- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья Формирующее оценивание для обучения английскому языку»
Статья Формирующее оценивание для обучения английскому языку»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Плотникова Н.Н. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Формирующее оценивание для обучения английскому языку
в начальной школе: из опыта работы
Н.Н. Плотникова,
учитель английского языка
МБОУ «Зональненская СОШ»
Томского района
Введение Федерального государственного образовательного стандарта ставит перед учителем новую задачу. Необходимо изменить традиционные подходы к оцениваю достижений обучающихся и расширить инструментарий оценивания. Традиционная система оценивания зависит от внешней оценки, мало способствует эффективному обучению, повышает уровень тревожности среди детей. Возникает непонимание между учениками и учителем. При традиционной системе оценивается только конечный результат, а не процессуальное, содержательное движение ученика к цели. Стратегии и техники формирующего оценивания могут стать эффективными способами повышения образовательных достижений каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими обучающимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении. Формирующее оценивание - это «оценивание для обучения, в которое педагог вовлекает каждого ученика» [1]. Оно мотивирует учащегося и помогает ему шаг за шагом улучшать свои достижения. К основным методикам формирующего оценивания относятся: критериальное самооценивание,критериальное взаимооценивание, карта понятий, составление тестов.
Одной из методик формирующего оценивания является критериальное самооценивание. Критериальное самооценивание позволяет оценивать в процессе познавательной деятельности не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящий к этому результату. Более того, такое оценивание позволяет мотивировать всех без исключения учеников, так как восстанавливает связь между оценкой и индивидуальным прогрессом ученика, учитывая уровень, на котором он находится в данный момент. Учащимся заранее известны критерии, по которым будет оцениваться их работа. Они изложены письменно и доступны. В процессе работы учащиеся могут оценить уровень её выполнения и выбрать пути совершенствования. Именно критериальное самооценивание дает возможность каждому ученику ответить на вопросы: где я сейчас нахожусь? Что я знаю и чего пока не знаю? Что можно сделать, чтобы лучше освоить тему? В тоже время и учитель видит с одной стороны, что не усвоено учащимися, над чем нужно поработать, а с другой стороны даже самое незначительное продвижение учащегося.
Таким образом, критериальное оценивание решает следующие задачи:
-
делает оценку более прозрачной и объективной и для учащегося, и для учителя;
-
обеспечивает обратную связь;
-
позволяет ученику точно оценивать границы своего знания.
Как сделать такую работу эффективной? На первом этапе урока вводятся критерии для оценивания работы. Важный момент: критерии обсуждаются совместно. Далее педагог показывает, что степень достижений по каждому критерию может быть различной и вводит показатели, по которым она будет определяться. Далее необходимо подробно ознакомить учащихся с бальной шкалой, по которой будет проводиться оценивание. Полезно будет обсудить результаты оценивания учащихся и сравнить их с тем, как оценил эти работы учитель.
Работа по использованию критриального самооценивания на уроках английского языка в начальной школе мною начата в 2013-2014 учебном году.
В нашей школе во вторых классах (первый год обучения) отметки по английскому языку не ставятся, но это не значит, что образовательная деятельность учащихся ни как не оценивается. Более того, учащимся необходимо, и они хотят видеть сами свои достижения пусть даже самые незначительные. Для них важно, чтобы и учитель оценил их работу. Работу по самооцениванию мы начинаем с карт самооценивания. В конце каждого урока ученики заполняют данную карту, в которой прописаны критерии, и ученики оценивают свои знания по каждому критерию с позиции могу - не могу. Карта самооценивания выдается в конце урока, после того как подведены итоги, то есть мы еще раз вернулись к задачам, поставленным в начале урока и проговорили о том, чему мы научились на уроке.
Таблица №1. Карта самооценивания УМК «Английский с удовольствием» М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева (урок №21)
Критерий
can
can not
Назвать все цвета, которые изучили, на английском языке
Составить рассказ о животном по схеме
Составить рассказ о животном без схемы
Спросить «У тебя есть собака?» и ответить на этот вопрос
Назвать буквы английского алфавита
Назвать звуки, которые передают согласные буквы английского алфавита
Далее в карте расширяется критериальный спектр. Появляются другие «оттенки» оценочной деятельности ученика. Карта самооценки имеет следующий вид:
понял
сомневаюсь
понял и могу применить
свои знания
Критерий
знаю все буквы английского алфавита
знаю, какие звуки передают согласные буквы английского алфавита
знаю, как читать букву Ii в закрытом слоге
могу рассказать о моем любимом животном
могу сказать, что я делаю каждый день
могу сказать, что мой друг делает каждый день
Анализируя данные карты, я вижу, что усвоено учащимися, а над чем нужно поработать, на что нужно обратить внимание. И уже следующий урок я планирую согласно результатам анализа карт самооценивания предыдущего урока.
Наиболее простым вариантом критариального самооценивания является метод «Светофор». Педагогам начальной школы он хорошо знаком, так как широко используется при безотметочной системе в первых классах. Данный метод очень хорош и для уроков английского языка в начальной школе. Сигналы посылаются учителю в реальном времени в ходе урока. У учащихся для этого есть три карточки: красная, жёлтая и зелёная. Получив задание учителя, учащиеся оценивают свои возможности и поднимают карточки, сообщая о том, на сколько им под силу выполнить данное задание: красная - я не могу выполнить, я не понял; желтая - я не совсем разобрался с данным заданием; зеленая - мне всё ясно, я с этим заданием справлюсь. Зажигая вместе светофор на разных этапах урока, учитель имеет возможность быстро увидеть готов ли класс продолжить занятие, достигнуты ли результаты, реализованы ли цели и задачи урока.
Итак, регулярно приводящееся критериальное самооценивание:
-
даёт возможность учителю точно оценить не только реальные, но и потенциальные достижения учеников, увидеть действительную картину усвоения материала обучающимися;
-
формирует ученическую самоорганизацию, предоставляя ученику возможность построить план дальнейших действий по продвижению вперед;
Список литературы:
-
Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. Начальная школа. - М: Просвещение, 2013.-80 с.
-
conference.apkpro.ru/files/npo/ss5/stt/st8.pdf
Пинская М.А. Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода.
-
pedagog.kz
Ильясова Д. Использование формирующего оценивания в начальной школе.