения. Эпиграф. Финал произведения.

Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произве-дения. Возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое в литературе. Юмор. Сатира.

Художественная речь. Поэзия и проза. Изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, антитеза, аллегория). Символ. Гротеск. Художественная деталь. Система восточного стихосложения. Ритм, рифма. Строфа.

Литературные роды и жанры. Эпос. Лирика. Драма. Эпические жанры (рассказ, повесть, роман). Лирические жанры. Лироэпические жанры. Драматические жанры (драма, трагедия, комедия).

Литературный процесс. Традиции и новаторство в литературе. Литературные направления.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5-й класс

ТЕМА

Количество часов



Контрольные работы

1

Роль книги в жизни человека

9

1

2

Литературная сказка

2

0

3

Из истории крымскотатарской литературы

13

2

4

Из крымскотатарской литературы ХХ века.

5

0

5

Современная крымскотатарская литература

5

1

Итого:

34

4


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

(1 час в неделю - 34 часа)


п/п

Тема

Часы

Дата по плану

Лексическая работа

Теоретические понятия

Межпредмет-ные связи

Основные виды деятельности учителя и учащихся

Задание к уроку

По плану

По факту

1

Роль книги в жизни человека

1

02.09.15


Аннотация,

форзац,

тираж



Работа с учебником, выступления учителя и учеников, работа с лексикой.








2

Народные песни.

«Бозторгъай» - «Жаворонок», «Сычан» - «Мышь»

1




09.09.15


Песня, дух, трудящийся, чувства, исполнять

Классификация народных песен

География, история, язык, музыка

Выразительное чтение, прослушивание песен, работа с учебником, работа с картой

Записать несколько народных песен из уст родственников, выучить песню по желанию

3

Колыбельные

1

16.09.15

Колыбель, любовь, мечта, желание

музыка, язык, история

Выразительное чтение, прослушивание песен, работа с учебником

Выучить понравившуюся колыбельную

4



5

Считалочки и скороговорки. Пословицы и поговорки. Загадки

2

23.09.1530.09.15

Считалочки, скороговорки, загадки, пословицы

Особенности данных жанров

язык

Выразительное чтение, работа с учебником, словарная работа

6












Народные обычаи и праздники

1

07.10.15

Обычаи, традиции, праздники

язык, история

Работа с учебником, словарная работа

Подготовить рассказ об одном из праздников

7

Народные сказки. «Акъыллы кирпинен айнеджи тильки» - «Умный ёж и хитрая лиса»

1

14.10.15

Сказка, добро, зло

Классификация народных сказок

язык, история, география

Выразительное чтение, пересказ, прослушивание сказок, работа с учебником, словарная работа

Подготовить пересказ одной из сказок

8

Сказки народов мира. «Почему старикам почет» (болгарская народная сказка)

1

21.10.15

Сказка, добро, зло, уважение

язык, география

Выразительное чтение, пересказ, прослушивание сказок, работа с учебником, словарная работа

Прочесть сказку «Почему старикам почет»

9

Контрольная работа № 1. Устное народное творчество

1

11.11.15


Тесты и аудирование

Литературная сказка

10

Эюп Дерменджи. «Айнеджи тилькининъ олюми» - «Смерть хитрой лисы»

1

18.11.15

Литературная сказка

Сюжет традиционной сказки, логическое ударение

язык

Выразительное чтение, прослушивание, пересказ, работа с учебником, словарная работа

Подготовить доклад об авторе

11

Зиядин Джавтобели. «Балылъчы ве

копек» - « Рыбак и собака»

1

25.11.15

Литературная сказка

Сюжет традиционной сказки

язык

Выразительное чтение, прослушивание, пересказ, работа с учебником, словарная работа

Прочесть сказку

Из истории крымскотатарской литературы

12

Усеин Шамиль Тохтаргъазы. «О недир?» - «Что это?»

2

02.12.15

Стихотворение, учеба, наука

Идея, композиция стихотворения

язык

Выразительное чтение, работа с учебником, словарная работа

Подготовить доклад об авторе

13

Номан Челебиджихан. «Къарылгъачлар дуасы» - «Молитва ласточек»

1

09.12.15

Рассказ, учеба, наука, медресе

Тема, идея рассказа

язык

Выразительное чтение, прослушивание, пересказ, работа с учебником, словарная работа

Прочесть рассказ «Къарылгъачлар дуасы» - «Молитва ласточек». Составить план для устного пересказа

14

Контрольная работа № 2. Из истории крымскотатарской литературы

1

16.12.15


Тесты и аудирование

15

Номан Челебиджихан. «Къарылгъачлар дуасы» - «Молитва ласточек»

1

23.12.15

Рассказ, учеба, наука, медресе

Тема, идея рассказа

язык

Выразительное чтение, прослушивание, пересказ, работа с учебником, словарная работа

