• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Методическая разработка открытого занятия по теме Страны и национальности. Порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях

Методическая разработка открытого занятия по теме Страны и национальности. Порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Многопрофильный колледж












Методическая разработка открытого занятия

Тема: Страны и национальности.

Порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях.







Дисциплина: Иностранный язык


Преподаватель: Михайлова Екатерина Аркадьевна

















Магнитогорск: 2015 г.

Согласовано

Предметной комиссией

Иностранных языков

Председатель ____________ /Г.И. Грипкова

Протокол № __ от ____ _________20___ г.






Составитель:

преподаватель ФГБОУ ВПО «МГТУ» МпК ________________/Е.А. Михайлова

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для студентов I курса всех специальностей.

Раздел рабочей программы: Вводно-коррективный курс.

Дисциплина общеобразовательного цикла «Иностранный язык» способствует формированию универсальных учебных действий и направлена на достижение:

Личностных результатов:

  1. Сформированность мировоззрения, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.

  2. Навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Предметных результатов:

  1. Сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение иностранного языка к ценностям национальной и мировой культуры.

  2. Сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

Метапредметных результатов:

  1. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты

  2. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

Тема учебного занятия: Страны и национальности. Английское предложение. Порядок слов в утвердительных и отрицательных предложениях.

Дидактическая цель:

  • научить использовать новый грамматический материал в утвердительных и отрицательных предложениях;

  • научить употреблять новый лексический материал в речевых образцах.

Развивающая цель:

  • развивать способности вступать в иноязычное общение;

  • совершенствовать умения анализировать, сопоставлять, делать обобщение.

Воспитательная цель:

  • понимать важность изучения иностранного языка;

  • развивать уважительное отношение к носителям изучаемого языка;

  • способствовать воспитанию внимательного отношения к окружающим.

Организационная форма проведения занятия: практическое занятие.

Методическая цель: реализация коммуникативной методики обучения иностранному языку.

Методическое обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, учебник, раздаточный тематический материал, магнитофон.

Межпредметные связи

Обеспечивающие дисциплины

Изучаемая дисциплина

Обеспечиваемые дисциплины

Русский язык и литература

Иностранный язык


Информатика

и информационные

технологии

в профессиональной

деятельности




Внутрипредметные связи

Обеспечивающие темы

Изучаемая тема

Обеспечиваемые темы

Глагол to be в настоящем простом времени.

Порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях.

Вопросительные предложения в английском языке.





Ход занятия

Этап

занятия

Дидактические задачи этапа

Занятия

Методы и принципы

Обучения

Деятельность преподавателя

Рефлексивная деятельность

студентов

1

2


3

5

I. Организационный этап занятия

Подготовка студентов к работе на занятии

Словесный метод обучения.

Предъявление единых педагогических требований:

  • приветствие;

  • выявление отсутствующих на уроке;

  • проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа).

Отвечают на приветствие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.


Психологическая установка на восприятие материала занятия


Организация внимания и готовности к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте).

Готовятся к восприятию темы занятия.

II. Вводный этап занятия

Подготовка к основному этапу занятия.




  1. Сообщение темы


Словесный метод обучения.

Принцип наглядности.

Тема занятия: «Страны и национальности. Порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях».

Запишите тему в тетради.

Записывают в тетради тему занятия.

  1. Постановка цели

Обеспечение самоосмысления через постановку цели.

Словесный метод обучения. Принцип сознательности и активности. Принцип наглядности.

Перед Вами стоит следующая цель. Вы будете:

уметь:

  • употреблять изученный лексический и грамматический материал в диалогической и монологической речи.

знать:

  • названия стран и национальностей на английском языке;

  • порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях.

Обучающиеся осмысливают и записывают цель в терминах «уметь», «знать».

  1. Мотивация

Обеспечение возникновения у студентов мотива - внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии.

Словесный метод обучения. Принцип сознательности и активности.

Организация деятельности студентов на самостоятельное формирование мотивации учения.

Осмысливают значимость материала данного урока в формировании профессионального опыта.

  1. Входной контроль

Актуализация опорных знаний.

Реализация связей:

  • межпредметных

  • внутрипредметных (материал предыдущих уроков).

Метод устного и письменного контроля. Принцип прочности усвоения знаний.

Входной контроль.

Вопросы предыдущих занятий.

Отвечают на вопросы.

  1. Коррекция опорных знаний.

Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях студентов.

Словесный метод обучения. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Разбор вопросов, вызвавших затруднения.

Определяют и восполняют пробелы в знаниях.

