Статья Формирующее оценивание для обучения английскому языку»

В данной статье представлен опыт работы по использованию формирующего оценивания на уроках английского языка в начальной школе. С введением нового ФГОС данная тема очень актуальна. Большое внимание в статье уделяется критериальному самооцениванию, которое позволяет оценивать в процессе познавательной деятельности не только результат деятельности, но и процесс работы, приводящий к этому результату. Большое внимание в статье также уделено картам самооценивания и приему формирующего оценивания «Све...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирующее оценивание для обучения английскому языку

в начальной школе: из опыта работы


Н.Н. Плотникова,

учитель английского языка

МБОУ «Зональненская СОШ»

Томского района

Введение Федерального государственного образовательного стандарта ставит перед учителем новую задачу. Необходимо изменить традиционные подходы к оцениваю достижений обучающихся и расширить инструментарий оценивания. Традиционная система оценивания зависит от внешней оценки, мало способствует эффективному обучению, повышает уровень тревожности среди детей. Возникает непонимание между учениками и учителем. При традиционной системе оценивается только конечный результат, а не процессуальное, содержательное движение ученика к цели. Стратегии и техники формирующего оценивания могут стать эффективными способами повышения образовательных достижений каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими обучающимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении. Формирующее оценивание - это «оценивание для обучения, в которое педагог вовлекает каждого ученика» [1]. Оно мотивирует учащегося и помогает ему шаг за шагом улучшать свои достижения. К основным методикам формирующего оценивания относятся: критериальное самооценивание,критериальное взаимооценивание, карта понятий, составление тестов.

Одной из методик формирующего оценивания является критериальное самооценивание. Критериальное самооценивание позволяет оценивать в процессе познавательной деятельности не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящий к этому результату. Более того, такое оценивание позволяет мотивировать всех без исключения учеников, так как восстанавливает связь между оценкой и индивидуальным прогрессом ученика, учитывая уровень, на котором он находится в данный момент. Учащимся заранее известны критерии, по которым будет оцениваться их работа. Они изложены письменно и доступны. В процессе работы учащиеся могут оценить уровень её выполнения и выбрать пути совершенствования. Именно критериальное самооценивание дает возможность каждому ученику ответить на вопросы: где я сейчас нахожусь? Что я знаю и чего пока не знаю? Что можно сделать, чтобы лучше освоить тему? В тоже время и учитель видит с одной стороны, что не усвоено учащимися, над чем нужно поработать, а с другой стороны даже самое незначительное продвижение учащегося.

Таким образом, критериальное оценивание решает следующие задачи:

  • делает оценку более прозрачной и объективной и для учащегося, и для учителя;

  • обеспечивает обратную связь;

  • позволяет ученику точно оценивать границы своего знания.

Как сделать такую работу эффективной? На первом этапе урока вводятся критерии для оценивания работы. Важный момент: критерии обсуждаются совместно. Далее педагог показывает, что степень достижений по каждому критерию может быть различной и вводит показатели, по которым она будет определяться. Далее необходимо подробно ознакомить учащихся с бальной шкалой, по которой будет проводиться оценивание. Полезно будет обсудить результаты оценивания учащихся и сравнить их с тем, как оценил эти работы учитель.

Работа по использованию критриального самооценивания на уроках английского языка в начальной школе мною начата в 2013-2014 учебном году.

В нашей школе во вторых классах (первый год обучения) отметки по английскому языку не ставятся, но это не значит, что образовательная деятельность учащихся ни как не оценивается. Более того, учащимся необходимо, и они хотят видеть сами свои достижения пусть даже самые незначительные. Для них важно, чтобы и учитель оценил их работу. Работу по самооцениванию мы начинаем с карт самооценивания. В конце каждого урока ученики заполняют данную карту, в которой прописаны критерии, и ученики оценивают свои знания по каждому критерию с позиции могу - не могу. Карта самооценивания выдается в конце урока, после того как подведены итоги, то есть мы еще раз вернулись к задачам, поставленным в начале урока и проговорили о том, чему мы научились на уроке.

Таблица №1. Карта самооценивания УМК «Английский с удовольствием» М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева (урок №21)

Критерий

can

can not

Назвать все цвета, которые изучили, на английском языке

Составить рассказ о животном по схеме

Составить рассказ о животном без схемы

Спросить «У тебя есть собака?» и ответить на этот вопрос

Назвать буквы английского алфавита

Назвать звуки, которые передают согласные буквы английского алфавита

Далее в карте расширяется критериальный спектр. Появляются другие «оттенки» оценочной деятельности ученика. Карта самооценки имеет следующий вид:

Статья Формирующее оценивание для обучения английскому языку»Статья Формирующее оценивание для обучения английскому языку»Статья Формирующее оценивание для обучения английскому языку»понял

сомневаюсь

понял и могу применить

свои знания





Критерий

Статья Формирующее оценивание для обучения английскому языку»


Статья Формирующее оценивание для обучения английскому языку»


Статья Формирующее оценивание для обучения английскому языку»


знаю все буквы английского алфавита

знаю, какие звуки передают согласные буквы английского алфавита

знаю, как читать букву Ii в закрытом слоге

могу рассказать о моем любимом животном

могу сказать, что я делаю каждый день

могу сказать, что мой друг делает каждый день


Анализируя данные карты, я вижу, что усвоено учащимися, а над чем нужно поработать, на что нужно обратить внимание. И уже следующий урок я планирую согласно результатам анализа карт самооценивания предыдущего урока.

Наиболее простым вариантом критариального самооценивания является метод «Светофор». Педагогам начальной школы он хорошо знаком, так как широко используется при безотметочной системе в первых классах. Данный метод очень хорош и для уроков английского языка в начальной школе. Сигналы посылаются учителю в реальном времени в ходе урока. У учащихся для этого есть три карточки: красная, жёлтая и зелёная. Получив задание учителя, учащиеся оценивают свои возможности и поднимают карточки, сообщая о том, на сколько им под силу выполнить данное задание: красная - я не могу выполнить, я не понял; желтая - я не совсем разобрался с данным заданием; зеленая - мне всё ясно, я с этим заданием справлюсь. Зажигая вместе светофор на разных этапах урока, учитель имеет возможность быстро увидеть готов ли класс продолжить занятие, достигнуты ли результаты, реализованы ли цели и задачи урока.

Итак, регулярно приводящееся критериальное самооценивание:

  • даёт возможность учителю точно оценить не только реальные, но и потенциальные достижения учеников, увидеть действительную картину усвоения материала обучающимися;

  • формирует ученическую самоорганизацию, предоставляя ученику возможность построить план дальнейших действий по продвижению вперед;

Список литературы:

  1. Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. Начальная школа. - М: Просвещение, 2013.-80 с.

  2. conference.apkpro.ru/files/npo/ss5/stt/st8.pdf

Пинская М.А. Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода.

  1. pedagog.kz

Ильясова Д. Использование формирующего оценивания в начальной школе.

© 2010-2022