- Преподавателю
- Иностранные языки
- Квалификационная работа на высшую категорию Формирование грамматических навыков и умений с применением инновационных форм коммуникативной деятельности на уроках английского языка
Квалификационная работа на высшую категорию Формирование грамматических навыков и умений с применением инновационных форм коммуникативной деятельности на уроках английского языка
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Григорьева Н.Х. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Квалификационная работа на высшую категорию
по теме: Формирование грамматических навыков и умений с применением инновационных форм коммуникативной деятельности на уроках английского языка
Выполнила:
Григорьева Надежда Хазинуровна
учитель английского языка
Введение *
Глава I. Проблема формирования грамматических навыков и умений на английском языке в отечественной методике *
1.1 Этапы формирования грамматического навыка *
1.2 Условно - речевые упражнения и использование их на уроках английского языка *
1.3.Обучение раннему овладению грамматикой *
1.4. Обучение коммуникативной грамматике на ситуативной, функциональной и вариативной основе *
1.5 Принцип системности. *
Глава II. Учёт возрастных и психологических особенностей учащихся завершающего этапа при обучении грамматике *
2.1 Особенности учебно - познавательных процессов учащихся *
2.2 Функциональное единство. *
2.3 Функциональность и сознательность *
Глава III. Технология развития грамматических навыков и умений с применением альтернативных методов обучения *
Примерное планирование обучения *
иностранного языка и разработка системы тренировочных грамматических упражнений. *
Разработка грамматических уроков *
Приложение I *
Приложение II *
Заключение *
Литература *
Введение
В связи с перспективными потребностями личности общества и государства, а также внутренними закономерностями развития педагогического образования появилась необходимость модернизации российского образования, специалисты которой призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта.
В русле усиления коммуникативной направленности содержания образования в российской школе на данном этапе исторического развития страны и создания серьезных предпосылок для грядущей информатизации российской школы обучение иностранным языкам, наряду с информатикой и социально - экономическими предметами рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования.(4)
При обучении иностранному языку важность грамматического навыка с самого начала признается всеми методистами, однако на практике желаемый результат в формировании грамматической стороны речи достигнуть сложно. В чём причины?
Самые главные - отсутствие условий обучения (необходимое количество учебного времени, недостаточно высокий уровень методических знаний у педагогов в подаче грамматического материала, недочёты УМК и т.д.) и отсутствие достаточных мотивов у учащихся к изучению грамматики. (17)
Глава I. Проблема формирования грамматических навыков и умений на английском языке в отечественной методике
1.1 Этапы формирования грамматического навыка
Проверенные правила-инструкции подаются не все сразу, а соответствующими дозами (квантами) в процессе автоматизации. Такой способ называется квантованием знаний. Схематически он выглядит так:
Стадии формирования грамматического навыка.
Для одной структуры достаточно одного кванта, для другой - двух. Обязательность кванта устанавливается экспериментально. Не случайно перед трансформацией и репродукцией нет кванта знаний: последние стадии процесса автоматизации не должны иметь никаких внешних «подпорок». Если речевой образец требует указаний по дифференцировке, они возможны перед стадией «комбинирование».
Функциональность квантования заключается как в характере «Правил-инструкций», так и в самом процессе автоматизации, в котором на первый план выдвигается речевое действие, функция говорящего; оно находится в центре произвольного внимания; указание же на способ его совершения либо выводится на основе аналогии и инструкции, либо дается попутно, что и обеспечивает непроизвольное запоминание формы, а главное - полное усвоение функциональной стороны грамматических явлений.(8)
Общую структуру грамматического навыка в ее методической интерпретации можно представить так:
1.2 Условно - речевые упражнения и использование их на уроках английского языка
Так, например, в 8 классе
Тема: « Традиции, обычаи »
Цель: Формирование грамматических навыков.
(А на 2-ом уроке целью будет «Совершенствование грамматических навыков).
Сопутствующая задача: совершенствование произносительных навыков.
Речевой материал:
(Новый - время Настоящее простое)
На этих уроках я начинаю работу на основе стадий грамматических формирований.
1. Восприятие
4. Трансформация
2. Имитация
5. Репродукция
3. Подстановки
6. Комбинирование
1) Первая попытка создать что-то невозможна, пока человек предварительно не воспринял это в речи другого человека. Интонацией, паузой, выделением голоса, ударением указываю на грамматическую форму. Восприятие происходит как презентация модели. Я рассказываю, как я обычно отмечаю праздники, визуально показывая на доске схему времени Present Simple.
V 1 Vs - 3 л. ед. ч.
Затем я предлагаю послушать в аудиозаписи микротекст о том, как обычно моя дочь отмечает и совпадает ли это с тем, как ребята отмечают праздники. Предлагаю записать этот текст. Затем использую микротекст и схему, ребята отвечают на предваряющий вопрос.
Затем начинаются упражнения:
Осмысление грамматического явления может происходить дедуктивно, т.е. учащимся сразу дано правило, и они в тексте ищут его подтверждение, или индуктивно (как было показано на примере), т.е. на основе анализа текста при помощи наводящих вопросов. Учащиеся выводят правила.
Имитация. Сюда имеет смысл включать пословицы, поговорки, афоризмы, шутки, фрагменты будущих высказываний. (Как правило, провожу хором, в быстром темпе). Предложения - подтверждения.
Подстановка (зарождается осознание обобщения модели).
- Масленица - это русский праздник?
- Да, масленица - это русский праздник
- Новый год - общепринятый праздник.
- Рождество тоже общепринятый праздник?
Предлагаю сделать вывод (индуктивность).
Далее идут усложненные стадии трансформации.
Например, спрашиваю: «Катя, передай Сергею мои слова»
- Рождество в Британии я отмечаю 25 декабря.
- Она говорит, что отмечает рождество 25 декабря.
Репродукции и, наконец, комбинирование как завершающий этап, т.е. упражнения комбинируются с ранее пройденными, усвоенными моделями.
