• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Квалификационная работа на высшую категорию Формирование грамматических навыков и умений с применением инновационных форм коммуникативной деятельности на уроках английского языка

Квалификационная работа на высшую категорию Формирование грамматических навыков и умений с применением инновационных форм коммуникативной деятельности на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Квалификационная работа на высшую категорию





по теме: Формирование грамматических навыков и умений с применением инновационных форм коммуникативной деятельности на уроках английского языка



Выполнила:

Григорьева Надежда Хазинуровна

учитель английского языка













Введение *

Глава I. Проблема формирования грамматических навыков и умений на английском языке в отечественной методике *

1.1 Этапы формирования грамматического навыка *

1.2 Условно - речевые упражнения и использование их на уроках английского языка *

1.3.Обучение раннему овладению грамматикой *

1.4. Обучение коммуникативной грамматике на ситуативной, функциональной и вариативной основе *

1.5 Принцип системности. *

Глава II. Учёт возрастных и психологических особенностей учащихся завершающего этапа при обучении грамматике *

2.1 Особенности учебно - познавательных процессов учащихся *

2.2 Функциональное единство. *

2.3 Функциональность и сознательность *

Глава III. Технология развития грамматических навыков и умений с применением альтернативных методов обучения *

Примерное планирование обучения *

иностранного языка и разработка системы тренировочных грамматических упражнений. *

Разработка грамматических уроков *

Приложение I *

Приложение II *

Заключение *

Литература *

Введение

В связи с перспективными потребностями личности общества и государства, а также внутренними закономерностями развития педагогического образования появилась необходимость модернизации российского образования, специалисты которой призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта.

В русле усиления коммуникативной направленности содержания образования в российской школе на данном этапе исторического развития страны и создания серьезных предпосылок для грядущей информатизации российской школы обучение иностранным языкам, наряду с информатикой и социально - экономическими предметами рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования.(4)

При обучении иностранному языку важность грамматического навыка с самого начала признается всеми методистами, однако на практике желаемый результат в формировании грамматической стороны речи достигнуть сложно. В чём причины?

Самые главные - отсутствие условий обучения (необходимое количество учебного времени, недостаточно высокий уровень методических знаний у педагогов в подаче грамматического материала, недочёты УМК и т.д.) и отсутствие достаточных мотивов у учащихся к изучению грамматики. (17)

Глава I. Проблема формирования грамматических навыков и умений на английском языке в отечественной методике

1.1 Этапы формирования грамматического навыка

Проверенные правила-инструкции подаются не все сразу, а соответствующими дозами (квантами) в процессе автоматизации. Такой способ называется квантованием знаний. Схематически он выглядит так:

Стадии формирования грамматического навыка.

Для одной структуры достаточно одного кванта, для другой - двух. Обязательность кванта устанавливается экспериментально. Не случайно перед трансформацией и репродукцией нет кванта знаний: последние стадии процесса автоматизации не должны иметь никаких внешних «подпорок». Если речевой образец требует указаний по дифференцировке, они возможны перед стадией «комбинирование».

Функциональность квантования заключается как в характере «Правил-инструкций», так и в самом процессе автоматизации, в котором на первый план выдвигается речевое действие, функция говорящего; оно находится в центре произвольного внимания; указание же на способ его совершения либо выводится на основе аналогии и инструкции, либо дается попутно, что и обеспечивает непроизвольное запоминание формы, а главное - полное усвоение функциональной стороны грамматических явлений.(8)

Общую структуру грамматического навыка в ее методической интерпретации можно представить так:

1.2 Условно - речевые упражнения и использование их на уроках английского языка

Так, например, в 8 классе

Тема: « Традиции, обычаи »

Цель: Формирование грамматических навыков.

(А на 2-ом уроке целью будет «Совершенствование грамматических навыков).

Сопутствующая задача: совершенствование произносительных навыков.

Речевой материал:

(Новый - время Настоящее простое)

На этих уроках я начинаю работу на основе стадий грамматических формирований.

1. Восприятие

4. Трансформация

2. Имитация

5. Репродукция

3. Подстановки

6. Комбинирование

1) Первая попытка создать что-то невозможна, пока человек предварительно не воспринял это в речи другого человека. Интонацией, паузой, выделением голоса, ударением указываю на грамматическую форму. Восприятие происходит как презентация модели. Я рассказываю, как я обычно отмечаю праздники, визуально показывая на доске схему времени Present Simple.

V 1 Vs - 3 л. ед. ч.

Затем я предлагаю послушать в аудиозаписи микротекст о том, как обычно моя дочь отмечает и совпадает ли это с тем, как ребята отмечают праздники. Предлагаю записать этот текст. Затем использую микротекст и схему, ребята отвечают на предваряющий вопрос.

Затем начинаются упражнения:

Осмысление грамматического явления может происходить дедуктивно, т.е. учащимся сразу дано правило, и они в тексте ищут его подтверждение, или индуктивно (как было показано на примере), т.е. на основе анализа текста при помощи наводящих вопросов. Учащиеся выводят правила.

Имитация. Сюда имеет смысл включать пословицы, поговорки, афоризмы, шутки, фрагменты будущих высказываний. (Как правило, провожу хором, в быстром темпе). Предложения - подтверждения.

Подстановка (зарождается осознание обобщения модели).

- Масленица - это русский праздник?

- Да, масленица - это русский праздник

- Новый год - общепринятый праздник.

- Рождество тоже общепринятый праздник?

Предлагаю сделать вывод (индуктивность).

Далее идут усложненные стадии трансформации.

Например, спрашиваю: «Катя, передай Сергею мои слова»

- Рождество в Британии я отмечаю 25 декабря.

- Она говорит, что отмечает рождество 25 декабря.

Репродукции и, наконец, комбинирование как завершающий этап, т.е. упражнения комбинируются с ранее пройденными, усвоенными моделями.

