Проектная деятельность на уроках английского, описание

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Проектная деятельность учащихся

на уроках английского языка, как средство

развития творческого потенциала личности.


Современный этап образования России характеризуется изменением содержания гуманитарного и социально-экономического образования, в том числе и языкового. Качественно новые тенденции в области обучения иностранным языкам предполагают совершенствования умений профессионально-делового общения. Решению данной проблемы способствует организация процесса обучения И.Я., на основе концептуальных тем, которыми оперируем постоянно и описываем с их помощью массу других понятий. Учитывая тот факт, что в тематику учебного иноязычного общения включаются не только ситуации бытового общения, но и социально заостренные проблемы, а также проблемы молодого поколения, культуру, историю, традиции стран изучаемого языка.

Как известно, современные стандарты вынуждают человека уметь сосуществовать в общем мире, что означает быть способным, строить взаимовыгодный диалог со всеми субъектами этого общего жизненного пространства, уметь наводить гуманитарные межкультурные мосты между представителями различных конфессий, культур и стран. Важную роль в этом играет язык, выступающий, единственно возможным инструментом, с помощью которого и становится реальностью мостов взаимопонимания и взаимодействия между представителями различных культур.

Лидирующую позицию в международном обществе занимает английский язык, это связано прежде всего со стремительным развитием высоких технологий, экономики, образования. Это усиливает мотивацию учащихся школ желающих изучить английский, как основной язык межгосударственного общения, научных исследований, язык стал в той или иной форме, доступен большинству, и предложение всё больше ориентировано на спрос. Неожиданно для себя, преподаватели иностранного языка оказались в центре общественного внимания, специалисты в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности, потребовали немедленного изучения И.Я. как орудия производства. Их не интересует ни история, ни теория языка, в первую очередь английский, требуется им для использования в разных сферах жизни общества с людьми из других стран. Происходят коренные изменения в обучении, когда пересматриваются содержание и методы обучения. В этой связи меняется методика преподавания английского языка в школе. Очевидно, что появляется межкультурное общение, его участники владеют языковой лексикой, где всегда присущи конфликты между знанием и незнанием, между чужим и своим, таким образом, выявляются наиболее оптимальные пути развития у обучающихся способности реализовать и понимать иноязычные лексико-грамматические конструкции, соответствующие нормам коммуникативной деятельности субъекта. Этот процесс осуществляется в учебных условиях во взаимосвязи, во-первых, освоения учащимися иноязычного речевого опыта, во- вторых, развития его культурного опыта.

Требования межкультурного общения ставят необходимость научить учащихся разным умениям:

  • употреблять И.Я. (английский), (во всех его направлениях) в ситуациях межкультурного общения (процесс формирования навыков и умений);

  • объяснить и усвоить (на определенном уровне) чужой образ жизни, поведения (процессы познания);

  • расширить индивидуальную картину мира, за счет приобщения к языковой картине мира, носителей изучаемого языка, (процессы развития)

Итак, цель обучения И.Я., это развитие у учащихся, способности к межкультурному взаимодействию и к использованию изучаемого языка, как инструмента этого взаимодействия - самым естественным образом влияет на содержание обучения и на выбор технологии его усвоения учащимися.

На современном этапе развития преподавания И.Я. (английского), при выборе метода обучения, необходимо исходить из особенностей коллектива, в котором он будет использоваться, учитывать личностные особенности обучаемых, их возраст, интересы, уровень подготовки, в течение которого будет происходить обучение, а также техническую оснащенность учебного заведения.

Наряду с коммуникативными мероприятиями по изучению И.Я., появляется проектная деятельность, защита проектов. В проектах школьник выступает как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать. Многое в проектах идет от мечты, от фантазии, нужно научить ребенка не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны овладеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. Таким образом, для грамотного использования метода проектов, требуется значительная подготовка. Подготовка должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом. Для того чтобы эффективно использовать идеи проектно-ориентированного обучения на своих занятиях, необходимо хорошо представлять себе его принципиальные отличия от традиционного обучения, его основные цели и общую технологическую модель. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки, научится анализировать сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня, легче будет адаптироваться к условиям жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

  1. показать умение отдельного ученика или группы учеников, использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

  2. реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нём и донести это до заинтересованной аудитории;

  3. подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Для того чтобы эффективно использовать идеи проектно-ориентированного обучения на своих занятиях, необходимо хорошо представлять себе его принципиальные отличия от традиционного обучения, его основную технологическую модель:

  1. соотнесенность с объективной реальной действительностью;

  2. соотнесенность с субъектом деятельности;

  3. ориентация на продукт деятельности;

  4. методическая соотнесенность;

Рассмотрим эти составляющие более подробно:

I. Соотнесенность с объективной реальной действительностью предполагает наличие социально и личностно-значимой проблемы, решение которой требует интегрированных значений. Проект вытекает и развивается из конкретной ситуации. Эта ситуация может возникнуть в процессе работы над какой-либо учебной темой, в ходе обсуждения прочитанного текста, актуальных событий и т.д., когда обнаруживается дефицит знаний, неспособность решить возникшую задачу, что вызывает желание глубже исследовать создавшуюся проблему.

