Урок английского языка по теме «Технология развития критического мышления»

Данный материал представляет работу автора по технологии развития критического мышления на уроках английского языка. По данной технологии автор работает уже несколько лет и глубоко убеждена, что различные формы работы по данной технологии помогают сделать уроки интереснее и насыщеннее. На презентации помещены кластеры, составленные как учителем, так и учениками. Данная форма способствует более быстрому запоминанию материала, а также развивает творческие способности учащихся, умение пользоваться ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уважаемые коллеги, здравствуйте!

Своё выступление я хочу начать с показа рекламного ролика. Посмотрите, пожалуйста, на экран (реклама).

Сейчас вы посмотрели рекламу, с которой я начинала уроки иностранного языка в этом году. Останавливая рекламу, предлагаю детям подумать, какие слова появятся в конце рекламы? Чему данная реклама посвящается? … Рекламу эту я выбрала не только для того, чтобы детям было интересно, но и для того, чтобы с первых мгновений урока они начинали мыслить.

Научить детей мыслить сегодня очень важно. Перед нами встаёт много вопросов (Слайд). Окончив школу, выйдя в жизнь, наши ученики должны уметь принимать быстрые и подчас неординарные решения, должны обладать аналитическим, проблемным, критическим, творческим, рефлексивным мышлением.

Поэтому наши ученики должны научиться, не просто смотреть, а видеть, как на этих картинках разные люди увидят разные образы (слайды).

Они должны научиться, не просто слушать, а слышать, чтобы не было ситуации, как в шутке, которую иногда использую на уроках для аудирования:

Жарким летним днём доставщик грузов подъехал к дому, вышел из грузовика и направился к крыльцу. На ступеньках сидела маленькая девочка. «Твоя мама дома?», спросил он её. Девочка кивнула и ответила: «Да». Доставщик вернулся к грузовику, вытащил большую коробку с матрацем и пружинами и понёс тяжёлую поклажу по ступенькам к двери. Покраснев и вспотев от напряжения, он позвонил в дверь. Никто не открывал. Улыбнувшись девочке, он позвонил ещё раз. Опять никто не ответил. Подождав, он позвонил в третий раз. Не было никаких признаков, что в доме кто-то был.

Тогда он обратился к девочке: «Я думал, ты сказала, что твоя мама дома». «Да», ответила она, «но я живу не здесь»

А ещё наши ученики должны иметь своё мнение, отстаивать его, а при необходимости уметь изменять его.

Научиться всему перечисленному очень непросто, поэтому меня заинтересовала технология критического мышления.

Критическое мышление - «хорошо организованный процесс активного восприятия, анализа, синтеза, оценки информации, собранной с помощью наблюдения, собственного опыта, рефлексии и коммуникации». (слайд)

Технологией критического мышления я занимаюсь недолго, но она мне кажется интересной, по крайней мере, детям она явно нравится. Я хочу рассказать вам о некоторых методах этой технологии, которые, на мой взгляд, вполне приемлемы не только на уроках английского языка, но и на других.

Начну с самой технологии. Основными её этапами являются: ВЫЗОВ (постановка проблемных вопросов, прогнозирование), ОСМЫСЛЕНИЕ (отслеживание своего понимания, постановка вопросов для будущего), РЕФЛЕКСИЯ (размышление о том, что узнали, перестройка старых представлений с включением новых понятий). (Слайд).

На стадии «Вызова» я пользуюсь методом Синквейн.Этим методом часто рекомендуют пользоваться на этапе осмысления или рефлексии, но я его использую на начальном этапе. Это, как бы эпиграф моего урока. При помощи Синквейна я стараюсь вызвать у детей интерес. Организую учащихся на мыслительную деятельность, они вспоминают изученное или делают попытку логически прогнозировать содержание данного урока или даже ближайших уроков. Кроме того, Синквейн помогает в изучении новой лексики, расширяет словарный запас учащихся. Так как это начало урока, то дети сидят парами и работают над Синквейном парами. Не могу сказать, что работа идёт легко и быстро. Иногда на русском не подобрать эпитетов, а здесь ведь иностранный язык! Я разрешаю парам пропустить то, что не получается, что-то предложить на русском (я помогу потом перевести на английский язык). Иногда (если на уроке новый материал) предлагаю оставить «пробел» в Синквейн. Заполним мы этот «пробел» позднее, когда выучим новое понятие или новое слово. Объявляется конкурс, кто быстрее найдёт новое слово для Синквейна. Так для темы «Лондон» мы нашли, как не странно, глагол burn-гореть, потому что в Лондоне был большой пожар, вошедший в историю и после которого Лондон практически был построен заново. На уроке обсуждаем предложения групп и вырабатываем один Синквейн.

