Памятки по английскому языку

При изучении иностранного языка учащиеся сталкиваются с большим количеством трудностей, чем на любом другом уроке. Овладевать иностранным языком приходится в отсутствии языковой среды при ограниченном количестве часов в общеобразовательной школе,  при большой наполняемости классов, при наличии в классе детей с разным уровнем учебных возможностей. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в том случае, если ученик будет обучен работать самостоятельно на уроке и продуктивно организовыват...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Памятки по английскому языкуПамятки по английскому языкуПамятки по английскому языкуПамятки по английскому языкуМБОУ «Краснооктябрьская СОШ»







ПАМЯТКИ НА УРОКАХ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

















2014

Содержание

I. Иностранный язык в современной школе.

II. Памятки как вспомогательное средство организации учебного процесса.

III.Что такое памятка?

IV.Виды памяток.

V.Организация работы с памятками.

Памятка N 1 «Как работать над новыми словами в классе»

Памятка № 2 «Как работать над новыми словами дома»

Памятка № 3 «Вслед за диктором»

Памятка № 4 «Если спрашивают не тебя…»

Памятка № 5 «Загадочные знаки»

Памятка № 6 «Написать письмо - надо уметь!»

Памятка № 7 «Твоя цель - научиться общаться»

Памятки по темам:

Памятка №1 - «Знакомство с числительными на начальной ступени обучения»

Памятка №2 -«Артикли»

Памятка №3-«Сослагательное наклонение»,

Памятка №4-«Сравнительные конструкции с прилагательными»

Памятка №5-«Степени сравнения прилагательных»

Памятка №6-«Множественное число существительных».

Памятка №7-«Структура предложения. Отрицательные предложения».

Памятка №8-«Структура предложения. Вопросительные предложения».

Памятка №9-«Структура предложения. Общие вопросы».

Памятка №10-«Последовательность прилагательных в предложении»

VI.Список литературы.



I. Иностранный язык в современной школе.

Изменения социально - политической и экономической жизни в нашей стране обусловили изменения и в области образования. Именно личность школьника, его потребности и возможности, желания и интересы родителей стали определяющими факторами для развития образовательной ситуации в стране.

Вследствие этого главная цель современной системы образования заключается в формировании личности, способной к познанию сложности быстро изменяющегося мира, к быстрой адаптации в нем.

Достижение этой цели включает в себя решение следующих задач:

• Формирование умений работать с информацией;

• Развитие проективной, конструктивной и прогностической силы ума (технологичности образования);

• Воспитание духовности как ценностного отношения к достижению человеческой культуры, в том числе и к самому образованию;

• Развитие способности в сложных социальных и межличностных ситуациях принять самостоятельное решение, основанное на анализе и осмысленном выборе.

Применительно к иностранному языку как учебному предмету образовательная ситуация изменилась вдвойне. Иностранный язык (ИЯ) становится реально востребованным в практической и интеллектуальной деятельности человека. Это повышает статус ИЯ как учебного предмета.

II. Памятки как вспомогательное средство организации учебного процесса.

При изучении иностранного языка учащиеся сталкиваются с большим количеством трудностей, чем на любом другом уроке. Овладевать иностранным языком приходится в отсутствии языковой среды при ограниченном количестве часов в общеобразовательной школе, при большой наполняемости классов, при наличии в классе детей с разным уровнем учебных возможностей. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в том случае, если ученик будет обучен работать самостоятельно на уроке и продуктивно организовывать работу над языком дома.

Учителю необходимо создать определенные условия, при которых можно было бы свести к минимуму те трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при изучении иностранного языка.

Рассмотрим памятки как вспомогательное средство организации учебного процесса, самостоятельного овладения иностранным языком и его методикой одновременно.



III. Что такое памятка?

В памятках в форме советов предлагаются рациональные приемы овладения иностранным языком. Не учитель поучает, а учащимся даются полученные из опыта, объективно существующие оптимальные правила учебного труда в отношении иностранного языка. Они подсказывают учащимся самый верный и надежный путь овладения основными видами речевой деятельности, новыми организационными формами, упражнениями. В них собраны ключевые моменты, которые, как правило, и вызывают затруднения. Количество памяток не должно быть большим, но они охватывают все существенные стороны образовательного процесса.