III. Основной этап занятия.





  1. Формирование ориентировочной основы учебной деятельности.

Введение нового грамматического материала.

Обеспечение восприятия и осмысления способов действий (свойств, правил, принципов, методов, особенностей).


Словесный метод обучения. Наглядный метод обучения. Принцип наглядности. Принцип сознательности и активности. Принцип систематичности и последовательности.

Вернёмся к теме и целям урока.

Изложение новой информации.

Содержание:

(см. Приложение 1)

Воспринимают, осмысливают способы действий.

Анализируют, конкретизируют (приводят примеры) полученную информацию, сравнивают ее с известной, ранее изученной, (делают вывод, синтезируют).

  1. Первичное закрепление базисного уровня.

Обеспечение репродуктивного воспроизведения материала.

Наглядный метод обучения. Практический метод обучения. Принцип связи теории с практикой.

Содержание: (см. Приложение 1)

Выполняют практические задания под руководством преподавателя.

  1. Введение нового лексического материала.

Обеспечение восприятия и осмысления способов действий (свойств, правил, принципов, методов, особенностей).


Словесный метод обучения. Наглядный метод обучения. Принцип наглядности. Принцип сознательности и активности. Принцип систематичности и последовательности.

Изложение новой информации.

Содержание: (см. Приложение 1)

Воспринимают, осмысливают способы действий.

Анализируют, конкретизируют (приводят примеры) полученную информацию, сравнивают ее с известной, ранее изученной, (делают вывод, синтезируют).

  1. Первичное закрепление базисного уровня.

Обеспечение репродуктивного воспроизведения материала.

Наглядный метод обучения. Практический метод обучения. Принцип связи теории с практикой.

Содержание: (см. Приложение 1)

Выполняют практические задания под руководством преподавателя.

  1. Самостоятельная работа студентов по применению полученных знаний.

Обеспечение самореализации через саморегуляцию и самоосмысление. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и измененной ситуации.

Наглядный метод обучения. Практический метод обучения.

Задания для самостоятельной работы:

(см. Приложение 1)

Самостоятельное выполнение заданий с применением знаний в знакомой и измененной ситуациях.



IV. Заключительный этап занятия.

Анализ и оценка успешности достижения цели урока.

Словесный метод обучения. Принцип систематичности и последовательности.

  1. Подвести итоги. Анализ работы каждого студента.

  2. Сообщить оценку качества работы каждого студента.

  3. Отметить, кто добился отличного качества работы.

  4. Разобрать наиболее характерные недочеты в работе студентов и рекомендации по их устранению.

Самоанализ выполненной работы.

Самокоррекция.

Мотивация.

Формирование у студентов ориентации на успех.

Словесный метод обучения. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Поощрение студентов в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых).

Самоактуализация. Саморегуляция через достижения цели.

Домашнее задание.

Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

Словесный метод обучения. Принцип посильности и доступности обучения.

Сообщение домашнего задания.

Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.


Содержание основных этапов занятия, раздаточный материал, демонстрационные слайды представлены в приложениях.


Приложение 1

Содержание занятия.

Тема учебного занятия: Страны и национальности. Порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях.

Дидактическая цель:

  • научить использовать новый грамматический материал в утвердительных и отрицательных предложениях;

  • научить употреблять новый лексический материал в речевых образцах.

Развивающая цель:

  • развивать способности вступать в иноязычное общение;

  • совершенствовать умения анализировать, сопоставлять, делать обобщение.

Воспитательная цель:

  • понимать важность изучения иностранного языка;

  • развивать уважительное отношение к носителям изучаемого языка;

  • способствовать воспитанию внимательного отношения к окружающим.

Организационная форма проведения занятия: практическое занятие.

Методическая цель: реализация коммуникативной методики обучения иностранному языку.

Методическое обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, учебник, раздаточный тематический материал, магнитофон.

Межпредметные связи:

Русский язык и литература → Иностранный язык → Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности.

Структура урока:

  1. Организационный этап занятия. 5 мин.

  2. Вводный этап занятия. 15 мин.

  1. Сообщение темы.

  2. Постановка целей.

  3. Мотивация.

  4. Входной контроль.

  5. Коррекция опорных знаний.

  1. Основной этап занятия. 65 мин.

  1. Формирование ориентировочной основы учебной деятельности. Введение нового грамматического материала.

  2. Первичное закрепление базисного уровня.

  3. Введение нового лексического материала.

  4. Первичное закрепление базисного уровня.

  5. Самостоятельная работа студентов по применению полученных знаний.

