Эссе Моя педагогическая философия

За долгие годы работы у меня выработался определённый свод правил, в котором есть понемногу от всех четырёх типов работы. Им мне  и  хотелось бы сейчас поделиться. Делай: 1        Правило любого журналиста, пишущего статью – заинтересуй читателя. Начни с вопроса и не предлагай сразу ответ на него, пусть читатель подумает сам. Предложи наводящие вопросы, мнения других читателей. Замените слова «журналист» и  «читатель» словами «учитель» и «ученик». Это и будет первым пунктом моей философии. Вы бу...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе «Моя педагогическая философия»

"Скажи мне, я забываю.

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда".

Древняя китайская пословица

Эссе «Моя педагогическая философия» - красиво звучит, не правда ли? Однако, если в заглавии из четырёх слов три имеют иностранное происхождение, то меня, как филолога (кстати, тоже нерусское понятие), в первую очередь занимает вопрос - а понимаем ли мы то, что от нас хотят? И понимаем ли мы это правильно? И я произношу одну из моих любимых фраз, которая почти обязательно звучит на каждом уроке - «Обратимся к словарю».

Эссе - удивительно модное на сегодняшний день слово. Как сказал в одном из интервью писатель Михаил Веллер, давая советы начинающим прозаикам -

«Если вы сами не поняли, чего написали - то это эссе. Никто всё равно не знает, что это, а звучит здорово». Что ж, в каждой шутке, как известно, есть доля истины. ЭССЕ - (от лат.exaquim - взвешивание, англ. "essay" и франц. "essai"- очерк, статья, попытка)- жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой темы, какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую и прочие), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопросов и т.п. Родоначальником жанра эссе является французский писатель-гуманист и философ Мишель Монтень, написавший в 1580 "Essais", где он изложил мысли о судьбе человека и общества. В 1597 году Френсис Бэкон также создал "Essays". Затем к этому жанру обращались Д. Локк, Д. Аддисон, Г. Филдинг, О. Голдсмит. У них жанр эссе трансформировался - его понимали как опыт автора в разработке определённой проблемы. В нашем веке к эссе обращались Б. Шоу, Д. Голсуорси, А. Франс, Р. Роллан, Р. Дайн, О. Уайльд, («Читать или не читать?») и др. Один из недавних опытов эссе - Умберто Эко, "Пять эссе на тему этики". Термин "эссе" широко распространён на Западе, особенно в Англии, Франции, Польше и других странах. В России почти не употреблялся (можно назвать эссе "Дневники писателя" Ф. Достоевского.) Даже "Эссе " Монтеня у нас переведены как "Опыты". Британская энциклопедия характеризует эссе как специфическую форму очерка "трактующая о предмете, строго говоря, только в той мере, в какой он произвёл впечатление на автора".

ПЕДАГОГ - (греч. paidagogos) - специалист, занимающийся воспитательной и преподавательской работой как профессией; учитель, преподаватель. Ну, в отличии от термина «эссе» это слово широко известно, хорошо знакомо и дальнейшего толкования не требует.

А вот с третьим словом опять возникают вопросы. Изначально термин известен и вроде бы понятен. ФИЛОСОФИЯ - от греческого phileo -люблю и sophia - мудрость - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нём человека. Она исследует познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение к миру. Определение взято из Советского энциклопедического словаря (1986) и здесь уместно вспомнить, что очень долгие годы этот термин употреблялся не иначе как с приставкой «марксистско-ленинская», а в иных вариантах разве что «классово-враждебная» или «буржуазно-антагонистическая». Как мировоззрение философия у нас была неизбежно связана с классовыми интересами и с идейно-политической борьбой. То есть в чистом виде понятия «философия» в Советском Союзе как бы и не существовало, поскольку мудрость тоже обязана была носить классовый характер. Обращение к разнообразным и разноязычным современным словарям и энциклопедиям дало достаточно разномастный набор определений, из которого я сделала следующий вывод: слову "философия" разные авторы придают различное значение, и я попробую привести три из них.

Первый вариант: Философией называется некая система познания мира, жизни и человека. Примерами такого подхода будут произведения Аристотеля и «Этика" Спинозы.

Второй вариант: Философия - это система взглядов на мир, на человека, на жизнь. В этом смысле мы говорим об оптимистической философии, пессимистической, теистической, идеалистической, материалистической и т.п.

Третий вариант: Философией называется некая традиция взглядов и обсуждений, принятых в среде философов. В этом смысле мы говорим об эпикурейской философии, неоплатонизме, средневековой аристотелевской философии и т.п. В таком случае говорят о философии, развивавшейся, по крайней мере, на протяжении двух поколений.

Предположительно в своей работе я остановлюсь на втором варианте этого определения педагогическом взгляде на мир, образование, ученика.

Какое длинное вступление, не так ли? Но зато теперь я могу с уверенностью сказать, что буду говорить о моём авторском опыте работы в развитии моей системы взглядов на преподавание, обучение и воспитание детей. Это звучит не так эффектно как данное моей работе заглавие, но зато не оставляет места непониманию.