В своей работе я использовала памятки и раньше. С появлением новых УМК посчитала, что необходимость в них отпала. Но все чаще, анализируя ответы учащихся, результаты письменных работ, пришла к выводу о том, что «без этого средства часто «не идут» никакие упражнения». Заменить памятки пробовала системой наводящих вопросов. Но, выполнив задания, учащиеся часто забывали о них и о последовательности своих действий. Это приводило к увеличению количества ошибок. Поэтому в текущем учебном году решила вернуться к работе с памятками на уроках, выбрав темой для самообразования «Памятки при работе над грамматикой английского языка».

Памятки не должны быть всегда в неизменном виде. При их составлении необходимо учитывать ступень обучения, этап работы над темой, уровень владения учащимися иностранным языком. Так, при работе над темой «Образование множественного числа существительных», памятки в 5-6 классах могут и должны отличаться от тех, что предлагаются учащимся, например, в старших классах.



















IV. Виды памяток.

По характеру представления содержания выделяют определенные виды памяток.

  1. Памятка-алгоритм, в которой рекомендуется работа алгоритмического характера: все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна.

  2. Памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о необходимости определенных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки или опускания одного - двух действий.

  3. Памятка-совет. В ней учащиеся получают рекомендации о том , при каких условиях то или иное действие осуществляется успешно. Выбрать действие, наиболее подходящее для него лично - дело самого учащегося.

  4. Памятка-показ, в которой доминирует пример выполнения тех или иных действий с ответствующим контролем и т.д.

Именно эти виды памяток я чаще всего использовала ранее и применяю сейчас. Памятки разрабатываю сама либо вместе с учащимися, но есть несколько памяток других авторов, которые я также использую в своей работе.

Привожу примеры некоторых памяток.



Памятка № 1 «Как работать над новыми словами в классе»

Действия учителя:

-Произносит новое слово;

- раскрывает значение новой ЛЕ (различными способами);

- показывает назначение (функцию) каждой из них;

- контролирует понимание значения ЛЕ.

Действия ученика:

- Слушает и запоминает слуховой образ нового слова;

-дифференцирует от других похожих слов;

- осознает (различными способами) значение слова;

- соотносит с ситуацией, в которой употребляется ЛЕ;

- осознает ее функцию.

Форма ЛЕ

- слуховой образ;

-речедвигательный образ;

- зрительный образ;

- моторно-графический образ.

Действия ученика:

Слушай и сравнивай! Когда учитель знакомит тебя с новым словом, внимательно вслушайся в его звуковой образ, сравни его с похожими словами, отметь для себя разницу - так ты никогда не спутаешь их и не употребишь одно вместо другого. Пытайся догадываться! О значении нового слова ты можешь догадаться сам. Поможет тебе в этом картинка в руках учителя или содержание всего рассказа. Поэтому главное во время знакомства с новыми словами - не отвлекаться! Подумай также о том, почему оно появилось в этой ситуации.

Повторяй не ленись! Когда учитель просит произнести за ним новое слово, сначала сделай это шепотом, потом вслух столько раз, сколько просит учитель.

Старайся как можно чаще употреблять слова в сочетаниях с известными. Это верный путь к тому, чтобы быстрее запомнить их и без ошибок использовать в речи.

Когда первый раз ты встречаешься со словом, написанным на доске или напечатанным в учебнике, внимательно рассмотри его написание, сравни написание и чтение, отметь для себя расхождения между ними. Обрати внимание на строение слова (его корень, суффиксы, окончания).

Впервые записывая слово в тетрадь, не списывай его по буквам, а лучше рассмотри его, а потом попробуй записать его по памяти.