Например, «Скажите, хотите ли вы так же отмечать праздники, и как вы отмечаете обычно?», «Я хотел бы, Но я обычно отмечаю…». (Разработка урока в приложении)

При выполнении этих упражнений я ставлю 2 задачи:

Обеспечить запоминание грамматического материала, развитие соответствующих навыков.

Открыть ясную речевую перспективу использования этих навыков.

Нельзя не согласиться в этом отношении с В.Г. Костомаровым, считающим, что «даже самое маленькое грамматическое упражнение надо строить так, чтобы учащиеся могли немедленно почувствовать пользу от затраченных усилий, причём не в познании языковой теории, а в практическом использовании языка».

Одним из видов упражнений в видоизменении является упражнение в переводе с русского на иностранный.

Работая с 8 класса по 11 с учебником «Грамматика» (сборник упражнений, автор Ю. Голицынский), часто использую этот тип упражнений, так как именно эти упражнения:

1. Способстствуют преодолению межъязыковой интерференции, так как при их выполнении происходит наглядное противопоставления сопричастных форм, что является важным моментом в усвоении языкового материала;

2. Позволяют непосредственно сосредоточиться на форме, мобилизуя произвольное внимание, так как содержание в них задано;

3. Жёстко диктуют употребление определённой формы.

Но:

- стараюсь давать небольшие по объему упражнения;

- рекомендую строить их по типу подстановочной таблицы, чтобы соблюсти принцип одной трудности;

- эти предложения представляют собой фактическое звено обратного перевода (т.е. есть тот же материал на иностранном языке в других упражнениях).

Таким образом, данная система упражнений обеспечивает усвоение активного грамматического минимума, обслуживающего устную речь и чтение на среднем и старшем этапе обучения иностранному языку.

Итак, вывод, каким бы банальным он ни казался, состоит в том, что в любых системах обучения иностранному языку грамматикой следует заниматься специально, потому что, во-первых, грамматика является важнейшим компонентом языка как системы, во-вторых, любые коммуникативные навыки без регулярного обращения грамматике возможно лишь до определённого предела, и, в-третьих, знания грамматики удовлетворяют естественным потребностям людей, желающих овладеть языком.

Поэтому, я, считаю, целесообразно заниматься грамматикой, как самостоятельным аспектом, с 8 класса, учитывая возрастные особенности, в этом учебном году я отвожу целый час в неделю, занимаясь «чистой» грамматикой.

Что дает старшему школьнику грамматика?

Способность строить правильно свое высказывание, адекватно интерпретировать аудируемый и читаемый текст (развитие практических навыков и умений)

Знание специфики грамматической структуры иностранного языка позволяет учащимся увидеть различие между родным и изучаемым языком, что способствует формированию лингвофилософских представлений (развитие кругозора).

1.3.Обучение раннему овладению грамматикой

Что касается обучению раннего овладения грамматикой на начальном этапе обучения, я считаю, выделять грамматику, как самостоятельный аспект, не нужно. Обучение происходит в самом процессе учебной деятельности.

Необходимость вовлечения детей в учебную деятельность в процессе овладения грамматической стороной иноязычной речи объясняется тем, что целью освоения грамматикой иностранного языка является не просто овладение набором грамматических конструкций на уровне имитации, а прежде всего выработка умения передавать средствами изучаемого языка желаемое содержание. То есть, деятельность ребенка в процессе усвоения заключается не в пассивном отношении, а в активном овладении грамматической структурой.

В младшем школьном возрасте у ребенка не всегда возникает потребность в теоретических знаниях. Поэтому, чтобы овладение знаниями и говорением на иностранном языке стали для ребенка потребностью, необходимо вызвать интерес.(15)

А для того, чтобы вызвать большой интерес у детей, при обучении вводится игра - сказка.

Слушая сказку, они не замечают, как оказываются во власти вымысла, и им становится интересно, о чем говорит учитель.

Так, для вспомогательных глаголов в Present Simple, Past Simple и Future Simple я ввожу гномиков по имени did, do, will и т.д. То есть сказка, является источником познания.

1.4. Обучение коммуникативной грамматике на ситуативной, функциональной и вариативной основе

Коммуникативная методика, как говорилось выше, предполагает обучение грамматике на функциональной и ситуативной основе. Это значит, что грамматические явления усваиваются не как «структура» и «форма», а как средства выражения определенных мыслей, отношений, коммуникативных намерений.

Так, видо-временная форма Present Simple выполняет в общении функцию периодичности и констатации факта. То есть, с ее помощью можно сказать, что происходит изо дня в день, из года в год, часто, обычно, редко, всегда и т.д. На среднем этапе обучения все эти коммуникативные намерения уже должны быть в речевом опыте учащихся.

Необходимо «создать условия для показа изучаемой формы и конструкции как динамической единицы, играющей вполне определенную функционально - коммуникативную роль в общении, и выражении мысли».

Такими условиями являются речевые ситуации, типичные для употребления изучаемых явлений в среде носителей языка.(9)

В этой концепции предложены ситуативные упражнения для наблюдения и мотивированного употребления видо - временной формы Present Simple в социально-культурном контексте.

Для начала, предложим учащимся прочитать или прослушать пословицы и поговорки, обратить внимание на окончание глаголов 3 л. ед. ч.

After meat comes mustard.

(После поры не точат топоры).

Actions speak louder then words.

(Не по словам судят, а по делам).

All's well that ends well.

(Все хорошо, что хорошо кончается)

All roads lead to Rome.

(Все дороги ведут в Рим).

Four eyes see more than two.

(Ум хорошо, а два лучше).

Make hay while the sun shines.

(Коси коса, пока роса).

2. Скажите. Как вы проводите время после школы?

to come home ( at three o'clock in the affernoon, usually)

to go for a walk (always)

to do his homework (at fine, usually).

to help Mommy (often).

to go to bed (at ten in the evenings, sometimes )

3.Вставьте пропущенные глаголы.

(work, go, come, have breakfast, sing, play, go, have dinner, go, read, play, draw,

go, take)

1) My sister … - at a kindergarten.

2) She … to the kindergarten by bus.

