Статья на тему: Новые подходы в преподавании и обучении на уроках казахского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новые подходы в преподавании и обучении на уроках казахского языка

В данном эссе я хочу рассмотреть проблему изучения казахского языка в школе с позиции учителя. Цель профессиональной деятельности учителя - сформировать у школьников способность к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда. Достижению этой цели способствует переход к профильному образованию, поэтому в своей профессиональной деятельности современному учителю необходимо внедрять в преподавание не только традиционные, но и инновационные методики преподавания, повышать квалификацию, чтобы быть готовым к работе в новых условиях.

Язык изучают, во-первых, потому, что интересно, во-вторых, потому, что знание языка наполняет жизнь человека новым смыслом, и, наконец, это просто развитие человека, его культуры. Главное - помочь каждому ребенку обрести личное осознанное отношение к учебе, соотнося свое мнение с ценностями разных эпох и общечеловеческими ценностями.

Творческий потенциал наших учеников огромен. На мой взгляд, все, что нужно для того, чтобы дети могли проявить свои дарования - это умелое руководство со стороны нас, учителей. Задача учителя - открыть талант в детях и вместе с ними идти по пути познания, творчества, успеха.

Имея за плечами опыт преподавания немецкого языка, я решила внедрять в систему изучения казахского языка методы работы с языком как с иностранным.

Уроки казахского языка как иностранного являются комплексными: учащиеся одновременно изучают фонетический, лексический и грамматический материалы, также в конце каждой темы у меня имеется набор правил, пословиц и поговорок, небольшие диалоги. Я работаю над составлением авторского пособия по казахскому языку, куда будут включены основные темы: «Семья», «Школа», «Родословная», «Моя Родина», «Друзья», «Профессия» и другие. Темы разработаны следующим образом: от простого - к сложному, учащиеся постепенно, из класса в класс, пополняют лексический запас по определенной теме, работают с правилами, встречающимися по тексту. При таком обучении к выпускному классу мои ученики свободно владеют диалоговой речью, умеют грамотно составить рассказ на заданную тему, подобрать пословицы и поговорки, свободно ориентируются в грамматике. При работе над пособием я использую традиционные методики преподавания иностранного языка. Вместе с тем современное образовательное пространство дает возможность сочетать традиции с новыми педагогическими технологиями.

При изучении языка я хочу достичь максимального эффекта беглой речи, а для этого нужно больше слушать и говорить. Детям нужно создавать больше ситуаций для общения. И преподавать нужно иначе, в игровой форме. Учить учащихся говорить, от простого к сложному. Сначала изучать бытовой язык - как в магазине общаться, найти дорогу, снять жилье и т.д. Поэтому я большое внимание уделяю лексическому запасу учащихся, а потом , что называется, потом загружаю их грамматикой и правильным произношением.

Цитируя, слова президента Нурсултана Абишевича Назарбаева, я хочу сказать, что изучение казахского языка стоит на первом месте. Моей целью является создание необходимых условий для того, чтобы заложить прочный фундамент для изучения казахского языка. На своих уроках казахского языка я отдаю предпочтение диалогу, в основе взаимодействия с классом лежит сотрудничество, диалог учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и группы. В современном мире невозможно без диалогового общения разговаривать, сотрудничать с другими людьми. И я поняла, что если наш президент ставит задачу, чтобы многие знали государственный язык, то и мои учащиеся должны знать казахский язык.

В своей работе я опираюсь на технологию развития критического мышления. Для этого на уроке предлагаю учебные пособия, раздаточный материал, дополнительные заготовки. При изучении материала перед учащимся ставлю проблемные задания, ответы на которые они находят самостоятельно. Для закрепления материала применяю составление кластера - таблицы с символическими изображениями основных направлений темы. При опросе использую кластеры как «закрытыми» т.е. без обозначений, так и «открытыми» т.е. частично объясняющими тему. Таким образом, учащиеся получают двойную возможность для развития памяти, мышления, а не только изучения, познания нового. На таких уроках у учащихся повышается интерес к самому процессу обучения, проявляется стремление узнать больше, ответить лучше.