Например, «Скажите, хотите ли вы так же отмечать праздники, и как вы отмечаете обычно?», «Я хотел бы, Но я обычно отмечаю…». (Разработка урока в приложении)
При выполнении этих упражнений я ставлю 2 задачи:
Обеспечить запоминание грамматического материала, развитие соответствующих навыков.
Открыть ясную речевую перспективу использования этих навыков.
Нельзя не согласиться в этом отношении с В.Г. Костомаровым, считающим, что «даже самое маленькое грамматическое упражнение надо строить так, чтобы учащиеся могли немедленно почувствовать пользу от затраченных усилий, причём не в познании языковой теории, а в практическом использовании языка».
Одним из видов упражнений в видоизменении является упражнение в переводе с русского на иностранный.
Работая с 8 класса по 11 с учебником «Грамматика» (сборник упражнений, автор Ю. Голицынский), часто использую этот тип упражнений, так как именно эти упражнения:
1. Способстствуют преодолению межъязыковой интерференции, так как при их выполнении происходит наглядное противопоставления сопричастных форм, что является важным моментом в усвоении языкового материала;
2. Позволяют непосредственно сосредоточиться на форме, мобилизуя произвольное внимание, так как содержание в них задано;
3. Жёстко диктуют употребление определённой формы.
Но:
- стараюсь давать небольшие по объему упражнения;
- рекомендую строить их по типу подстановочной таблицы, чтобы соблюсти принцип одной трудности;
- эти предложения представляют собой фактическое звено обратного перевода (т.е. есть тот же материал на иностранном языке в других упражнениях).
Таким образом, данная система упражнений обеспечивает усвоение активного грамматического минимума, обслуживающего устную речь и чтение на среднем и старшем этапе обучения иностранному языку.
Итак, вывод, каким бы банальным он ни казался, состоит в том, что в любых системах обучения иностранному языку грамматикой следует заниматься специально, потому что, во-первых, грамматика является важнейшим компонентом языка как системы, во-вторых, любые коммуникативные навыки без регулярного обращения грамматике возможно лишь до определённого предела, и, в-третьих, знания грамматики удовлетворяют естественным потребностям людей, желающих овладеть языком.
Поэтому, я, считаю, целесообразно заниматься грамматикой, как самостоятельным аспектом, с 8 класса, учитывая возрастные особенности, в этом учебном году я отвожу целый час в неделю, занимаясь «чистой» грамматикой.
Что дает старшему школьнику грамматика?
Способность строить правильно свое высказывание, адекватно интерпретировать аудируемый и читаемый текст (развитие практических навыков и умений)
Знание специфики грамматической структуры иностранного языка позволяет учащимся увидеть различие между родным и изучаемым языком, что способствует формированию лингвофилософских представлений (развитие кругозора).
1.3.Обучение раннему овладению грамматикой
Что касается обучению раннего овладения грамматикой на начальном этапе обучения, я считаю, выделять грамматику, как самостоятельный аспект, не нужно. Обучение происходит в самом процессе учебной деятельности.
Необходимость вовлечения детей в учебную деятельность в процессе овладения грамматической стороной иноязычной речи объясняется тем, что целью освоения грамматикой иностранного языка является не просто овладение набором грамматических конструкций на уровне имитации, а прежде всего выработка умения передавать средствами изучаемого языка желаемое содержание. То есть, деятельность ребенка в процессе усвоения заключается не в пассивном отношении, а в активном овладении грамматической структурой.
В младшем школьном возрасте у ребенка не всегда возникает потребность в теоретических знаниях. Поэтому, чтобы овладение знаниями и говорением на иностранном языке стали для ребенка потребностью, необходимо вызвать интерес.(15)
А для того, чтобы вызвать большой интерес у детей, при обучении вводится игра - сказка.
Слушая сказку, они не замечают, как оказываются во власти вымысла, и им становится интересно, о чем говорит учитель.
Так, для вспомогательных глаголов в Present Simple, Past Simple и Future Simple я ввожу гномиков по имени did, do, will и т.д. То есть сказка, является источником познания.
1.4. Обучение коммуникативной грамматике на ситуативной, функциональной и вариативной основе
Коммуникативная методика, как говорилось выше, предполагает обучение грамматике на функциональной и ситуативной основе. Это значит, что грамматические явления усваиваются не как «структура» и «форма», а как средства выражения определенных мыслей, отношений, коммуникативных намерений.
Так, видо-временная форма Present Simple выполняет в общении функцию периодичности и констатации факта. То есть, с ее помощью можно сказать, что происходит изо дня в день, из года в год, часто, обычно, редко, всегда и т.д. На среднем этапе обучения все эти коммуникативные намерения уже должны быть в речевом опыте учащихся.
Необходимо «создать условия для показа изучаемой формы и конструкции как динамической единицы, играющей вполне определенную функционально - коммуникативную роль в общении, и выражении мысли».
Такими условиями являются речевые ситуации, типичные для употребления изучаемых явлений в среде носителей языка.(9)
В этой концепции предложены ситуативные упражнения для наблюдения и мотивированного употребления видо - временной формы Present Simple в социально-культурном контексте.
Для начала, предложим учащимся прочитать или прослушать пословицы и поговорки, обратить внимание на окончание глаголов 3 л. ед. ч.
After meat comes mustard.
(После поры не точат топоры).
Actions speak louder then words.
(Не по словам судят, а по делам).
All's well that ends well.
(Все хорошо, что хорошо кончается)
All roads lead to Rome.
(Все дороги ведут в Рим).
Four eyes see more than two.
(Ум хорошо, а два лучше).
Make hay while the sun shines.
(Коси коса, пока роса).
2. Скажите. Как вы проводите время после школы?
to come home ( at three o'clock in the affernoon, usually)
to go for a walk (always)
to do his homework (at fine, usually).
to help Mommy (often).
to go to bed (at ten in the evenings, sometimes )
3.Вставьте пропущенные глаголы.
(work, go, come, have breakfast, sing, play, go, have dinner, go, read, play, draw,
go, take)
1) My sister … - at a kindergarten.