Прочесть рассказ «Къарылгъачлар дуасы» - «Молитва ласточек». Составить план для устного пересказа

16

Амди Герайбай. «Тайчыгъым» - «Жеребёнок»

1

13.01.16

Идея, стихотворение


язык

Выразительное чтение, словарная работа

Прочесть стихотворение, проделать словарную работу

17

18

Мемет Нузет. «Ана иле бала расында…» - «Между матерью и ребенком…»

2

27.01.1603.02.16

Любовь, беседа, честь, совесть

Пауза, ритм, рифма

язык

Выразительное чтение, прослушивание, пересказ, работа с учебником, словарная работа

Выучить стихотворение «Ана иле бала расында…» - «Между матерью и ребенком…»

19

Абляким Ильмий. «Къуртчу Бекирчик» - «Пчеловод Бекир»

1

10.02.16

Труд, любовь, пчеловодство

Литературный герой

язык

Выразительное чтение, прослушивание, пересказ, работа с учебником, словарная работа

Подготовить рассказ о главном герое произведения Ильмий. «Къуртчу Бекирчик» - «Пчеловод Бекир»

20

Мамут Дибагъ. «Балкъуртчыкъ» - «Пчеленок»

1

17.02.16

Труд, любовь, пчеловодство, природа

язык

Выразительное чтение, прослушивание, пересказ, работа с учебником, словарная работа

Подготовить пересказ произведения «Балкъуртчыкъ» - «Пчеленок»

21

22

Герои Второй Мировой войны. Амет-Хан Султан. «Авада Амет-Хан!», «Амет-Хан Султаннынъ балалыгъындан» - детство Амет-Хан Султана

2

24.02.1602.03.16

Труд, любовь к Родине, подвиг человека, война

язык

Прослушивание, работа с учебником

Подготовить пересказ прочитанного

23

Контрольная работа № 3. « Подвиг героя»

1

09.03.16


Сочинение

Из крымскотатарской литературы ХХ века.

24

Эшреф Шемьи-заде. «Къыш келе», «Гедже»

1

16.03.16

Природа, времена года

Метафора, сравнение, олицетворение

язык

Выразительное чтение, прослушивание, работа с учебником, словарная работа

Выучить одно из стихотворений

25

Юсуф Болат. «Туфанда къалгъан къой сюрюси - «Попавшая в бурю отара овец»

1

23.03.16

Талант, доброта, благородство, пейзаж

Пейзаж

язык

Выразительное чтение, прослушивание, пересказ, работа с учебником, словарная работа

Подготовить подробный пересказ произведения «Туфанда къалгъан къой сюрюси - «Попавшая в бурю отара овец»

26

Джевдет Аметов. «Джедвельге къоюлмагъан дерс» - «Урок не по расписанию»

1

06.04.16

Война, фашизм

язык, история

Выразительное чтение, прослушивание, пересказ, работа с учебником, словарная работа

Прочесть произведение, составить план

27

28

Риза Фазыл. Лютфие Софу. «Аметханнынъ йылдызы» - «Звезда Аметхана»

2

13.04.1620.04.16

Документальная повесть

Особенности данного жанра

язык, история

Выразительное чтение, прослушивание, пересказ, работа с учебником, словарная работа

Подготовить историческую справку о главном герое

Современная крымскотатарская литература


29

30

Ибраим Паши. «Фындыкъ джыйгъанда» - «Собирая лесной орех»

2

27.04.1604.05.16

Дружба, смелость, смекалка

язык

Выразительное чтение, прослушивание, пересказ, чтение по ролям, работа с учебником, словарная работа

Подготовить пересказ произведения «Фындыкъ джыйгъанда» - «Собирая лесной орех»

31

Эмиль Амит. «Чанта» - «Портфель», «Анамнынъ умюти» - «Мечта моей мамы»

1

11.05.16

Мировоззрение, учеба, стремление к знаниям, трагическая судьба, мировая война, сирота

Рассказ. Особенности данного жанра

язык, история

Выразительное чтение, прослушивание, пересказ, работа с учебником, словарная работа

Ответить на вопросы данные в учебнике

32

Контрольная работа № 4. «Писатели современной литературы».

1

18.05.16


Тесты и аудирование

33

34

Эрвин Умеров. «Омюрде ильки кере» - «Первый раз в жизни» итоговый урок.

2

25.05.16

Дружба, уважение, черты характера

язык

Выразительное чтение, прослушивание, пересказ, работа с учебником, словарная работа

Подготовить пересказ произведения «Омюрде ильки кере» - «Первый раз в жизни»











КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Критерии оценивания навыков чтения

Решение коммуникативной задачи



Характеристика ответа




Оценка

Коммуникативная задача полностью решена;

ученик полностью понял и осмыслил содержание текста в объеме, предусмотренном заданием (чтение с общим, выборочным или полным пониманием содержания).