  1. Заключительный этап занятия. 5 мин.

Мотивация.

Домашнее задание.

План:

  1. Порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях.

  2. Страны и национальности.

  1. Организационный этап занятия.

Приветствие преподавателя и студентов. Проверка отсутствующих.

  1. Вводный этап занятия.

***

Запись в тетради.

(Слайд 1)

Тема занятия: «Countries and nationalities. Word order in positive and negative sentences»

***

Перед Вами стоят следующие цели:

(Слайд 2)

  • научиться использовать новый грамматический материал в утвердительных и отрицательных предложениях;

  • научиться употреблять новый лексический материал в речевых образцах.

***

Запись в тетради.

(Слайд 3)

После завершения нашего занятия вы будете:

уметь:

  • употреблять изученный лексический и грамматический материал в диалогической и монологической речи.

знать:

  • названия стран и национальностей на английском языке;

  • порядок слов в утвердительных и отрицательных предложениях.

***


Знания и навыки, приобретённые в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык», помогут вам в вашей будущей профессии для работы с информацией в глобальной сети Интернет и с различными печатными источниками на английском языке по специальности. А также для общения на английском языке с носителями английского языка или англо-говорящими представителями других стран.

Сегодня вы познакомитесь с порядком слов в английском предложении, правилами построения утвердительных и отрицательных предложений, с новыми словами по теме «Страны и национальности». Затем вы выполните ряд упражнений на закрепление нового материала. В конце урока вы выполните самостоятельную творческую работу по применению полученных знаний и подведём итоги.

Прежде чем перейти к теме нашего урока давайте вспомним тему нашего последнего занятия «Глагол to be в настоящем простом времени».

Входной контроль.

(Слайд 4)

Прочитайте текст. Напишите предложения о себе.

My name is Lisa. I'm American. I'm from Chicago. I'm 22. I'm a student. My father is a doctor and my mother is a journalist. I'm not married. My favourite colour is blue. My favourite sports are football and swimming. I'm interested in art.

  1. (name?) My …………………………………………………………………………………..

  2. (from?) I ………………………………………………………………………………………

  3. (age?) I ……………………………………………………………………………………….

  4. (job?) I ……………………………………………………………………………………….

  5. (married?) I …………………………………………………………………………………..

  6. (favourite colour or colours?) My……………………………………………………………..

  7. (favourite sports?) My ……………………………………………………………………….

  8. (interested in?) I ……………………………………………………………………………..

  1. Основной этап занятия.

  1. Введение и первичное закрепление нового грамматического материала.

Мы стараемся писать и говорить, используя законченные предложения. В разговорном языке мы часто ограничиваемся короткими репликами, которые являются частью полного предложения. Правильное понимание и умение пользоваться короткими разговорными формулами, наряду с умением пользоваться формальным языком, предполагает хорошее знание грамматики языка, его основных структур.

***

Запись в тетради:

  1. English sentence structure. Структура предложения в английском языке.

(Слайды 5, 6)

Для лучшего запоминания порядка слов в предложении англичане пользуются мнемоническим правилом: Mister SPOM (subject - predicate - object - modifier).

Предложение в английском языке имеет фиксированный порядок слов и, как правило, не может изменяться. Каждое предложение должно иметь подлежащее и сказуемое. Обычно подлежащее стоит в начале предложения.

Не is my friend. - Он мой друг.

  • подлежащее - he

  • сказуемое - is (my) friend

  1. Порядок слов в утвердительном предложении. Word order in positive sentences.

(Слайд 7)

Subject

Predicate

Object

Modifier

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

Обстоятельство

  • We are in the centre of Moscow now. - Мы (есть) в центре Москвы сейчас.

  • Juliа is a very nice girl. - Джулия (есть) очень милая девушка.

  1. Word order in negative sentences. Порядок слов в отрицательном предложении.

(Слайд 8)

Subject

Auxiliary verb

Predicate

Not

Object

Modifier

Подлежащее

Вспомогательный глагол

Сказуемое

Частица not

Дополнение

Обстоятельство

  • I am not hungry. - Я не (есть) голодный (голодная).

  • The children are not attentive. - Дети не (есть) внимательны.

***

Чтобы правильно строить предложения на английском языке, надо выучить схемы для каждого типа предложения.

По мере накопления материала о временных группах глаголов вы увидите, как работает это правило.

Давайте выполним несколько упражнений для первичного закрепление нового грамматического материала.

Упражнение 1.

Составьте предложения из данных слов.

(Слайд 9)

Например, Mary, and, sisters, Jane, are - Mary and Jane are sisters.