3) The children … to the kindergarten at 8 o'clock

4) Every morning they…… , …… songs and …. games.

5) After breaktast then ….. for a walk.

6) At two o'clock they …… .

7) After dinner the children …. to bed for an hour.

8) At four o'clock the children ….. books, ….. games, …… .

9) At five o'clock the children ….. for a walk.

10) The children's parents …. them home.

Мы видим, что ситуация употребления Pr. S разнообразны. На их основе можно предложить речевые упражнения, в которых использование этого времени естественно мотивировано.

4. Прочитаем этот текст и предложим придумать продолжение:

This is a picture of Mary Jackson. She is my friend. She is a film sfar. Mary is 24.

She is young and beautiful. She has very thick blond hair and big green eyes. She

has a pretty face. She is tall and slim. Mary likes to sing and she dances very well.

She likes to ……… and etc.

5. Целесообразно использование аутентичных диалогов (Jass chants) - речитативов в аудиозаписи.

- Do you know Mary?

- Mary? Who?

- Mary Mcdonald?

- Of course I do.

- Do you know her sister Betty?

- Yes, of course, I do. I know her elder sister Betty and her younger sister Sue.

- Do you know her hushand Bobby?

- Yes, of course, I do. I know her husband and her cousin, too.

- Do you know her aunt Erik?

- Yes, of course, I do. I know her aunts and her uncles and her brother, too.

6. После прослушивания коротких песенок, можно обсудить или «изобразить», как образуются вопросительные и отрицательные формы.

♫ - Do you speak English? - Yes, I do.

- Do you play tennis? - Yes, I do.

- Do you like music? - Yes, I do.

Oh, yes, I do.

- Do you speak Swedish? - No, I don't.

- Do you play cricket? - No, I don't.

Oh, ho, I Don't.

♫ - Does Tom play the drums? - Yes, he does.

- Does he read comics? - Yes, he does.

- Does he like horses? - Yes, he does.

Oh, yes, he does.

♫ What does Daisy do on Mondays?

She looks after Mary.

What does Darsy do on Tuesdays?

She goes out with Martin.

What does Michael do on Wednesdays?

He goes to the boy's club.

7. И, конечно, нужно расспросить нашего английского друга Ричарда.

Ричард - наш английский друг. Он из Лондона. Расспросите его о том, как он живет, изучает ли он русский язык, ходит ли он в школу по субботам, нравится ли ему учиться в школе, работает ли его мама, играет ли его папа в теннис, играет ли он на каком-нибудь музыкальном инструменте.

(Количество вопросов зависит от уровня знаний школьников)

8. Хотите ли узнать, какой вы человек.

Ответьте на 12 вопросов («да» или «нет»)

1) Do you like playing cards?

2) Do you like playing video games?

3) Do you like playing football?

4) Do you like playing tennis?

5) Do you like dancing?

6) Do you like reading?

7) Do you like tea?

8) Do you like Pepsi?

9) Do you like classical music?

10) Do you like jazz?

11) Do you like pop music?

12) Do you like comics?

Если вы ответили «да» на вопросы 1, 2, 5, 8, 10, 11, 12 - то вы очень современный человек

Если вы ответили «да» на вопросы 4, 6, 9 - то вы интеллигентный человек.

9. Представьте себе, что вы оказались у Ричарда в гостях, в Лондоне, и хотите купить ему подарок.

Спросите у прохожего, идет ли автобус до центра города и когда открывается универмаг. Прохожий объясняет, что, к сожалению, не знает, когда открывается универмаг, а автобус идет к центру города.

10. У Ричарда вы познакомились с его другом Michael. Он рассказал о себе следующее:

My name's Michael. I live in London. I'm a student. I study medicine of a medical school. I get up at seven, have a light meal,say goodbuy to my Mum and Dad and go to the bus stop. I take a fifteen bus and get to college in good time. Classes begin at nine and finish at four. I have lunch at college and stay till half past four. I get back home at five and then, on Tuesdays and Saturdays, I go to the stadium to play tennis. I go to bed at eleven.

Расскажите о нем. Начните так:

His name's Michael/ He lives …

Конечно же, наряду с Pr. S существует много других языковых явлений.

Коммуникативная грамматика предусматривает вариативное использование языковых средств в зависимости от ситуации общения.

На продвинутом этапе обучения наступает момент, когда необходимо провести систематизацию языкового материала по функционально - семантическому признаку.

Как показывает опыт работы, «функционально - семантическая» организация обучения грамматике достаточно эффективна. Она способствует систематизации языкового материала, установлению связи между коммуникационными задачами и альтернативными средствами их решения, создает представление о функциональных связях между различными явлениями языковой системы. Выполняя речевые задания на основе аутентичных страноведческих текстов, учащиеся не только совершенствуют лингвистическую компетенцию, но и приобретают социо-культурные знания о стране изучаемого языка.

Таким образом, реализуется основные принципы коммуникативной грамматики: ситуативность, функциональность и вариативность, а так же лингвострановедческий подход к обучению.

1.5 Принцип системности.

Описанные выше принципы ситуативности и функциональности, ориентированные на употребление грамматических явлений в речи, отнюдь не исключают серьезного внимания к системности. Освоение грамматики, как системы, максимально способствует умственному развитию учащихся. Не следует думать, что овладение системой в грамматике не имеет практического смысла. Системное представление способствует запоминанию сложных парадигм, например, видо - временная система индикатива, позволяет свести к обозримому количеству типов множество индивидуальных явлений (например, нестандартные формы глагола) (9)

Системный подход позволяет достаточно просто и компактно представить грамматическое явление, которое традиционно требуют пространственного описания. Так, в кабинете я оформила систему видо - временных форм, которая наглядно представлена в виде таблицы на стене.

Active Voice

Simple Continious Perfect Perfect - Continious

Present

Past

Future

Passive Voice

Simple Continious Perfect Perfect - Continious

Present

Past

Future

Необходимо заметить, что акцентирую внимание на активный грамматический минимум, включающий явления, без которых устно - речевое общение невозможно.