Демонстрирует хорошие навыки и умения определять тему/основную мысль текста;

выделяет главные факты, исключая второстепенные;

может догадаться о значении незнакомых слов;

верно устанавливает причинно-следственную взаимосвязь между событиями/фактами текста.


5 (отл.)

Коммуникативная задача решена;

ученик полностью понял и осмыслил содержание прочитанного иноязычного текста за исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание этого текста в объеме, предусмотренном заданием

Демонстрирует навыки и умения определять тему/основную мысль текста;

в большинстве случаев верно выделяет главные факты, исключая второстепенные;

демонстрирует наличие проблемы при анализе отдельных мест текста, при оценке текста и высказывании собственного мнения.

4 (хор.)

Коммуникативная задача решена частично;

ученик частично понял и осмыслил содержание прочитанного иноязычного текста

Демонстрирует несформированность навыков и умения определять тему/основную мысль текста;

не может полно и точно понимать содержание текста;

в большинстве случаев не может выбрать необходимую / интересующую информацию

3 (удов.)

Коммуникативная задача не решена,

ученик не понял прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием


Демонстрирует многочисленные ошибки в понимании прочитанного текста, которые не позволяют выполнить коммуникативную задачу

2 (неуд.)









Критерии оценивания навыков аудирования.

Сформированность перцептивно-смысловых навыков

Умение оценить текст с точки зрения его значимости и информативности

Знание языкового материала

Оценка

Цель аудирования достигнута полностью: ученик верно отвечает на вопросы общего характера; выполняет тест множественного выбора; верно соотносит заголовки/ иллюстрации с содержанием текста.

Демонстрирует хорошие навыки определения типа текста и основной темы; верно выделяет при повторном слушании ключевые слова/реалии; умеет составлять план в форме заголовков к смысловым кускам.

Умеет верно передать основное содержание на родном/иностранном языке; перечислить основные факты в той последовательности, в которой они даны в тексте.

5 (отл.)

Цель аудирования достигнута, но не в полном объеме.

ученик верно отвечает на вопросы общего характера; выполняет тест множественного выбора, допуская 1-2 ошибки при ответе на вопросы, касающиеся отдельных деталей /фактов

Демонстрирует навыки определения типа текста и основной темы, но допускает 1-2 ошибки в умении отделять главное от второстепенного.

Аудиоматериал понимается учеником верно, но есть затруднения при делении текста на смысловые куски и озаглавливание их.

4 (хор.)

Цель аудирования достигнута частично. Смысл аудиотекста понят в ограниченном объеме, социокультурные знания мало использованы в соответствии с ситуацией

Демонстрирует несформированность навыков определения типа текста и основной темы, допускает 3 ошибки при составлении плана.

Аудиоматериал понят частично, ученик испытывает трудности в определении основного содержания и передаче его на иностранном языке.

3 (удов.)

Задание не выполнено. Цель аудирования не достигнута. Тема и содержание не поняты.

Не может оценить текст с точки зрения его значимости и информативности

Информация на слух почти не воспринимается.

2 (неуд.)





Критерии оценивания навыков говорения. Монологическая речь

Решение коммуникативной задачи

Лексико-грамматическое оформление речи

Произносительная сторона речи

Оценка

Задание выполнено

полностью:

цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объеме.


Используемый лексико-грамматический материал соответствует поставленной коммуникативной задаче. Демонстрируется разнообразный словарный запас и владение изученными грамматическими структурами, используются различные типы предложений.

Речь понятна: звуки произносятся правильно, без фонематических ошибок.

5 (отл.)

Задание выполнено:

цель общения достиг-

нута, но тема раскрыта

не в полном объеме.

Используемый лексико-грамматический материал соответствует поставленной коммуникативной задаче. Лексико - грамматические ошибки практически отсутствуют (допускается не более 2 негрубых языковых ошибок, не затрудняющих понимание)

Речь понятна: все звуки произносятся правильно, допускаются 1 фонематическая ошибка, не меняющая значение высказывания.

4 (хор.)

Задание выполнено

частично: цель общения достигнута не полностью; тема раскрыта в ограниченном объеме.

Наблюдается некоторое затруднение при подборе слов и неточности в их употреблении. Используются простые грамматические структуры. Допускаются лексико-грамматические ошибки, но не более

3 языковых ошибок.

Речь понятна: все звуки произносятся правильно, допускаются 2 фонематические ошибки, не меняющие значение высказывания.

3 (удов.)

Задание не выполнено:

цель общения не

достигнута.

Недостаточный словарный

запас, неправильное

использование

грамматических структур,

многочисленные языковые

ошибки не позволяют

выполнить поставленную

коммуникативную задачу.

