Конспект урока биологии в 8 классе по теме Строение и функции головного мозга

 Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга" проводится по технологии критического мышления. В качестве актуализации знаний и повышения интереса учителем используется стратегия "Мозговой штурм" и постанова проблемы. которую необходимо решить на уроке. Самомтоятельно изучив функции, расположение отделов головного мозга, учащиеся, объединившись в группы по 5 человек, взаимообмениваются материалом. В ходе урока заполняют листы самооценивания. Все ребята принимают участие в проведении...
Раздел Иностранные языки
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Строение и функции головного мозга» в 8 классе

Цель урока:

- Учащиеся знают общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе, его строении и функциях.
- раскрывают роль продолговатого, среднего, промежуточного, заднего и конечного мозга в осуществлении рефлексов.

Оборудование: таблица "Строение головного мозга", разборные модели головного мозга, учебная презентация

Ход урока

Этапы деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Настрой на позитив. Раздаю листы оценивания.

Рассаживаются по 5 вариантам. Получают лист оценивания

2.Стадия вызова, целеполагание.

Мозговой штурм. - Что вам известно о головном мозге? - Что хотели бы узнать? Проблема можно ли утверждать, что чем больше мозг тем умнее человек?

Приводит интересные факты. Введение в тему.

Ответы и предположения учащихся.

Записывают тему урока в тетрадях.

Формулируют цель урока.

3.Стадия осмысления

Используя стратегию «Веер», раздаю задания для изучения нового материала. В связи с тем, что надо изучить 5 отделов головного мозга, учащиеся работают по вариантам. ( 5)

Получают задания, выбирает первый человек каждого варианта определенный отдел головного мозга для изучения. Изучают материал, записывают, рассматривают рисунки, таблицы, муляж

Предлагаю пересесть по 5 человек в группы по номерам. (1-5)

Делятся материалом темы. Три группы по 5 человек, одна - 4 человека. Затем один человек переходит в эту группу и знакомит с соответствующим отделом мозга. Проводят самооценку, устно проговариваем критерии, запись их на доске.

Предлагаю выполнить эксперимент: Опыт 1. Доказать, что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться без раздражения корня языка.

Опыт 2. Определить, какой рефлекс промежуточного мозга может быть выявлен при выполнении команды "Замри".

Опыт 3. Доказать это ориентировочный рефлекс возникает на любой новый раздражитель и проявляется в движениях к этому раздражителю.(средний мозг)

Опыт 4. Пронаблюдать координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы.

Все учащиеся участвуют в проведении эксперимента

Проверочный тест

Выполняют, определяют ошибки, на что нужно обратить внимание при выполнении д/з, заполняют лист оценивания. Составляем критерии совместно

4. Рефлексия

Раздаю листочки

Я все понял------ Понял частично, надо доработать----- Не понял ----

5. Домашнее задание

§ 15 -16 (большие полушария), составить по 2 вопроса на понимание и применение знаний о ГМ.

Записывают д/з

Приложения

Тест

1. осуществляет координацию движений
2. в данном отделе располагаются центры рефлексов чихания, кашля
3. в данном отделе располагаются центры ориентировочного рефлекса
4. регулирует мышечный тонус
5.в данном отделе располагаются центры дыхания, пищеварения
6. Это главная часть головного мозга
7.через данный отдел проходят слуховые пути
8. С этим отделом головного мозга связана терморегуляция

9. Продолговатый мозг является продолжением:

А) среднего мозга; Б) спинного мозга; В) промежуточного мозга.

10. В головном мозге полушария и кору имеют:

А) средний мозг и полушария большого мозга Б) мозжечок и промежуточный мозг;
В) полушария большого мозга и мозжечок.

Лист самооценивания__________________________________________по 3 -бальной системе

1 задание. участие в формулировании цели урока, отвечают на вопросы

2 задание изучение и передача материала

3 задание восприятие и понимание знаний

4 задание тест

Умение находить отделы головного мозга


Опыт №1. Доказать, что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться без раздражения корня языка, рефлексогенной зоны этого рефлекса. ( Учащиеся по команде делают в быстром темпе подряд несколько глотательных движений и убеждаются, что при отсутствии раздражителя в данном случае, слюны) сделать глотательные движения невозможно. При воздействии раздражителя на корень языка акт глотания происходит непроизвольно, и человек может проглотить несъедобный предмет.

Поэтому нельзя маленьким детям давать для игры мелкие предметы (винтики, гайки, пуговицы, шарики).

Опыт № 2 Пронаблюдать рефлексы среднего мозга.

Доказать это ориентировочный рефлекс возникает на любой новый раздражитель и проявляется в движениях к этому раздражителю.

Стук карандашом по столу. Многие учащиеся поднимают глаза: новый раздражитель вызвал ориентировочный рефлекс. Раздражитель действовал на орган слуха.

Средний мозг - участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов. Например, он обеспечивает изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света или поворот головы, глаз в сторону источника света.

Опыт 3. Определить, какой рефлекс промежуточного мозга может быть выявлен при выполнении команды "Замри".

Учитель предлагает учащимся встать, а затем дает команду "Замри". Учащиеся застывают в разных позах, что дает возможность пронаблюдать позный рефлекс промежуточного мозга.

Команда "Замри" вызвала остановку движения. При этом одновременно должны были быть заблокированы движения во многих суставах тела. Под действием импульсов, идущих от промежуточного мозга, мышцы одновременно сокращаются, фиксируя новую позу тела.

Промежуточный мозг проводит импульсы к коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи, органов чувств. В его отделах расположены также центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды организма. С участием промежуточного мозга осуществляются функции желез внутренней секреции, вегетативной нервной системы.

Опыт 4. Пронаблюдать координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы.

По команде учителя, ученики закрывают глаза, протягивают вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа. Нужно обратить внимание на то, что движение осуществлялось быстро и плавно, хотя в нем участвовало более 30 мышц. Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов и обрабатывает их.

Мозжечок принимает участие в координации движений, делает их точными, целенаправленными. При повреждении мозжечка движения человека нарушены, ему трудно удержать равновесие, его походка напоминает походку потерявшего ориентацию человека.

По этим названия распределяются на 5 вариантов.

Промежуточный мозг

Продолговатый мозг

Задний мозг

Средний мозг

Конечный (большой) мозг

© 2010-2022