Почему я вообще стала учителем? Прежде всего, потому, что мне доставляет радость общение с людьми, в данном случае с учениками - детьми, подростками. Я стараюсь развивать их, но, безусловно, при этом я развиваюсь сама. И это прекрасно.

В работе учителя мне нравится отсутствие однообразия, привлекает возможность творчества, импровизации, духовного взаимообогащения учителя и ученика.

У меня не бывает ни одного одинакового дня, ни одного одинакового урока. Не бывает одинаковых классов и уж тем более одинаковых учеников. Разве здесь можно заскучать?

Профессия учителя - нелёгкий труд. Никто этого и не отрицает. Мне потребовалось много лет, чтобы прийти к своему собственному стилю общения с учениками. А ведь для этого надо знать свои сильные и слабые стороны и особенности своей личности.

В принципе, можно выделить четыре типа учителей (впервые эту классификацию ввёл В.Н. Сорока - Росинский). Вкратце она выглядит так:

  1. Педагоги- теоретики. Для них существует лишь теория (в данном случае свой предмет). Ученики - хорошо успевающие - любимчики, остальные - как бы и не существуют вообще.

  1. Педагоги - реалисты. В мире вещей и людей разбираются хорошо, а вот в теории не сильны.

  1. Педагоги-утилитаристы. Ученики для них лишь объект обучения. Умеют дать высокие показатели, но часто за счёт «натаскивания» и перегрузки.

  1. Педагоги - интуитивисты. Работают по вдохновению и интуиции, в этом их сила, но в этом же и их слабость. Их ученики умеют работать творчески, но деятельность таких педагогов зависит от настроения. Они быстро «сгорают».

Мне кажется, в молодости мы все проходили через первую стадию - педагоги-теоретики. Всем нам свой предмет казался единственным в мире, самым нужным, самым интересным. И как обижались мы на нерадивых учеников, которые почему-то придерживались иного мнения и отнюдь не спешили посвящать жизнь изучению исключительно нашего предмета. По моему, это нормальная и естественная стадия развития любого начинающего учителя, вот только ни в коем случае нельзя, чтобы она стала кредо на всю оставшуюся жизнь.

В чистом виде педагог - реалист, с моей точки зрения, не учитель вообще. Ему можно работать воспитателем группы продлённого дня или освобождённым классным руководителем. У реалистов близкие и доверительные отношения с учениками, но преподавать предмет, давать знания, по - моему глубокому убеждению, им нельзя.

От третьего типа я взяла необходимость знания своих учеников. Мне хорошо известно не только что они могут, а что не могут, но и что они любят и что не любят. Натаскивать и заниматься «показухой» не любила никогда. Надо научить логически мыслить и анализировать, а остальное приложится.

Четвёртый тип мне, пожалуй, ближе всего. Но всё-таки, нельзя полностью зависеть от настроения, тем более что в нашем северном климате последнее очень часто непосредственно связано с погодой и длительностью светового дня.

И за долгие годы работы у меня выработался определённый свод правил, в котором есть понемногу от всех четырёх типов работы. Им мне и хотелось бы сейчас поделиться.

Делай:

  1. Правило любого журналиста, пишущего статью - заинтересуй читателя. Начни с вопроса и не предлагай сразу ответ на него, пусть читатель подумает сам. Предложи наводящие вопросы, мнения других читателей. Замените слова «журналист» и «читатель» словами «учитель» и «ученик». Это и будет первым пунктом моей философии. Вы будете читать неинтересную книжку? Только если она вам необходима, если вас потом будут строго по ней спрашивать. Читать будете с отвращением, через силу и забудете всё то, что прочитали немедленно после своего ответа. Точно такая же картина наблюдается со школьными предметами. Отсюда второе кредо моей философии -

  1. Неинтересных предметов нет, есть неинтересные учителя. Если ты профессионал, если ты по - настоящему компетентен в своём предмете, то ты заинтересуешь своего ученика чем угодно - от тычинок и пестиков до логарифмов и факториалов, от механических колебаний до сетки времён английского языка.

  1. Ученикам уже интересно, чем вы сегодня займётесь? Теперь объясни это так, чтобы поняли все (вот откуда моё столь длинное отступление для толкования заглавия работы). Если тебя не поняли - «оставь надежду всяк сюда входящий». Дальше уже не будет ничего.

  1. Тебя все поняли и всё делают правильно. Не пожалей на это времени, закрепи новый материал как следует. Чем больше ты потратишь на это времени в классе, тем меньше твои дети потратят на выполнение домашнего задания.

  1. Всё, что задаешь - объясни. Всё что задала - спроси. Не спросишь два раза - на третий твои ученики домашнее задание не выполнят и, в принципе, будут правы. Зачем его делать, если им никто не интересуется?

  1. Обязательно оставь пять минут в конце урока и задай два вопроса - чему мы сегодня научились, и зачем и для чего это нужно? Если хотя бы на один из этих вопросов ответа нет, то урок прошёл зря. Нет ничего хуже бессмысленного труда, от которого нет пользы, это понимали еще организаторы фашистских концлагерей.

  1. Выставляя оценку, объясни её. Ребёнок должен знать, за что и как его оценивают.