Следующим, не менее эффективным в изучении казахского языка, является использование технологий развивающего обучения. В своей работе уделяю много внимания по развитию у учащихся ассоциативного мышления при работе над анализом текста. На уроках успешно использую следующие технологии:

- Групповые;

- Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности;

- Технология индивидуализации обучения;

- Проектные технологии (данный опыт предполагает активное использование проектных технологий как на уроках (исследовательские проекты), так и во внеурочной деятельности (разработка сценариев и проведение мероприятий по эти сценариям).

В целом, инновационные технологии превращают учащегося в субъект учебной деятельности, личность, стремящуюся к самоопределению и самодостаточности. Таким образом, можно сделать вывод, что применение современных технологий обучения предполагает использование более широкого набора методов обучения, что влияет на повышение качества обучения, на результативность работы учащихся на уроке, на устойчивый интерес учащихся к преподаваемому предмету.

В своей профессиональной деятельности каждый учитель учитывает образовательные потребности детей: если тема урока усвоена хорошо, я включаю материал развивающего и опережающего характера; если же отдельными учениками что-то плохо усвоено, провожу индивидуальные работы, организовываю индивидуально-групповые занятия, чтобы восполнить неусвоенную тему. Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера. Именно это позволяет им максимально реализовать свои учебные возможности, поэтому привлекаю детей к различным конкурсам, провожу нестандартные уроки (уроки с межпредметными связями- литература, история, география), литературно-музыкальные композиции, уроки-концерты), использую новые формы и методы обучения, информационно-коммуникационные технологии, применяю игру для повышения познавательного интереса учащихся.

При построении урока я учитываю каждую минуту для активной деятельности, стараясь глубоко и всесторонне изучить тему, использую перспективные методические приёмы для развития креативных способностей учащихся: кластеры, инсерт, заполнение таблиц, чтение с остановками, совместный поиск, перекрёстную дискуссию, круглый стол; применяют элементы ТРИЗ (технологии решения изобретательских задач): «Удивляй!» (при знакомстве с биографиейвыдающихся казахских деятелей), «Лови ошибку!»; классическое лекционное обучение, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, тесты, метод проектов.

Особое место я отвожу таким формам работы, как семинар, урок-исследование, урок-зачёт. Они способствуют творческому осмыслению материала, воспитанию самостоятельности учащихся в овладении знаниями, формированию навыков монологической речи, учат анализу языкового материала. Чтобы удовлетворить образовательные потребности отдельных учащихся с отличающимися возможностями и склонностями вовлекаю детей в различные творческие конкурсы: конкурсы сочинений, проекты, интеллектуальные игры, конкурсы чтецов, олимпиады, игры по языкознании на различных уровнях.

При рефлексии своей работы я отслеживаю уровень компетентности учащихся , актуальный для повышения знаний:

*умение извлекать пользу из опыта;

* умение опрашивать окружающих;

*умение занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

* умение сотрудничать в группе;

*умение разрабатывать и выполнять рекомендации

* умение нести ответственность.

При анализе результатов применения интерактивных приемов и методов организации учебной деятельности я пришла к следующим выводам:

- возросла социальная и познавательная активность детей: уровень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива;

- расширились компетентности школьника как ученика: его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный результат,

-появилась открытость мышления, способность к коллективной деятельности, ответственность за принимаемые решения;

- наблюдается ежегодная тенденция роста качества знаний.

Казахский язык - это наш духовный стержень. Наша задача - развивать его, активно используя во всех сферах. Мы должны оставить в наследство нашим потомкам современный язык, в котором к опыту многих поколений наших предков был бы гармонично добавлен и наш заметный след. Это задача, которую должен самостоятельно решать каждый уважающий себя человек. Государство, со своей стороны, многое делает для укрепления позиций государственного языка. Необходимо продолжить реализацию комплекса мер по популяризации казахского языка.



© 2010-2022