  1. nice, the, weather, today, is

  2. this, heavy, is, bag

  3. I, my, brother, tennis players, are, good, and

  4. sister, my, a, nurse, is

  5. on, your, keys, are, table, is

  6. eighteen, years, Jane, is, old

  7. today, shops, the, open, are,

  8. very, this, house, big, is

  9. Alice, not, at, is, home.

  10. is, not, Tom, interested, politics, in

Упражнение 2.

Поставьте предложения в отрицательную форму.

(Слайд 10)

  1. We are American.

  2. They are in California.

  3. She is very young.

  4. Mike is in the shop now.

  5. My parents and I are in the garden.

  6. David and you are very friendly.

  7. The theater is near the train station.

  8. Sarah is my sister.

  9. My friends are on holiday.

  10. Your brother is tall and strong.

  11. I'm sick and tired.

  12. Jane and Pete are in the village.

  13. We are quite busy today.

  14. The bus stop is on the left.

  15. He is my boyfriend.

Упражнение 3. Составьте утвердительные или отрицательные предложения, соответствующие истине, используя am, is, are.

(Слайд 11)

Например, (I, interested in, politics) - I am interested in politics. или I am not interested in politics.

  1. (hungry, I)

  2. (it, warm)

  3. (dogs, I, afraid of)

  4. (my hands, cold)

  5. (a very big, Canada, country)

  6. (cheap, diamonds)

  7. (I, in football, interested)

  8. (Rome, in Spain)

  9. (Vegetables, oranges)

  10. (I, happy)

  1. Введение и первичное закрепление нового лексического материала.

На данный момент в мире существует 196 стран. Сколько же национальностей в мире? Этого никто не знает. По разным данным, национальности народов мира могут насчитывать от четырех с половиной до шести тысяч. Общее количество языков и диалектов колеблется от двух с половиной до пяти тысяч. А ведь существуют еще племена, которые не идут на контакт с цивилизованным миром (так называемые un-contacted people). Тем не менее, я думаю, что вы должны знать названия самых населённых стран.

However, I think that you should know at least the names of the most populous countries.

Методическая разработка открытого занятия по теме Страны и национальности. Порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях.

Упражнение 12.

Посмотрите на список слов в колонках А, В и С.

Озаглавьте колонки: Countries. People. Capitals.

Упражнение 13.

Соотнесите слова из колонок А, В и С.

Упражнение 14.

(Cлайд 12)

Послушайте запись и проверьте ответы. Повторите за диктором.

Упражнение 15.

Послушайте запись и заполните пропуски словами из упражнения 12.

(Слайд 13).

Упражнение 16.

Послушайте ещё раз, проверьте свои ответы и повторите за диктором.

Упражнение 17.

Составьте своё собственное высказывание, используя слова из упражнения 12.

Рай там, где повар - француз, полицейский - англичанин, механик - немец, любовник - итальянец, а руководят всем швейцарцы.

Ад там, где повар - англичанин, полицейский - немец, механик - француз, любовник - швейцарец, а руководят всем итальянцы.

Heaven is where the cooks are French, the police are British, the mechanics are German, the lovers are Italian and everything is organized by the Swiss.

Hell is where the cooks are British, the police are German, the mechanics are French, the lovers are Swiss and everything is organized by the Italians.

(Слайд 14)

Это старая, всем знакомая шутка, над которой до сих пор безудержно смеются. Анекдоты о национальных стереотипах существовали веками, ведь даже сейчас мировая общественность поощряет многообразие подобных шуток, и за людьми определенных национальностей закрепились некоторые стереотипы. Одни люди воспринимают национальные стереотипы как расовую дискриминацию. Другие же, видят в национальных стереотипах лишь безобидные шутки, основанные на особенностях, которые устанавливались определенными нациями или народами в течение многих лет.

Но есть ли в этих стереотипах хоть доля правды? Или это предвзятые представления, которые могут быть весьма обидными для многих людей? Каково бы ни было ваше личное мнение, давайте познакомимся с самыми распространенными национальными стереотипами.

Ваше следующее и последнее задание - изготовить небольшую памятку о стереотипах, которые закрепились за итальянцами, немцами, французами и испанцами.

(Слайд 15)





































Spain

1. Поставьте слова в правильном порядке, чтобы получились предложения.

  1. don't, work, Spaniards.

  2. a lot, drink, Spaniards

  3. are, Spaniards, lazy.

  4. pastime, is, bullfighting, the, national.

  5. for, tourists, paradise, is, Spain.