  1. Поблагодари детей, отпуская их с урока. Они на совесть потрудились и заслужили похвалу.

  1. Меняй стили и приёмы работы. Существует огромное количество видов урока и форм работы на нём, не зацикливайся на одном и том же, пусть даже удачном приёме. Учти, что играть любят абсолютно все, от 7-до 17ти, так что не забывай об игровых приёмах даже на очень серьёзных уроках.

  1. Отвечай на вопросы учеников, не отмахивайся от них. Если не знаешь ответа, честно признайся в этом и скажи, что поработаешь над этим вопросом дома и действительно сделай это и вернись к вопросу на следующем уроке. Не бойся потерять авторитет, признаваясь, что не знаешь ответа. Наоборот, тебя будут уважать за честность и прямоту.

  1. Даже если ответ «троечника» слабенький, найди за что похвалить. Твоя похвала - огромный стимул, она окрыляет и вдохновляет. А вот если отличник поленился и ответил неважно, будь строже. Объясни, что кому больше дано, с того и серьёзнее спрашивают.

  1. В одном из американских учреждений я видела на стене следующее объявление: «Оставьте свой характер дома, он никого не интересует». Это следующий пункт моей философии, только к слову «характер» я еще добавляю слово «проблемы». Детям совершенно неинтересно, что ты невыспалась, поссорилась с домашними, у вас потёк кран, а водопроводчика не дождаться и тому подобное. Оставь всё это за порогом школы, ты пришла сюда нести бодрость и положительную энергетику, а не уныние и негатив.

  1. Непосредственно с предыдущим связан следующий пункт - будь красивой. Это не значит, что надо каждый день менять платье от Диора на костюм от Сен-Лорана. Просто надо быть элегантной и подтянутой. Кстати, в школах США существует правило - нельзя приходить на работу в одной и той же вещи два дня подряд. Это отнюдь не означает наличие тридцати туалетов в твоём платяном шкафу - меняй блузки, жакеты, жилеты, шарфики и шали, бижутерию, причёску и лак на ногтях. Кстати, и самой будет приятно. И не тешь себя мыслью, что детям это безразлично, они ничего не замечают. Замечают, и ещё как!

  1. Keep smiling! Улыбайся!

Не делай:


  1. Не ругай своих учеников. Помни - «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся». И последствий от этого предостаточно - до самых трагических.

  1. Никогда не обзывай учеников дураками, дебилами и тому подобным. Не стала бы останавливаться на этом пункте, если бы не оказалось, что подобные факты в педагогической практике - увы!- встречаются. Эти слова могут нанести непоправимую травму, результаты которой могут проявиться очень не скоро. Последствия врачебной ошибки видны сразу, учительской - позднее, но обе они одинаково трагичны.

  1. Не настаивай на своём мнении, даже если оно правильно, а ученик ошибается. Дай ему возможность высказаться. Помни, что в спорах рождается истина.

  1. Не считай, что твой предмет в школе единственный и самый главный. Соразмеряй домашнее задание с тем временем, которое на него будет потрачено и помни, что твой ученик в этот день получит ещё пять заданий по пяти различным предметам.

  1. Перемена - для отдыха, а не для работы. Не задерживай детей, если чего-то не успела, это твои проблемы, а не их. А если они шумели на уроке и мешали тебе работать, то возвращаемся к первым пунктам моей философии. На интересном и понятном уроке дети шуметь не будут, стало быть, ты недостаточно хорошо спланировала это занятие.

  1. Не жди мгновенных успехов, особенно если достался «трудный» класс. Результат труда учителя проявляется не сразу, а через продолжительное время. Конечный результат своей работы ты, возможно, увидишь уже за стенами школы.

  1. Не опускай рук, даже если всё, как говорится, «запущено». Ребенка воспитывает разнообразная среда, много факторов, положительных и отрицательных, влияет на него. Миссия школы, учителя - бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия. Для этого нужен умный, умелый, мудрый воспитатель. Стань им. Однако -

  1. Не считай, что твоё слово - последнее во всех инстанциях. Учитель - не единственный воспитатель ребенка в обществе, поэтому следует помнить о многофакторности влияния на личность ученика. Здесь мы видим «соавторство» учителя, семьи и общества в воспитании детей.

  1. Никогда не говори ребёнку - «это не твоё, тебе этого не дано». Не бывает неспособных детей, бывают педагогически запущенные дети.

  1. Никогда не говори ребёнку - «тебе вообще это не понадобится». Не бывает лишних знаний и лишних предметов (во всяком случае, на ранних стадиях развития и воспитания ребенка). Он обязательно хоть что-нибудь да запомнит, вынесет с твоих уроков, если они будут - см. первые пункты Философии - понятны и интересны.

А вообще в основе успеха ученика лежит профессиональная компетентность учителя, а именно:

развитый интеллект;

любовь к детям;

владение методикой преподавания;

готовность к самообразованию;

психологическая зоркость;

педагогический такт;

духовные потребности и интересы;

коммуникабельность.

И если всё это у вас есть, то вы хороший Учитель. А если нет, меняйтесь сами или меняйте работу.

Картышева Татьяна Марковна, учитель английского языка школы №548.

© 2010-2022