2) She … to the kindergarten by bus.
3) The children … to the kindergarten at 8 o'clock
4) Every morning they…… , …… songs and …. games.
5) After breaktast then ….. for a walk.
6) At two o'clock they …… .
7) After dinner the children …. to bed for an hour.
8) At four o'clock the children ….. books, ….. games, …… .
9) At five o'clock the children ….. for a walk.
10) The children's parents …. them home.
Мы видим, что ситуация употребления Pr. S разнообразны. На их основе можно предложить речевые упражнения, в которых использование этого времени естественно мотивировано.
4. Прочитаем этот текст и предложим придумать продолжение:
This is a picture of Mary Jackson. She is my friend. She is a film sfar. Mary is 24.
She is young and beautiful. She has very thick blond hair and big green eyes. She
has a pretty face. She is tall and slim. Mary likes to sing and she dances very well.
She likes to ……… and etc.
5. Целесообразно использование аутентичных диалогов (Jass chants) - речитативов в аудиозаписи.
- Do you know Mary?
- Mary? Who?
- Mary Mcdonald?
- Of course I do.
- Do you know her sister Betty?
- Yes, of course, I do. I know her elder sister Betty and her younger sister Sue.
- Do you know her hushand Bobby?
- Yes, of course, I do. I know her husband and her cousin, too.
- Do you know her aunt Erik?
- Yes, of course, I do. I know her aunts and her uncles and her brother, too.
6. После прослушивания коротких песенок, можно обсудить или «изобразить», как образуются вопросительные и отрицательные формы.
♫ - Do you speak English? - Yes, I do.
- Do you play tennis? - Yes, I do.
- Do you like music? - Yes, I do.
Oh, yes, I do.
- Do you speak Swedish? - No, I don't.
- Do you play cricket? - No, I don't.
Oh, ho, I Don't.
♫ - Does Tom play the drums? - Yes, he does.
- Does he read comics? - Yes, he does.
- Does he like horses? - Yes, he does.
Oh, yes, he does.
♫ What does Daisy do on Mondays?
She looks after Mary.
What does Darsy do on Tuesdays?
She goes out with Martin.
What does Michael do on Wednesdays?
He goes to the boy's club.
7. И, конечно, нужно расспросить нашего английского друга Ричарда.
Ричард - наш английский друг. Он из Лондона. Расспросите его о том, как он живет, изучает ли он русский язык, ходит ли он в школу по субботам, нравится ли ему учиться в школе, работает ли его мама, играет ли его папа в теннис, играет ли он на каком-нибудь музыкальном инструменте.
(Количество вопросов зависит от уровня знаний школьников)
8. Хотите ли узнать, какой вы человек.
Ответьте на 12 вопросов («да» или «нет»)
1) Do you like playing cards?
2) Do you like playing video games?
3) Do you like playing football?
4) Do you like playing tennis?
5) Do you like dancing?
6) Do you like reading?
7) Do you like tea?
8) Do you like Pepsi?
9) Do you like classical music?
10) Do you like jazz?
11) Do you like pop music?
12) Do you like comics?
Если вы ответили «да» на вопросы 1, 2, 5, 8, 10, 11, 12 - то вы очень современный человек
Если вы ответили «да» на вопросы 4, 6, 9 - то вы интеллигентный человек.
9. Представьте себе, что вы оказались у Ричарда в гостях, в Лондоне, и хотите купить ему подарок.
Спросите у прохожего, идет ли автобус до центра города и когда открывается универмаг. Прохожий объясняет, что, к сожалению, не знает, когда открывается универмаг, а автобус идет к центру города.
10. У Ричарда вы познакомились с его другом Michael. Он рассказал о себе следующее:
My name's Michael. I live in London. I'm a student. I study medicine of a medical school. I get up at seven, have a light meal,say goodbuy to my Mum and Dad and go to the bus stop. I take a fifteen bus and get to college in good time. Classes begin at nine and finish at four. I have lunch at college and stay till half past four. I get back home at five and then, on Tuesdays and Saturdays, I go to the stadium to play tennis. I go to bed at eleven.
Расскажите о нем. Начните так:
His name's Michael/ He lives …
Конечно же, наряду с Pr. S существует много других языковых явлений.
Коммуникативная грамматика предусматривает вариативное использование языковых средств в зависимости от ситуации общения.
На продвинутом этапе обучения наступает момент, когда необходимо провести систематизацию языкового материала по функционально - семантическому признаку.
Как показывает опыт работы, «функционально - семантическая» организация обучения грамматике достаточно эффективна. Она способствует систематизации языкового материала, установлению связи между коммуникационными задачами и альтернативными средствами их решения, создает представление о функциональных связях между различными явлениями языковой системы. Выполняя речевые задания на основе аутентичных страноведческих текстов, учащиеся не только совершенствуют лингвистическую компетенцию, но и приобретают социо-культурные знания о стране изучаемого языка.
Таким образом, реализуется основные принципы коммуникативной грамматики: ситуативность, функциональность и вариативность, а так же лингвострановедческий подход к обучению.
1.5 Принцип системности.
Описанные выше принципы ситуативности и функциональности, ориентированные на употребление грамматических явлений в речи, отнюдь не исключают серьезного внимания к системности. Освоение грамматики, как системы, максимально способствует умственному развитию учащихся. Не следует думать, что овладение системой в грамматике не имеет практического смысла. Системное представление способствует запоминанию сложных парадигм, например, видо - временная система индикатива, позволяет свести к обозримому количеству типов множество индивидуальных явлений (например, нестандартные формы глагола) (9)
Системный подход позволяет достаточно просто и компактно представить грамматическое явление, которое традиционно требуют пространственного описания. Так, в кабинете я оформила систему видо - временных форм, которая наглядно представлена в виде таблицы на стене.
Active Voice
Simple Continious Perfect Perfect - Continious
Present
Past
Future
Passive Voice
Simple Continious Perfect Perfect - Continious
Present
Past
Future
Необходимо заметить, что акцентирую внимание на активный грамматический минимум, включающий явления, без которых устно - речевое общение невозможно.