Например, при работе над Present Continious (настоящее длительное) делается акцент на его противопоставленность Present Simple (настоящее простое). А поскольку в русском языке эти различия грамматическими средствами не передаются, для выработки автоматизма в употреблении этих форм нужны специальные упражнения из Голицынского.

Вывод I главы:

Таким образом, при формировании грамматических навыков необходимо:

1.Квантование правил как способ управления

2.Функциональная ориентация (усвоение формы вместе с функцией на ее основе)

3.Ситуативность условная, либо реальная

4.Запись на слух как комплексное подкрепление

5.Условно-речевые упражнения как средство формирования навыков

Глава II. Учёт возрастных и психологических особенностей учащихся завершающего этапа при обучении грамматике

Основная цель коммуникативного метода - иноязычное говорение с различных точек зрения.

2.1 Особенности учебно - познавательных процессов учащихся

Данная концепция ориентирована на учеников 8-11 классов, на тот юношеский возраст, который " сензитивен в отношении развития рефлексивной деятельности сознания и самосознания, формирования мировоззрения "(А.В.Запорожец), большой упор может быть сделан на овладение социально ориентированным общением, на формирование умения отстаивать свои взгляды, убеждения (Е.И.Пассов) ( 9 )

Основополагающим элементом учебно- познавательной деятельности является мотив, который формируется учеником с помощью учителя, учитывая возрастные особенности учеников 8 - 11 классов.

Тренируется память, особенно непроизвольная, механические и логические приёмы запоминания, совершенствуется отвлечённое мышление, а также абстрактное языковое мышление. Формируемая при этом системность мышления является ещё одной стороной совершенствования познавательных функций психики школьников, что позволяет обучаемым усваивать большие объёмы грамматического материала в контексте устно - речевого общения.

При обучении грамматической стороне речи дедуктивный способ подачи материала является психолого - педагогической основой обучения и поэтапное формирование умственных действий и операций ( см.приложение дедуктивного способа на уроке в IX кл).

Именно в старших классах учащиеся начинают осознавать необходимость владения иностранными языками для реализации своих жизненных целей и психологически они готовы к интенсивной самостоятельной и групповой работе над грамматикой.

" Ученик вырастает до " cмакования" речевых оборотов, появляется языковое " чувство красоты ", он способен отличить утончённую речевую форму от банальной или неадекватной. Появляется чувство ритма и интонации. Именно теперь грамматическая семантика текстов приобретает некоторую значимость ". ( Кушнир А.)

И, конечно, успешному обучению необходим доброжелательный настрой учителя и атмосфера всеобщего доверия.

2.2 Функциональное единство.

Язык имеет 3 аспекта: лексику, грамматику, фонетику, Любой из этих аспектов может стать объектом изучения, не причинив ущерба языку в целом.

Говорение же имеет 3 стороны: лексическую (семантическую), грамматическую (структурную) и произносительную. Эти три функции действуют неразрывно.

2.3 Функциональность и сознательность

Этот аспект весьма принципиален для коммуникативного метода. С точки зрения функциональности можно считать, что для обучения говорению под сообщением знаний следует понимать сообщение правил - инструкций, которые даются в процессе формирования навыков.

Такие правила - инструкции должны характеризоваться оперативностью, обобщенностью, функциональной направленностью, позитивностью формулировки. Например: «Хочешь рассказать о прошедших каникулах, используй 2 форму глагола и т. п.»

Использование правил - инструкций - это только одна сторона сознательности.

Сознательность в обучении говорению - это взаимодействие механизмов аналогии, интуиции, непроизвольного запоминания и дискурсивности.

И тем самым можно выдвинуть следующие положения:

а) место и характер правил - инструкций в процессе формирования речевого навыка определяются специально для каждой речевой единицы;

б) необходимость, место и характер правил определяются с учетом следующих факторов: формальная сторона речевого образца, его функциональные особенности, соотнесенность с родным языком (для преодоления интерференции), последовательность усвоения речевых образцов, условия автоматизации.

Вывод II главы: Основной стратегией обучения выступает личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность школьника, учет его способностей, возможностей и склонностей. Это реализуется на основе дифференциации и индивидуализации обучения, использования инновационных форм - новых обучающих технологий, методов и подходов, введения профильного образования.

Активно применяя коммуникативную технологию для выражения своего мнения, оценки событий и т.д., у учащихся формируются грамматические и речевые умения.

Глава III. Технология развития грамматических навыков и умений с применением альтернативных методов обучения

Уже в течение нескольких лет я работаю над темой «Совершенствование грамматических навыков и умений». Что заставило меня обратиться к грамматике? Новый УМК под руководством В.П. Кузовлева «English», рассчитанный на коммуникативный подход, специфика цели, которого состоит в безусловном приоритете общения (говорения и аудирования), где грамматической стороне уделено недостаточно места для формирования языковых знаний. Поэтому, по рекомендациям учителей, работающих в гимназиях и общеобразовательных учреждениях г. Челябинска, по согласованию с администрацией школы решила внедрить с 2004-2005 учебного года «Учебник грамматики» под редакцией Голицынского. Издание четвертое, исправленное и дополненное. Издательство КАРО г. Санкт-Петербург 2003 год.

Предлагаемый сборник содержит грамматические упражнения по основным темам, соответствующим государственному стандарту. Сюда включен новый интересный материал на базе современной лексики из зарубежных источников. Упражнения расположены по мере возрастания трудности, что дает возможность подбирать упражнения в соответствии с языковым уровнем учеников. Упражнения для первичного усвоения и упражнения для сохранения в памяти. Упражнения в действиях с развёрнутым применением операции, а так же упражнения в действиях со свёрнутыми операциями, - с одной стороны, с другой - упражнения, изолированные от речевой деятельности, и упражнения в составе речевой деятельности.

Формой выполнения упражнений является устная или письменная.

Активно используются упражнения на сравнение, тренировке в действиях замен и трансформаций, выбора по формальным признакам и смыслу, упражнения в видоизменении - упражнения в переводе с русского на иностранный.