Действия учителя:

Проводит вопросно-ответные упражнения:

- задает общий вопрос;

- задает альтернативный вопрос;

Действия ученика:

Выполняет вопросно-ответные упражнения:

Назначение данной памятки:

Научиться правильно произносить слово - это только начало. Главное хорошенько запомнить его и научиться грамотно употреблять в речи. Путь к успеху лежит через упражнения. Внимательно выполняй их.



Памятка № 2 «Как работать над новыми словами дома»

Действия ученика:

1.Всегда думай прежде всего не о том, чтобы запомнить форму слова, а о том, для чего, когда и как оно употребляется в речи.

2. Не только учи слово специально, а как можно чаще старайся употреблять его в своей речи. Ведь отдельно взятое слово - мертво! Живет оно только во фразе!

3. Всегда представляй себе ситуации, в которых можно использовать слова.

4. Работая над новым английским словом, сравни его с похожим русским словом, отметь для себя разницу - так ты никогда не спутаешь их, не употребишь одно вместо другого.









Памятка № 3 «Вслед за диктором»

В учебнике много упражнений, помеченных знаком (•). Это упражнения, в которых диктор показывает образец высказывания. Как им воспользоваться?

Действия диктора:

- произносит фразу, вопрос, любую реплику

Действия ученика:

- слушаешь его высказывания, обращая внимание на то, что нужно усвоить, и запоминаешь это

Действия диктора:

- делает паузу

Действия ученика:

- повторяешь за ним, отвечаешь, реагируешь и т.п. в зависимости от задания

Действия диктора:

- произносит сказанное вторично или твою предполагаемую реплику

Действия ученика:

- сверяешь сказанное тобой с образцом

Действия диктора:

- делает паузу

Действия ученика:

- повторяешь правильный вариант



Памятка № 4 «Если спрашивают не тебя…»

Если спрашивают не тебя, не отключайся от работы, так как нельзя научиться общаться, говоря на уроке лишь несколько минут.

Действия ученика:

1. Представь, что все сказанное учителем или учениками относится к тебе лично.

2. Подумай, как бы ты сам прореагировал на сказанное.

3. Скажи это (или повтори за говорящим) шепотом.

4. Отдохни, если устанешь. Но потом обязательно продолжи. Так ты сможешь упражняться в общении весь урок! Главное, не отступай, и успех придет!







Памятка № 5 «Загадочные знаки»

Действия учителя:

В английском языке не всегда одна буква передается одним звуком. Одному звуку не всегда соответствует одна буква. Для озвучивания напечатанных слов используется звуковой алфавит - транскрипция. Транскрипция записывается в квадратных скобках. Ударение обозначается знаком [,] или [′] и ставится перед ударным слогом. Запомнив все 44 транскрипционных знака, ты сможешь прочитать любое слово в словаре.

Чтобы легче запомнить транскрипцию, в учебнике на первых уроках под ней дается строчка на русском языке (транслитерация).

Действия ученика:

На первых уроках главное внимание обращает на транскрипцию. К таблице соответствий английских и русских звуков, а также к строчкам на русском языке обращается только в случае крайней необходимости. Прочитав слово с помощью транслитерации, проверяет себя, сможет ли он прочитать это слово по транскрипции, а затем и без нее.







Памятка № 6 «Написать письмо - надо уметь!»

Действия учителя:

При этом нужно помнить о том, что:

1. Начинается письмо обычно с адреса отправителя, который пишется в правом верхнем углу. Обратим внимание на то, что адрес, написанный по-английски, отличается своим порядком: сначала идет номер квартиры, затем дома, название улицы, города, и наконец, страны.

2. После адреса следует дата, например: March, 11th,2009;

3. письмо начинается с вежливого обращения: My dear Mary, Dear Paul;

4. Подписать свое письмо лучше всего так: Your friend, Love, Helen;

5. Адрес на конверте пишется так же, как описано в пункте 1. Однако начинается он с фамилии и имени адресата.

Действия ученика:

Flat8

16, Lenin Street,

Lipetsk

398001

Russian Federation

February 15.2009

Dear Mary

I am in a summer camp. We are having a nice time. The weather is nice. My friends are doing different things…

Love, Helen.