Например, при работе над Present Continious (настоящее длительное) делается акцент на его противопоставленность Present Simple (настоящее простое). А поскольку в русском языке эти различия грамматическими средствами не передаются, для выработки автоматизма в употреблении этих форм нужны специальные упражнения из Голицынского.
Вывод I главы:
Таким образом, при формировании грамматических навыков необходимо:
1.Квантование правил как способ управления
2.Функциональная ориентация (усвоение формы вместе с функцией на ее основе)
3.Ситуативность условная, либо реальная
4.Запись на слух как комплексное подкрепление
5.Условно-речевые упражнения как средство формирования навыков
Глава II. Учёт возрастных и психологических особенностей учащихся завершающего этапа при обучении грамматике
Основная цель коммуникативного метода - иноязычное говорение с различных точек зрения.
2.1 Особенности учебно - познавательных процессов учащихся
Данная концепция ориентирована на учеников 8-11 классов, на тот юношеский возраст, который " сензитивен в отношении развития рефлексивной деятельности сознания и самосознания, формирования мировоззрения "(А.В.Запорожец), большой упор может быть сделан на овладение социально ориентированным общением, на формирование умения отстаивать свои взгляды, убеждения (Е.И.Пассов) ( 9 )
Основополагающим элементом учебно- познавательной деятельности является мотив, который формируется учеником с помощью учителя, учитывая возрастные особенности учеников 8 - 11 классов.
Тренируется память, особенно непроизвольная, механические и логические приёмы запоминания, совершенствуется отвлечённое мышление, а также абстрактное языковое мышление. Формируемая при этом системность мышления является ещё одной стороной совершенствования познавательных функций психики школьников, что позволяет обучаемым усваивать большие объёмы грамматического материала в контексте устно - речевого общения.
При обучении грамматической стороне речи дедуктивный способ подачи материала является психолого - педагогической основой обучения и поэтапное формирование умственных действий и операций ( см.приложение дедуктивного способа на уроке в IX кл).
Именно в старших классах учащиеся начинают осознавать необходимость владения иностранными языками для реализации своих жизненных целей и психологически они готовы к интенсивной самостоятельной и групповой работе над грамматикой.
" Ученик вырастает до " cмакования" речевых оборотов, появляется языковое " чувство красоты ", он способен отличить утончённую речевую форму от банальной или неадекватной. Появляется чувство ритма и интонации. Именно теперь грамматическая семантика текстов приобретает некоторую значимость ". ( Кушнир А.)
И, конечно, успешному обучению необходим доброжелательный настрой учителя и атмосфера всеобщего доверия.
2.2 Функциональное единство.
Язык имеет 3 аспекта: лексику, грамматику, фонетику, Любой из этих аспектов может стать объектом изучения, не причинив ущерба языку в целом.
Говорение же имеет 3 стороны: лексическую (семантическую), грамматическую (структурную) и произносительную. Эти три функции действуют неразрывно.
2.3 Функциональность и сознательность
Этот аспект весьма принципиален для коммуникативного метода. С точки зрения функциональности можно считать, что для обучения говорению под сообщением знаний следует понимать сообщение правил - инструкций, которые даются в процессе формирования навыков.
Такие правила - инструкции должны характеризоваться оперативностью, обобщенностью, функциональной направленностью, позитивностью формулировки. Например: «Хочешь рассказать о прошедших каникулах, используй 2 форму глагола и т. п.»
Использование правил - инструкций - это только одна сторона сознательности.
Сознательность в обучении говорению - это взаимодействие механизмов аналогии, интуиции, непроизвольного запоминания и дискурсивности.
И тем самым можно выдвинуть следующие положения:
а) место и характер правил - инструкций в процессе формирования речевого навыка определяются специально для каждой речевой единицы;
б) необходимость, место и характер правил определяются с учетом следующих факторов: формальная сторона речевого образца, его функциональные особенности, соотнесенность с родным языком (для преодоления интерференции), последовательность усвоения речевых образцов, условия автоматизации.
Вывод II главы: Основной стратегией обучения выступает личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность школьника, учет его способностей, возможностей и склонностей. Это реализуется на основе дифференциации и индивидуализации обучения, использования инновационных форм - новых обучающих технологий, методов и подходов, введения профильного образования.
Активно применяя коммуникативную технологию для выражения своего мнения, оценки событий и т.д., у учащихся формируются грамматические и речевые умения.
Глава III. Технология развития грамматических навыков и умений с применением альтернативных методов обучения
Уже в течение нескольких лет я работаю над темой «Совершенствование грамматических навыков и умений». Что заставило меня обратиться к грамматике? Новый УМК под руководством В.П. Кузовлева «English», рассчитанный на коммуникативный подход, специфика цели, которого состоит в безусловном приоритете общения (говорения и аудирования), где грамматической стороне уделено недостаточно места для формирования языковых знаний. Поэтому, по рекомендациям учителей, работающих в гимназиях и общеобразовательных учреждениях г. Челябинска, по согласованию с администрацией школы решила внедрить с 2004-2005 учебного года «Учебник грамматики» под редакцией Голицынского. Издание четвертое, исправленное и дополненное. Издательство КАРО г. Санкт-Петербург 2003 год.
Предлагаемый сборник содержит грамматические упражнения по основным темам, соответствующим государственному стандарту. Сюда включен новый интересный материал на базе современной лексики из зарубежных источников. Упражнения расположены по мере возрастания трудности, что дает возможность подбирать упражнения в соответствии с языковым уровнем учеников. Упражнения для первичного усвоения и упражнения для сохранения в памяти. Упражнения в действиях с развёрнутым применением операции, а так же упражнения в действиях со свёрнутыми операциями, - с одной стороны, с другой - упражнения, изолированные от речевой деятельности, и упражнения в составе речевой деятельности.
Формой выполнения упражнений является устная или письменная.