Из многолетнего опыта убедилась, что потребность в дополнительных грамматических упражнениях при данном УМК, крайне необходима.

В связи с этим появилась и потребность в новом планировании обучения английского языка.

Примерное планирование обучения

иностранного языка и разработка системы тренировочных грамматических упражнений.

С учетом 3 ч. в неделю (8-9 кл.)

2-3 ч. в неделю (10-11 кл.)

2 часа - учебник «English» В.П. Кузовлев

1 час - учебник «Грамматика» Ю. Голицынский

Класс

Кол-во уроков

Грамматическая

тема

Кол-во уроков

Британия и ее люди

14

Артикль (определ. и неопред.)

7

Ты бы хотел поехать в Британию?

14

Видо - временные формы Pr/ Simple (to be), Present Cont

7

Британия - страна традиций

14

Simple tenses (active)

7

Cпорт

14

Simple tenses (passive)

7

Меняются времена, меняются стили

9

Модальные глаголы

4

65

32

Чтение. Почему бы и нет?

10

Повторение

Simple tenses (active and passive)

4

Пусть музыка играет

10

Перфектные формы

5

Какие новости?

17

Сложные дополнения

6

Здоровье

6

Условные предложения

3

Кем ты будешь

7

Косвенная речь

2

Британия в мире

18

Косвенная речь

9

68

29

Как разнообразен мир!

9

Закрепление

Артикль с географическими названиями

Видо - временная форма

Косвенная речь

8

Западная демократия. Демократична ли она

12

Модальные глаголы. Перфектные формы (пассив)

12

Что привлекательного в молодом поколении?

5

Герундий.

Причастие.

10

Легко ли быть молодым?

8

Сложное подлежащее

3

34

33

Что помогает тебе насладиться жизнью

8

Закрепление видо-временных форм

Местоимения и их производные

3

5

Изобретения, который потряс мир

15

Герундий. Причастие.

5

Учебник «New Millenium» О.Л. Гроза 11 класс.

Изучение иностранного языка

4

Условные предложения

4

Места и люди

4

Сложное дополнение

4

Работа жизни

4

Предлоги

4

На краю неизвестного

4

Предлоги

4

39

29

Разработка грамматических упражнений

Класс

Урок

Тема

Презентация правил

Выполнение упражнений в классе

Д/З

8

1

Артикль (определённый и неопределённый)

стр. 5-6

упр.1, 2.*

упр.3, (п)**

правило ***

2

Артикль (определённый и неопределённый)

стр. 8-9

упр.4, 5

упр.6 (п)

правило

3

Артикль (определённый и неопределённый)

стр. 10-11

упр.7, 8, 9

упр.10 (п)

правило

4

Артикль с застывшими словосочетаниями

стр.13

упр.11, 12

упр.13 (п)

правило

5

Артикль с застывшими словосочетаниями

стр.16,17

упр.15, 16

упр.18 (п)

правило

с.18,19

6

Артикль с застывшими словосочетаниями

стр.21

упр.21, 22,

23

упр.25 (п)

правило

7

Артикль с застывшими словосочетаниями

стр.26, 27, 28

упр.28, 30,

31

упр.32 (п)

правило

В конце темы 20 - минутный тест № 1 (приложение)

Видо- временные формы

Present Simple (to be)

Present Cont

1

Presen Simple (to be)

стр.127

упр.156,157

упр.158 (10 пр)

правило

2

Presen Simple (to be)

стр.127

упр.159

упр.158 (10 пр)

3

Present Contin

стр.134

упр.165,166

упр.167 (10 пр)

4

Спряжение глагола

стр.134,136

упр.168,169

упр.170 (10 пр)

5

Спряжение глагола

стр.136

упр.171

упр.172

6

Спряжение глагола

упр.173

упр.174

7

Спряжение глагола

Тест № 2 (Прил.)

упр.175

упр.176 (10 пр)

Simple tenses (asctive)

1

Past Simple (to be)

стр.130

упр.160

упр.161(10 пр)

2

Future Simple

стр.131

упр.162

упр.163

3

стр.131

упр.164 (10 пр)

упр.164 (5 пр)

4

Спряжение глагола

(Future Simple)

стр.149

упр.182

упр.182 (4 пр)

5

упр.170,171

упр.171 (5 пр)

6

упр.172

упр.172 допис)

7

упр.183

упр.183(10 пр)

Simple tenses (Passive)

1

Past Simple (Passive)

стр.232-233

упр.274,276

упр.277

2

Present, Past

стр.232-233

упр.275

упр.275(письм)

3

Future (Passive)

упр.279

упр.280

4

упр.281

упр.281(10 пр)

5

стр.239

упр.284

упр.285

6

стр.241

упр.287

упр.288

7

стр.241

упр.289

упр.290(10 пр)

Модальные глаголы

1

Can

стр.396

упр.487

упр.488 (10 пр)

2

May

стр.399

упр.491

упр.492 (10 пр)

3

To be able to

стр.397

упр.489

упр.490

4

Must

стр.403

упр.498

упр.499 (5 пр)

9

Simple tenses (Active and Passive)

1

стр.232-233

упр.291

упр.290 (6 пр)

2

упр.283

упр.283 (10 пр)

3

упр.282

упр.282 (5 пр)

4

упр.286

упр.286 (5 пр)

Perfect tenses (Active and Passive)

1

Present Perfect Tense (active)

стр.183

упр.221

упр.223 (10 пр)

2

Past Perfect Tense (active)

стр.193

упр.233

упр.233 (10 пр)

3

Present Perfect (passive)

стр.244

упр.298

упр.299 (10 пр)

4

Present Perfect (passive)

стр.244

упр.299

упр.301 (5 пр)

5

упр.301

упр.302 (10 пр)

Complex Object

1

стр.350

упр.427

упр.428 (5 пр)

2

стр.352-353

упр.428

упр.429

3

стр.354

упр.433

упр.433 (10 пр)