Один из способов работы на этапе «Осмысления» - мыслительные или умственные карты "Mind Maps" (слайды-карты). Их составляем для закрепления лексики, для монологического сообщения, для введения нового материала, для работы с текстовым материалом и другого.

Мыслительные карты - это графическое выражение процессов многомерного мышления. Я из практики давно заметила, что чаще встречаются визуалы т. е. дети, у которых преобладает канал зрительного восприятия и для них карты ума просто необходимы. Мыслительные карты - универсальный ключ, к раскрытию потенциала, имеющегося в мозге каждого.

Почему мыслительные карты позволяют легко запоминать новые слова и вспоминать уже известные?

Во-первых, учащийся сам вспоминает или находит слово, это активизирует процессы памяти и мышления.

Во-вторых, представляя каждое слово в виде картинки, используется сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга: слова - это функция левого полушария, а образы и фантазия - правого. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова.

В-третьих, любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в мозге, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.

Такую карту дети делают на уроке группой. А те карты, которые предлагаю сделать дома, позднее использую в классе и для других учащихся и учащихся из других классов.

Конечно, мыслительную карту может выполнить учитель, но я, к сожалению это могу сделать плохо, поэтому использую ещё одну форму работы - кластер. Слово «кластер» происходит от английского Cluster - гроздь. Мысли не громоздятся, а "гроздятся", т. е. располагаются в определённом порядке. Примеры кластеров вы можете видеть на экране (слайд). Мне очень нравится пользоваться кластером в слабых группах. Я составляю такой кластер или несколько, а потом дети пользуются им на уроке. Иногда они даже удивляются, что вполне могут выполнять задания, у них получается. (Слайд). Вы видите примеры кластеров, которые я раздаю группам, а затем мы их отрабатываем в группах методом «Зигзаг». Дома нужно повторить пройденное на уроке, и монолог получается быстрее, чем обычно.

Кластер и мыслительные карты развивают творческие способности детей, поэтому у нас получаются иногда такие «гибриды» (я их называю «творческие карты»), которые похожи и на кластеры и на мыслительные карты( Слайд), а служат той же цели - развитию критического мышления. Кроме того, составление мыслительных карт, кластеров, как и составление схем, опор, таблиц, шаблонов служат формированию надпредметных знаний.

Не могу не остановиться на ещё одной технологии - технологии творческой мастерской. Дело в том, что этапы работы творческой мастерской такие же, как и в технологии критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия, а значит, на мой взгляд, эти технологии решают если и неодинаковые, то похожие проблемы, а при своём сочетании дают хороший результат.

Меня привлекает основной закон творческой мастерской. (Слайд: Делай всё по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам.) Поэтому нет «точных методик» по проведению мастерских. Каждый учитель вправе сам конструировать, создавать свои мастерские. Кроме того, творческая мастерская - это всегда установка на «Успех», «Неуспеха» не бывает.

Я предпочитаю работать в творческой мастерской с младшими классами. Создаю творческие группы (слайд), которые работают над текстами домашнего чтения, лексикой, разговорными темами, при введении нового материала или закреплении и обобщении изученного материала. При формировании групп обязательно учитываю психологические особенности детей. Так почти во всех группах должны быть правополушарные дети, потому что у них особенно много творческих задумок. А содержание задания должно соответствовать основному типу мыслительной деятельности ребёнка: аудиал, визуал, кинистет.

В своих творческих группах художники рисуют, а затем описывают свои рисунки. Поэты составляют стихи из разрозненных строк или добавляют слова в незаконченные стихотворения. Артисты показывают отрывки из заданного текста или показывают, например животных, а другие дети их угадывают. Учёные сравнивают изученные или прочитанные сведения (например: праздники в Росси и Великобритании) и так далее.

Дети всегда видят результат работы своей творческой группы; чувствуют свою состоятельность, удовлетворяют коммуникативную потребность, развиваются как личности.

Итак, технологии, на которых я остановилась сегодня, позволяет учителю: (слайд)

  • давать уч-ся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем,

  • фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы,

  • сочетать индивидуальную, парную и групповую работу: индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт.

Кроме того, технологии способствуют развитию творческих способностей, учат мыслить критически, работать в коллективе и выступать в роли лидера.

На самом деле, наши педагогические технологии у меня ассоциируются с большим магазином одежды. Кому-то подошло это платье, а кому-то другое. Один выбирает самые современные модели, а другой изменяет отдельные детали в неинтересном на первый взгляд платье, добавляет аксессуары, и платье становится просто необыкновенным. Я от души желаю вам выбирать самые красивые и удобные для вас платья-технологии. Чтобы они нравились бы и вам и детям, которых мы учим.

© 2010-2022