Памятка № 7 «Твоя цель - научиться общаться»

Назначение данной памятки:

Данная памятка стимулирует активность через раскрытие перспектив действий.

Действия учителя:

Сейчас, когда ты только приступаешь к изучению иностранного языка, тебе, наверняка, интересно заглянуть в будущее, узнать, что это означает - уметь общаться.

Если будешь работать так, как тебе советуют памятки, то уже в XI классе ты будешь уметь:

- беседовать с иностранцем на основные темы (о семье, о школе, о городе и т.д.), т.е. понимать его вопросы и высказывания, основные мысли и содержание его рассказов; спросить иностранца о том, что тебя интересует, и кратко рассказать ему о себе и своих делах, о нашей Родине и т.д.;

- написать письмо своему зарубежному другу;

- прочесть заметки из иностранных газет, чтобы найти то, что тебя интересует, или специально изданные для чтения рассказы английских писателей.

Если же ты захочешь научиться:

- понимать содержание радиопередач на английском языке, легко и быстро находить информацию в Интернете;

- понимать то, а чем поют различные ансамбли;

- читать книги английских и американских писателей;

- свободно рассказывать о чем угодно и высказывать сове мнение об этом, тебе придется работать дополнительно и в школе, и после ее окончания.

Выбирай! Все - в твоих руках!

Памятки по темам

Памятка №1 - используется при знакомстве с числительными от 13 до 20, 20 -100 на начальной ступени обучения. Может быть использована при закреплении или повторении числительных на начальном и среднем этапах обучения (например, при работе со слабоуспевающими детьми)

Numerals

-teen

-ty

3

three

13

(thir-)

30

(thir-)

4

four

14

40

5

five

15

(fif-)

50

(fif-)

6

six

16

60

7

seven

17

70

8

eight

18

80

9

nine

19

90



an

---

the

a

Памятка № 2 - используется на среднем этапе обучения

АРТИКЛИ

1. Определите, это «устойчивое» выражение или нет.

Если «да» запишите его правильно, если «нет» выполняйте

задание дальше.

  1. Определите, является ли это слово именем собственным.

Не забудьте, перед именами собственными артикль

не ставится.

НО!

Артикль «the» употребляется, если это:

а) название сторон света

б) название морей, рек, океанов, каналов

в) название горных цепей

г) название планет, светил

д) название некоторых стран (federation, states, kingdom, republic, the Netherlands)

е) название некоторых исторических учреждений (the Kremlin, the British Museum, the Tower of London, the Houses of Parliament, the National Gallery)

ё) фамилия во множественном числе

Если это не имя собственное, выполняйте следующий пункт.

3.Определите, является ли это слово прилагательным в превосходной степени.

Перед прилагательными в превосходной степени ставится артикль «the», если нет, выполняйте следующий пункт.

4.Определите, является ли это слово числительным.

Перед порядковыми числительными ставится артикль «the», если нет, выполняйте следующий пункт.

5. Если перед существительным есть местоимение, артикли не употребляются.

6. Определите, является ли это слово неисчисляемым существительным.

Неисчисляемое существительное («the», « - »)

а) артикль «а»/ «an» не ставится.

б) ) Определите, можно ли здесь поставить «the». Если нет, поставьте « - ».

Если это исчисляемое существительное, выполняйте следующий пункт.

7.Если это исчисляемое существительное , определите его число.

Множественное число. («the», « - »)

а) Артикль «а»/ «an» не употребляется.

б) Определите, можно ли здесь поставить «the». Если нет, поставьте « - ».

Единственное число. («a/an», «the, « - »)

а) Вспомните правило, когда ставятся «а»/ «an» и «the» и заполните пропуски, поставив «a/an», «the» или « - ».



Памятка №3 - может быть использована на среднем этапе обучения при знакомстве с темой «Сослагательное наклонение», а также в старшем звене при повторении грамматического материала, при выполнении упражнений, при работе над переводом предложений.