Условные предложения

1

Условное предложение I типа

стр.378

упр.464

упр.464 (5 пр)

2

Усл.предложение I типа

упр.465

упр.466

3

Усл.предложение II типа

стр.378

упр.467

упр.467 (пр)

4

Усл.предложение III типа

стр.378

упр.468

упр.469 (5 пр)

5

упр.470

упр.471 (5 пр)

6

упр.474

упр.474 (10 пр)

Косвенная речь

1

стр.255,256

упр.307

упр.308

2

Cогласование времён

стр.255,256

упр.309

упр.310 (10 п)

3

стр.255,256

упр.313

упр.314 (5 п)

4

стр.262

упр.316

упр.316 (5 пр)

5

стр.264

упр.318

упр.319 (5 пр)

6

стр.269

упр.325

упр.325 (5 пр)

7

стр.269

упр.326

упр.327 (5 пр)

8

упр.327

упр.328

9

упр.329

упр.330

10

упр.332

упр.333 (10 пр)

10

Артикль с географическими названиями

1

стр.30

упр.33

упр.33 (5 пр)

2

стр.31

упр.34,35

упр.35 (10 пр)

3

стр.33

упр.36,37

упр.3

4

Видо-временные формы

стр.219

упр.260

упр.260 (5 пр)

5

упр.261

упр.261 (5 пр)

упр.265

упр.265 (5 пр)

Косвенная речь

стр.244

упр.314

упр.314 (10 пр)

8

упр.320

упр.321

Модальные глаголы

1

to be allowed to

стр.400

упр.493

упр.494

2

стр.400

упр.495

упр.496

3

must (have to)

стр.403

упр.499

упр.500 (5 пр)

4

упр.502

упр.503

5

have to - be to

стр.409

упр.507

упр.508

6

need

стр.413

Тест № 9 (прилож)

упр.512

упр.514 (10 пр)

Перфектные формы (passive)

1

стр.244

упр.300

упр.300

(до конца)

2

упр.302

упр.302 (5 пр)

3

упр.303

упр.303 (5 пр)

4

упр.304

упр.305 (5 пр)

5

упр.306

упр.305 (5 пр)

6

упр.306

упр.306

(до конца)

Герундий

1

стр.326

упр.396

упр.397

2

стр.329

упр.400

упр.399

3

стр.331

упр.402

упр.402 (5 пр)

4

стр.333

упр.404

упр.405

5

стр.333

упр.406

упр.407

6

стр.337

упр.409

упр.411

Тест № 10 (приложение)

Причастие

1

стр.305,307

упр.374,375

упр.379

2

стр.312-313

упр.383

упр.385

3

стр.314

упр.383

упр.384

4

Тест № 11 (приложение)

стр.318,319

упр.389

упр.390

Сложное подлежащее

1

стр.371,372

упр.458

упр.458 (5 пр)

2

стр.374

упр.460

упр.460 (5 пр)

3

стр.376

упр.463

упр.463 (5 пр)

Тест № 12 (приложение)

11

Закрепление видо-временных форм

1

стр.219

упр.266

упр.267 (10 пр)

2

стр.219

упр.268

упр.269 (10 пр)

3

упр.271

упр.272 (10 пр)

Тест № 13 (приложение)

Местоимения и их производные

1

стр.76

упр.95 (A,B)

упр.96

2

стр.78-79

упр.97,98

упр.99

3

стр.81,83

упр.100,104

упр.105

4

упр.106,107

упр.108

5

упр.109

упр.110

Тест № 14 (приложение)

Герундий Причастие

1

стр.326

упр.411

упр.412

2

упр.413

упр.414

3

упр.415

упр.416

4

упр.417

упр.418

5

упр.419

упр.420

Условные предложения " I wish"

1

стр.378

упр.475

упр.475 (10 пр)

2

стр.378

упр.476

упр.477 (10 пр)

3

упр.478

упр.479

4

упр.482

упр.481

Cложное дополнение

1

стр.350

упр.427

упр.428 (10 пр)

2

стр.352,353

упр.429,431

упр.432

3

стр.354

упр.433

упр.434

4

стр.359-361

упр.438

упр.441

Тест № 15 (приложение)

Предлоги

5

стр.108-109

упр.137

упр.137 (до конца)

6

стр.110

упр.138

упр.138 (10 пр)

7

стр.112

упр.139,140

упр.141 (10 пр)

8

стр.113-114

упр.142,143

упр143(до кон)

9

стр.115,116

упр.144

упр.145

10

стр.116,117

упр.146

упр.147

11

стр.118,119

упр.149

упр.150

12

стр.123,125

упр.155

упр.155

(до конца)

Тест № 16 (приложение)

*В классе упражнения выполняются устно, для контроля - некоторые из них - письменно

** Домашние упражнения выполняются письменно сильными учениками полностью, а слабыми 10 предложений . Жёсткость этого требования вытекает, прежде всего, из психофизиологической природы письменных упражнений: в каждом акте письма и изложения своих мыслей на письме синтезируется действие всех анализаторов - зрительного, слухового, речедвигательного, графомоторного, поскольку письмо неразрывно связано с внутренним проговариванием.

Так любая иноязычная запись в школьных условиях неразрывно связана с процессами внутреннего перевода, причём двустороннего, то при этом упрочняется стереотипная связь эквивалентов родного и иностранного языков *** Памятка учащемуся для самостоятельной работы над грамматикой

Уясните себе, на какое правило дано упражнение.

Прочтите правило внимательно и тщательно проанализируйте примеры- образцы.

Выучите примеры- образцы наизусть. Старайтесь запомнить как можно больше примеров - образцов, научитесь строить новые предложения по этим образцам.

Приступая к выполнению упражнения, внимательно прочитайте указание к нему.

Выполняйте упражнения в устной, а затем в письменной форме.

Прочтите упражнение вслух несколько раз, добиваясь быстрого, хорошего чтения.

Выполнив упражнение, тщательно проверьте написанное. Обращайте внимание на соблюдение правил грамматики и орфографии.