Речь почти не воспринимается на слух из-за неправильного произношения многих звуков и многочисленных фонематических

ошибок

2 (неуд.)







Критерии оценивания навыков говорения. Диалогическая речь

Решение коммуникативной задачи

Взаимодействие с собеседником

Лексико-грамматическое оформление речи

Произносительная сторона речи

Оценка

Задание выполнено

полностью:

цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объеме.


Демонстрирует

хорошие навыки

и умения речевого взаимодействия с партнером: умеет начать, поддержать и закончить беседу;

соблюдает очерёдность при обмене репликами,

соблюдает нормы вежливости.

Используемый лексико-грамматический материал соответствует поставленной коммуникативной задаче. Демонстрируется разнообразный словарный запас.

Речь понятна: звуки произносятся правильно, без фонематических ошибок.

5 (отл.)

Задание выполнено: цель общения достигнута, но

тема раскрыта не в полном объеме

Демонстрирует

навыки и умения речевого взаимодействия с партнером: умеет начать, поддержать и закончить беседу; но демонстрирует наличие проблемы в понимании собеседника, не всегда соблюдает нормы вежливости.

Используемый лексико-грамматический материал соответствует поставленной коммуникативной задаче. Лексико - грамматические ошибки практически отсутствуют (допускается не более 2 негрубых языковых ошибок, не затрудняющих понимание)

Речь понятна: все звуки произносятся правильно, допускаются 1 фонематическая ошибка, не меняющая значение высказывания.

4 (хор.)

Задание выполнено

частично: цель общения достигнута не полностью; тема раскрыта в ограниченном объеме.

Демонстрирует несформированность навыков и умения речевого взаимодействия с партнером: умеет начать, но не стремится поддержать беседу и зависит от помощи со стороны собеседника.

Демонстрируется

достаточный словарный запас, но наблюдается

некоторое затруднение при подборе слов и неточности в их употреблении. Используются только простые грамматические структуры.

Допускаются не более 3 языковых ошибок.

Речь понятна: все звуки в потоке речи произносятся правильно, соблюдается правильный интонационный рисунок.

3 (удов.)
































Задание не

выполнено: цель

общения не

достигнута; тема

не раскрыта.

Не может

поддержать беседу.

Недостаточный

словарный запас,

неправильное

использование

грамматических

структур, много-

численные языковые ошибки не позволяют

выполнить поставленную коммуникативную задачу.

Речь почти не

воспринимает

ся на слух из-за

неправильного

произношения

многих звуков и

многочислен

ных

фонематических

ошибок.

2 (неуд.)



Критерии оценивания письменных работ

1.1. За письменные работы (контрольные работы, тестовые работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:

Виды работ

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»

Контрольные работы

От 40% до 69%

От 70% до 90%

От 91% до 100%



1. 2. Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений, эссе, проектные работы, вт.ч. в группах) оцениваются по пяти критериям:

2.1.Содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости).

2.2. Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы);

2.3. Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);

2.4. Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);

2.5. Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, не затрудняющих понимание текста, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых).

Критерии оценивания навыков письма. Неофициальное (личное) письмо

Решение коммуникативной задачи

Организация текста

Лексико-грамматическое оформление текста

Орфография и пунктуация

Оценка

Задание выполнено полностью: даны

полные ответы на заданные вопросы.

Правильно выбрано обращение, завершающая фраза

и подпись.

Текст логично выстроен и разделен на абзацы; правильно

использованы языковые средства для передачи логической связи;

оформление текста

соответствует нормам

письменного этикета,

принятого в стране

изучаемого языка.

Использована

разнообразная

лексика и различные

грамматические структуры.

Орфографические

и пунктуационные

ошибки

практически

отсутствуют (допускается не

более 2-х, не

затрудняющих

понимание текста).

5 (отл.)

Задание выполнено: даны ответы на заданные вопросы, но на один ответ дан

неполный ответ.

Есть 1-2 нарушения в стилевом оформлении

письма.

Текст логично выстроен и разделен на абзацы; оформление текста

соответствует нормам

письменного этикета,

принятого в стране

изучаемого языка.

Имеются языковые

ошибки, не

затрудняющие

понимание (допускается не

более 2-х

негрубых языковых

ошибок).

Орфографические

и пунктуационные

ошибки

практически

отсутствуют (допускается не

более 3-4х, не

затрудняющих

понимание текста).

4 (хор.)

Задание выполнено частично: даны

ответы на заданные вопросы, НО они -

неполные, ИЛИ ответ

на один вопрос

отсутствует. Имеется более 2-х нарушений

в стилевом оформлении

письма и в соблюдении норм вежливости.

Текст в основном

логично выстроен, НО имеются недостатки при делении на абзацы ИЛИ имеются отдельные нарушения в структурном оформлении текста письма.

Допущены языковые ошибки,

которые затрудняют

понимание.