Активно используются упражнения на сравнение, тренировке в действиях замен и трансформаций, выбора по формальным признакам и смыслу, упражнения в видоизменении - упражнения в переводе с русского на иностранный.
Из многолетнего опыта убедилась, что потребность в дополнительных грамматических упражнениях при данном УМК, крайне необходима.
В связи с этим появилась и потребность в новом планировании обучения английского языка.
Примерное планирование обучения
иностранного языка и разработка системы тренировочных грамматических упражнений.
С учетом 3 ч. в неделю (8-9 кл.)
2-3 ч. в неделю (10-11 кл.)
2 часа - учебник «English» В.П. Кузовлев
1 час - учебник «Грамматика» Ю. Голицынский
Класс
Кол-во уроков
Грамматическая
тема
Кол-во уроков
Британия и ее люди
14
Артикль (определ. и неопред.)
7
Ты бы хотел поехать в Британию?
14
Видо - временные формы Pr/ Simple (to be), Present Cont
7
Британия - страна традиций
14
Simple tenses (active)
7
Cпорт
14
Simple tenses (passive)
7
Меняются времена, меняются стили
9
Модальные глаголы
4
65
32
Чтение. Почему бы и нет?
10
Повторение
Simple tenses (active and passive)
4
Пусть музыка играет
10
Перфектные формы
5
Какие новости?
17
Сложные дополнения
6
Здоровье
6
Условные предложения
3
Кем ты будешь
7
Косвенная речь
2
Британия в мире
18
Косвенная речь
9
68
29
Как разнообразен мир!
9
Закрепление
Артикль с географическими названиями
Видо - временная форма
Косвенная речь
8
Западная демократия. Демократична ли она
12
Модальные глаголы. Перфектные формы (пассив)
12
Что привлекательного в молодом поколении?
5
Герундий.
Причастие.
10
Легко ли быть молодым?
8
Сложное подлежащее
3
34
33
Что помогает тебе насладиться жизнью
8
Закрепление видо-временных форм
Местоимения и их производные
3
5
Изобретения, который потряс мир
15
Герундий. Причастие.
5
Учебник «New Millenium» О.Л. Гроза 11 класс.
Изучение иностранного языка
4
Условные предложения
4
Места и люди
4
Сложное дополнение
4
Работа жизни
4
Предлоги
4
На краю неизвестного
4
Предлоги
4
39
29
Разработка грамматических упражнений
Класс
Урок
Тема
Презентация правил
Выполнение упражнений в классе
Д/З
8
1
Артикль (определённый и неопределённый)
стр. 5-6
упр.1, 2.*
упр.3, (п)**
правило ***
2
Артикль (определённый и неопределённый)
стр. 8-9
упр.4, 5
упр.6 (п)
правило
3
Артикль (определённый и неопределённый)
стр. 10-11
упр.7, 8, 9
упр.10 (п)
правило
4
Артикль с застывшими словосочетаниями
стр.13
упр.11, 12
упр.13 (п)
правило
5
Артикль с застывшими словосочетаниями
стр.16,17
упр.15, 16
упр.18 (п)
правило
с.18,19
6
Артикль с застывшими словосочетаниями
стр.21
упр.21, 22,
23
упр.25 (п)
правило
7
Артикль с застывшими словосочетаниями
стр.26, 27, 28
упр.28, 30,
31
упр.32 (п)
правило
В конце темы 20 - минутный тест № 1 (приложение)
Видо- временные формы
Present Simple (to be)
Present Cont
1
Presen Simple (to be)
стр.127
упр.156,157
упр.158 (10 пр)
правило
2
Presen Simple (to be)
стр.127
упр.159
упр.158 (10 пр)
3
Present Contin
стр.134
упр.165,166
упр.167 (10 пр)
4
Спряжение глагола
стр.134,136
упр.168,169
упр.170 (10 пр)
5
Спряжение глагола
стр.136
упр.171
упр.172
6
Спряжение глагола
упр.173
упр.174
7
Спряжение глагола
Тест № 2 (Прил.)
упр.175
упр.176 (10 пр)
Simple tenses (asctive)
1
Past Simple (to be)
стр.130
упр.160
упр.161(10 пр)
2
Future Simple
стр.131
упр.162
упр.163
3
стр.131
упр.164 (10 пр)
упр.164 (5 пр)
4
Спряжение глагола
(Future Simple)
стр.149
упр.182
упр.182 (4 пр)
5
упр.170,171
упр.171 (5 пр)
6
упр.172
упр.172 допис)
7
упр.183
упр.183(10 пр)
Simple tenses (Passive)
1
Past Simple (Passive)
стр.232-233
упр.274,276
упр.277
2
Present, Past
стр.232-233
упр.275
упр.275(письм)
3
Future (Passive)
упр.279
упр.280
4
упр.281
упр.281(10 пр)
5
стр.239
упр.284
упр.285
6
стр.241
упр.287
упр.288
7
стр.241
упр.289
упр.290(10 пр)
Модальные глаголы
1
Can
стр.396
упр.487
упр.488 (10 пр)
2
May
стр.399
упр.491
упр.492 (10 пр)
3
To be able to
стр.397
упр.489
упр.490
4
Must
стр.403
упр.498
упр.499 (5 пр)
9
Simple tenses (Active and Passive)
1
стр.232-233
упр.291
упр.290 (6 пр)
2
упр.283
упр.283 (10 пр)
3
упр.282
упр.282 (5 пр)
4
упр.286
упр.286 (5 пр)
Perfect tenses (Active and Passive)
1
Present Perfect Tense (active)
стр.183
упр.221
упр.223 (10 пр)
2
Past Perfect Tense (active)
стр.193
упр.233
упр.233 (10 пр)
3
Present Perfect (passive)
стр.244
упр.298
упр.299 (10 пр)
4
Present Perfect (passive)
стр.244
упр.299
упр.301 (5 пр)
5
упр.301
упр.302 (10 пр)
Complex Object
1
стр.350