Старайтесь в дальнейшем чаще использовать изученное грамматическое явление в речи.

Исправляя ошибки, уясните, какое правило нарушено, повторите его или повторите примеры - образцы, продумайте собственные примеры.

Приложение I

Тест № 1

Вставьте артикль, где необходимо.

She has got … headache.

This … pen is good, and that … pen is bad.

I can't see three … boys . … boys are playing.

She gave me … coffeе and … cake.

Is your father at … home? - No, he is at … work.

… Earth is … planet.

There is … big tree in … garden.

Where is … cat? … cat is on … sofa.

I see … bottle of … pineapple juice.

My … friend gets up early in … morning.

In … August he has his … birthday.

Тест № 2

Вставьте глагол to be в Present Simple

My father … not a teacher.

… they at home?

Переведите на английский язык, используя to be в Present Simple

Где он? - Он в Лондоне.

Мой брат - художник.

Раскройте скобки, употребляя глаголы в Present Continious

(Now) Timothy (to feed) his dog.

What they (to talk) about?

Раскройте скобки, употребляя глаголы в Present Simple

Affer breakfast she (to go) to school.

She (to speak) French well.

Раскройте скобки, употребляя глаголы в Present Continious

или в Present Simple

Who that man (to be) who (to stand) in the doorway? - you (not to recognize) him? It (to be) my cousin.

Your family (to leave) St. Petersburg in summer? - Yes, we always (to go) to the seaside.

Test № 3

Раскройте скобки, употребляя глаголы в Present Continious,

Present Simple или в Future Simple.

My sister (not to like) coffer.

When you (to go) to bed every day?

You (to read) a book now?

Where you (to go) next summer?

Look! Kate (to go) to school.

He (not to sleep) now.

Переведите на английский язык

Моя мама не была вчера на работе.

Мои книги были на столе.

Она была вчера в парке?

Test № 4

Передайте следующие предложения в Passive Voice

Irene's husband brought her some beautifull shells from the south.

Mr. Wilson will teach you English.

In summer the boys often drive the horses to the field.

Передайте следующие предложения в Passive Voice

You must do this work very carefully.

You can find the book you need in any library.

Test № 5

Переведите на английский язык, употребляя модальные глаголы

can.(could)

Вы не можете мне сказать, как доехать до вокзала?

Никто не может мне помочь.

Переведите на русский язык

Don't go to the wood alone: you may lose your way.

It may be true.

Переведите предложения на русский язык

You must be joking!

She must stop eating much and she must lose weight.

Тест № 6

В следующих предложениях измените время глагола на

Present Perfect. Переведите предложения на русский язык.

1. James is ordering a bottle of apple juice.

2. We are looking for more CDs with good music

Раскройте скобки, употребляя глаголы в Past Simple или Past Perfeet

The teacher (to understand) that my friend (not to do) her homework.

I (to know) that Lena (not yet to come)

Передайте следующие предложения в Passive Voice.

The girl has put all the books in to the bookcase.

The children have scattered about a lot of things.

I have invited some friends to tea.

Why have you put my books on this table?

Тест № 7

Раскройте скобки, употребляя глаголы в требующейся форме

If he reads fifty pages every day, his vocabulary (to increase) greafly.

If they (to know) it before, they would have taken measures.

If you (not to miss) the train, you would have arrived in time.

If you really loved music, you (to go) to the Philharmonic much more often.

If you (to do) your morning excercises every day, your health would me much better.

Образуйте условные предложения

He is busy and does not come to see us if …

He broke his bicycle and so he did not go to the country.

Тест № 8

Передайте следующие предложения в косвенной речи

" Are you fond of going to the theatre? " asked my friend.

" Have you seen any plays by Shakespeare? " asked my teacher.

Nellie asked me " Did you see " Hamlet " last night " ?

" Does Mike like Shakespeare? " asked Nellie.

" Will he go to the theatre with us? " asked she

Восстановите прямую речь в следующих предложениях

He said that he studied at Moscow University.

The man asked the boy, if he knew where he lived.

Ann said that she had just had a telephone call from home.

She wondered if I was going to leave St. Petersburg the next day.

The woman told him not to worry and go home guietly.

Тест № 9

Вставьте модальные глаголы can, may, must или need

Peter … return the book to the library, we all want to read it.

why … not you understand it? It is so easy.

… I take you pen? - Yes, please.

Shall I write a letter to him? - No, you … not, it is not necessary.

Переводите на английский язык, употребляя

модальные глаголы to have to или to be to

5. Спектакль должен был начаться в 7 часов.

6. Мы должны были отложить поездку, так как погода испортилась.

Тест № 10

Переведите на русский язык, обращая внимание на герундий.

I'm really looking forward to going to New York.

Are you? I'm not. I can't stand visiting noisy cities.

Everybody will discuss the event, there is no preventing it.

Can you remember having seen the man before?

Переведите на английский язык

Перестаньте разговаривать.

Она бросила курить.

Я не могу не беспокоиться о них.

Я перестала, есть мясо, и каждый день получаю удовольствие от более здоровой пищи.

Test № 11

Переведите на русский язык, обращая внимание на Participle 1, Participle 2.

a) A fish taken out of the water cannot live.

b) Taking a dictionary, he began to translate the text.

c) Seeing clouds of smoke over the house, the girl cried: "Fire! Fire!"

Выберите из скобок требующуюся форму причастия.

The girl (washing, washed) by Helen looked very clean.

Who is that boy (doing, done) his homework at that table?

Test № 12

Переведите на русский язык, обращая внимание на сложное подлежащее.

I did not know what I was expected to say to that, so I said nothing.

He was said to be one of the most promising nuclear physicists.

The man was seen to take off his coat.

Перефразируйте следующие предложения, употребляя сложное подлежащее.

1. People consider the climate there to be very healthful.

2. It is said that the book is popular with both old and young.

3. It was reported that 5 ships were missing after the battle.

Test № 13

Переведите на английский язык, употребляя глаголы в требующемся времени.