Допущены орфографические

и пунктуационные

ошибки (допускается

более 4-х).

3 (удов.)

Задание не

выполнено:

отсутствуют ответы на вопросы ИЛИ

текст письма

не соответствует требуемому объему.

Текст выстроен

нелогично; допущены

многочисленные ошибки в структурном

оформлении письма ИЛИ оформление

текста не соответствует

нормам письменного

этикета.

Допущены

многочисленные языковые ошибки,

которые затрудняют

понимание

текста.

Допущены

многочисленные

орфографические и пунктуационные ошибки.

2 (неуд.)





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Для осуществления преподавания крымскотатарского языка и крымскотатарской литературы рекомендуется использовать учебники и учебные пособия:

  1. Къырымтатар тили. Лакъырды курсу (Крымскотатарский язык. Разговорный курс) для школ с русским языком обучения, автор Асанова Л.Н.

  2. Къырымтатар тили. 1 сыныф (Крымскотатарский язык. 1 класс), авторы Саттарова М.С., Саттарова С.С.

  3. Фиданчыкъ (Росток) книга для чтения во 2 классе, авторы Саттарова М.С., Саттарова С.С.

  4. Эдебий окъув. 2 сыныф (Литературное чтение. 2 класс), авторы Саттарова М.С., Саттарова С.С.

  5. Къырымтатар тили. 2 сыныф (Крымскотатарский язык. 2 класс), авторы Саттарова М.С., Саттарова С.С.

  6. Къырымтатар тили. 3 сыныф (Крымскотатарский язык. 3 сыныф), авторы Саттарова М.С., Саттарова С.С.

  7. Къырымтатар тили. 4 сыныф (Крымскотатарский язык. 4 класс), авторы Умеров М. У., Алиева Л.А

  8. Окъув китабы. 4 сыныф (Книга для чтения. 4 класс), авторы Алиева и другие.

  9. Къырымтатар тили. 5 сыныф (Крымскотатарский язык. 5 класс), авторы Меметов А.А. и другие.

  10. Къырымтатар ве джиан эдебияты. 5 сыныф (Крымскотатарская и мировая литература. 5 класс), авторы Велиуллаева А. и другие.

  11. Къырымтатар тили. 6 сыныф (Крымскотатарский язык. 6 класс), авторы Меметов А, М., Алиева Л.А. и другие.

  12. Къырымтатар ве джиан эдебияты. 6 сыныф (Крымскотатарская и мировая литература. 6 класс), авторы Велиуллаева А. и другие.

  13. Къырымтатар тили. 7 сыныф (Крымскотатарский язык. 7 класс), авторы Меметов А.М., Алиева Л.А. и другие.

  14. Къырымтатар ве джиан эдебияты. 7 сыныф (Крымскотатарская и мировая литература. 7 класс), авторы Велиуллаева А. и другие.

  15. Къырымтатар тили. 8 сыныф (Крымскотатарская и мировая литература. 8 класс), авторы Меметов А.М., Алиева Л.А. и другие.

  16. Къырымтатар ве джиан эдебияты. 8 сыныф (Крымскотатарская и мировая литература. 8 класс), авторы Кокиева А и другие.

  17. Къырымтатар тили. 9 сыныф (Крымскотатарская и мировая литература. 9 класс), авторы меметов А.М., Алиева Л.А. и другие.

  18. Къырымтатар ве джиан эдебиятынынъ тарихы. 9 сыныф (История крымскотатарской и мировой литературы. 9 класс), авторы Кокиева А и другие.

  19. Къырымтатар тили. 10 сыныф (Крымскотатарская и мировая литература. 8 класс), авторы Меметов А.М., Алиева Л.А и другие.

  20. Къырымтатар ве джиан эдебияты. 10 сыныф (Крымскотатарская и мировая литература. 10 класс), авторы Кокиева А и другие.

  21. Къырымтатар тили. 11 сыныф (Крымскотатарская и мировая литература. 11 класс), авторы Меметов А.М., Алиева Л.А и другие.

  22. Къырымтатар ве джиан эдебияты. 11 сыныф (Крымскотатарская и мировая литература. 11 класс), авторы Велиуллаева А и другие.

  23. Къырымтатар эдебиятынынъ хрестоматиясы. 11 сыныф (Крымскотатарская литература. Хрестоматия. 11 класс), автор Велиуллаева А.

  24. Къырымтатар ве бала эдебияты хрестоматиясы. (Хрестоматия къымскотатарской и детской литературы), автор Бекиров Д. Б.

  25. Къырымтатар иджрет эдебияты (Кърымскотатарская литература, созданная за рубежом), авторы Куртумеров Э.Э. и другие.

  26. Къырыматар эдебиятынынъ антологиясы. 5-6 классы (Антология крымскотатарской литературы. 5-6 классы), автор Велиуллаева А.