упр.427
упр.428 (5 пр)
2
стр.352-353
упр.428
упр.429
3
стр.354
упр.433
упр.433 (10 пр)
Условные предложения
1
Условное предложение I типа
стр.378
упр.464
упр.464 (5 пр)
2
Усл.предложение I типа
упр.465
упр.466
3
Усл.предложение II типа
стр.378
упр.467
упр.467 (пр)
4
Усл.предложение III типа
стр.378
упр.468
упр.469 (5 пр)
5
упр.470
упр.471 (5 пр)
6
упр.474
упр.474 (10 пр)
Косвенная речь
1
стр.255,256
упр.307
упр.308
2
Cогласование времён
стр.255,256
упр.309
упр.310 (10 п)
3
стр.255,256
упр.313
упр.314 (5 п)
4
стр.262
упр.316
упр.316 (5 пр)
5
стр.264
упр.318
упр.319 (5 пр)
6
стр.269
упр.325
упр.325 (5 пр)
7
стр.269
упр.326
упр.327 (5 пр)
8
упр.327
упр.328
9
упр.329
упр.330
10
упр.332
упр.333 (10 пр)
10
Артикль с географическими названиями
1
стр.30
упр.33
упр.33 (5 пр)
2
стр.31
упр.34,35
упр.35 (10 пр)
3
стр.33
упр.36,37
упр.3
4
Видо-временные формы
стр.219
упр.260
упр.260 (5 пр)
5
упр.261
упр.261 (5 пр)
упр.265
упр.265 (5 пр)
Косвенная речь
стр.244
упр.314
упр.314 (10 пр)
8
упр.320
упр.321
Модальные глаголы
1
to be allowed to
стр.400
упр.493
упр.494
2
стр.400
упр.495
упр.496
3
must (have to)
стр.403
упр.499
упр.500 (5 пр)
4
упр.502
упр.503
5
have to - be to
стр.409
упр.507
упр.508
6
need
стр.413
Тест № 9 (прилож)
упр.512
упр.514 (10 пр)
Перфектные формы (passive)
1
стр.244
упр.300
упр.300
(до конца)
2
упр.302
упр.302 (5 пр)
3
упр.303
упр.303 (5 пр)
4
упр.304
упр.305 (5 пр)
5
упр.306
упр.305 (5 пр)
6
упр.306
упр.306
(до конца)
Герундий
1
стр.326
упр.396
упр.397
2
стр.329
упр.400
упр.399
3
стр.331
упр.402
упр.402 (5 пр)
4
стр.333
упр.404
упр.405
5
стр.333
упр.406
упр.407
6
стр.337
упр.409
упр.411
Тест № 10 (приложение)
Причастие
1
стр.305,307
упр.374,375
упр.379
2
стр.312-313
упр.383
упр.385
3
стр.314
упр.383
упр.384
4
Тест № 11 (приложение)
стр.318,319
упр.389
упр.390
Сложное подлежащее
1
стр.371,372
упр.458
упр.458 (5 пр)
2
стр.374
упр.460
упр.460 (5 пр)
3
стр.376
упр.463
упр.463 (5 пр)
Тест № 12 (приложение)
11
Закрепление видо-временных форм
1
стр.219
упр.266
упр.267 (10 пр)
2
стр.219
упр.268
упр.269 (10 пр)
3
упр.271
упр.272 (10 пр)
Тест № 13 (приложение)
Местоимения и их производные
1
стр.76
упр.95 (A,B)
упр.96
2
стр.78-79
упр.97,98
упр.99
3
стр.81,83
упр.100,104
упр.105
4
упр.106,107
упр.108
5
упр.109
упр.110
Тест № 14 (приложение)
Герундий Причастие
1
стр.326
упр.411
упр.412
2
упр.413
упр.414
3
упр.415
упр.416
4
упр.417
упр.418
5
упр.419
упр.420
Условные предложения " I wish"
1
стр.378
упр.475
упр.475 (10 пр)
2
стр.378
упр.476
упр.477 (10 пр)
3
упр.478
упр.479
4
упр.482
упр.481
Cложное дополнение
1
стр.350
упр.427
упр.428 (10 пр)
2
стр.352,353
упр.429,431
упр.432
3
стр.354
упр.433
упр.434
4
стр.359-361
упр.438
упр.441
Тест № 15 (приложение)
Предлоги
5
стр.108-109
упр.137
упр.137 (до конца)
6
стр.110
упр.138
упр.138 (10 пр)
7
стр.112
упр.139,140
упр.141 (10 пр)
8
стр.113-114
упр.142,143
упр143(до кон)
9
стр.115,116
упр.144
упр.145
10
стр.116,117
упр.146
упр.147
11
стр.118,119
упр.149
упр.150
12
стр.123,125
упр.155
упр.155
(до конца)
Тест № 16 (приложение)
*В классе упражнения выполняются устно, для контроля - некоторые из них - письменно
** Домашние упражнения выполняются письменно сильными учениками полностью, а слабыми 10 предложений . Жёсткость этого требования вытекает, прежде всего, из психофизиологической природы письменных упражнений: в каждом акте письма и изложения своих мыслей на письме синтезируется действие всех анализаторов - зрительного, слухового, речедвигательного, графомоторного, поскольку письмо неразрывно связано с внутренним проговариванием.
Так любая иноязычная запись в школьных условиях неразрывно связана с процессами внутреннего перевода, причём двустороннего, то при этом упрочняется стереотипная связь эквивалентов родного и иностранного языков *** Памятка учащемуся для самостоятельной работы над грамматикой
Уясните себе, на какое правило дано упражнение.
Прочтите правило внимательно и тщательно проанализируйте примеры- образцы.
Выучите примеры- образцы наизусть. Старайтесь запомнить как можно больше примеров - образцов, научитесь строить новые предложения по этим образцам.
Приступая к выполнению упражнения, внимательно прочитайте указание к нему.
Выполняйте упражнения в устной, а затем в письменной форме.
Прочтите упражнение вслух несколько раз, добиваясь быстрого, хорошего чтения.
Выполнив упражнение, тщательно проверьте написанное. Обращайте внимание на соблюдение правил грамматики и орфографии.