The Subjunctive Mood

Структура предложения

Перевод

If….V1(s)…….., ……..will V1…… .

Если ………………

(V1 - в обеих частях предложения)

If....V2…….., ……..would V1

Если бы ………..

(V2 - в обеих частях предложения)

относится к настоящему или будущему времени

If....had V3.., .……...would have V3

относится к прошедшему времени (формы глагола to have - в обеих частях предложения)

Памятка №4 «Сравнительные конструкции с прилагательными» используется на среднем и старшем этапах обучения.

Сравнительные конструкции с прилагательными

Перевод

as..................as

такой же ……………..как

not so .............as

не такой ……………..как

............enough

довольно/достаточно………….

not ............enough

не достаточно …………………

too..........

очень/слишком…………….

much.........-er than

much more ........... than

far.........-er than

far more ........... than

намного……………чем

twice as..............as

twice .............-er than

half .........................

в два раза ………чем

three times as...........as

three times .........-er than

в три раза ……………чем

a bit...................

a little..................

немного

the more/-er................the more/-er

чем……….тем………………

Памятка №5 - предлагается учащимся среднего звена при выполнении упражнений по теме «Степени сравнения прилагательных» (например - «Заполни пропуски в предложениях», «Раскрой скобки» и т.д.)

Degrees of comparison of adjectives

1. Прочитай и переведи слово.

2. Определи, является ли это слово исключением.

3. Если это слово - исключение, напиши его сравнительную и

превосходную степень.

Если это слово не является исключением, выполняй далее п.4.

4. Определи сколько в слове слогов.

5. Если в слове 3 или более слогов, напиши его сравнительную и

превосходную степень, используя слова «more» и «most».

Если в слове 1 или 2 слога выполняй далее п.6.

6. Вспомни правила написания слов при прибавлении к ним суффиксов.

а) согл. + y - y  i + es

б) немая гл. «е» второй раз не пишется

в) если в слове 1 слог и слово заканчивается на 1 согласную , согласная удваивается.

7. Запиши слово без изменений, прибавив к нему суффиксы.

8. Проверь, записал ли ты перед прилагательным в превосходной степени артикль «the».

Памятка № 6 - для учащихся начальной и средней школы по теме «Множественное число существительных».

Plural

1. Прочитай и переведи слово.

2. Вспомни, является ли это слово исключением.

3. Если это слово - исключение, напиши его форму множественного числа.

Если это слово не исключение, выполняй п.4.

4.Определи, относится это слово к «исчисляемым» или к «неисчисляемым» существительным.

5. Если это неисчисляемое существительное, пиши его без изменений.

Если это исчисляемое существительное, выполняй п. 6.

6. Вспомни правила написания слов, оканчивающихся на «o, y (после согласной), f(e), шипящие, свистящие согласные» и запиши слово во множественном числе. Если слово не подходит к п.6 выполняй п.7.

7. Запиши слово без изменений, прибавив к нему окончание «s».



Памятка №7 - для работы с учащимися средней ступени обучения по теме «Структура предложения. Отрицательные предложения».

Negative sentences.

  1. Прочитай и переведи предложение.

  2. Определи сказуемое в предложении.

  3. Если в сказуемом есть глаголы «to be (am, is, are, was, were), to have (have, has, had), shall, will, would, should , must, can, could, may» , запиши предложение, поставив после этих слов отрицательную частицу «not».

Если нет, смотри п.4.

  1. Определи, какое время в предложении настоящее или прошедшее.

  2. Если время настоящее, выбери вспомогательный глагол «do» или « does» (Не забудь! does +Vs). Если время прошедшее, запиши вспомогательный глагол «did». (Не забудь! did + V2).

  3. Поставь после вспомогательного глагола отрицательную частицу «not» и запиши все предложение.

Памятка №8 - для работы с учащимися средней ступени обучения по теме «Структура предложения. Вопросительные предложения».