Для осуществления преподавания крымскотатарского языка и крымскотатарской литературы рекомендуется использовать учебные пособия:

  1. А.М. Меметов, Л.А. Алиева, И.А. Меметов. «Къырымтатар тили» - 5 сыныф ичюн дерслик. - Симферополь: Къырым девлет окъув-педагогика нешрияты, 2001.-208с.

  2. А. Велиулаева «Къырымтатар эдебияты» - 5 сыныф ичюн дерслик. - Симферополь: Къырымдевокъувпеднешир, 2008. - 176с.

Программа, по которой составлено календарно-тематическое планирование:

- М.И. Алидинова. «Къырымтатар тили. 5-12 сыныфлар» - Симферополь: Къырым девлет окъув - педагогика нешрияты, 2005. - 40с.

- С.М. Акимова «Интеграция курсу боюнджа къырымтатар ве четэль эдебияты. 5-12 сыныфлар» - Симферополь: Къырым девлет окъув -педагогика нешрияты , 2005. - 64с





Приложения

Контрольная работа

Устное народное творчество

I вариант


1. Фольклор недир?

а) бедиий эдебият б) халкъ агъыз яратыджылыгъы

2. Ашагъыдаки жанрлардан къайсы бири халкъ агъыз яратыджылыгъына аиттир?

а) икяе б) роман в) эфсане

3. Халкъ йырларында не акс эттириле?

а) табиат къанунлары б) дуйгъу, арзу-истек

4. Тарихий йырларда не акс эттириле?

а) севги б) асретлик в) олып кечкен бир де бир вакъиа (адисе)

5. Лирик йырлары не акькъында?

а) чешит дуйгъулар б) олып кечкен вакъиалар

6. Инсаннынъ менфий чизгилери насыл йырларда тасвирлене?

а) тарихий б) шакъа в) лирик

7. Айненни недир?

а) аталар сёзю б) икяе в) бешик йыры

8. Эпитет не ичюн къулланыла?

а) ифадели ве тесирли тасвир ичюн

б) несненинъ колемини, тюсюни бильдирмек ичюн

в) несненинъ ерлешкен ерини косьтермек ичюн

9. Саювларны не вакъыт къулланалар?

а) вакъытны бельгилегенде.

б) невбет тизгенде

в) микъдарны бильдиргенде

10. Тезайтымлар бизге насыл ярдым этелер?

а) догъру фикир этмеге

б) озь фикиринъни ифадели акс этмеге

в) сёзлерни догъру ве айдын теляффуз этмеге


II вариант


1. Халкъ агъыз яратыджылыгъы дегени недир?

а) бедиий эдебият б) халкъ яраткъан эсерлер

2. Халкъ агъыз яратыджылыгъынынъ насыл тюрлери бар?

а) масал, ривает, лятифе, шакъа, йыр, аталар сёзлери, айтымлар, тапмаджалар

б) икяе, повесть, роман

3. Фольклор эсерлерининъ муэллифи белли ёкъса белли дегиль?

а) белли б) белли дегиль

4. Миллий фольклор халкъларгъа насыл чизгилерни ашлагъан?

а) хынзырлыкъ, саранлыкъ, хиянетлик

б) мераметлик, джесюрлик, адалетлик, эйилик

5. Тарихий йырларда не акс эттириле?

а) асретлик

б) севги

в) олып кечкен бир де бир адисе

6. Бешик йырларында инсаннынъ насыл чизгилери ифаделене?

а) дуйгъу-фикирлери, бири-бирине мунасебетлери, арзу-истеклери

б) аналарнынъ балаларына олгъан севгиси, эйи насиатлары, умют ве ишанчлары

в) инсаннынъ дуйгъуларындан да гъайры, бутюн бир алем акс олуна

7. Чынъ ве манелерде не ифаделене?

а) чешит турмуш левхалар

б) инсаннынъ дуйгъуларындан,башкъа, бутюн дюнья

в) инсанларнынъ дуйгъу-фикирлери, бири-бирине мунасебетлери, арзу истеклери


8. Не ичюн муэллифлер эпи гетни къулланалар?

а) несненинъ колемини, ренкни бильдирмек ичюн

б) несненинъ ерлешкен ерини бильдирмек ичюн

в) ифадели ве тесирли тасвир ичюн

9. Саювлар дегени недир?

а) айтмасы къыйын олгъан давушларнынъ сыкъ-сыкъ текрарланмасы

б) белли бир тертипте тизильген сатырлар

в) балалар ойнагьанда, невбет тизмеси

10. Тезайтымлар дегени недир?