II. Соотнесенность с субъектом деятельности предполагает ориентацию на интерес учащихся, их самоорганизацию и ответственность. Тема проекта не должна навязываться, инициатива должна исходить от детей, которые сами с помощью имеющихся у них знаний и опыта должны попытаться решить поставленную задачу. Учитель же оказывает им языковую организаторскую деловую поддержку. Задача учителя - вызвать интерес к той или иной проблеме. Если учителю удается вызвать интерес у детей, то занятие становится интересным и целенаправленным, освоение материала осмысленным, а работа учащихся - увлекательной, познавательной и мотивированной. Проектно-ориентированное обучение - это обучение, в центре которого находится ученик. Он, ученик, является субъектом деятельности и как таковой, должен уметь работать самостоятельно. Для участия в проектной деятельности, учащиеся должны владеть определенными умениями самостоятельной работы, помогающими им организовать свою деятельность (умение читать и перерабатывать текст, собирать необходимую информацию, работать со справочным материалом, уметь аргументировано отстаивать свою позицию, вести поиск необходимой информации).

III. Методическая соотнесенность проекта предполагает учет уровня обученности и обучаемости учащихся, их предметных знаний, общеучебных и специально учебных умений, их социальной компетенции. Успешность проекта зависит во многом от того, насколько глубоко осознана цель проекта всеми учениками. Важной составляющей методической организации проектной деятельности является целостное обучение, т.е. включение всей сферы личности: когнитивной, творческой, эмоциональной, социальной, моторно-двигательной, волевой. Использование целостного обучения при работе над проектом, помогает связать учащихся с их деятельностью, теорию и практику, позволяет ученикам глубже использовать свои знания.

IV. Проект ориентирован на результат, т.е. на продукт деятельности. Именно в проекте реализуется весь процесс проектной деятельности, его целенаправленность, социальная и практическая значимость, самостоятельность, целостность. Весь смысл проектной работы заключается в результате деятельности, которая завершается презентацией созданного продукта. Имеется мнение, что проектная деятельность ориентирована скорее на процесс, чем на продукт. Многие учителя иностранного языка считают, что суть проекта - это прежде всего коммуникативная деятельность, включенная в другие виды деятельности.


Модель проектного обучения.


  • Первый компонент.

Ситуация которая требует решения.

  • Второй компонент.

Подготовка проекта, формулировка темы, постановка целей и поиск средств их достижения. Можно использовать следующий план:

Тема

Вид проекта

Содержание (результат)

Цель проекта

Средства достижения


Ученики могут также планировать свою проектную деятельность (каждый индивидуально).

Дата ________

Имя ___________

Класс ___________

Проект ___________

  • Третий компонент.

Включает фазы работы над проектом, в рамках которых устанавливаются

качественно новые отношения между учителем и учениками.

  • Четвертый компонент.

Организация учебного процесса.

  • Пятый компонент.

Включает в себя завершение проекта, представление его результатов и рефлексию. Этот компонент, особенно подведение итогов, фаза рефлексии, имеет очень большое значение. Очень важно, чтобы учащиеся это делали самостоятельно с помощью учителя. Можно сделать вывод, что Проект - это та форма работы, в которой реализуется искусство детей в планировании, изобретении, созидании, исполнении и оформлении работ. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение их в реальную деятельность, принятие личной ответственности за результаты:



  1. Вариативность.

Вариативность проектной деятельности предлагает индивидуальную,

парную, групповую формы работы учащихся. Проектная работа может реализоваться в различных типах и формах. Это могут быть диалоги, письма, таблицы, сообщения и т.д.

  1. Решение определенных проблем.

Работая над проектами, дети пытаются решить многие проблемы. А это заставляет детей думать, думая они учатся.

3. Когнитивный подход.

Работая творчески, дети лучше усваивают грамматические структуры и явления. Таким образом у ребят исчезает страх перед грамматикой.

4. Учение с увлечением.

Получение удовольствия от хорошо выполненной работы - это одно из главных условий эффективности обучения.

5. Личный фактор.

Посредством проектной работы ребятам представляется возможность говорить о себе, о своей жизни.

6. Адаптация знаний.

Знания должны соответствовать уровню развития, на котором находится обучаемый.

Анализируя ход выполнения проекта, можно выделить следующие этапы:

  1. Запуск проекта.

    • Учитель - консультант предлагает ряд тем, которые связаны с темой уроков, учебным процессом, повторением, систематизацией материала;

    • Анализ предложенных тем и самостоятельный выбор темы учащимися;

    • Создание группы учащихся, которые заинтересованы в выполнении данного проекта. Распределение функций, ролей внутри группы.

  2. Реализация проекта.

  • Сбор информации проекта;

  • Планирование проекта, создание макета проекта, консультации с учителем.

  1. Презентации проекта.

  2. Оценка предложенного проекта по ряду категорий:

  • Значимость выраженной темы;

  • Лексическая и грамматическая правильность выполнения проекта;

  • Самостоятельность и активность во время презентации проекта;

  • Оформление проекта.

  • Правильность ответов на вопросы по проекту.

Важна самооценка учащимися представленного проекта.

В заключении можно отметить, что во время выполнения проекта происходит непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур, стимулируется развитие творческого мышления, воображения, создаются условия для свободного выражения мысли.

Таким образом, проектная работа обладает уникальными возможностями для действительного коммуникативного обучения детей И.Я.


© 2010-2022