  6. English, don't, Spanish people, speak.

  7. noisy, and, are, emotional, Spaniards.

  8. dance, well, very, Spaniards.

2. Используя данные картинки и составленные предложения, красочно оформите памятку на чистом листе бумаги.


Методическая разработка открытого занятия по теме Страны и национальности. Порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях.

Методическая разработка открытого занятия по теме Страны и национальности. Порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях.Методическая разработка открытого занятия по теме Страны и национальности. Порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях.

(Spaniards don't work. Spaniards party all night and sleep all day. Spaniards drink a lot. Spaniards are lazy. Bullfighting is the national pastime. Spain is paradise for tourists. Spanish people don't speak English. Spaniards are emotional and noisy. Spaniards dance very well.)


Germany

1. Поставьте слова в правильном порядке, чтобы получились предложения.

  1. direct, are, Germans.

  2. Germans, organization, love, and, rules.

  3. are, Germans, punctual.

  4. love, football, Germans.

  5. Germans, well-insured, are

  6. love, Germans, beer, to, drink.

  7. know, Germans, how, to bake, bread.

  8. sausage, Germans, love.

2Методическая разработка открытого занятия по теме Страны и национальности. Порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях.. Используя данные картинки и составленные предложения, красочно оформите памятку на чистом листе бумаги.

Методическая разработка открытого занятия по теме Страны и национальности. Порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях.Методическая разработка открытого занятия по теме Страны и национальности. Порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях.

Методическая разработка открытого занятия по теме Страны и национальности. Порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях.

(Germans are direct. Germans love rules and organization. Germans are punctual. Germans love football. Germans are well-insured. Germans love to drink beer. Germans know how to bake bread. Germans love sausage.)

Italy

  1. Поставьте слова в правильном порядке, чтобы получились предложения.

  1. are, mafiosi, Italians, and, cheaters.

  2. have, Italians, large, families, at, home.

  3. mummy's, are, Italians, boys.

  4. food, Italian, is, best, the.

  5. victims, Italians, are, fashion.

  6. use, Italians, many, and hand, gestures, body.

  7. are, Italians, chaotic.

  8. speak, Italians, do not, foreign, many, languages.

  1. Используя данные картинки и составленные предложения, красочно оформите памятку на чистом листе бумаги.

Методическая разработка открытого занятия по теме Страны и национальности. Порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях.Методическая разработка открытого занятия по теме Страны и национальности. Порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях.Методическая разработка открытого занятия по теме Страны и национальности. Порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях. Методическая разработка открытого занятия по теме Страны и национальности. Порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях.


(Italians are mafiosi and cheaters. Italians have large families at home. Italians are mummy's boys. Italian food is the best. Italians are fashion victims. Italians use many hand and body gestures. Italians are chaotic. Italians do not speak many foreign languages.)



France

  1. Поставьте слова в правильном порядке, чтобы получились предложения.

  1. people, French, have, bad, odour.

  2. the, French, lazy, workers, are.

  3. frogs, the, French, only, snails, eat, and.

  4. the, French,, rude, are.

  5. French, the, are, arrogant.

  6. women, the, French, dress like models.

  7. English, never, the, French, speak.

  8. are, the French, pretentious.

  1. ИМетодическая разработка открытого занятия по теме Страны и национальности. Порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях.Методическая разработка открытого занятия по теме Страны и национальности. Порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях.спользуя данные картинки и составленные предложения, красочно оформите памятку на чистом листе бумаги.



Методическая разработка открытого занятия по теме Страны и национальности. Порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях.Методическая разработка открытого занятия по теме Страны и национальности. Порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях.










(French people have bad odour. The French are lazy workers. The French only eat frogs and snails. The French are rude. The French are arrogant. The French women dress like models. The French never speak English. The French are pretentious.)

  1. Заключительный этап занятия. .

Подведение итогов. Анализ работы каждого студента. Сообщение качества оценок каждого студента.

Домашнее задание. (Слайд 15)

  1. Выучить схемы утвердительных и отрицательных предложений.

  2. ВМетодическая разработка открытого занятия по теме Страны и национальности. Порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях.ыполнить задания.












Список использованных источников.


  1. OИ 1. Up & Up 10: Student's book [Текст]: учебник английского языка для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / [В.Г. Тимофеев, А .Б. Вильнер, И. Л. Колесникова и др.]; под ред. В. Г. Тимофеева. - 5-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 144 с.: ил. ISBN 978-5-7695-8579-1


© 2010-2022