(зд. под понятием «самостоятельный глагол» имеются в виду глаголы «to be (am, is, are, was, were), to have (have, has, had), shall, will, would, should , must, can, could, may»)

« Tag - questions »

  1. Прочитайте и постарайтесь перевести предложение.

  2. Определите, является ли предложение утвердительным или отрицательным (если отрицательное выполняйте п 3 и п.4, если утвердительное выполняйте п.5 - п.10)

Отрицательное предложение.

  1. Если предложение отрицательное, найдите глагол, который стоит с отрицательной частичкой «not» и запишите его после запятой без «not».

  2. Поставьте после глагола местоимение к подлежащему.

Утвердительное предложение.

  1. Определите, есть ли в предложении самостоятельный глагол. (Если есть выполняйте п.6 и п.7, если нет, переходите к п.8).

  2. Если в предложении есть самостоятельный глагол, напишите его после запятой с отрицательной частицей «not».

  3. Поставьте после глагола местоимение к подлежащему.

  4. Определите время в предложении (настоящее или прошедшее).

  5. Если время настоящее, поставьте после запятой «do» или «does». Если время прошедшее, поставьте «did».

  6. Напишите отрицательную частицу «not».

  7. Поставьте после глагола местоимение к подлежащему.

Памятка №9 - для работы с учащимися средней ступени обучения по теме «Структура предложения. Вопросительные предложения».

Common questions .

  1. Прочитай и переведи предложение.

  2. Определи сказуемое в предложении.

3. Если в сказуемом есть «to be (am, is, are, was, were), to have (have, has, had), shall, will, would, should , must, can, could, may» , запиши вопросительное предложение, поставив этот глагол перед подлежащим.

Если нет такого глагола, см. п. 4.

4. Определите время в предложении (настоящее или прошедшее).

5. Если время настоящее, поставь перед подлежащим вспомогательный глагол «do» или « does» (Не забудь! does + Vs). Если время прошедшее, запиши вспомогательный глагол «did». (Не забудь! did + V2).

6. Запиши все предложение.

Памятка № 10 - используется на среднем и старшем этапе обучения при работе над темой «Структура предложения в английском языке», выполнении упражнений.

Последовательность прилагательных в предложении.

мнение + размер + возраст + форма + цвет + происхождение +материал + цель + существительное

Карточки-памятки могут быть двусторонние, разного формата и оформления (черно-белые, цветные, с рисунками, таблицами или без них и т.д.). Сейчас с применением компьютерных технологий возможно их более красочное оформление .

Исходя из этого, можно сделать вывод.

От вида памятки зависит методика работы с ней. Выявить номенклатуру операций, которые составят содержание памятки - это еще не все. Необходимо позаботиться и о том, в какой форме «подать» это содержание. Важную роль играет заглавие памятки. Оно должно отражать ее суть и в то же время быть несколько необычным, интригующим, чтобы возбудить у учащихся желание обязательно прочитать памятку. Интригующее название позволит учащимся впоследствии легче вспомнить ее содержание.При оформлении содержания необходимо учитывать, что любая памятка должна начинаться со своеобразной «экспозиции», назначение которой - подготовить учащихся к восприятию основной части памятки (советов, инструкций и т.д.), показать необходимость данного учебного умения, дать определенный «эмоциональный заряд».Вся памятка (и экспозиция, и ее основная часть, должна быть написана живым, образным языком, доступным учащимся того возраста, которому она адресована. В памятках следует по возможности шире использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения, которые хорошо запоминаются учащимися.Характерной особенностью памятки должна быть ее обращенность непосредственно к ученику, ее доверительный тон.

Следовательно, важным требованием, предъявляемым к памятке, является оформление ее содержания таким образом, чтобы ученик с интересом читал ее и с желанием следовал ее советам.





Список литературы

1. Методические рекомендации /для студентов по использованию памяток как средства формирования приемов учебной деятельности при изучении иностранного языка/. - Липецк, 1985.

2. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М.: Просвещение, 1991.

3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному общению. - М.: Просвещение , 1991.

3. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык.5-9 классы. (М.:Просвещение,2010)







© 2010-2022