Старайтесь в дальнейшем чаще использовать изученное грамматическое явление в речи.
Исправляя ошибки, уясните, какое правило нарушено, повторите его или повторите примеры - образцы, продумайте собственные примеры.
Приложение I
Тест № 1
Вставьте артикль, где необходимо.
She has got … headache.
This … pen is good, and that … pen is bad.
I can't see three … boys . … boys are playing.
She gave me … coffeе and … cake.
Is your father at … home? - No, he is at … work.
… Earth is … planet.
There is … big tree in … garden.
Where is … cat? … cat is on … sofa.
I see … bottle of … pineapple juice.
My … friend gets up early in … morning.
In … August he has his … birthday.
Тест № 2
Вставьте глагол to be в Present Simple
My father … not a teacher.
… they at home?
Переведите на английский язык, используя to be в Present Simple
Где он? - Он в Лондоне.
Мой брат - художник.
Раскройте скобки, употребляя глаголы в Present Continious
(Now) Timothy (to feed) his dog.
What they (to talk) about?
Раскройте скобки, употребляя глаголы в Present Simple
Affer breakfast she (to go) to school.
She (to speak) French well.
Раскройте скобки, употребляя глаголы в Present Continious
или в Present Simple
Who that man (to be) who (to stand) in the doorway? - you (not to recognize) him? It (to be) my cousin.
Your family (to leave) St. Petersburg in summer? - Yes, we always (to go) to the seaside.
Test № 3
Раскройте скобки, употребляя глаголы в Present Continious,
Present Simple или в Future Simple.
My sister (not to like) coffer.
When you (to go) to bed every day?
You (to read) a book now?
Where you (to go) next summer?
Look! Kate (to go) to school.
He (not to sleep) now.
Переведите на английский язык
Моя мама не была вчера на работе.
Мои книги были на столе.
Она была вчера в парке?
Test № 4
Передайте следующие предложения в Passive Voice
Irene's husband brought her some beautifull shells from the south.
Mr. Wilson will teach you English.
In summer the boys often drive the horses to the field.
Передайте следующие предложения в Passive Voice
You must do this work very carefully.
You can find the book you need in any library.
Test № 5
Переведите на английский язык, употребляя модальные глаголы
can.(could)
Вы не можете мне сказать, как доехать до вокзала?
Никто не может мне помочь.
Переведите на русский язык
Don't go to the wood alone: you may lose your way.
It may be true.
Переведите предложения на русский язык
You must be joking!
She must stop eating much and she must lose weight.
Тест № 6
В следующих предложениях измените время глагола на
Present Perfect. Переведите предложения на русский язык.
1. James is ordering a bottle of apple juice.
2. We are looking for more CDs with good music
Раскройте скобки, употребляя глаголы в Past Simple или Past Perfeet
The teacher (to understand) that my friend (not to do) her homework.
I (to know) that Lena (not yet to come)
Передайте следующие предложения в Passive Voice.
The girl has put all the books in to the bookcase.
The children have scattered about a lot of things.
I have invited some friends to tea.
Why have you put my books on this table?
Тест № 7
Раскройте скобки, употребляя глаголы в требующейся форме
If he reads fifty pages every day, his vocabulary (to increase) greafly.
If they (to know) it before, they would have taken measures.
If you (not to miss) the train, you would have arrived in time.
If you really loved music, you (to go) to the Philharmonic much more often.
If you (to do) your morning excercises every day, your health would me much better.
Образуйте условные предложения
He is busy and does not come to see us if …
He broke his bicycle and so he did not go to the country.
Тест № 8
Передайте следующие предложения в косвенной речи
" Are you fond of going to the theatre? " asked my friend.
" Have you seen any plays by Shakespeare? " asked my teacher.
Nellie asked me " Did you see " Hamlet " last night " ?
" Does Mike like Shakespeare? " asked Nellie.
" Will he go to the theatre with us? " asked she
Восстановите прямую речь в следующих предложениях
He said that he studied at Moscow University.
The man asked the boy, if he knew where he lived.
Ann said that she had just had a telephone call from home.
She wondered if I was going to leave St. Petersburg the next day.
The woman told him not to worry and go home guietly.
Тест № 9
Вставьте модальные глаголы can, may, must или need
Peter … return the book to the library, we all want to read it.
why … not you understand it? It is so easy.
… I take you pen? - Yes, please.
Shall I write a letter to him? - No, you … not, it is not necessary.
Переводите на английский язык, употребляя
модальные глаголы to have to или to be to
5. Спектакль должен был начаться в 7 часов.
6. Мы должны были отложить поездку, так как погода испортилась.
Тест № 10
Переведите на русский язык, обращая внимание на герундий.
I'm really looking forward to going to New York.
Are you? I'm not. I can't stand visiting noisy cities.
Everybody will discuss the event, there is no preventing it.
Can you remember having seen the man before?
Переведите на английский язык
Перестаньте разговаривать.
Она бросила курить.
Я не могу не беспокоиться о них.
Я перестала, есть мясо, и каждый день получаю удовольствие от более здоровой пищи.
Test № 11
Переведите на русский язык, обращая внимание на Participle 1, Participle 2.
a) A fish taken out of the water cannot live.
b) Taking a dictionary, he began to translate the text.
c) Seeing clouds of smoke over the house, the girl cried: "Fire! Fire!"
Выберите из скобок требующуюся форму причастия.
The girl (washing, washed) by Helen looked very clean.
Who is that boy (doing, done) his homework at that table?
Test № 12
Переведите на русский язык, обращая внимание на сложное подлежащее.
I did not know what I was expected to say to that, so I said nothing.
He was said to be one of the most promising nuclear physicists.
The man was seen to take off his coat.
Перефразируйте следующие предложения, употребляя сложное подлежащее.
1. People consider the climate there to be very healthful.
2. It is said that the book is popular with both old and young.
3. It was reported that 5 ships were missing after the battle.
Test № 13
Переведите на английский язык, употребляя глаголы в требующемся времени.