Что делает твой брат? - Он работает в институте.- А что он делает сейчас?- Он читает газету. Я всегда приношу ему газеты, когда он приходит с работы.

Что вы будете делать завтра в восемь часов вечера? - Завтра к восьми часам я уже закончу все свои уроки, и в 8 часов буду играть на рояле.

Когда Том вышел из дома, все ребята играли в футбол, а Бил и Джон считали крупные камешки, которые они принесли с реки.

Test № 14

Вставьте одно из следующих слов: some,any, no, the или оставьте пропуски незаполненными.

1. Передай мне масло.Pass me … butter, please.

2. Это ферма производит масло.This form produces … butter.

3. Мне не нравится цвет этого мыла. I don't like the colour of … soup.

4. Дайте мне бумаги.Give me … paper.

Вставьте из следующих слов:

Somebody, anybody, nobody.

1. Do you really think that … visits this place?

2. I have never seen … lace their boots like that.

Somewhere, anywhere, nowhere.

Did you go … yesterday?- No, I went … , I stayed at home the whole day.



Test № 15

Перефразируйте следующее предложение, употребляя сложные

дополнение вместо придаточных дополнительных предложений

1. I expact that you will join our excursion.

2. We knew that he was a clever man.

3. I don't like it that you repeat this nonsense.

4. We expact that everybody will be ready by seven.

5. He heard that someone called his name.

Переведите на английский язык, употребляя сложное дополнение.

Я хочу, чтобы вы были более внимательны.

Я заставила её выучить стихотворение наизусть.

Мы хотели, чтобы они достигли успеха.

Я видела, как дети бегут к реке.

Test № 16

Переведите на английский язык.

В прошлое воскресенье мы встали рано и к семи часам были готовы идти. В десять минут восьмого мы отправились. На остановке было мало народу. Через час мы были за городом. Мы провели за городом весь день и вернулись в город вечером.

Вставьте предлоги to или of.

London is the capial … Great Britain.

It is clear … me that you don't know your lesson.

He was devoted … his friend.

The roof … the house is very old.

Вставьте предлоги, где необходимо.

We tried to speak … him, but he didn't want to listen … us. He didn't even look … us and did not answer … our questions.



Заключение

Данная разработка поможет учащимся успешнее сдать ЭГЭ в частности раздел " Грамматика и лексика ", т.к по первым результатам проведения ЕГЭ по английскому языку показали, что наибольшую трудность в этом разделе представляли задания на применение видо- временных форм глаголов и знание семантики отдельных слов, их лексической и грамматической сочетаемости.

Предлагаемая концепция интересна так же и тем, что:

а) она дает перспективу углублению изучения грамматических познаний.

б) её можно рассматривать как вариативную программу по отношению к базовой концепции обучения иностранным языкам.

Если первое направление обеспечивает развитие вглубь, то второе - вширь. И в целом, можно будет получить новую парадигму исследования вопроса обучения языкам.



Литература

1.Программа начального и общего образования по английскому языку // ИЯШ, 2005, № 5.- С. 4-7

2.Программа основного общего образования по английскому языку// ИЯШ, 2005, № 5,- С. 8-33

3.Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. Начальная школа. Общественно- гуманитарные дисциплины. ( Под редакцией В.С. Леднева. Н.Д. Никандрова. М.Н. Лазутовой. - М.: " ТЦ. Сфера", "Прометей", 1998.- С.164-165 (языковые знания и навыки: грамматическая сторона речи)

4.Примерные программы среднего(полного) общего образования ( сост М.З.Биболетова, Н.П. Грачёва.- М.Просвещение. 2002, - С.16

5.( Требование к продуктивному владению грамматической стороной речи на английском языке в основной школе); ( Требования к продуктивному владению грамматической стороной речи на старшей ступени обучении)- С.23.

6.В.П.Кузовлёв " English" М.Просвещение - 2002 8 кл

7.В.П.Кузовлёв " English" М.Просвещение - 2002 9 кл

8.В.П.Кузовлёв " English" М.Просвещение - 2002 10-11 кл

9.. О.Л.Гроза и др." New Millenium English " Обнинск * Титул *- 2003 11 кл.

10.. Ю.Голицынский " Грамматика. Сборник упражнений " Каро.г.Санкт- Петербург. - 2003г

11. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Методика обучения иностранным языкам в средней школе.-М.Просвещение,1991-С.74-89(обучение грамматической стороне устной речи и чтения)

12.Е.И.Пассов. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.- 2 издание.- М.Просвещение,1991-С.152-159 (Формирование грамматических навыков)

13.Челябинский областной институт усовершенствования учителей. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся при изучении иностранного языка.- Челябинск.1991.- С.13

14.Цетлин В.С. Принципы обучения грамматическим механизмам речи в методике 60 - х годов // ИЯШ,1996, № 6.- С.24

15.Мильруд Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике (упрощенным предложениям) // ИЯШ,2002, № 2 - С.15-21

16. Сысоев П.В. Интегративное обучение грамматике: исследование на материале английского языка // ИЯШ,2003, № 6 - С.25

17. О.М.Корчажкина. Невостребованный потенциал дедуктивного метода

// ИЯШ,2003, № 5- С.18-21

18. Логупова С.В. Деятельностный аспект осознанного раннего овладения грамматикой английского языка // ИЯШ,1997, № 3 - С.4-10

19.Чернова Г.М. Уроки коммуникативной грамматики: повелительное наклонение во французском языке // ИЯШ,2002, № 3 - С.30

20.Поспелова М.Д. Обучение условным предложениям на уроках английского языка в старших классах: сложно, но интересно // ИЯШ,2001, № 1 - С.16 Цифры в тексте в ведении (18)

21. Потрикеева Е.С. К проблеме взаимосвязанного обучения лексической и грамматической сторонам говорения // ИЯШ,2000, № 2 - С.1

22."Вестник образования" №10 2003, Москва

23.Н.Д.Гальскова, А.Ю.Горчев "Концепция обучения иностранным языкам"



© 2010-2022