а) белли бир тертипте тизильген сатырлар

б) айтмасы къыйын олгъан давушларнынъ сыкъ-сыкъ текрарланмасы

в) сёзлерни ашыкъмайып, анълайышлы окъумасы

Контрольная работа №2

Къырымтатар эдебиятынынъ тарихындан

(из истории крымскотатарской литературы)

I вариант

1.Усеин Шамиль Тохтаргьазы яшайышта энъ керекли деп нени таный?

а) байлыкъны б) окъув ве бильгини в) параны

2. Шаирнинъ фикириндже, окъув ве бильги инсангьа не бере?

а) акъыл-ферасет ве бахт б) мешакъат ве кедер

3. Усеин Шамиль Тохтаргьазы насыл шиирни язды?

а)«Олар кимдир?» б)«О кимдир?» в)«О недир?»

4.Номан Челебиджихан къайда окъуды?

а) институтта

б)консерваторияда

в) медреседе ве Истанбул университетинде

5. Номан Челебиджихан ким эди?

а) миллий укюмет башы ве муфтий

б) бестекяр

в) шаир

6. Номан Челебиджихан насыл серлевалы икяе язды?

а) «Къарылгьачлар ювасы»

б) «Къарылгьачлар дуасы»

в) «Къарылгьачлар аилеси»

II вариант

1.Берильген сатырлар Усеин Шамиль Тохтаргъазынынъ насыл шииринден алынгъан?

«Америка онынъле къазанды шурет,

Авропалы олды бар дюньяя ибрет,

Недир электрик, аджайип бир къувет,

О - окъувдыр ки, чоджукъларнынъ малыдыр,

О - илимдир ки, инсаннынъ кемалыдыр!»

а) «Эй, койлю» в) «О недир?» ,

б) «Окъумакъ истер» г) «Кетмесин омрюнъ боша!»

2 .Усеин Шамиль Тохтаргъазы яшайышта бахтлы олмакъ ичюн, энъ керекли деп нени таный?

а) байлыкъны б) параны в) окъув ве билыини

3. Номан Челебиджихан ким эди?

а) миллий укюмет башы ве муфтий

б) рессам

в) оджа

4. Ашагъыда берильген дёртлюк Номан Челебиджиханнынъ насыл шииринден алынгъан?

«Ант эткенмен, сёз бергенмен миллет ичюн ольмеге,

Билип, корип миллетимнинъ козь яшыны сильмеге.

Бильмей, корьмей бинъ яшасам, къурултайлы хан болсам,

Кене бир кунь мезарджылар келир мени коммеге».

а) «Ватан» б) «Ант эткенмен» в) «Бир изин беринъиз...»

5. Номан Челебиджихан «Къарылгьачлар дуасы» икяесинде, янъы мектепни насыл тасвир эте?

а) «... бир мектеп ачылды, эшиттим, къоркътым, тюшюндим. Мектеп, эбет, мектеп...»

б) «... мектебин делик джамсыз пенджерелери, къаранлыкъ, джампик бала зинданына кой балалары къатнар эдик. Уйлеге къадар о тимли, къачыкъ мектебининъ эски, делик кийизлери, къасырлары устюнде къарылгъач явруларыдайын тизилир, тиз чёкер, отурырдыкъ. Сабакълар огюмизде, япракълар ачыкъ, козьлеримиз юкъарыда. Чатыгъа юва ясагьан къарылгъач палапанларыны саярдыкъ...»

в) «...Мектебин буюк, чифте къанатлы, акъ боялы къапуларындан ичери кирдик. Юксек, беяз бир япы, кениш, буюк пенджерелерден парыл-парыл ышыкълар тёкюле эди. Сыралар сыра-сыра тизильген, къаршыда къара, ялпакъ, эки туякълы бир тахта тура эди...»


Контрольная работа № 3

Экинджи джиан дженкинден эвельки девир эдебиятындан

I-вариант

1. Амди Герайбай насыл шиирни язды?

а) «Тайчыгъым» б) «Кьозучыгъым» в) «Улачыгъым»

2. Мемет Нузет эдебиятта ким оларакъ таныла?

а) языджы б) шайр в) драматург г) муаррир

3. Мемет Нузет насыл эсерни язды?

а) «Тайчыгъым»

б) «Ана иле бала арасында»

в) «Айнеджи тилькининъ олюми»

4. Берильген сёзлер насыл эсерден алынгъан?

«...Пенджереден къолларым джамгъа етти,

Мен и корип, череп де тайды кетти...»

а) «Озен» б) «Балыкъчы ве копек» в) «Ана иле бала арасында»

5. Абляким Ильмий насыл икяе язды?

а) «Къарылгъачлар дуасы» б) «Къуртчу Бекирчик» в) «Балкъуртлар»

6. Абляким Ильмийнинъ «Къуртчу Бекирчик» икяесинде, Бекирчик мектепте насыл окъугъан?