Что делает твой брат? - Он работает в институте.- А что он делает сейчас?- Он читает газету. Я всегда приношу ему газеты, когда он приходит с работы.
Что вы будете делать завтра в восемь часов вечера? - Завтра к восьми часам я уже закончу все свои уроки, и в 8 часов буду играть на рояле.
Когда Том вышел из дома, все ребята играли в футбол, а Бил и Джон считали крупные камешки, которые они принесли с реки.
Test № 14
Вставьте одно из следующих слов: some,any, no, the или оставьте пропуски незаполненными.
1. Передай мне масло.Pass me … butter, please.
2. Это ферма производит масло.This form produces … butter.
3. Мне не нравится цвет этого мыла. I don't like the colour of … soup.
4. Дайте мне бумаги.Give me … paper.
Вставьте из следующих слов:
Somebody, anybody, nobody.
1. Do you really think that … visits this place?
2. I have never seen … lace their boots like that.
Somewhere, anywhere, nowhere.
Did you go … yesterday?- No, I went … , I stayed at home the whole day.
Test № 15
Перефразируйте следующее предложение, употребляя сложные
дополнение вместо придаточных дополнительных предложений
1. I expact that you will join our excursion.
2. We knew that he was a clever man.
3. I don't like it that you repeat this nonsense.
4. We expact that everybody will be ready by seven.
5. He heard that someone called his name.
Переведите на английский язык, употребляя сложное дополнение.
Я хочу, чтобы вы были более внимательны.
Я заставила её выучить стихотворение наизусть.
Мы хотели, чтобы они достигли успеха.
Я видела, как дети бегут к реке.
Test № 16
Переведите на английский язык.
В прошлое воскресенье мы встали рано и к семи часам были готовы идти. В десять минут восьмого мы отправились. На остановке было мало народу. Через час мы были за городом. Мы провели за городом весь день и вернулись в город вечером.
Вставьте предлоги to или of.
London is the capial … Great Britain.
It is clear … me that you don't know your lesson.
He was devoted … his friend.
The roof … the house is very old.
Вставьте предлоги, где необходимо.
We tried to speak … him, but he didn't want to listen … us. He didn't even look … us and did not answer … our questions.
Заключение
Данная разработка поможет учащимся успешнее сдать ЭГЭ в частности раздел " Грамматика и лексика ", т.к по первым результатам проведения ЕГЭ по английскому языку показали, что наибольшую трудность в этом разделе представляли задания на применение видо- временных форм глаголов и знание семантики отдельных слов, их лексической и грамматической сочетаемости.
Предлагаемая концепция интересна так же и тем, что:
а) она дает перспективу углублению изучения грамматических познаний.
б) её можно рассматривать как вариативную программу по отношению к базовой концепции обучения иностранным языкам.
Если первое направление обеспечивает развитие вглубь, то второе - вширь. И в целом, можно будет получить новую парадигму исследования вопроса обучения языкам.
Литература
1.Программа начального и общего образования по английскому языку // ИЯШ, 2005, № 5.- С. 4-7
2.Программа основного общего образования по английскому языку// ИЯШ, 2005, № 5,- С. 8-33
3.Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. Начальная школа. Общественно- гуманитарные дисциплины. ( Под редакцией В.С. Леднева. Н.Д. Никандрова. М.Н. Лазутовой. - М.: " ТЦ. Сфера", "Прометей", 1998.- С.164-165 (языковые знания и навыки: грамматическая сторона речи)
4.Примерные программы среднего(полного) общего образования ( сост М.З.Биболетова, Н.П. Грачёва.- М.Просвещение. 2002, - С.16
5.( Требование к продуктивному владению грамматической стороной речи на английском языке в основной школе); ( Требования к продуктивному владению грамматической стороной речи на старшей ступени обучении)- С.23.
6.В.П.Кузовлёв " English" М.Просвещение - 2002 8 кл
7.В.П.Кузовлёв " English" М.Просвещение - 2002 9 кл
8.В.П.Кузовлёв " English" М.Просвещение - 2002 10-11 кл
9.. О.Л.Гроза и др." New Millenium English " Обнинск * Титул *- 2003 11 кл.
10.. Ю.Голицынский " Грамматика. Сборник упражнений " Каро.г.Санкт- Петербург. - 2003г
11. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Методика обучения иностранным языкам в средней школе.-М.Просвещение,1991-С.74-89(обучение грамматической стороне устной речи и чтения)
12.Е.И.Пассов. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.- 2 издание.- М.Просвещение,1991-С.152-159 (Формирование грамматических навыков)
13.Челябинский областной институт усовершенствования учителей. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся при изучении иностранного языка.- Челябинск.1991.- С.13
14.Цетлин В.С. Принципы обучения грамматическим механизмам речи в методике 60 - х годов // ИЯШ,1996, № 6.- С.24
15.Мильруд Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике (упрощенным предложениям) // ИЯШ,2002, № 2 - С.15-21
16. Сысоев П.В. Интегративное обучение грамматике: исследование на материале английского языка // ИЯШ,2003, № 6 - С.25
17. О.М.Корчажкина. Невостребованный потенциал дедуктивного метода
// ИЯШ,2003, № 5- С.18-21
18. Логупова С.В. Деятельностный аспект осознанного раннего овладения грамматикой английского языка // ИЯШ,1997, № 3 - С.4-10
19.Чернова Г.М. Уроки коммуникативной грамматики: повелительное наклонение во французском языке // ИЯШ,2002, № 3 - С.30
20.Поспелова М.Д. Обучение условным предложениям на уроках английского языка в старших классах: сложно, но интересно // ИЯШ,2001, № 1 - С.16 Цифры в тексте в ведении (18)
21. Потрикеева Е.С. К проблеме взаимосвязанного обучения лексической и грамматической сторонам говорения // ИЯШ,2000, № 2 - С.1
22."Вестник образования" №10 2003, Москва
23.Н.Д.Гальскова, А.Ю.Горчев "Концепция обучения иностранным языкам"