а) бир къарар б) орта в) яхшы

7. Мамут Дибагънынъ «Балкъуртлар» икяесинде насыл аят левхасы тасвирлене?

а) тынч аят б) эеджанлы аят в) хавфлы аят

8. Бу джумле къайсы икяеден алынгъан?

«Къаравул опаргъа шекер шербети бере турса да, балсыз къалгъан балкъуртлар ачлыкътан ве ачлыкътан да зияде магъазнынъ дымлыгъындан пек чекиштилер.»

а) «Къартлар» б) «Мусафирнинъ пешинден» в) «Балкъуртлар»

II вариант

1. Амди Герайбай насыл окъув юртларында окъуды?

а) кой мектептебинде в) институтта

б) рушдие мектебинде г) Истанбул университетинде

2. «Тайчыгьым» шииринде Амди Герайбай нени ифаде эте?

а) арзуларыны

б) четэльдеки халкънынъ яшайышыны

3. «Тайчыгьым» шииринден парчаны тапынъыз:

а) «Кете, кете, кетелер,

Бир багълыкъкъа етелер.

Бакъсалар не, багъджы ёкъ,

Юзюм десенъ, къумдан чокъ».

б) «Мавы денъиз ялысында олгъан эви,

Басыкъ эвде яшагъан эп экеви.

Мал дегенде, ашагъан шорба, отьмек...

Адет эткен денъизге чыкъып кетмек».

в) «Акъшам устю джоргъалатып копюк къускъа тайымны,

Сукъландырып къарап тургъан той буюги дайымны,

Киреджекмен кочюрмеден айдамакъдай тикленип,

Ат устюнде онъгъа-солгъа къурма джайдай букленип».


4. Мемет Нузетнинъ неге авеслиги онынъ шайр олмасына себепчи олды?

а) халкъ агьыз яратыджылыТъына

б) шиирлерни севгени

в) сеяаткъа авеслиги

5. Мемет Нузетнинъ «Ана иле бала арасында» япкъан къабаатларындан озюни акъламакъ ичюн, бала насыл айнеджилик уйдура?

а) къомшуны къабаатлай

б) къабаатны копекке ташлай

в) озю мучелерине къабаат ташлай

6. Мемет Нузетнинъ «Озен» шииринден алынгъан сатырлар нелер акъкъында икяе этелер?

«Талгъын акъып узакълардан келем мен,

Чокъ ер корем, чокъ да шейлер билем мен.

Айдын куньлер, пек къаранлыкъ геджелер,

Йылдызчыкълар сувны менден ичелер...»

а) озен озю акъкъында икяе эте

б) шайр озь омюри акъкъында икяе эте

в) халкъымызнынъ омюри акъкъында икяе эте

7. Берильген сатырлар Абляким Ильмийнинъ насыл эсеринден алынгъан?

«...О, азбарында алты чешит мейва асрар эди: эрте кираз, эрте къайсы, эрте шефтали, бера александра, бумажный ранет ве сынап алмасы. Онынъ багъчасындан бу чешитлернинъ эр биринден йигирми бешер терек булуныр эди. О бу алты чешиттен бирини не денъиштирир, не оларнынъ сайыларыны эксильтип арттырыр эди...»

а) «Чубарым, балам» б) «Ачлыкъ хатирелери» в) «Къуртчу Бекирчик»

8. Абляким Ильмийнинъ «Къуртчу Бекирчик» икяесинде Бекирлернинъ къорантасы насыл яшай эди?

а) зенгин б) факъыр

9. Бекирчик озюне бетликни неден тикти?

а) анасынынъ марамасындан

б) анасынынъ шалындан

в) анасынынъ антеринден

Контрольная работа №3


«Подвиг героя»


Языджылар экинджи джиан дженки къараманлары акъкъында

I вариант


1. Амет-хан Султан ким?

а) учуджы б) танкчы в) снайпер

2.Амет-хан Султангъа насыл унван берильди?

а) Нобель мукяфатынынъ лауреаты

б) Гвардия уйкен сержанты

в) Советлер Бирлигининъ эки дефа Къараманы.

3.Амет-хан Султан къайсы шеэрде дюньягьа кельди?


а) Алушта г) Алупка

б) Ялта д) Джанкой

в) Кезлев е) Акъяр

II вариант

1.Амет-хан Султан халкъкъа ким оларакъ белли эди


а)снайпер

б) танкчы

в) учуджы

г) гемиджи





2. Амет-ханнынъ анасы огьлуйа насыл насиатлар бере эди?


а) халкъыны ве Ватаныны севмек керек

б) озь ичюн яшамагъа керек

в) озь сой-сопларыны унутмакъ керек

3.Амет-ханнынъ анасы Насибе апте огълуна насыл эфсане айта?

а) «Аювдагъ» б) «Алтын бешик» в) «Еди къую»


































ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ


Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись





















































































1


© 2010-2022